Фотография стоматолога из Москвы

Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве

Рекомендация


Студентам

Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта

Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно


Редактировать статью?!

Скачать статью в формате PDF


Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)


Категории статей

А.А. Прохончуков, Н.А. Жижина, А.Г. Колесник, В.К. Леонтьев, В.Д.Вагнер, А.В. Алимский, И.М. Рабинович, В.Ф. Ермолов, Ю.С. Алябьев, Н.М. Алябьева, А.Ю. Алябьев, О.Г. Авраамова. ФГУ ЦНИИС и ЧЛХ «Минздравсоцразвития» (Москва), НПО «ВЕНД» (Москва, Саратов), Воронежская медицинская академия

Резюме

В статье изложены обоснования, методики раз­работок электронных (компьютерных) технологий в стоматологии, включая электронное (рабочее) автоматизированное место (АРМ) стоматолога, электронную версию стоматологической амбу­латорной карты, истории болезни, автоматизи­рованных диагностико-лечебных информативных программ их освоения и внедрения в широкую стоматологическую практику, обучение врачей и преподавателей стоматологических факультетов.

Ключевые слова: электронное автомати­зированное рабочее место (АРМ) стоматолога, электронная автоматизированная стоматологи­ческая карта, электронные автоматизированные диагностико-лечебные программы.

Введение

На заседании Совета по развитию информаци­онного общества при администрации Президента РФ 12.02.2009 Медведев Д. А. предложил план о государственных структурах по массированной информатизации России. По предложению Пре­зидента РФ была принята концепция развития электронного правительства РФ как одноuj из стратегических направлений информационных технологий во всех министерствах, ведомствах, включая МЗСР РФ. Президент подчеркнул, что «Медицина – клиент тонкий» и требует адекватных научно обоснованных решений в информатизации. Информатизация – это постоянная школа повыше­ния квалификации врачей и преподавателей ме­дицинских вузов. Основным разделом информа­тизации здравоохранения является электронные (компьютерные) истории болезни и амбулаторные карты пациентов в широком аспекте, от монито­ринга заболеваемости до ведения всех видов до­кументации в системе здравоохранения [9].

Детально проблемы информатизации здраво­охранения рассматривались дирекцией Департа­мента здравоохранения МЗСР, а также 02. 09.2010 года на Всероссийском форуме «Здоровье нации – основа процветания России», проведенном под председательством министра МЗСР Голиковой Т. А., которая подчеркнула, что Правительство РФ на развитие только информатизации здравоохра­нения выделено 24 миллиарда рублей [8]. На прошедшей в Москве 60-й сессии Европей­ского бюро ВОЗ председатель правительства РФ Путин В. В. указал на эффективную помощь в ин­форматизации РФ ведущими странами ЕС [10]. В ряде стран ЕС уровень информатизации здраво­охранения достигает 60%, в Нидерландах – 97%, в США и Канаде – 55-80%. [9].

По решению Коллегии Министерства здра­воохранения РФ от 20.03.2001 в концепции раз­вития здравоохранения и медицинской науки на период до 2010 года предусмотрено проведе­ние информатизации (компьютеризации) систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования (ОМС) и создание единого инфор­мационного пространства (ЕИП) на федеральном уровне, АСУ, включая лечебно-профилактические учреждения всех уровней и региональные фонды ОМС. Для обеспечения функционирования ЕИП в масштабах страны и взаимосвязи его на всех уровнях МЗ РФ начало издавать специализиро­ванный журнал «Врач и информационные тех­нологии» (редактор – академик РАМН, директор ЦНИИ организации и информатизации РФ акаде­мик РАМН Стародубов В. И.) [12, 17].

Медицинская информатика. Развитие ин­форматики в медицине, включая стоматоло­гию, обусловлено эксклюзивными фундамен­тальными исследованиями ряда выдающихся ученых-медиков, кибернетиков и математиков­разработчиков ЭВМ. Это, в первую очередь, от­носится к известному физиологу, ближайшему ученику Павлова И. П. заведующему кафедрой нормальной физиологии Центрального института усовершенствования врачей (ныне PMAПО), поз­же I московскому медицинскому институту (ныне – Первый МГМУ им. И.М. Сеченова) лауреату Ле­нинской премии, заслуженному деятелю науки, академику АМН и АН СССР Анохину П. К.. Осно­вой возникновения и развития медицинской ин­форматик явился классический (академический) труд Анохина П. К. по теории функциональных систем целостного организма человека, обусло­вивших алгоритмы управления баллистическими ракетами с ядерными зарядами, а позже – по­леты космонавтов в околоземном пространстве. Эти исследования проводились совместно с вы­дающимся специалистом по кибернетике акаде­миком АН СССР, Героем социалистического тру­да, руководителем лаборатории «Кибернетика» АН СССР Бергом А. И. При полетах баллистиче­ских ракет возникла проблема управления этими аппаратами и обратная связь получаемых от них сигналов об их положении в околоземном про­странстве. Возник проект «Человек (оператор) – ЭВМ» с разработкой алгоритмов управления обеими составляющими указанной системы.

Для решения возникших задач Анохиным П. К. и Бергом А. И. была организована специаль­ная лаборатория для изучения алгоритмов ра­боты системы «Человек – ЭВМ» и внедрения по­лученных результатов в практику. В работе этой лаборатории использовали труды выдающегося математика-электронщика лауреата Ленинской премии, Героя социалистического труда, дирек­тора Института точной механики и вычислитель­ной техники, создателя первой в нашей стране ЭВМ «ЦВМ-МЭСМ» и ряда быстродействующих ЭВМ типа «БЭСМ» Лебедева С. А.

К настоящему времени эта система получила свое дальнейшее развитие и применение в широ­кой глобальной практике в виде спутниковой си­стемы «Глонасс», позволяющей обнаружить и ока­зать необходимую помощь летательным аппаратам (космические ракеты, корабли и другие плавсред­ства), а также автомобилям, группам людей. Позже из комплекса указанных выше разработок выдели­лись в самостоятельные разделы и направления по медицинской кибернетике и информатике.

В развитие и становлении информатики в широ­ком аспекте большую роль сыграли открытия Алфе­рова Ж. И. лауреата Нобелевской премии, между­народных премий «Глобальная энергия» и премий ЮНЕСКО за фундаментальные разработки по нано­технологиям в области лазерной диодной техники, быстродействующих оптоволоконных средств свя­зи и других аспектов, включая нанотехнологии в об­ласти медицинской кибернетики [13, 14].

По поручению Минздрава РФ Стоматологиче­ская ассоциация России (СтАР) и Центральный НИИ стоматологии разработали медицинскую карту стоматологического больного нового об­разца на бумажном носителе. Параллельно раз­работана компьютерная версия карты в соответ­ствии с указанным выше решением Минздрава России. Прототипом компьютерной версии ме­дицинской карты стоматологического больного по терапевтической, хирургической, ортопеди­ческой и другим разделам стоматологии [4], кто чьим прототипом послужил? предназначенная для работы, как в сетевом режиме, так и в соста­ве локальной вычислительной сети (ЛВС) стома­тологических учреждений, а также в автономном режиме для небольших поликлиник или кабине­тов в виде стандартных автоматизированных ра­бочих мест (АРМ) [1-3, 13, 16, 17].

Независимо от указанных модификаций ком­пьютерных медицинских карт, к ним предъявляются пять основных требований, обеспечивающих высо­кие качества лечения и производительности труда:

1. Система обследования пациента позволя­ет врачу по специальному алгоритму проводить дифференциальную диагностику заболевания;

2. В программе обосновываются показания и план лечения;

3. Контроль результатов лечения по исполне­нию прост и доступен;

4. Единая унифицированная форма карты обе­спечивает преемственность между всеми врача­ми и службами поликлиники: регистратура, ста­тистика, аптека / склад, бухгалтерия и др.

5. Обеспечивается правовая защита врача и учреждения от необоснованных претензий со стороны пациентов и страховых компаний на ка­чество лечения, что весьма важно в условиях страховой медицины и рыночной экономики.

При разработке новой формы компьютерной версии медицинской карты стоматологического больного учтены нормативы ОСТ 91500.15.002­2003 по электронной медицинской документации и ОСТ 91500.15.002-2003 – по информационной системе в здравоохранении согласно приказу МЗ РФ №303 от 15.02.2003.

Требования протокола обследования и ве­дения больного

В отличие от ныне действующей медицинской карты стоматологического больного формы 043/у новая карта обладает следующими основными отличительными приоритетными качествами:

в паспортной части предусмотрены сведе­ния о социальном статусе и категории льготности пациента;

- приведен в качестве обязательного во вре­мя опроса перечень перенесенных и сопутствую­щих заболеваний (факторов риска);

- состояние зубов и мягких тканей рта пред­ставлено в виде удобных схем-зарисовок, позво­ляющих отмечать точную локализацию патологи­ческих процессов;

- включена оценка гигиенического и РМА–ин­дексов;

- внесен стоматологический анамнез;

- имеется план лечения по всем разделам (гигиена и профилактика, терапевтические, хи­рургические, ортодонтические, ортопедические и другие мероприятия);

предусмотрено введение дневника врача, с контрольными подписями заведующего отделе­нием;

- в качестве вкладышей введены листки уточненных диагнозов по МКБ-10-С, осмотра на онкологическую патологию рта, учета дозовых нагрузок пациента при рентгенологических ис­следованиях.

Конфигурация компьютерной версии разрабо­тана в диалоговом режиме, с указанием предпо­лагаемых вариантов путем их перебора, с отметкой имеющейся патологии (анамнестических данных и т. п.), что намного сокращает время заполнения карты, повышает ее информативность и позволяет существенно повышать производительность труда. В карте предусмотрены варианты распечаток как всего содержания, так и выборочного отдель­ных разделов (диагноз, план лечения, результат контроля) [4-6, 12, 14, 15]. Параллельно разработаны в автоматизирован­ных электронных (компьютерных) системах:

- автоматизированное рабочее место (АРМ) врача-стоматолога;

- «Эндодонтия» – для дифференциальной диагностики и лазерной терапии кариеса зубов, пульпита и периодонтита;

- «Диаст» – для дифференциальной диагно­стики и лечения пародонта;

- «Прогноз» – для прогнозирования течения заболеваний пародонта;

- система для дифференциальной диагности­ки и лечения доброкачественных новообразова­ний и опухолеподобных образований полости рта;

- экспресс-анализ стоматологических боль­ных на СПИД.

Среди указанных выше программ особый инте­рес представляет система «Диаст». Это обуслов­лено сложным многофакторным патогенезом этого заболевания и, соответственно, адекватной сложной электронной системой.

Структура системы «Диаст» состоит из не­скольких сопряженных блоков (разделов): 1) формализованная амбулаторная карта на осно­ве официальной формы 043у; она содержит па­спортные данные, жалобы, анамнез, данные объ­ективного обследования по общепринятой схеме, включая определение пародонтальных индексов, результаты рентгенологического и лаборатор­ного исследований; 2) экспертная система; 3) дифференциальная диагностика; 4) показания к патогенетической многофакторной терапии; 5) динамические характеристики (для контроля эф­фективности лечения); 6) дневник [15].

Аппаратное обеспечение системы рассчи­тано на использование персональных IBM­совместимых компьютеров всех типов отече­ственного и зарубежного производства. Если имеется локальная вычислительная сеть (ЛВС), то используют бездисковые рабочие станции (терминалы), которые работают в комплексе с сервером (центральным компьютером), обеспе­чивающим все операции ЛВС.

Программное обеспечение – компьютерная программа, основой которой является эксперт­ная система. Сущность экспертной системы можно условно определить как максимальную концентрацию многолетнего опыта и знаний кол­лектива специалистов высшей квалификации с учетом мировых достижений в современной па­родонтологии. В базе знаний экспертной системы представлены и описаны наиболее эффективные способы диагностики с применением новейших объективных методов.

Экспертная система включает более 120 диа­гностических признаков 25 клинических форм заболеваний пародонта (гингивиты, пародонти­ты, пародонтоз – локализованные и генерали­зованные, легкой, средней и тяжелой степени). Каждый диагностический признак нормирован, то есть с помощью лабораторных, клинических и математических исследований определена его диагностическая ценность в четырех основных вариантах: 1) самостоятельное значение; 2) в со­ставе симптомокомплекса; 3) корреляции диа­гностических признаков; 4) в составе экспертной системы в целом. В зависимости от степени диа­гностической информативности по приведенным выше показателям все диагностические призна­ки, в свою очередь, классифицированы по уров­ням диагностической значимости в диапазоне от трех до семи значений (градаций). Таким обра­зом, общий массив диагностических признаков экспертной системы по количественным и каче­ственным характеристикам (признакам) – около 800 элементов.

Обследование больных проводят в различ­ных вариантах в зависимости от материально­технического обеспечения поликлиники.

В поликлиниках, имеющих ЛВС, паспортные данные в компьютерную амбулаторную карту в регистратуре вводит медицинский регистратор, далее по кабелю она передается на монитор в смотровой кабинет, где врач обследует больного и вводит в карту необходимые данные.

В поликлиниках, не имеющих ЛВС, обследова­ние больного осуществляют на персональном ком­пьютере смотровой врач с медсестрой, а если от­сутствует и смотровой кабинет – лечащий врач; при этом используется персональный компьютер. По­следний (бессетевой) вариант менее эффективен.

Обследование больного осуществляется по следующим основным разделам. Жалобы больного, выясняемые при опросе, вводят в ком­пьютер с его слов обычным образом; так же вво­дят данные анамнеза и сведения о фоновых (со­путствующих) заболеваниях.

Клиническое обследование больного (оценка стоматологического статуса) осуществляют путем перебора общепринятых вариантов клинических признаков, включая оценку состояния твердых тканей зуба, пародонта, слизистой оболочки и пр.

Пародонтальные индексы, особенно их ком­плекс, имеют чрезвычайно большое значение для дифференциальной диагностики заболеваний пародонта, определения их клинических форм и степени тяжести.

В формализованной истории болезни (ФИБ) системы «Диаст» содержится 10 пародонтальных индексов: состояния твердых тканей зуба (КПУ), Грина-Вермиллиона, Рамфьерда, распростране­ния патологического процесса, подвижности зу­бов, стертости зубов, ПМА, Шиллера-Писарева, убыли костной ткани (альвеол), ПИ-ВОЗ (CPTN). Но все индексы (в комплексе) используются не всегда – в основном у сложных, тяжелых боль­ных или, наоборот, при начальных (стертых) либо переходных формах, когда требуется тщательное обследование больного для выявления докли­нических признаков, начальных стадий возник­новения заболевания пародонта. Обычно врач свободно ориентируется в выборе при вводе в компьютер необходимых пародонтальных индек­сов в оптимальных вариантах (по показаниям).

Многомерный пародонтальный индекс – это комплекс пародонтальных индексов – показате­лей гигиенического статуса, интенсивности вос­паления, перекрытия эмалево-цементной грани­цы, обнажения корней зубов, дна зубодесневой борозды, подвижности зубов, стертости и эрозий твердых тканей зуба, распространенности пато­логического процесса.

Многомерный пародонтальный индекс в гра­фическом многомерном весьма демонстративном виде представляет соотношение (причем объек­тивное – цифровое, в процентах) различных пока­зателей, характеризующих состояние пародонта, и главное, позволяет выявить инициальные (веду­щие) патогенетические факторы возникновения и развития заболеваний пародонта у конкретного больного. Рентгенологические данные вводят в зависимости от материально-технических усло­вий в поликлинике. Если имеются рентгено­компьютерный аппарат (установка) и ЛВС, снимок (возможно, вместе с описанием) запрашивают из рентгенологического отделения (кабинета) по кабелю и вводят в амбулаторную карту больного. Если указанное оборудование отсутствует, рентге­нологические данные по традиционной схеме вво­дят со снимка (или его описания).

Данные общего (краткого) обследования (тем­пература тела, показатели кровяного давления) вводят набором текста.

Факторы риска – фоновые и сопутствующие за­болевания. Роль этих факторов в возникновении и развитии заболеваний пародонта общеизвест­на. Однако, к сожалению, в повседневной прак­тике на массовом амбулаторном приеме они не только не учитываются, но, главное, практически не используются как для дифференциальной диа­гностики, так и для патогенетической терапии.

Поэтому в экспертную систему включены основ­ные вероятные факторы риска как модифици­рующие факторы, определяющие состояние важ­нейших систем организма (нейрогуморальной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, вы­делительной и др.), а также алиментарные факто­ры, вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем), профессиональные вредности и др.

Эти данные имеют большое значение для уста­новления не только клинического, но и патоге­нетического диагноза, оценки роли патогенных факторов и главное – для определения показа­ний к проведению патогенетической, в том числе многофакторной, терапии. Ввод данных клини­ческого обследования в компьютер осуществля­ют обычным способом с помощью клавиатуры в диалоговом режиме. В период освоения систе­мы «Диаст» используют «окно помощи». В «окне помощи» приведены обозначения пользования основными клавишами для работы с компьютер­ной программой.

Дифференциальный диагноз заболеваний па­родонта при выраженных («классических») фор­мах даже при минимальном объеме исследований обычно выставляется экспертной системой с до­статочно высоким уровнем значимости – до 99%.

При начальных (нередко скрытых), стертых, переходных формах заболеваний пародонта или развитии заболевания при выраженной фоновой (общей) патологии, наслоениях сопутствующих заболеваний и т. п. дифференциальный диагноз обычно представлен в виде нескольких вероят­ностей, нередко заставляющих врача подключать свое врачебное мышление для окончательной оценки полученных диагностических данных.

Например, одним из вариантов диагности­ческого ответа экспертной системы могут быть переходные формы, например «пародонтит ге­нерализованный I–II степени тяжести». В других наблюдениях может возникнуть необходимость в углубленном анализе полученной диагностиче­ской информации, сопоставлении ее с результа­тами дополнительных, в том числе лабораторных, исследований. В этих случаях врач может, поль­зуясь уникальными возможностями экспертной системы, провести самоанализ (самоконтроль) проведенного им диагностического обследова­ния больного с оценкой диагностической и па­тогенетической значимости каждого диагности­ческого или патогенетического признака или их совокупности в каждом разделе обследования, уточнить и проверить необходимые сведения об обследуемом. Принципы коррекции нарушенных функций и структур тканей пародонта и лечения базируются на определении значимости пато­генетических факторов методом трассировки. Трассировка (нем. trasse, франц. trace) означает «линия», «направление». Определение характера диагностических информационных потоков – па­раллельные, разнонаправленные и др.

Для осуществления дифференциальной диа­гностики входят в блок «Диагностика», высве­чивается окно с надписями «без трассировки, с трассировкой», при этом курсор автоматиче­ски устанавливается на строке «без трассиров­ки», на дисплее высвечивается предполагаемый диагноз, диагностическая значимость которого выражена в процентах по отношению к другим вероятным (сходным) формам. Например, высве­чиваются четыре предполагаемых диагноза:

1. Пародонтит генерализованный острый тя­желый 96%.

2. Пародонтит генерализованный хронический тяжелый 2%.

3. Пародонтит генерализованный острый средней тяжести 1%.

4. Пародонтит генерализованный хронической средней тяжести 1%.

Отсюда ясно, что наиболее вероятно значимым (96%) является диагноз «пародонтит генерализо­ванный острый тяжелый», а сходные формы мало­значимы (всего 1-2%).

Для входа в блок «Диагноз» с трассировкой устанавливают строку «с трассировкой».

Данный подраздел представляет собой своео­бразный аналитический демонстрационный блок дифференциальной диагностики. В этом под­разделе имеется возможность четко проследить весь процесс (направление) формирования окон­чательного диагноза по его составляющим раз­делам (элементам).

Одновременно последовательно включают и отслеживают каждый диагностический этап (раз­дел) дифференциальной диагностики на основа­нии обследования больного по всем позициям (разделам) заполненной ФИБ: паспортная часть (роль возраста), жалобы, анамнез, стоматологи­ческий статус во всех его проявлениях примени­тельно к данным нозологическим единицам и их клиническим формам и т. п.

Анализируя процесс формирования оконча­тельного дифференциального диагноза, можно определить диагностическую значимость (цен­ность) в процентном выражении каждой позиции ФИБ, группы показателей ФИБ или раздела ФИБ (симптомокомплекса), например диагностиче­скую значимость обнажения корня зуба или его подвижности, рентгенологических данных и пр.

При этом можно также выявить, какие именно данные (показатели, разделы) ФИБ играют опре­деляющую (решающую) роль в дифференциаль­ной диагностике определенной нозологической единицы и ее различных клинических форм у кон­кретного больного с его индивидуальным стома­тологическим статусом, какие второстепенные (дополнительные) диагностические признаки имеют второстепенное значение, какие показате­ли могут снижать диагностическую ценность со­вокупности всех показателей и т. п.

Трассировка помогает определить (выявить) ведущие (инициальные) патогенетические фак­торы в механизмах разных видов патологии. Она имеет большое значение и для учебной работы (со студентами, врачами), способствуя формирова­нию логического мышления, умения выявлять кар­динальные признаки, группы признаков (симпто­мокомплексы) при различных видах патологии [7].

Трассировку используют также для самопро­верки правильности постановки диагноза или при невысоких значениях дифференциального диагноза, когда необходимо уточнить ценность наиболее информативных диагностических при­знаков (или симптомокомплексов) и, возможно, пересмотреть их оценку при заполнении ФИБ.

Лечение стоматологических заболеваний. Этот блок диагностических систем предусматри­вает рекомендации по комплексному лечению за­болеваний, включающие традиционные методы и новые авторские (патентованные) способы с при­менением техники нового поколения с микропро­цессорным и компьютерным управлением.

Оценка результатов лечения проводится с использованием блока «Динамические характе­ристики», содержащиеся в конце ФИБ. Для оцен­ки результатов лечения в динамике больных об­следуют повторно – входят в блок «Диагностика». Экспертная система объективно оценивает улуч­шение состояния тканей.

Введение дневника осуществляется в авто­матизированном режиме путем отметок вари­антов перебора необходимых (и проверенных врачом) манипуляций и назначений: входят в блок, «Дневник». При этом высвечивается до­полнительное окно со строками: «Просмотр», «Заполнение», «Запись», «Архив», «Выходные формы», «Выходные данные», высвечивается до­полнительное окно со строками «Запись днев­ника в файл» и «Вывод дневника на печать». За­полнение дневника осуществляют перебором вариантов манипуляций, и эти позиции отмечают на соответствующих строках дневника и отправ­ляют в архив. Предварительно ФИБ присваивают порядковый номер (шифр) по отметке в регистра­туре в паспортных данных, по этому номеру ФИБ и дневник вызывают из архива при последующих посещениях больного.

Обучение студентов и врачей. Наряду с лечебно-диагностическими целями электронную систему «Диаст» применяют для обучения сту­дентов и врачей (на факультетах усовершенство­вания врачей, стоматологов) и повышения ква­лификации преподавателей. Для учебных целей автоматизированные системы могут применять­ся в нескольких вариантах. Первое: овладение современными методами дифференциальной диагностики и лечения заболеваний с исполь­зованием комплекса высокоэффективных диа­гностических признаков и симптомокомплсксов, пародонтальных индексов, факторов риска и пр., которые при традиционных методах препода­вания не используются. Второе: компьютерная система дает возможность приобретения сту­дентами и врачами практических навыков логиче­ского мышления в процессе дифференциальной диагностики и определения показаний к патоге­нетической многофакторной терапии. Третье: структура диагностической системы позволяет студентам и врачам проводить самоконтроль (самопроверки) своих знаний в виде самостоя­тельных занятий (без преподавателя). Это дает возможность оценивать диагностическую инфор­мативность всех диагностических признаков в от­дельности, по симптомокомплексам, разделам и в совокупности, а также избегать вероятных по­грешностей и ошибок при обследовании боль­ного, и, кроме того, возвращаться к некоторым разделам, уточнять клинические, лабораторные и другие данные. Четвертое: преподаватели мо­гут использовать автоматизированную систему, электронные автоматизированные для тестиро­вания – контроля уровня знаний обучающихся. Пятое: динамический контроль лечения позволя­ет дать интегральную оценку практического осво­ения этой системы в виде конкретных результа­тов излечения (реабилитации) больных [7].

Возможности и перспективы совершен­ствования и развития. Информативные си­стемы обладают широкими возможностями дальнейшего совершенствования и развития и могут применяться для проведения целого ряда лечебно-профилактических работ: мониторинга эпидемиологии стоматологических заболеваний, обследования и диспансеризации населения (в первую очередь детей), выявления краевой па­тологии, профосмотров, выполнения научно­исследовательских работ и т. п. [13].

Достоинства и преимущества. Системы об­ладают приоритетными качествами и отличиями от существующих способов дифференциальной диагностики и патогенетического лечения забо­леваний пародонта.

1. Обследование больного осуществляется с помощью автоматизированного компьютерного ведения амбулаторных карт и историям болезни с записью всего необходимого, (данных в фор­мализованном виде и фиксацией на магнитных носителях, при необходимости – с быстрой рас­печаткой на бумаге (бланках).

2. Обследование больного с диагностиче­скими целями упростилось на трех уровнях: 1) в объеме смотрового кабинета; 2) для консульта­тивного приема; 3) в объеме «ЭВМ-консилиума», то есть по максимально развернутой диагности­ческой форме.

3. Унифицированная (упорядоченная) и регла­ментированная система ведения компьютерных амбулаторных карт обеспечивает преемственность в работе и взаимодействие врачей поликлиники.

4. Компьютерные амбулаторные карты соответ­ствуют требованиям стандартов в части диагно­стики и лечения стоматологических заболеваний.

5. Обследование больного и диагностический процесс осуществляются на персональных ЭВМ в диалоговом режиме с «подсказками» и «со­ветами», «окнами помощи» по нормированной (упорядоченной) схеме, не требуют специальной подготовки в области владения компьютерной техникой и характеризуются высокой произво­дительностью труда: первичное обследование больного занимает 12-15 минут, повторное – 3-5 минут (экономия времени – до 85%).

6. Основное достоинство компьютерных ав­томатизированных систем – возможность даже молодым начинающим врачам осуществлять диф­ференциальную диагностику и лечение на уровне специалистов высшей квалификации (профессо­ров, доцентов), многолетний опыт которых заложен в экспертную систему компьютерной программы.

7. Врачу, который обследует больного, не тре­буется специальных знаний, подготовки и опыта для проведения патогенетического анализа, кли­нической интерпретации и общей оценки целого ряда диагностических признаков и симптомоком­плексов, включая лабораторные методики (ана­лизы крови, мочи, электрокардиография и др.).

8. Метод трассировки позволяет устанавли­вать максимально точный и математически обо­снованный дифференциальный диагноз стомато­логических заболеваний.

9. Врач в известной мере избавлен от необ­ходимости сопоставлять все полученные данные (проводить их корреляцию) по разделам обсле­дования (анамнез, жалобы, объективные данные, рентгенологические, лабораторные и другие ис­следования).

10. Врач максимально освобождается от ру­тинной работы, включая заполнение рукой или на пишущей машинке амбулаторной карты (истории болезни).

11. Врач (преподаватель, студент, врач­курсант) после обследования больного может про­вести самоанализ (самоконтроль) своей работы.

12. Для работы на персональном компью­тере с дифференциально-диагностической про­граммой не требуется специальных знаний и подготовки: достаточно знать стоматологические заболевания на уровне выпускника стоматологи­ческого факультета.

13. Обеспечиваются высокие эффективность и качество диагностики и лечения, соответствую­щие требованиям страховой медицины.

14. Обеспечивается юридическое обосно­вание возможности оказания сверхнормативных платных услуг.

15. Обеспечивается правовая защита инте­ресов больных, лечебнoгo учреждения и врачей.

16. Срок окупаемости автоматизированных диагностических систем – 6-10 месяцев в зави­симости от загрузки (одна или две смены).

17. Производительность труда врачей и сред­него медицинского персонала повышается на 25­35%; увеличиваются прием больных и прибыль (по сверхнормативным платным услугам и полисам общего медицинского страхования) за счет ис­ключения трудоемкой рутинной работы по оформ­лению амбулаторных карт и другой документации.

Внедрение в практику новых компьютерных технологий в стоматологию регламентировано решением коллегии и приказом Минздрава РФ (№158 от 23.04.96), «О Целевой программе ин­форматизации здравоохранения России». Основ­ная задача информатизации здравоохранения, в том числе стоматологии, – повышение качества и эффективности диагностики, профилактики и лечения, при этом с высоким экономическим эф­фектом (до 30%), за счет избавления от рутинной канцелярской работы, которая выполняется авто­матизированными компьютерными системами. Особенно эффективно применение ЛВС, когда все компьютеры (лучше терминалы – это дешев­ле) объединены в одну систему – от главного вра­ча до сотрудников аптеки (склада) и бухгалтерии.

Возможности и перспективы информатизации в стоматологии широко отражены в Националь­ных проектах «Здоровье» и «Образование» в сто­матологии [13, 14].

Заключение.

Необходимо отметить, что внедрение электронных (компьютерных) тех­нологий? в частности электронной версии ам­булаторных карт, началось, к сожалению, не с клинических исследований, а c системы касса– бухгалтерия поликлиник для учета поступления платежей за стоматологическую, основном зу­бопротезную помощь, учета прибыли, расчета зарплаты персонала и т. п. Этому, в частности, способствовало рекламирование австралийской программы Dental=4. Здесь возобладали и по­требительские устремления, предопределявшие внедрение электронных амбулаторных карт. Хотя исследования по разработке электронных амбу­латорных карт и истории болезни стоматологи­ческих больных начались еще в 1986-1988 годах и начиная с 1990 года были опубликованы в ве­дущих стоматологических журналах, трудах, кон­ференций и съездов СтАР и других печатных сто­матологических изданиях. В итоге понадобилось только указание Президента РФ Медведева Д. А. и председателя Правительства РФ Путина В. В. о введении в оборот электронных историй болезни и амбулаторных карт [10-12].

Не главным стоматологам, представителям Научного совета по стоматологии МЗ СССР, а за­тем МЗСР, президенту СтАР и другим руководите­лям здравоохранения и стоматологии не удалось обеспечить широкое внедрение этих информаци­онных технологий. Кому что не удалось? Можно предложить, что инициатива Президента РФ во многом способствовала его активное участие в Twitter, где давно имелись данные по электронной информатике в здравоохранении и медицине [9­12]. Кто кому (чему) способствовал?

Литература

1. Безруков В. М., Прохончуков А. А. Програм­ма информатизации стоматологической службы России // Стоматология. 1995. №5. С. 7-25.

2. Безруков В. М., Прохончуков А. А. Автомати­зированная компьютерная система управления стоматологической поликлиникой // Стоматоло­гия. 1996. №4. С. 61-65.

3. Безруков В. М., Прохончуков А. А., Жижина Н. А. и др. Неотложные задачи компьютеризации стоматологической службы России // Стоматоло­гия., 1996 (специальный выпуск: Материалы 111 съезда стоматологической ассоциации России). С. 16-17.

4. Вагнер В. Д., Прохончуков А. А. Компьютер­ная версия медицинской карты стоматологиче­ского больного – объективная необходимость / Материалы научно-практических конференций СтАР. – М., 2004. – С. 119-121.

5. Жижина Н. А., Прохончуков А. А., Пелковский В. Ю. Автоматизированная система «Прогноз» для прогнозирования течения заболеваний пародонта / Труды VI съезда СтАР. – М., 2000. – С. 177-179.

6. Жижина Н. А., Прохончуков А. А., Рабинович И. М. и др. Компьютерная автоматизированная система для дифференциальной диагностики и лечения заболеваний слизистой оболочки рта // Стоматология. 1998. №1. С. 55-61.

7. Зеновский В. П., Давыдова Н. Г. Опыт при­менения автоматизированной компьютерной программы «Диаст» для дифференциальной диа­гностики заболеваний пародонта в учебном про­цессе// Стоматология для всех. 2004. №2. С. 50-51.

8. Зеновьева А. П. Шаги здоровья // Москов­ский комсомолец. №205 от 18.09.2009. С. 2.

9. Кузнецов П. П., Столбов А. П. Информаци­онные технологии в здравоохранении ЕС, США и Канады // Врач и информационные технологии. 2007. №6. С. 69-72.

10. Пичугина Е. С. ВОЗ доехал до России // Московский комсомолец. №202 от 14.09.2010. С. 2.

11. Приходько В. В. Правительство станет электронным // Московский комсомолец. №30 от 13.02. 2009. С. 2.

12. Приходько В. В. Знаковый президент // Московский комсомолец. №97 от 07.05.2009. С. 4.

13. Прохончуков А. А. Возможности стома­тологии в реализации Национальных проектов «Здоровье» и «Образование» // Стоматология се­годня. 2007. №6. С. 40-43; №7. С. 40-42.

14. Прохончуков А. А., Жижина Н. А., Алим­ский А. В. и др. Новые возможности и перспекти­вы информатизации стоматологии // Стоматоло­гия сегодня. 2009. №5. С. 50-52.

15. Прохончуков А. А., Жижина Н. А., Колес­ник А. Г. и др. Компьютерная автоматизированная система «Диаст» для дифференциальной диагно­стики и лечения стоматологических заболева­ний// Инф. бюлл. Компьютеры и лазеры в стома­тологии. 1992. №1. С. 15-19.

16. Прохончуков А. А., Жижина Н. А., Пел­ковский В. Ю. и др. Программное обеспечение автоматизированных (компьютеризированных) рабочих мест (АРМ) врачей стоматологов // Сто­матология. 1997. №5. С. 67-71.

17. Эльянов М. М. Медицинские информаци­онные технологии. Каталог. – М., 2009. – С. 9.

В приведенных литературных источниках име­ется библиография, которой при необходимости можно воспользоваться для расширения и углу­бления излагаемой темы.

Содержание

Источник: www.dentoday.ru