Фотография стоматолога из Москвы

Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве

Рекомендация


Студентам

Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта

Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно


Редактировать статью?!

Скачать статью в формате PDF


Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)


Категории статей

1 января 2010 года марселю закеевичу миргазизову исполнилось 75 лет

Представляем интервью с юбиляром - почетным президентом Российской ассоциации стоматологической имплантологии (РАСтИ). 

Время бежит быстро. Еще недавно, уважаемый Марсель Закеевич, мы с вами вели беседу в связи с вашим семидесятилетием. А сегодня уже 75-летие. Прежде всего, самые добрые вам пожелания от имени стоматологической общественности, благополучия в семье! Вы - известный генератор идей в развитии отечественной дентальной имплантологии. Хочется спросить, какие новые идеи появились у вас за этот время в самой любимой вашей области - "самой захватывающей идее современной стоматологии, давшей начало новой эре в стоматологии"? (как определял дентальную имплантологию Леонард И. Линков).

Идеи появляются, их всегда больше, чем возможностей для реализации. Сегодня, на мой взгляд, актуальна идея о специалисте по стоматологической имплантологии. Она обусловлена тем, что имплантология прочно вошла в стоматологическую практику. В ней произошли существенные положительные изменения в области диагностики и лечения, а также производства материалов и имплантационных систем. Однако учебные программы по стоматологической имплантологии устарели и нуждаются в обновлении с учетом произошедших изменений. Нуждаются в совершенствовании методы обучения имплантологии, особенно в формировании практических навыков. В связи с отсутствием в государственной номенклатуре врачебной специальности "стоматолог-имплантолог" назрела необходимость учредить на уровне профессиональной ассоциации квалификацию "специалист по имплантологии Российской ассоциации стоматологической имплантологии ", сокращенно "имплантолог РАСтИ".

О каких достижениях и проблемах стоматологической имплантологии сегодня можно уверенно говорить с позиции почетного президента РАСтИ?

В конце прошлого века дентальная имплантация, опираясь на достижения медицинского материаловедения, высоких технологий диагностики, планирования и лечения, производства прецизионных имплантатов и инструментов, превратилась в наукоемкую технологию комплексного лечения больных с дефектами зубных рядов, альвеолярной кости и челюстей. В настоящее время четко можно говорить об определенных достижениях, например:

- срок службы имплантатов в качестве опоры несъемных протезов, например при полном отсутствии зубов, перевалил за 30 лет;

- теория остеоинтеграции Бронемарка полностью себя оправдала;

- титан и его сплавы заняли ведущее место среди имплантационных материалов;

- винтовые имплантаты оказались наиболее приемлемой конструкцией;

- дентальную имплантацию стали применять не только в простых случаях, но и при неблагоприятных анатомо-топографических и других сложных соматических ситуациях, создавая хирургическими способами требуемый объем кости и мягких тканей;

- появились ведущие производители, торгующие фирмы, научные центры, кафедры, институты, академии, профессиональные ассоциации, научные издания, специализированные клиники и другие структуры.

В мире произошло изменение взглядов общества на жизнь: утвердилось понятие "качество жизни", а по отношению к медицине и стоматологии - "качество жизни, связанное со здоровьем" и "качество жизни, связанное со стоматологическим здоровьем", включающие в себя отсутствие боли, свободу общения, комфортность, эстетическую удовлетворенность.

В рамках этих подходов пациентов не устраивают многие стороны традиционного протезирования зубов: препарирование здоровых зубов, съемность протезов, закрытость неба базисом протеза, искусственная десна в несъемных и съемных протезах и др. Все эти изменения, безусловно, нужно учитывать и использовать при обновлении программ обучения по стоматологической имплантологии. При этом важно не только знать, но и прогнозировать основные тенденции развития научных и практических аспектов имплантологии. По нашему мнению, они заключаются в следующем:

- дальнейшее развитие теории остеоинтеграции и зарождение отдельных концепций;

- актуализация науки о жизни костной ткани - имплантологической остеологии - на основе клеточных и генных технологий с применением стволовых клеток;

- появление новых биосовместимых материалов на основе нанотехнологий;

- всегда будут оставаться актуальными клинические вопросы, особенно в связи с интенсивным проникновением дентальной имплантологии (ДИ) в другие разделы стоматологии и медицины - ортодонтию, пародонтологию, ЧЛХ, челюстно-лицевое протезирование.

Все это приведет к расширению доступности технологии дентальной имплантации широким слоям населения, включая пожилых пациентов, страдающих соматическими заболеваниями. Клиника будет развиваться на фоне совершенствования диагностики и планирования лечения с применением высоких технологий (КT, стереолитографии, пьезохирургии, лазерных, CAD/CAM- и SAE-технологий).

Будет прогресс и в области производства имплантатов и имплантологической продукции: наноструктурные биосовместимые материалы, внедрение системы управления качеством продукции приведут к появлению на рынке конкурентоспособных отечественных имплантатов на фоне упрочнения позиции основных производителей имплантатов (Швеции, Швейцарии, Германии, США и др.). Будут появляться и новые мелкие (семейные) производители имплантатов.

Исходя из этого, возникают вопросы: может ли существующая система до- и постдипломного обучения готовить специалистов, владеющих современным уровнем стоматологической имплантологии? соответствуют ли программы и методы обучения требованиям времени?

Безусловно, велика доля участия институтов существующей системы до- и постдипломного образования в формировании специалистов, владеющих современным уровнем стоматологической имплантологии. Теоретическая и практическая база врача-стоматолога служит фундаментом для формирующегося специалиста. Однако эта база сама по себе не создает имплантолога. В рыночных условиях врачи-стоматологи и зубные техники сами создают себя, находя своих учителей в многочисленных школах нередко за пределами существующей отечественной системы до- и постдипломного обучения. Истинными учителями стоматологов по имплантологии часто становятся не родные институты, а чужие.

Первая учебная программа по ДИ в СССР появилась в 1987 году в рамках Программы по ортопедической стоматологии для стоматфакультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденной Главным управлением учебных заведений МЗ СССР 30 марта 1987 года.

Вторая учебная программа по ДИ также была в рамках Программы по ортопедической стоматологии для студентов стоматфакультетов медицинских институтов университетов и академий РФ, утвержденной ВУНМЦ в 1998 году. Но к настоящему времени эта программа и подходы к ее составлению также устарели. Сегодня нужны концептуальные подходы к построению современной учебной программы по ДИ в системе до- и постдипломного образования.

По нашему мнению, при создании таких программ нужно учитывать в теоретическом разделе для студентов: сквозное преподавание ДИ на теоретических, медико-биологических и клинических кафедрах медицинских институтов, университетов и академий (кафедры физики, химии, нормальной анатомии, гистологии, физиологии, фармакологии, патологии, внутренних болезней и др.).

В практическом разделе программы должны быть предусмотрены обучения на фантомах, на виртуальных моделях, на экспериментальных животных и, конечно, клиническая практика.

В связи с важностью фантомного обучения в имплантологии, нельзя ли несколько подробнее остановиться на особенностях применения обучения на фантомах?

Главным требованием, по нашему мнению, здесь является полная имитация клинической ситуации на хирургическом и ортопедическом этапах лечения. В данном случае происходит обучение на "искусственном пациенте". Такой опыт имеется в Германии, разработаны специализированные модули диагностики и планирования лечения, материально-технического обеспечения операции, техники проведения разрезов и наложения швов. Нам необходимо подумать о разработке модулей техники препарирования кости, непосредственной имплантации, синус-лифтинга, различных способов аугментации; мембранной техники; протезирования и модуль работы бригадой.

Вернемся к вопросу о специалисте по стоматологической имплантологии.

Я уже говорил, проблема в том, что в номенклатуре специальностей "врача-имплантолога" нет, но стоматологов, занимающихся имплантологией, много. Как их называть? Назвать их просто "специалист по стоматологической имплантологии"? Тогда возникают следующие вопросы: кого считать специалистом по стоматологической имплантологии? где их готовить? как его готовить? кто их готовит? кто их аттестует? кто им выдает документ? какова юридическая сила этого документа?" 1 ЯНВАРЯ 2010 ГОДА МАРСЕЛЮ ЗАКЕЕВИЧУ МИРГАЗИЗОВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 75 ЛЕТ. Представляем интервью с юбиляром - почетным президентом Российской ассоциации стоматологической имплантологии (РАСтИ).

За рубежом ситуация примерно такая же. Есть стоматологи, занимающиеся имплантологией. Уровень их теоретических знаний и практических навыков поддерживается программами профессиональных ассоциаций. Наиболее четко эта система развита в Германии через DGZI (Deutchse Geselchsaft fur Zahnarztliche Implantologie): разработаны перечни требуемых теоретических знаний, практических навыков, созданы курсы для обеспечения данного уровня знаний и навыков, отработана система экзаменов с предоставлением в комиссию не менее 10 клинических случаев по имплантологии, решены и другие организационные вопросы. Сдавшие экзамен врачи получают сертификат специалиста DGZI по ДИ.

По аналогии с немецкой системой в нашей стране может быть введена квалификация "Специалист по стоматологической имплантологии РАСтИ". Этому отвечают такие факторы, как участие РАСтИ в повышении качества подготовки врачей-стоматологов, занимающихся ДИ, расширение и облегчение выбора пациентами врачей по ДИ, повышение качества имплантологической помощи в России.

Для реализации проекта могут быть разработаны "Положение о присуждении квалификации "специалист по стоматологической имплантологии РАСтИ"" и учебная программа. Основным содержанием проекта положения о квалификации должны стать теоретические знания и практические умения, представляемые соискателем аттестационной комиссии.

Аттестация специалиста по ДИ может быть организована по схеме:

А. Письменный контроль по учебной программе.

Б. Представление клинических случаев "Имплантация и протезирование " для экзаменационной комиссии, включающих ситуации с одиночными дефектами зубных рядов, дефекты при отсутствии двух и более зубов, при множественном и при полном отсутствии зубов. При этом должны указываться участки локализации дефектов, уровни сложности проводимой имплантации - при благоприятных анатомо-топографических условиях зубочелюстного комплекса, с предварительной коррекцией неблагоприятных анатомо-топографических условий и соматических нарушений (совместно с соответствующими специалистами).

Критерием оценки должен являться уровень достижения морфо-функционального и эстетического оптимума.

В схему представления клинических случаев должны войти: анамнез, факторы риска, ожидания пациента, общий и стоматологический статус, диагноз, план лечения, прогноз, эпикриз, хронология лечения, фото- и рентгеновская документация.

На форуме "Современные технологии в реконструктивной хирургии и имплантологии" в Гостином Дворе, 18 ноября 2009 года, многие имели возможность услышать ваш доклад "Модель специалиста по стоматологической имплантологии РАСтИ". Существует ли в настоящее время утвержденный Ассоциацией документ по присвоению квалификации "специалист в области имплантологии РАСтИ"?

Проект действительно имеется, неоднократно был представлен в докладах на имплантологических конгрессах и симпозиумах. Я считаю, что в настоящее время проект находится на стадии обсуждения (с ним можно ознакомиться на сайте http://rastimplant.ru). Однако в конце 2009 года появился интерес к содержанию данного проекта со стороны некоторых стоматологических клиник, широко занимающихся дентальной имплантацией. Например, сеть стоматологических клиник "Президент " начала использовать этот подход для внутренней аттестации специалистов (врачей стоматологов-хирургов, ортопедов, зубных техников), занимающихся имплантацией. Эту работу можно рассматривать как репетицию к общественной аттестации через РАСтИ.

Спасибо вам, уважаемый Марсель Закеевич, за интересное интервью. Еще раз от имени редакции нашей газеты, ее многочисленных читателей, поздравляем вас с юбилеем и желаем скорейшего претворения в жизнь ваших проектов, в том числе проекта о специалисте в области имплантологии РАСтИ, и конечно, новых интересных идей!

Интервью подготовлено Галиной МАСИС


Источник: www.dentoday.ru