Фотография стоматолога из Москвы

Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве

Рекомендация


Студентам

Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта

Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно


Редактировать статью?!

Скачать статью в формате PDF


Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)


Категории статей

Международная конференция

«Актуальные вопросы модернизации и повышения качества высшего стоматологического образования в России»
Actual issues of modernizing and improving higher dental education in Russia

1–2 февраля 2006 г., Москва, Конгресс-центр Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации

Организаторы: ММГСУ, Сотрудничающий Центр Всемирной Организации Здравоохранения по инновациям в области подготовки стоматологического персонала при МГМСУ, Европейская Ассоциация стоматологического образования, ЮНЕСКО.

1–2 февраля 2006 г. в Конгресс-центре Финансовой академии при Правительстве РФ (Ленинградский проспект, 55) состоялась Международная конференция «Актуальные вопросы модернизации и повышения качества высшего стоматологического образования в России».

Ведущие ученые и преподаватели стоматологических факультетов России, ряда стран Ближнего и Дальнего зарубе жья собрались на международный Форум, чтобы обсудить вопросы подготовки специалистов-стоматологов.

Тематика, цели и задачи прошедшей конференции были определены тем, что все Европейское сообщество уже на протяжении ряда лет ищет пути экономической, культурной и политической интеграции. Одной из сфер этого глобального процесса является образование, особенно – медицинское, т.к. сохранение и поддержание здоровья людей представляют собой главную цель врачебной профессии, важнейшим принципом которой является – «Не навреди». Создание общепринятых и прозрачных программ обучения, а также сравнимых академических и профессиональных квалификаций в области высшего образования будет способствовать углублению взаимопонимания, доверия между народами и странами, укреплению мира. Инструментом решения поставленной цели является Болонская декларация, определившая до 2010 года ряд конкретных задач, которые при многообразии систем образования в странах Европы помогут формированию европейского образовательного пространства; оптимизации и гармонизации философии образовательного процесса для студентов в различных странах; свободы в посещении ими университетов Европы и мира; интеграции рынка труда. При этом, важное внимание обращено на то, что при структурных преобразованиях должны быть сохранены богатство всей академической культуры, многообразие национальных и даже внутривузовских ее типов и видов при одновременном достижении сопоставимости, а в будущем – и совместимости.

В данном интеграционном процессе участвуют Всемирная федерация медицинского образования, Европейская ассоциация стоматологического образования, Всемирная организация здравоохранения, соответствующие комитеты Евросоюза. Следует отметить, что разрабатываемые ими документы носят не директивный, а рекомендательный характер. Однако, ряд позиций в Болонской декларации являются принципиальными и основополагающими: «Профиль и компетентность современного европейского стоматолога», международные стандарты базового, последипломного медицинского образования и непрерывного профессионального развития врачей.

В рамках конференции состоялись:

– ознакомление с деятельностью Европейской ассоциации стоматологичекого образования – организации, имеющей высокий международный авторитет;

– установление прямых деловых контактов, дальнейшее развитие интеграции, способствующее диалогу и сотрудничеству среди педагогов европейских стран;

– представление международных тенденций, способствующих продвижению высоких стандартов в развитии стоматологического образования;

– анализ актуальных проблем стоматологического образования в нашей стране; рассмотрение и аргументация позиций по совершенствованию образовательного процесса;

– ознакомление с принципами построения европейского образовательного пространства и его реализацией:

• двухуровневой структурой высшего образования (бакалавриат и магистратура);

• формированием понятной системы количественной оценки образования (Европейская система перевода кредитов – ECTS);

• созданием системы обеспечения качества подготовки специалистов (аккредитации).

(Вопрос о том, насколько изложенные принципы могут быть применимы в нашей стране, обсуждался на совещании деканов стоматологических факультетов ВУЗов России, состоявшемся 3 февраля 2006 г. в Клинико-диагностическом центре МГМСУ, на Долгоруковской (см. наш специальный материал об этом совещании в номере). Всем его участникам для детального анализа были переданы в виде проекта рекомендации по совершенствованию стоматологического образования в России, подготовленные первым проректором МГМСУ, проф. А.Н. Лежневым.

Президиум конференции:

– Н.Н. Володин – академик РАМН, профессор, директор Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования Министерства здравоохранения и социального развития РФ (председатель)

– Н.Д. Ющук – академик РАМН, профессор, ректор МГМСУ (председатель)

– Т.В. Яковлева – председатель комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ по охране здоровья

– В.А. Прохоров – руководитель Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

– Н.И. Булаев – председатель комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ по образованию и науке

– А.Н. Лежнев – профессор, первый проректор МГМСУ

– Э.М. Кузьмина – профессор, директор Сотрудничающего центра ВОЗ, декан Факультета повышения квалификации врачей-стоматологов и преподавателей медицинских вузов МГМСУ

– В.Д. Вагнер – профессор, вице-президент СтАР

Почетные зарубежные гости и докладчики на конференции:

Alphons Plasschaert (Альфонс Плассхаэрт, Нидерланды) – профессор, президент Европейской ассоциации стоматологического образования (ЕАСО)

Heikki Murtomaa (Хейки Муртомяа, Финляндия) – профессор, вновь избранный президент Европейской ассоциации стоматологического образования

Kenneth Eaton (Кеннет Итон, Великобритания) – профессор, консультант Совета главных стоматологов Европы, президент группы образовательных исследований при Международной ассоциации научных исследований в стоматологии (IADR)

– П.А. Леус (Беларусь) – профессор, председатель Белорусской стоматологической ассоциации, директор Сотрудничающего центра ВОЗ

Участники конференции:

39 деканов стоматологических факультетов ВУЗов России, специалисты МГМСУ и других медицинских ВУЗов Москвы.

Спонсоры:

– Компания Colgate-Palmolive – генеральный спонсор

– Компания Gaba Int

– Компания 3M ESPE

– Компания GC

– Компания Jelfa

– Компания Бруквуд

– «Здоровье 3М»

– «Премьер-стоматология»

Гости: представители TB, прессы, общественных организаций

Техническое обслуживание и обеспечение:

Организационным комитетом были созданы все оптимальные условия для эффективного профессионального общения столь авторитетной аудитории. Техническое обслуживание конференции взял на себя коллектив Кафедры профилактики стоматологических заболеваний МГМСУ.

Конгресс-центр Финансовой академии – красиво оформленный овальный зал, рассчитанный на 150 человек; овальный стол для президиума, и несколько протяженных полуовальных рядов для размещения участников. Позади стола президиума – большой экран для презентаций (все доклады шли в сопровождении компьютерных презентаций на русском языке), а дублирование видео для членов президиума – на двух плазменных панелях (перед их столом). Место каждого участника оборудовано микрофоном (см. фотографии).

Во время открытия с приветствиями выступили:

Н.Н. Володин, Н.Д. Ющук, Т.В. Яковлева, В.А. Прохоров, В.Д. Вагнер

Программные доклады:

1 февраля

1. Alphons Plasschaert. Стоматологическое образование в Европейских странах. Болонский процесс. Профиль и компетентность современного стоматолога

2. Г.М. Барер (профессор, председатель проблемного учебно-методического совета по стоматологии Минздрав и соцразвития РФ). Стоматологическое образование в России

3. Э.М. Кузьмина. Стоматологическая заболеваемость населения России – основа для составления программ подготовки врача-стоматолога

4. Kenneth Eaton. Модель стоматологического образования и здравоохранения в странах Европы

5. Heikki Murtomaa. Европейская система кредитов при обучении врачей-стоматологов

По окончании – вопросы и дискуссия.

2 февраля

1. Alphons Plasschaert. Структура и содержание учебного плана и программы обучения стоматолога

2. П.А. Леус. Подготовка персонала в системе оказания стоматологической помощи

3. Heikki Murtomaa. Контроль качества обучения стоматологов

4. Kenneth Eaton. Повышение квалификации врачей-стоматологов. Мировые тенденции

5. А.Н. Лежнев. Рекомендации конференции по совершенствованию стоматологического образования в России

По окончании – вопросы и дискуссия.

Во время работы конференции профессиональный перевод осуществляли:

– Кузьмина И.Н. – к.м.н., д-р Университета Копенгагена, асс. Кафедры госпитальной терапевтической стоматологии МГМСУ

– Фабрикант Е.Г. – к.м.н., зав. Лабораторией моделирования образовательных систем, технологий и ресурсов НИМСИ при МГМСУ

– Кузнецова О.В. – преподаватель Кафедры иностранных языков МГМСУ

Сопутствующая информация

Евросоюз и Европейская экономическая зона (ЕЭЗ) (картина в целом):

– Население в 2000 г. – 456 000 000 человек;

– 25 стран – членов Евросоюза в 2004 г.;

– 4 страны ЕЭС в 2004 г.;

– 900 000 специалистов, работающих в области стоматологии в 2000 г.;

– на 2000 г. – вероятное число специалистов состояло из: 298 000 стоматологов;19 000 гигиенистов стоматологических; около 150 000 зубных техников; около 300 000 стоматологических медсестер (ассистентов стоматологов);

– 54 000 000 000 евро (70 000 000 000 $) – расходы на стоматологию в 2000 г.;

– 8% от всех расходов на здравоохранение; – 18.09.1988 – подписана «Всеобщая хартия университетов» (г. Болонья);

– В настоящее время в странах указанного пространства существует 6 основных систем (моделей) организации оказания стоматологической помощи населению, зависящих от гуманитарного (в т.ч., различий в населенности конкретных стран, а оттого и связанных с этим различий в потребностях), финансово-экономического и культурного сстояния; отличающихся соотношением частного и государственного сектора при оказании помощи детям и взрослым, различным слоям населения; разнообразием форм организации лечебных учреждений; профессиональным составом работающих в них специалистов; принципами работы в коллективах и пр.:

• Скандинавская модель – Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция;

• Модель Бисмарка – Австралия, Бельгия, Франция, Германия, Люксембург, Нидерланды;

• Модель Бевериджа – Великобритания;

• Южно-европейская модель – Кипр, Мальта, Греция, Италия, Португалия, Испания;

• Восточно-европейская модель – Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения;

• Смешанная модель – Испания и Ирландия (вскоре планируется издать сборник материалов конференции, в котором будут опубликованы прозвучавшие доклады, и в т.ч. отмечены особенности каждой из моделей).

– 19.06.1997 – заявление министров образования стран Европы «Зона Европейского высшего образования»;

– В презентационные пакеты участников вошло актуальное для всех издание «Болонский процесс и документы международных медицинских образовательных сообществ», автор – А.Н. Лежнев, выпущенное в 2005 г. МЗ СР РФ, Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию и МГМСУ. В нем представлены основные документы международных медицинских образовательных сообществ, отражающие развитие Болонского процесса:

• «Политическое заявление по Болонскому процессу и медицинскому образованию»;

• трилогия документов Всемирной федерации медицинского образования (ВФМО) «Международные стандарты медицинского образования. Базовое медицинское образование. Последипломное медицинское образование. Непрерывное профессиональное развитие (НПР) врачей»;

• «Компетентность медицинской профессии»;

• «Профиль и компетентность современного европейского стоматолога»;

• «Учебный план и Единая европейская система зачета кредитов» (проект). – Портал Ассоциации Association for Dental Education in Europe (ADEE) – http://www.adee.dental.tcd.ie. Ассоциация была организована в 1975 г. В настоящее время в Европе – более 200 университетов, из которых членами Ассоциации являются 160. На сайте выложены документы, новости, списки и перечни членов, факультетов; связи с различными мировыми Ассоциациями и организациями – ADEA, SEAADE; IADR, WHO; Национальными центрами, библиотеками; контактная информация и пр.;

– Официальный журнал ADEE – European Journal of Dental Education;

– В настоящее время на 161 стоматологическом факультете стран Евросоюза и ЕЭЗ обучается около 50 000 студентов. При этом 66% из них учатся всего в 6 странах Европы (в Германии – 32 факультета; в Польше – 10; в Италии – 31, в Испании – 11, в Великобритании – 13, во Франции – 16)

(для стран указанного пространства, различающихся культурой, историей, политическим курсом, финансовой ситуацией и т.д., важны несколько показателей: сколько жителей регулярно посещает врача и какова потребность в подготовке специалистов, в их качестве, в их номенклатуре. Поэтому ведется постоянный мониторинг, по анализу данных которого 1 раз в 2 года проводятся специальные совещания);

– 32-й Конгресс состоится в Кракове, Польша; 30 августа – 2 сентября. Очередной мировой Конгресс по вопросам образования состоится в 2007 г. в Дублине; там же пройдет и европейская конференция.

Хочется отметить и тот факт, что данная конференция прошла под эгидой шестидесятилетия ЮНЕСКО – одного из своих учредителей: «60 недель и 60 тем». Дни ее проведения (1–2 февраля) соответствовали неделе, которая также была посвящена вопросам образования, конкретнее – среднему и профессионально-техническому образованию. Это совпадение еще раз символизирует желание народов жить в мире, обмениваться своими лучшими достижениями (в частности – в медицине, в стоматологии), передавая свой накопленный опыт молодому поколению, коллективный разум направляя на улучшение качества жизни, на Здоровье Человека.

Справка: Создание ЮНЕСКО – 16 ноября 1945 г. стало результатом осмысления причин «великой и ужасной войны, которая только что закончилась» и желания предотвратить в дальнейшем подобные последствия путем формирования «интеллектуальной и моральной солидарности человечества». Мы являемся преемниками тех вызовов и амбиций, которые помнит наша история, которые не исчезли из-за сложности мира, подвергшегося глубоким изменениям. Эти вызовы и амбиции носят отметины прошлого опыта, оставаясь актуальными и уместными сейчас, как никогда.

2 февраля конференция завершилась для иностранных почетных гостей, а Российские руководители стоматологических факультетов страны продолжили свою работу 3 февраля, в рамках совещания деканов в конференц-зале МГМСУ. Каждый из участников и конференции, и совещания осознавал, насколько значима его личная ответственность в организации процесса стоматологического образования в России, в организации процесса подготовки специалистов класса, про который ныне говорят «конверсионный специалист» – т.е. специалист, компетентность которого признается, где бы он ни работал впоследствии, на самом современном международном уровне (читайте наш специальный материал о совещании деканов в номере).

Материал родготовила
Галина МАСИС


Источник: www.dentoday.ru