Фотография стоматолога из Москвы

Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве

Рекомендация


Студентам

Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта

Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно


Редактировать статью?!

Скачать статью в формате PDF


Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)


Категории статей

Памяти светланы владимировны дьяковой 05. 11. 1933–26. 01. 2009

26 января 2009 года после тяжелой и продолжительной болезни ушла из жизни Светлана Владимировна Дьякова – заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор, долгие годы возглавлявшая кафедру хирургической стоматологии и детской челюстно-лицевой хирургии МГМСУ (сайт кафедры www.childsurgery.ru; в 2006 году кафедру возглавил ученик Дьяковой С. В., талантливый хирург д.м.н., профессор Орест Зиновьевич Топольницкий, а она продолжила работу в качестве профессора).

Стремление к совершенствованию в своей профессии, активная жизненная позиция, бескомпромиссное решение всех задач и проблем в пользу детей были свойственны Светлане Владимировне постоянно. Она прививала эти качества своим коллегам, сотрудникам, ученикам, которые ее безгранично уважали и любили. Ее высокопрофессиональные знания, многолетний опыт, твердость, требовательность и верность выработанным позициям высоко оценивались и продолжают оцениваться и многоопытными, и молодыми специалистами. Ее боготворили родители тех детей, кому она и ее коллектив вернули радость жизни.

Читатели «Стоматологии Сегодня» должны были встретиться со Светланой Владимировной в нашей рубрике «Визитка» в осеннем номере 2005 года. К сожалению, этого не произошло. Материал уже был готов к печати, когда Светлана Владимировна приняла твердое решение – отказаться от публикации своего интервью. Причина – «не хочу пиариться». Разубеждать – бесполезно, принципиальность Светланы Владимировны была общеизвестна, а ее мнение для нас стало законом. И все же в ее интервью было много добрых слов о своих учителях, коллегах и учениках, о достижениях и планах кафедры. Многое из сказанного ею попало на страницы нашей газеты в материалах с другими форматами. Но, уважая мнение Светланы Владимировны, мы никогда не писали о ней самой. Думается, что сегодня, когда ее уже нет с нами, этот материал имеет право на жизнь и несет совсем другой смысл – это материал доброй и уважительной памяти замечательному детскому хирургу – Светлане Владимировне Дьяковой.

Вот лишь некоторые фрагменты интервью лета 2005 года…

Уважаемая Светлана Владимировна! Расскажите, пожалуйста, о своем приходе в специальность.

Мой папа – военный, служил на западной границе, там я и родилась. Войну он прошел от первого до последнего дня, и хотя с ранениями судьба пощадила, но сердце, видимо, тяжело перенесло ужасы войны, он ушел из жизни очень рано, молодым. Мама была учительницей, активисткой-синеблузочницей, так тогда называли комсомолок, работала в доме ребенка «Капля молока». Школу заканчивала в Киеве, куда мы приехали сразу после его освобождения. Город поднимался из руин на моих глазах. В послевоенные годы в произведениях советской прозы много и интересно писали о героизме врачей-хирургов, спасающих жизнь бойцов на фронте и потом, после ранений. Они волновали сердца и душу многих моих ровесников, ими зачитывались. Как раз в это время все, в том числе и я, зачитывались романом Коптяевой А. Д. о пластическом хирурге. Медиков, родных со стороны отца, было много. Среди них были терапевты, спортивные врачи, фармацевты. Бабушка – врач, судебный эксперт, прошла всю войну. Так что выбор для меня профессии медика в семье не обсуждался. Напротив дома находился букинистический магазин. Заработав личным трудом какие-то деньги, пошла и купила себе книгу Рауера О. Е. – выпуск 1947 года «Пластические операции». Это был импульс, порыв, я еще и не знала, кто этот великий челюстно-лицевой хирург, и то, что этот поступок в какой-то мере окажется знаковым для меня, определившим всю дальнейшую судьбу. Листая атласные вкладки, я, можно сказать, священнодействовала. Вычислила, что этому обучают на стоматологическом факультете, и загорелась. Мама была категорически против моих планов, просила выбрать более женскую терапию; мне ставилась в пример тетя «с самшитовым стетоскопом в кармане». Но в стоматологический я все равно поступила. Три курса проучилась в Киеве. Училась хорошо, можно даже сказать отлично. На 1-м курсе работала санитаркой в военном госпитал, недалеко от дома – там было очень строго с порядком. Трудилась на совесть. Я рано вышла замуж. Мой муж окончил автодорожный институт, на распределении ему пошли навстречу (знали, что жена учится на стоматологическом): распределили туда, где был стоматологический факультет – направили в Пермь. Там я и продолжила свои университеты – 4-5 курс, за что и благодарю судьбу. Коллектив педагогов – превосходных практических докторов-хирургов там в это время был очень ярким и сильным. У всех – Костылев М. В., Симановская Е. Ю., Грачев А. Н., Скопец Д. В., Федорова Н. А. – за плечами практика военных лет: госпиталя, клиники, эвакопункты. Они передавали нам, молодым, лучшие врачебные медицинские традиции. В стационаре подробно разбирали со студентами реальные клинические ситуации. Так мы взрослели, появлялось чувство личной ответственности перед пациентами, и в первую очередь, ответственность за жизнь ребенка. Тому лучшему, что впиталось в нас, мы были обязаны нашим замечательным педагогам, их личному примеру преданности святым заповедям медицины. Как и в Киеве, я была постоянным членом СНО. Я вообще была активной: уже в 20 лет стала членом КПСС (позднее, уже будучи сотрудником ММСИ, была 17 лет парторгом кафедры). По окончании учебы получила диплом с отличием врача-стоматолога.

Как вы попали в Москву, возглавили кафедру детской хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии?

Приверженность к проблемам детских болезней зародилась у меня уже в институте, в Перми, во многом благодаря легендарной Евгении Юдовне Симановской. В течение нескольких последующих за окончанием института лет состоялся мой личный самозабвенный поиск своего места в профессии – была врачом на кафедре, работала на скорой, во 2-й клинической больнице, в женском отделении, была и участковым терапевтом, пришлось разбираться и в эндокринологии. К хирургии, тем более к детской, я тогда по-настоящему еще не подошла. Я все более чувствовала, что нужно учиться дальше. А тут мужа моего отправили учиться в Москву. Я попросила: «Узнай там насчет и моей дальнейшей учебы». «Разведка» мужа оказалась для меня продуктивной. Так я попала в Москву, на Каляевскую, в ММСИ. После двухчасового собеседования со светлым человеком – Евдокимовым А. И. судьба моя опять решилась. В нашем разговоре само собой сформировались и цель моего приезда, и мои планы: лучшего дела, на мой взгляд, чем давать здоровье детям, перед которыми наше общество в долгу, нет. Фраза, хотя и замусоренная, но отражает истину. Детских проблем – неисчерпаемое количество. Профиль не существенен, хотя хотелось приблизиться к хирургии. В 1964 году я была принята в аспирантуру. Три года были посвящены науке: диссертация теоретическая, связанная с патофизиологией, развитием зубов у детей; работа тесно связана с педиатрией, с кафедрой детских болезней, с профессором Засохиной. В работе «Патогенез гипоплазии эмали зубов у детей» были использованы передовые методы исследований.

1963 год в ММСИ был годом воплощения идеи Евдокимова А. И. о создании детской кафедры. Он часто обращал внимание на то, что педиатрия в медицине выделена в самостоятельный раздел и специальность. Во всех медицинских институтах имеются кафедры педиатрии, а при некоторых – педиатрические факультеты. В стоматологических же институтах детская стоматология преподается малым числом учебных часов, как правило, специалистами «взрослых» кафедр. В то же время в лечебной сети страны давно уже были созданы и функционировали самостоятельные детские стоматологические поликлиники. Новую кафедру – первую в стране кафедру стоматологии детского возраста возглавил, при поддержке Евдокимова А. И., доцент Колесов А. А. Кто-то вспомнил и рассказал нам, что в 1934 году в Воронеже Александр Иванович создал детскую зубоврачебную амбулаторию – жаль, что документального подтверждения мы не имеем. Известна и такая грустная статистика: в СССР амбулаторий было более 50, а сейчас в России – только около 30. Всю жизнь мы, его ученики, удивляемся видению будущего этим выдающимся ученым и организатором. С Колесовым А. А. на этом временном отрезке мы не были еще знакомы, но от Евдокимова А. И. он получил совет пригласить меня к себе на кафедру. Так я попала в коллектив единомышленников, для которых проблемы детства были главными. Главным же архитектором и строителем кафедры стал ее первый заведующий Колесов А. А. Основатель научнопедагогической школы, создатель целого ряда оперативных методов лечения челюстно-лицевой области у детей, автор первого в стране учебника по детской стоматологии… под его руководством было издано много полезных приказов по стоматологии детского возраста, вышло немало специализированных изданий – руководств и методических рекомендаций по составу профессиональной деятельности врача-стоматолога детского. У человека должна быть длинная память – нельзя рубить связь времен, должна быть эстафета поколений.

Шло коллективное воспитание и самовзросление кафедры. Нашими лидерами, кроме зав. кафедрой, были Каспарова Н. Н., Ланюк С. В. Принимались государственные решения об организации перспективных стоматологических служб, связанных с детской педиатрией, о связи со смежными профессиями, решались вопросы перспективной идеологии в профессии, был выпущен прекрасный приказ о развитии детской стоматологической помощи школьникам, о создании специализированных стоматологических поликлиник, кабинетов. Атмосфера на кафедре была творческой и глубоко преданной выбранному курсу. Свой путь на кафедре я прошла от старшего лаборанта, ассистента до доцента. Постепенно стала специализироваться на детской хирургической стоматологии и хирургии челюстно-лицевой области. Хирургии надо учиться всегда и работать всегда. Мудрость и философию хирургии постигаешь на практике.

В 1976 году вступил в строй клинико-поликлинический стоматологический комплекс на улице Вучетича, ставший мощной учебно-лечебной базой института. На этой базе Колесовым А. А. проектировались и впоследствии были развернуты три поликлинических учебно-лечебных отделения для детей: терапевтическое (36 кресел), ортодонтическое (20 кресел), хирургическое (14 кресел) и стационар на 40 коек. С 1969 года при кафедре были организованы факультеты усовершенствования врачей и преподавателей.

На кафедре все любили и глубоко уважали своего руководителя; кафедра стала кузницей квалифицированных инициативных, глубоко любящих свою профессию в стоматологии детского возраста специалистов. Она явилась организационным, научным и методическим центром развития новой медицинской дисциплины. В 1984 году благодаря Колесову А. А. была создана новая дисциплина, в номенклатуре врачебных специальностей появилась позиция «врач-стоматолог детский». Кафедры стоматологии детского возраста были созданы в 38 медицинских институтах СССР. В России к 1990 году кафедр детской стоматологии было 19. С кафедры, руководимой Колесовым А. А., вышло шесть докторов медицинских наук, подготовлено 39 кандидатов медицинских наук, в том числе 17 для других вузов страны и для стран дальнего зарубежья.

В 1989-1990 годах обязанности зав. кафедры перешли к профессору Каспаровой Н. Н., а в 1990 году помимо кафедры педиатрии ММСИ на базе кафедры стоматологии детского возраста были созданы три новые самостоятельные детские кафедры – терапевтическая, которую возглавила Елизарова В. М., ортодонтическая – под руководством Персина Л. С., и хирургическая, которую доверили мне. Мы всегда поддерживали и поддерживаем между собой тесную связь, сохраняем традицию совместных консультаций. По научной работе мы тесно связаны и с кафедрами патологической физиологии стоматологического факультета, общей гигиены. В 1999 году я защитила докторскую диссертацию – «Хирургическая реабилитация детей с дефектами, рубцами и рубцовыми массивами в ЧЛО». У нас на кафедре нет случайных людей, за время ее существования поменяли место работы только два человека. Нашими основополагающими задачами стали освоение новых направлений в профилактике, диагностике и лечении детей с врожденными пороками развития мягких тканей и костей лица, развитие вопросов оценки качества лечения и реабилитации детей – инвалидов детства.

Обмен опытом для специалистов совершенно необходим, тем более сейчас, когда достаточно революционно внедряются новые передовые технологии.

Говоря о вашей научной школе, наверное, будет справедливым назвать ваших ведущих докторов?

Это, в первую очередь, профессор Топольницкий О. З., доценты Вашкевич В. П., Ульянов С. А., Абрамов В. А., Кондрашов С. П., Тутаева Т. А., Матюнин В. В., Фролова А. И., ассистенты Першина М. А., Москаленко Г. Н., Гальперина Р. Л., Кузнецова Е. Б., Гургенадзе А. П., Шорстов Я. В., Капарзова О. А., Латынин А. В., Ерадзе П. Е. У нас подрастает талантливая молодежь – Юмашев Д. П., Рягузова Е. Н. и др. Некоторые ученики кафедры продолжают наше общее дело в различных регионах России и за ее пределами. Работе с детьми посвящают себя те, кто их по-настоящему любит, способен сопереживать детским страданиям. Лечить ребенка намного сложнее, чем взрослого, тем более в хирургии. От лечащего врача требуются благородство души, самоотверженность, высокая ответственность.

Работа требует от вас огромной самоотдачи – физических и нравственных сил, времени. Ваш супруг, сыгравший значительную роль в формировании вас как врача и ученого, не против?

С мужем у нас полное понимание Боязнь за жизнь человека – это уже внутри у всех нас в семье.

С вами не слишком легко было встретиться для разговора, ваш рабочий день не поддается измерению, несколько дней полностью операционные. Сколько операций в неделю вы проводите?

Примерно 12-14 операций.

Материал подготовила Галина Масис


Источник: www.dentoday.ru