Фотография стоматолога из Москвы

Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве

Рекомендация


Студентам

Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта

Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно


Редактировать статью?!

Скачать статью в формате PDF


Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)


Категории статей

Принципы организации ортодонтической помощи

 распространенность зубочелюстных аномалий у детей и подростков, значительный объем профилактических и лечебных мероприятий по ортодонтии вызывает необходимость органзации стоматологической помощи, при которой каждый нуждающийся в ней может получить необходимый комплекс лечебных мероприятий.
организация работы в ортодонтическом кабинете или отделе-нии. ортодонтическое отделение или кабинет оснащают обору-дованием, инструментарием и другими изделиями индивидуального пользования (из расчета на одну врачебную должность), а также оборудованием, инструментарием и другими издели¬ями для коллективного пользования. рабочее место врача должно быть оборудовано с учетом эргономики, т. е. такой системы движения врача по кабинету, при которой затраты физических сил и времени наименьшие.
предусматривают место для хранения диагностических моделей челюстей больных, находящихся на лечении, и рентгеновских снимков (телерентгенограммы головы, ортопантомо-граммы челюстей и др.).
объем лечебно-профилактических мероприятий для детско¬го населения, прикрепленного к поликлинике, планируемый на год, должен соответствовать реальным возможностям всех звеньев лечебного учреждения, включая зуботехническую лабораторию. в комплекс лечебной помощи больным с зубоче-люстными аномалиями включаются следующие мероприятия:
профилактика, аппаратурное ортодонтическое, хирургическое, терапевтическое и протетическое лечение, физиотерапия, миотерапия, логопедическое обучение, помощь оториноларин-гологов, психоневрологов и других специалистов.
при составлении плана работы ортодонтического отделения необходимо:
1) уточнить потребности в ортодонтической помощи раз¬личных возрастных групп детского населения;
2) определить объем всех видов специализированной помо¬щи при лечении ортодонтического больного;
3) изыскать штатные и материальные резервы и эффективно использовать их;
4) применять новые организационные формы работы, на¬учной организации труда (нот), системы учета, анализа и планирования, определения затрат рабочего времени ортодонта и обслуживающего персонала. осуществление этих мер обеспечивает плановую рациональную систему оказания ортодонтической помощи детскому и подростковому населению.
должны быть определены задачи и функции каждого сотруд¬ника поликлиники соответственно уровню его квалификации и объема работы. их излагают в инструкциях для заведующего ортодонтическим отделением, ортодонта, медицинской сестры ортодонтического отделения. учитывая, что экстенсивное раз¬витие ортодонтической службы небеспредельно, необходимо наряду с увеличением штатов ортодонтов изыскивать и реали¬зовывать интенсивные способы развития этого вида помощи. положительные результаты могут быть достигнуты при внедрении нот в работу как ортодонтических подразделений, так и всей поликлиники. хронометраж позволяет установить, что 87% рабочего времени ортодонт затрачивает на основную работу (прием больных, ведение истории болезни, консультации, беседы с родителями), а остальные 13% — на вспомогательную (работа с зубным техником, архивом, служебные разговоры, конференции, совещания и т. д). использовать резервы времени, сократить его потери, организовать ритмичную работу отделения можно при четкой взаимосвязанной работе персо¬нала поликлиники.
рациональное использование времени врача зависит от сте¬пени привлечения медицинской сестры к участию в лечебной работе. для освобождения медицинских сестер от подготовительной работы целесообразно иметь штатные должности обслуживающего персонала без медицинского образования (дис¬петчеры) из расчета одна должность на 3 должности ортодонтов. вызов больных открыткой или по телефону в поликлинику осуществляется через диспетчера отделения и регистратуру поликлиники, вызов больных в кабинет — с помощью микрофонной связи.
количество посещений больными врача в утренние часы и летние месяцы ниже нормы, что объясняется спецификой работы с детским и подростковым контингентом. это снижает годовую нагрузку ортодонта. графики работы рекомендуется составлять с учетом закономерности обращения больных, т. е. планировать максимальное число ортодонтов в часы и дни, наиболее удобные для населения.
облегчают работу штампы-клише, готовые рецепты, бланки для регистрации результатов обследования детей и др. целесо¬образно применять учетную форму по ортодонтии, позволяющую провести количественный и качественный анализ показателей работы как отдельных врачей, так и всего ортодонтического отделения. форма «учет работы ортодонта» позволяет вести учет больных, явившихся на прием для получения ортодонтической и зубопротезной помощи, рассчитать среднее число посещений за период лечения, сравнить число больных, принятых на лечение и окончивших его в течение месяца.
планирование помощи в зависимости от степени трудности ортодонтического лечения и оценка эффективности работы орто-донта. оценку эффективности работы ортодонта проводят по следующим количественным показателям:
1) трудовые единицы;
2) число больных, принятых в течение 1 ч, 1 рабочего дня, 1 мес, 1 года;
3) число больных, у которых ортодонтическое лечение за¬кончено;
4) число детей, находящихся под наблюдением в каждой диспансерной группе, и их перемещение из одной груп¬пы в другую.
затраты времени ортодонта на одного больного составляют в среднем 24±0,7 мин, а средняя нагрузка на один рабочий день при шестидневной рабочей неделе 12,5 посещения, при пятидневной — 15 посещений. в течение рабочего для ортодонт должен выполнить 15 трудовых единиц при шестидневной рабочей неделе или 18 при пятидневной. для оценки качественных показателей работы ортодонта и ортодонтического отделения в целом учи¬тывают число принятых больных с различными нозологичес¬кими формами зубочелюстных аномалий, длительность и эффективность их лечения.
учет зубочелюстных аномалий по нозологическим формам недостаточен для выбора плана лечения, оценки достигнутых и прогнозирования отдаленных результатов, поскольку для больных, в том числе с одинаковыми заболеваниями, требуются различная продолжительность лечения, разный объем мероприятий, что в значительной мере зависит от учета степени выраженности морфологических и функциональных нарушений в зубочелюстной системе и трудности их устранения. метод определения степени трудности ортодонтического лече¬ния в баллах (по зиберту—малыгину) позволяет отразить многообразие клинических проявлений зубочелюстных аномалий в количественной форме, определить объем лечебных мероприятий, сопоставить особенности лечения различных аномалий прикуса, оценить результаты и эффективность при¬мененных методов лечения. это в свою очередь способствует решению вопросов организации и планирования ортодонтической помощи.
установлено, что наибольшее число составляют больные с зубочелюстными аномалиями, которым необходимо ортодон-тическое лечение i степени трудности (лечение простое до 27 баллов), в 3 раза меньше — ii степени (лечение средней труд¬ности 28—40 баллов), в 10 раз меньше — шстепени (лечение трудное 41—54 балла) и 0,3% — iv степени (лечение очень трудное — 55 баллов и более). статистический анализ варьи¬руемых величин подтверждает правомерность суммарного изучения зубочелюстных аномалий в зависимости от степени выраженности морфологических и функциональных наруше¬ний и трудности их устранения. с помощью регрессивного анализа ю. м. малыгиным и а. м. белым (1975) математически рассчитано количество планируемых посещений больными врача, длительность лечения и затраты трудовых единиц в зависимости от степени его трудности

определив степень трудности лечения, врач в зависимости от конкретного количества баллов определяет по табл. 1.1 сред¬нюю продолжительность лечения, количество необходимых посещений больным врача и требующихся трудовых единиц. например, у больного ii степень трудности лечения (35 баллов). по таблице находят, что для лечения требуется 20 мес, 39 посещений больным врача и затрата 48 трудовых единиц.
и. в. токаревич обобщил данные о продолжительности ле¬чения дистального прикуса с протрузией передних зубов вер¬хней челюсти, о количестве посещений больным врача и затраченных в процессе лечения трудовых единиц в зависимости от возраста пациентов, выраженности морфологических и функциональных нарушений и трудности их устранения. про¬гнозированные данные совпадали с фактическими при лечении дистального прикуса ортодонтическими аппаратами, правиль¬ность методики малыгина—белого была подтверждена. при ком¬плексном лечении после предварительного удаления отдель¬ных зубов по ортодонтическим показаниям автор установил, что фактические величины меньше планируемых: по продолжительности лечения на 8,06±0,99 мес, по объему лечебных ме-роприятий — на 14,73±1,41 посещения больным врача и на 14,05±1,83 трудовой единицы, затраченной на лечение (табл. 1.2).
для сравнения количественных характеристик автор произ¬вел перерасчет продолжительности комплексного лечения и объема мероприятий на 1 балл трудности лечения. продолжи¬тельность лечения комплексным методом оказалась меньше на 0,18±0,036 мес, объем мероприятий — меньше на 0,23±0,05б посещения больным врача и на 0,2±0,072 трудовой единицы. полученные данные подтвердили мнение ф. я. хорошилкиной (1970) и ю. м. малыгина (1976), что применение комплекс¬ных методов лечения дистального прикуса сокращает его сроки. и. в. токаревич учел также возраст пациента, оказывающий, по его данным, отрицательное корреляционное влияние на размеры изученных параметров. автор подтвердил целесообраз-ность применения таблиц для прогнозирования длительности
лечения и объема мероприятий для планирования не только ортодонтического, но и комплексного лечения. следует про-должить разработку соответствующих таблиц и для других нозологических форм зубочелюстных аномалий.
организация работы в зуботехяической ортодонтической ла¬боратории. работа ортодонтического кабинета или отделения и зуботехнической лаборатории взаимосвязана. от оперативности
и качества работы зубных техников зависят эффективность работы ортодонтического отделения и плановость приема больных. бесперебойная работа лаборатории является важнейшим оце¬ночным показателем качества ее организации. учет работы каждого зубного техника позволяет старшему технику своевременно анализировать данные о загруженности сотрудников и всей лаборатории. старший зубной техник распределеляет среди сотрудников работу, поступившую из клиники. готовые орто-донтические аппараты и приспособления сдают старшему тех¬нику за час до окончания рабочего дня. старший зубной техник проверяет качество их выполнения и передает аппараты старшей медицинской сестре для распределения среди врачей. если изготовление аппарата задерживается, то старшая медицинская сестра отделения или кабинета заранее предупреждает об этом ортодонта.
объем работы зубного техника-ортодонта определен едины¬ми ведомственными нормами времени на зуботехнические работы, включающими изготовление ортодонтических аппаратов и зубочелюстных протезов, а также нормы времени на выполнение отдельных технологических операций.
ортодонты, стремясь улучшить и ускорить процесс лечения, применяют новые функциональные и механические методы, внедряют в практику сложные конструкции ортодонтических аппаратов. их изготовление занимает более длительное время и приводит к перегрузке зуботехнической лаборатории, что следует учитывать при планировании работы. каждый зубной техник должен регистрировать выполняемые работы и подво¬дить итог в виде ежемесячного отчета о проделанной работе и расходе материалов. для учета расхода материалов целесообраз¬но использовать дубликат заказа-наряда, который передают из зуботехнической лаборатории в ортодонтический кабинет. после припасовывания аппарата и передачи его больному ортодонт должен приложить заказ-наряд к ежедневной форме учета своей работы. далее эти документы поступают к статистику. старшая медицинская сестра поликлиники сверяет ежемесячные отчеты о работе ортодонта и зубного техника. оплата труда зубного техника проводится за счет первой статьи бюджета. в учрежде¬ниях, находящихся на хозрасчете или финансируемых за счет специальных средств, оплата его труда проводится по сдельно-премиальной системе. для обслуживания ортодонтического кабинета или отделения выделяют зубных техников и закреп¬ляют их для постоянной работы по ортодонтии.

 

Источник: stomfak.ru