Фотография стоматолога из Москвы

Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве

Рекомендация


Студентам

Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта

Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно


Редактировать статью?!

Скачать статью в формате PDF


Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)


Категории статей

Принципы планирования, внедрения и оценки эффективности программ профилактики стоматологических заболеваний

 Планирование и внедрение программ по стоматологии — как профилактических, так и лечебных — должно быть комплексным. Они могут отличаться в деталях и иметь свои особенности, но общая схема аналогична.
Планирование программ профилактики стоматологических заболеваний среди населения складывается из следующих этапов:
• определение основных проблем;
• формулирование целей и задач;
• выбор методов и средств профилактики;
• обучение персонала;
• внедрение программы;
• оценка эффективности программы. 
Программа профилактики должна начинаться с анализа ситуации в регионе и постановки задач, за которыми следуют поэтапное внедрение, предварительная оценка эффективности и, при необходимости, коррекция программы с последующим ее широким внедрением и т. д. 

Программы профилактики могут быть внедрены на государственном, региональном и местном уровнях. Выбор программы зависит от потребностей региона, поставленных целей и имеющихся ресурсов
 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ
Перед тем, как выбрать определенную программу профилактики, необходимо определить стоматологическую заболеваемость, которая имеется в данном регионе.
При планировании необходимо учитывать:
— динамику демографических процессов в регионе;
— состояние окружающей среды;
— наличие персонала и материальных ресурсов;
— стоматологический статус населения.
Демографические данные представляют информацию о количестве и ожидаемом приросте городского и сельского населения, распределении его по возрастным группам.
Центральное место в определении стоматологических проблем в регионе занимает изучение стоматологической заболеваемости среди населения. Для этого проводят эпидемиологическое стоматологическое обследование населения разных возрастных групп и на основании полученных данных 

Эпидемиологическое обследование включает три последовательных этапа: подготовительный период, собственно обследование и анализ его результатов.
Подготовительный этап включает в себя подготовку персонала, который проводит стоматологическое обследование. Для того, чтобы все специалисты, освоившие методы обследования, максимально одинаково оценивали стоматологический статус пациентов, необходимо проводить специальные калибровочные исследования, заключающиеся в следующем:
а) Калибровка между специалистами. Все специалисты осматривают группу пациентов (25—30 человек) и сопоставляют результаты, полученные разными исследователями. Считается, что результаты должны совпадать не менее чем в 85% случаев.
б) Калибровка специалиста «внутри себя». В течение рабочего дня необходима калибровка самого исследователя, поскольку к концу работы развивается утомление и процент ошибок увеличивается. Для снижения количества подобных ошибок каждый исследователь должен повторно осматривать каждого десятого пациента, при этом не зная, осматривает ли он его в первый или во второй раз. Воспроизводимость результатов при этом виде калибровки также должна быть не менее 85%.
Обследование осуществляют с использованием стандартного набора инструментов в стоматологическом кресле. Для определения состояния тканей пародонта используют специальный пуговчатый зонд.
Обследование проводят в нескольких районах города или региона, которые отличаются климато-географическими особенностями, состоянием экологии, наличием или отсутствием промышленных предприятий, содержанием фтори-да в питьевой воде и т. д. При этом должны быть раздельные данные о городском и сельском населении.
По методике ВОЗ осматривают следующие ключевые возрастные группы: 5-6 лет, 12 лет, 15 лет, 35-44 года, 65 лет и старше.
Осмотр 5—6-летних детей позволяет сделать заключение о состоянии и нуждаемости в лечении временных зубов;
12 - летних — о состоянии и нуждаемости в лечении посто-янньтх зубов; 15 - летних — о нуждаемости в лечении болезней пародонта; 35—44 летних — о потребности в комплексной стоматологической помощи; 65 лет и старше — о возможной помощи людям этого возраста.
В районах с различными климато-географическими условиями и уровнем фтора в питьевой воде, наличием или отсутствием загрязнений внешней среды необходимо осмотреть по 50 человек сельского и городского населения одной возрастной группы. Таким образом, осматривают 500 человек, а в регионе, состоящем из 5-10 районов, отличающихся друг от друга по условиям проживания, питания, факторам риска возникновения тех или иных стоматологических заболеваний, соответственно 2500 - 5000 человек.
После осуществления обследования все результаты сводят в таблицы, и полученные данные позволяют судить о наличии стоматологических заболеваний и потребности в терапевтическом, хирургическом, ортопедическом и ортодонтическом лечении и профилактике.
Эпидемиологическое обследование рекомендуется проводить 1 раз в 5 лет. Все материалы, полученные в разных странах, представляются в банк данных ВОЗ. Сейчас во всем мире, в том числе и нашей стране, идет процесс накопления информации о состоянии здоровья населения (в том числе, и стоматологического) и мониторинг за тенденциями его динамики.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
Цели программы должны быть реальными и учитывать степень обеспеченности стоматологической службы материальными ресурсами. Они должны быть не изолированными, а сочетаться с целями и задачами других отраслей медицины.
В результате анализа ситуации после проведения эпидемиологичес-кого обследования становится возможным определение измеримых целей и задач программы профилактики стоматологических заболеваний.
При формулировании целей необходимо ответить на следующие вопросы:
- возникновение каких стоматологических заболеваний можно реально предотвратить?
- в каких группах населения эффективнее внедрять программы профилактики?
- как быстрее достичь поставленных целей?
- какие ресурсы (персонал, оборудование, финансы) необходимы для выполнения программы?
Цели программы профилактики должны быть измеримыми, чтобы можно было оценить ее эффективность, включая и экономию материальных затрат. Они должны учитывать глобальные цели ВОЗ, которые поставлены перед стоматологами мира для достижения к 2000 году:
1. 50% детей 5—6 лет должны иметь интактные зубы;
2. Индекс КПУ 12-летних детей не должен превышать 3, 0, при этом компонент «П» (пломба) в структуре индекса КПУ следует повысить до 85%;
3. У 85% населения в возрасте 18 лет не должно быть удаленных зубов;
4. Количество беззубых людей в возрасте 35—44 года должно снизиться на 50% от настоящего уровня;
5. Количество беззубых людей в возрасте 65 лет и старше должно уменьшиться на 25 % от настоящего уровня;
6. У 75% 15-летних подростков необходимо сохранить 3 здоровых секстанта пародонта;
7. У 65% лиц 35—44 лет необходимо сохранить 3 здоровых секстанта пародонта.
На государственном уровне должны быть определены национальные цели для стоматологии, на основании которых, принимая во внимание материальные ресурсы и персонал, могут быть составлены региональные цели.
Примером специфических целей могут служить следующие:
- уменьшение интенсивности и распространенности кариеса зубов: снижение индексов КПУз и КПУп, увеличение количества лиц, не имеющих кариеса.
- снижение процента лиц, у которых выявлены признаки поражения тканей пародонта; уменьшение количества секстантов с кровоточивостью, зубным камнем и патологическими карманами в ключевой возрастной группе в соответствии с индексом нуждаемости в лечении болезней пародонта (CPITN).
С этими пелями тесно связаны и мероприятия по улучшению гигиены полости рта: снижение величины индексов, характеризующих зубной налет; увеличение количества лиц, правильно ухаживающих за полостью рта.
Профилактика заболеваний слизистой и злокачественных заболеваний полости рта:
- снижение количества лиц с указанными патологическими состояниями; уменьшение распространенности вредных привычек или состояний, предрасполагающих к данным заболеваниям.


ВЫБОР МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ПРОФИЛАКТИКИ
Выбор специфических методов профилактики стоматологических заболеваний зависит от установленной проблемы, поставленных целей и задач. В этом процессе должны участвовать не только стоматологи, но и представители всех медицинских служб и администрации региона.
На выбор методов профилактики могут влиять следующие факторы:
• распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний;
• состояние медицинской и стоматологической служб;
• обеспечение персоналом, который будет участвовать в
• выполнении программ профилактики;
• финансирование;
• состояние общего здоровья населения;
• привычки питания, особенно прием сахаров;
• химический состав питьевой воды.
При выборе методов и средств профилактики необходимо учитывать их эффективность и стоимость.
ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА
Программы профилактики могут осуществляться специалистами стоматологической службы (стоматологами, гигиенистами и вспомогательным персоналом). К выполнению программ необходимо привлекать и нестоматологический персонал: школьных педагогов, медсестер, воспитателей детских садов, родителей.
ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ
Внедрение программ профилактики складывается из следующих этапов:
• предварительного планирования программы;
• организационных мероприятий по внедрению;
• выбора групп населения, среди которых будет внедряться  
  программа;
• оценки потребности в персонале и ресурсах.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Организаторы стоматологической службы должны вначале составить общую схему всей программы профилактики, а затем детализировать ее.
Этот общий план основывается на результатах ситуационного анализа стоматологических проблем и имеющихся ресурсах. Подсчитав реальные возможности, можно составить детальный план.
Планирование программ должно осуществляться в соответствии с национальной политикой государства в области здравоохранения и образования.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРОГРАММЫ
За планирование и внедрение программ профилактики ответственны главные стоматологи различных уровней.
В задачи организаторов стоматологической службы должны входить: организация внедрения программы профилактики местными службами, обеспечение финансирования, обучение персонала, проверка внедрения, мониторинг (наблюдение) и оценка эффективности программы.
ВЫБОР ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
Особое внимание должно быть уделено группам населения с высоким риском возникновения и развития заболеваний: детям, беременным женщинам, рабочим промышленных предприятий и др.
Если невозможно внедрить программу среди всего детского населения, надо сконцентрировать внимание на детях 6—7 лет, как наиболее часто подверженных кариесу, сразу же после прорезывания у них первых постоянных моляров.
Среди взрослого населения программы профилактики могут осуществляться стоматологическими службами на базе лечебных учреждений по месту работы, во время пребывания в санаториях и стационарах.
В странах и регионах с большой территорией, где существуют значительные различия интенсивности и распространенности стоматологических заболеваний в разных регионах, к группам риска относится то население, где наблюдается самый высокий уровень заболеваемости.
Группами повышенного риска возникновения стоматологических заболеваний являются рабочие, подвергающиеся производственным вредностям; специфические группы населения, имеющие высокий риск развития рака полости рта; молодые люди, занимающиеся контактными видами спорта; автоводители и представители некоторых других профессий.
ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ И РЕСУРСАХ
Количество и тип необходимого персонала зависит от планируемой программы профилактики. Существует примерный расчет затрат времени для каждого специалиста, участвующего в программе.
Например, для обучения правилам чистки зубов необходимо 6 минут для группы из 30 человек, или 30 минут в неделю. Для проведения полосканий требуется 5 минут в неделю для группы из 30 детей.
Стоимость программы зависит от ее типа. В затраты включают заработную плату персонала, стоимость оборудования и материалов, транспортные и командировочные расходы и др. Среди всех методов профилактики самыми дорогими являются те, которые выполняются стоматологами.
Для расчета стоимости необходимы данные о количестве лиц, среди которых будет внедряться программа, о методах профилактики, цене препаратов для профилактики, заработной плате персонала, стоимости оборудования, транспортных и командировочных расходах.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Способ оценки эффективности программы должен быть предусмотрен на этапе ее планирования. Для этого необходимы четкие и измеримые цели.
Оценку можно провести на любой стадии выполнения программы, сравнивая запланированные цели и полученные результаты. Должна быть оценена результативность всех примененных методов: например, не только редукция интенсивности какого-либо заболевания, но и то, как успешно действует стоматологическое просвещение.
Для оценки используют те же индексы и критерии, которые применяли для исходного обследования населения.
Оценка эффективности программы должна проводиться с учетом следующих принципов:
1. обследованию в начале и в конце программы подлежат одни и те же возрастные группы населения (например, 12-летние дети);
2. при сравнении результатов должны использоваться адекватные контрольные группы;
3. обследование должно проводиться хорошо откалибро-ванной командой специалистов;
4. должны быть использованы одни и те же индексы для эпидемиологического обследования и оценки эффективности;
5. оценку эффективности следует проводить не реже, чем через 5 лет.
Например, определяя эффективность программы, необходимо сравнить КПУ 12-летних детей в текущем году с КПУ 12-летних детей, которые жили в этом же районе до начала внедрения программы.


 

Источник: stomfak.ru