Фотография стоматолога из Москвы

Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве

Рекомендация


Студентам

Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта

Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно


Редактировать статью?!

Скачать статью в формате PDF


Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)


Категории статей

Резолюция

VIII Всероссийского съезда стоматологов и XI съезда Стоматологической ассоциации России

Заслушав и обсудив итоги работы стоматологов России в 2000-2005 гг. и Стоматологической ассоциации России в 2004-2005 гг. съезды VIII Всероссийского съезда стоматологов и XI съезда Стоматологической ассоциации России постановили:

1. Признать работу СтАР удовлетворительной.

2. Съезды стоматологов констатируют, что в последние годы стоматологическая помощь населению России претерпела определенные положительные изменения:

- наряду с государственным сектором стоматологии, активно развивался негосударственный сектор;

- осуществлялось техническое перевооружение стоматологических учреждений, соответствующее уровню мировых стандартов;

- внедрялись современные технологии профилактики и лечения стоматологических заболеваний, новые экономические формы работы и оплаты труда;

- продолжено внедрение в профилактику стоматологических заболеваний фторирование молока, получившее одобрение Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Федерального собрания РФ;

- активизировалась работа по повышению квалификации специалистов стоматологического профиля;

- наряду с количественным ростом, совершенствовались уровень и качество проведения съездов, конференций, выставок, профессиональных конкурсов, чемпионатов, информатики с использованием современных компьютерных технологий.

Однако, отмеченные изменения, к сожалению, произошли не в результате совершенствования государственной политики в области организации и управления стоматологической службой, а, в основном, за счет активной работы стоматологического сообщества.

3. Отсутствие государственной политики в отношении стоматологии приводит к негативным тенденциям в ее развитии, основными из которых съезды считают:

- направление в охране здоровья нации – профилактика, утратила свои позиции. Мероприятия по профилактике стоматологических заболеваний не финансируются ни за счет бюджетных средств, ни за счет фондов обязательного медицинского страхования. Не внедряются из-за отсутствия средств федеральные и региональные целевые стоматологические профилактические программы. Не решен вопрос о месте, условиях работы в организованных коллективах основного специалиста профилактической стоматологии – гигиениста стоматологического, крайне медленно внедряется прогрессивная форма профилактики стоматологических заболеваний – фторирование молока, воды и др.;

- в ряде регионов со стороны руководства здравоохранением имеют место попытки отмены учета, отчетности и планирования работы по условным единицам трудoемкости (УЕТ), тем самым возврата к старой системе учета работы стоматологов по посещаемости;

- допускается навязывание органами управления здравоохранением стоматологическим учреждениям оборудования и расходных материалов конкретных фирм, что является скрытой формой коррупции и не соответствует принципам свободной конкуренции;

- система стоматологического образования, в первую очередь постдипломного, не обеспечивает уровень подготовки специалистов в соответствии с современными требованиями и нуждается в коренном реформировании, в том числе в соответствии с концепцией, разработанной МГСУ;

- сокращение государственных стоматологических учреждений и работающих в них специалистов приводит к постепенному снижению доли государственного сектора в общем объеме стоматологической помощи населению. В то же время недостаточное осуществление государственного контроля за оказанием стоматологической помощи в негосударственном секторе со стороны федерального органа исполнительной власти и органов местного самоуправления, предусмотренного Основами законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» не позволяет оценить качество и объем оказываемых ими стоматологических услуг.

4. Одной из причин негативных тенденций в развитии государственной стоматологической службы съезды считают отсутствие в течение нескольких лет главного стоматолога Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

5. Съезды считают, что дальнейшее развитие стоматологии в России невозможно без серьезного реформирования в целом здравоохранения страны, учитывающего возможности государства, потребность населения в медицинской помощи, рыночные условия хозяйствования. Подлежат пересмотру его структура, принципы управления, финансирования, оснащения. Необходимо расширить права руководителей учреждения здравоохранения в решении управленческих, структурных, экономических, финансовых и кадровых вопросов, повысить роль врачей в достижении эффективности и качества медицинской помощи, обеспечив достойную оплату их труда, усилить контроль профессиональных объединений (сообществ) в решении вопросов развития здравоохранения, защитить здравоохранение от бюрократии и коррупции.

6. Съезды считают необходимым:

6.1. Просить Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2006 году:

6.1.1. Заслушать на расширенной коллегии с участием заинтересованных министерств и ведомств вопрос о состоянии и дальнейшем развитии стоматологической помощи населению страны, обсудив основные проблемы, поднятые участниками съезда.

6.1.2. Рассмотреть вопрос о назначении главного стоматолога Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации с учетом единогласной поддержки участниками VIII Всероссийского съезда стоматологов кандидатуры на эту должность акад. РАМН, проф. Леонтьева Валерия Константиновича.

6.2. Поручить руководству СтАР разработать совместно с ведущими учеными-стоматологами НИИ и ВУЗов, главными стоматологами субъектов Российской Федерации и представить в Минздравсоцразвития Российской Федерации:

6.2.1. Проект программы развития стоматологии России до 2020 г., стандарты оказания стоматологической помощи по всем ее разделам.

6.2.2. Предложения:

- по правовой и нормативной базе лечебно-профилактической помощи в организованных детских коллективах;

- по реформированию системы стоматологического образования в стране;

- по повышению эффективности системы платных стоматологических услуг, изменениям и дополнениям в законодательство Российской Федерации о частнопредпринимательской стоматологической деятельности и ее лицензированию.

6.2.3. Получить право проведения в России в 2010-2012 гг. Конгресса FDI.

6.3. Рекомендовать главным стоматологам органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и местным отделениям СтАР:

- активизировать работу по разработке, внедрению и утверждению в установленном порядке проектов региональных программ профилактики стоматологических заболеваний;

- проработать вопрос об организации фторирования молока и питьевой воды на территории субъекта.

ПРОТОКОЛ

XI СЪЗДА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ РОССИИ

Доклад о деятельности СтАР за период 2003-2006 гг. (доклад В.К. Леонтьева приводится полностью)

В.К. Леонтьев: В Стоматологической ассоциации России на текущий период объединены 75 региональных ассоциаций, большинство из которых являются юридическими лицами. Ее членами являются более 30 000 человек, занятых оказанием стоматологической помощи населению. В СтАР состоят и функционируют 16 секций (ассоциаций):

- челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии (проф. В.М. Безруков);

- ортодонтии (проф. Л.С. Персин);

- гигиенистов стоматологических (О.В. Шевченко);

- детской стоматологии (проф. Н.В. Морозова);

- профилактики (д.м.н., О.Г. Авраамова);

- зубных техников (проф. С.Д. Арутюнов);

- эндодонтии (проф. Е.В. Боровский);

- гнатологии (проф. В.А. Хватова);

- частной стоматологии (В.В. Архипов);

- эстетической стоматологии (проф. Л.Н. Максимовская);

- пародонтологии (проф. А.И. Грудянов);

- организаторов здравоохранения (проф. В.Д. Вагнер);

- имплантологии (проф. В.Н. Олесова);

- ортопедической стоматологии (проф. А.В. Цымбалистов);

- экономистов (Подпорина И.В.);

- военных стоматологов (проф. Г.И. Прохватилов);

- постдипломного образования (проф. С.И. Абакаров).

Происходит бурное развитие узких разделов специальности, которые оформляются в секции или ассоциации. Мы считаем это положительным явлением. Через секции ведется огромная профессиональная работа, происходит постановка, обсуждение и решение многих профессиональных вопросов, прежде всего лечебных и профилактических технологий, обучение кадров, внедрение передового опыта, проведение конкурсов, мастер-классов и чемпионатов и многое другое. Естественно, что все это идет на благо нашей специальности и может только приветствоваться.

По-прежнему основной формой работы СтАР является подготовка и проведение ежегодных съездов, конференций, симпозиумов. С удовлетворением можно сказать, что эти мероприятия не только стали регулярными, но они уже вошли в привычную жизнь и деятельность ассоциации. Ежегодно только официально СтАР проводит не менее 25 крупных мероприятий с участием как Центра, так и регионов.

Крупнейшим из них остается ежегодный съезд СтАР. Пока они проходят только в Москве, что связано, в первую очередь, с необходимостью одновременно их проведения с выставкой «Дентал-Экспо», о чем у нас есть долгосрочное соглашение. Ежегодно съезд и выставку посещают свыше 20 000 стоматологов, зубных врачей и техников. Всегда проведение съезда совмещается с заседанием Совета СтАР, очень часто – со съездом гигиенистов, конференциями по профилактике, эстетической стоматологии и другим, важным для специальности, научно-практическим проблемам. Много лет практически не меняется регистрационный взнос на съезд для его участников. Появляются и новые проблемы, о которых нельзя не упомянуть.

1. С каждым годом все труднее становится формирование программ научно-практических конференций и симпозиумов, съездов. Я думаю, что мы все это ощущаем. Прошел период острого информационного и профессионального голода, наступил период насыщения информацией. Ни привлечение новых лекторов, ни выбор новой тематики уже не увеличивает посещаемость отдельных симпозиумов. В связи с этим на прошлом съезде на Совете СтАР было принято решение о проведении коммерческих научно-практических симпозиумов. Такое решение было обусловлено рядом причин:

а) имелся опыт высокого интереса стоматологов к коммерческим конференциям, проводимым такими фирмами как ЗМ, Dentsply и др., на которые фирмы подбирают лучших мировых лекторов и коммерческий подход позволяет им это делать.

б) проведение коммерческих симпозиумов на съездах идет в соответствии с требованиями FDI и отвечает мировому уровню организации таких форумов. С учетом того, что Россия претендует на проведение в Москве в 2010-2011 гг. Конгресса FDI нам было необходимо это сделать.

в) коммерческие симпозиумы отвечают интересам ряду слоев стоматологической общественности России, интересам ряда фирм, производящих новейшие стоматологические технологии, что делает проведение таких симпозиумов привлекательными.

Первые коммерческие симпозиумы на съезде СтАР прошли в апреле этого года по имплантологии и организации.На мой взгляд, оценку им давать рано. Видно, что они явно не провалились, но и не прошли с видимым успехом. Причин много и вот некоторые из них (моя оценка):

- недостаточный опыт в организации (регистрация, сервис, удобства);

- нестыковка многих проблем (время, люди, изменения);

- отсутствие должного комфорта при высокой оплате и др.

Вероятно, над совершенствованием таких симпозиумов надо работать, набирать опыт и затем еще раз обсудить на Совете их перспективы. Лично я подвергался критике за отсутствие на первом этапе соглашения между СтАР и компанией, организующей и проводившей коммерческий симпозиум. Я сознательно не хотел заключать такого соглашения, чтобы СтАР не отвечала за его проведение и была свободна в дальнейшем выборе линии поведения относительно таких мероприятий.

2. Необходимо совершенствовать информатику и информационные технологии по проблемам, связанным с проведением съездов: индивидуальное членство, регистрацию, подписку, индивидуальную связь с каждым членом СтАР. Для этого мы уже имеем, в соответствии с решением съезда СтАР, технологию, но нужны коммерческие вложения для решения этой проблемы. За этот вопрос ответственна д.м.н. О.Г. Авраамова.

3. Имеющийся мировой опыт, опыт зарубежных ассоциаций говорит о необходимости повышать так называемую «праздничную» составляющую на съездах и др. мероприятиях СтАР. Речь идет о проведении банкетов, дискотек, выступлений артистов, интересных встреч, брифингов, клубов, дискуссий во время СтАРовских мероприятий. Я очень бы хотел, чтобы делегаты съезда высказались как по сути этих мероприятий, так и о путях их финансирования.

Несколько слов о других Федеральных мероприятиях СтАР. Успешно идет ежегодный апрельский «Стоматологический салон» – постепенно улучшается имидж и содержание февральской конференции, проводимой совместно с МГМСУ. Набирает силу и приобретает все больший интерес форум, проводимый в ноябре-декабре в Санкт-Петербурге.

Как исключительно серьезное достижение СтАР я бы хотел оценить нашу региональную Программу.

Она была задумана и реализована более 5 лет тому назад. Огромную роль в ее проведении и планировании сыграли вице-президенты В.Д. Вагнер, А.В. Цимбалистов и Л.Е. Леонова. Самый значительный вклад в ее реализацию внес ответственный секретарь СтАР В.В. Садовский. За минувшие годы регулярно и наиболее успешно региональные конференции проводились в Перми, Санкт-Петербурге, Омске, Екатеринбурге. Активно они идут в Воронеже, Новосибирске, Уфе, Калининграде, Самаре, Краснодаре, Москве, Нижнем Новгороде, Подмосковье, Иркутске, Ростове-на-Дону. Присоединились к указанным городам за последние годы Смоленск, Киров, Челябинск, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Тюмень, Саратов. Во многих городах региональные конференции сопровождаются серьезными выставками – Самаре, Уфе, Санкт-Петербурге, Омске, Воронеже, Краснодаре, Ростове.

Очень важную работу проводил вице-президент СтАР Вагнер В.Д., организовавший во многих территориях России конференции по лицензированию и организации здравоохранения. Они реально помогли решить на местах ряд сложных проблем.

Продолжается осуществление профилактической Программы (О.Г. Авраамова) СтАР. Она несколько снизилась в объеме и проходит менее активно, однако по-прежнему охватывает многие территории России. Административная группа СтАР под руководством О.Г. Авраамовой по своей сути перешла в новый статус – научно-административного подразделения и сейчас оно оформляется официально через новый договор СтАР с компанией «Проктер энд Гэмбл». За минувшие годы этой группой проведен очень большой объем работы по изучению и развитию профилактического направления в стоматологии в новых условиях. Под ее руководством на новых принципах проведена работа в школьном кабинете с преимущественным осуществлением профилактической работы, с привлечением для нее гигиенистов. На наш взгляд, это важнейшее и перспективное предложение для будущего школьной стоматологии. На этой основе совместно с главным детским стоматологом проф. Л.Н. Максимовской была проведена конференция по школьной стоматологии в современных условиях, где были выяснены все трудности и недостатки важнейшего аспекта нашей специальности и разработана резолюция по совершенствованию стоматологической помощи в школах, реализовать которую мы сейчас пытаемся совместно с Минздравом России. К сожалению, в последнее время работа с Министерством здравоохранения становится все труднее, так как оно, в основном, занято национальными программами, другими проблемами, а регулярная работа по совершенствованию стоматологической помощи ослабла. За все указанное время по стоматологии удалось сформировать и выпустить лишь один приказ по детской стоматологии, на работу по которому проф. Л.Н. Максимовская затратила более 2-х лет (№ 289 от 14 апреля 2006 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию стоматологической помощи детям в РФ»). Новый приказ позволяет решить ряд проблем этой специальности, и весьма полезен по ряду положений. Так, он впервые официально решил проблему гигиениста стоматологического, дал на него рекомендательные нормативы, что очень важно для внедрения профилактики.

Во-вторых, этот приказ впервые легально увеличил рекомендательные нормативы среднего медицинского персонала для детской стоматологии.

В-третьих, приказ разрешает именно главным врачам формировать штатное расписание и отстаивать его, что очень важно.

Таким образом, мы должны поздравить детских стоматологов и главного детского стоматолога проф. Л.Н. Максимовскую с большим достижением.

Одновременно хочу сказать, что в целом приказ сформирован по старой советской системе, Минздрав не пошел на ряд нововведений, которые бы могли сделать его еще более сильным и современным. Вместе с тем, работа по нему показала, что Министерство здравоохранения пока не готово к обсуждению и внедрению некоторых новых, в том числе рыночных, подходов в здравоохранение. Реализация национальной программы в здравоохранение покажет, насколько правильны и реалистичны пути, избранные и проводимые Министерством, и насколько они эффективны. К сожалению, как по работе с национальными Программами, так и по ряду других важнейших проблем Минздрав решает вопросы самостоятельно, в отрыве от мнения медицинской общественности страны, за что многократно подвергался критике.

Продолжается Программа спонсорства СтАР, ее наградная и информативная Программы. Они стали регулярными и привычными, мы уже не представляем, как без них можно обойтись. Продолжается проведение программы Страхования профессиональных рисков (В.И. Полуев), однако она не расширяется. Сейчас должен быть принят закон по этому вопросу и тогда можно будет работать по нему в рамках этого закона. Продолжается Программа по присвоению стоматологической продукции «Знака одобрения» СтАР и она идет достаточно успешно.

Что касается работы, проводимой СтАР в рамках развития стоматологии в России, хочу доложить еще о ряде мероприятий. Отдельно хочу остановиться на чемпионатах (конкурсах) профессионального мастерства. Эта форма профессиональной работы завоевала серьезную популярность среди стоматологической общественности страны. Особенно хорошо они проводятся у зубных техников, по эстетике, по ортопедической стоматологии. По ряду специальностей чемпионаты нуждаются в большей популяризации и в совершенствовании формы. Раздаются голоса и об излишней коммерциализации таких форумов. Вероятно, в определенной степени это справедливо.

Практически регулярно весь отчетный период проводились конференции по имплантологии. Данный раздел стоматологии переживает сейчас бурное развитие. Очень большую роль в этом играет секция имплантологии во главе с проф. В.Н. Олесовой. Активно здесь работает проф. М.З. Миргазизов, С.Ю. Иванов, Ю.Е. Широков, М.В. Дунаев, Ф.Ф. Лосев, А.А. Кулаков и ряд других коллег. Их усилиями имплантология в России получает все большее развитие. Крупные отделения сейчас организованы во всех больших городах. Имеется не менее 10 клиник, в которых проводится более 100 имплантаций в месяц (МГМСУ, ЦНИИС, «Мегастом», Профессорская клиника и др.). Я прогнозирую, что имплантология будет серьезно расширяться, постепенно вытесняя ряд позиций ортопедической стоматологии и эндодонтии.

Большой сдвиг начинается в пародонтологии. Регулярные конференции в различных регионах России по этой специальности, проводимые школой проф. А.И. Грудянова, занимаются активным обучением современным аспектам пародонтологии.

Очень активно работает ассоциация гигиенистов во главе с О.В. Шевченко. Она быстро завоевывает позиции, пока преимущественно в частном секторе здравоохранения, хотя новый приказ по детству определяет важность, роль и место гигиениста в стоматологии. По предложению О.Г. Авраамовой, наиболее велика перспектива использования такого специалиста в школах.

Большой сдвиг произошел в эндодонтии. Новые методы лечения и лечебные технологии за минувшее время широко внедрялись по всей стране усилиями профессоров Е.В. Боровского, Ю.М. Максимовского и многих других. На уровне СтАР составлены новые рекомендации по эндодонтии, родившиеся в дискуссиях и принятые СтАР.

Большую работу по стандартам в стоматологии проводит группа, руководимая проф. А.Ю. Малым. Он сумел хорошо организовать не только создание стандартов (протоколов), но и внедрение их в практику через Минздрав.

Активно внедряет новые методы управления и организации стоматологической помощи проф. В.Д. Вагнер. Его высокая активность, консультации, выступления, книги и монографии востребованы широкой аудиторией стоматологической общественности страны и благодаря его большой работе широко распространяются в стране.

Важную и нужную работу по внедрению новых технологий в практику проводит ответственный секретарь СтАР В.В. Садовский. С его помощью и при активном участии проходит работа по внедрению в стоматологию методов информатики, работы в четыре руки, депофореза и др.

Продолжает активно работать и укрепляться ассоциация частной стоматологии. Под руководством В.В. Архипова проводимые ими съезды стали ежегодными, и они вызывают все больший интерес. Однако, несмотря на все усилия, крупного сдвига в деятельности ассоциации, особенно в ее расширении, пока не произошло. Столь велико недоверие и осторожность частных предпринимателей к любому виду власти, что решить вопросы объединения поможет только время и осторожная, но настойчивая работа в этом направлении.

Каково общее положение нашей ассоциации в стоматологии и здравоохранении?

Важнейшим шагом в деятельности Стоматологической ассоциации России (СтАР) стало заявление, поданное ассоциацией в FDI на право проведения Всемирного конгресса стоматологов в Москве в 2010-2011 гг. В рамках этого плана нам предстоит выдержать не одну инспекцию международных комиссаров. Высокие гости – президенты FDI ни разу не отказывали СтАР и наносили визиты с серьезной методической помощью. Нельзя не вспомнить доктора Эрни, доктора Цурумаки, доктора Ратнанессана, доктора Юна, однако наибольшую помощь в понимании наших ошибок и возможностей оказал большой десант FDI, который инспектировал в апреле 2006 г. Международный конгресс имплантологов и 1-й Восточно-Европейский конгресс руководителей стоматологического бизнеса. В результате коррекция наших стандартов, устоявшихся путем собственного опыта, под стандарты FDI была поручена В.В. Садовскому. Ближайшая задача – в течение трех лет усилить роль так называемых «Российских стоматологических дней» во время национальных стоматологических форумов. На сегодня это и синхронный перевод, и электронная регистрация, и пропорции зарубежных докладчиков к отечественным. Работы много. На пути к Всемирному конгрессу мы взрослеем, набираемся опыта, мы становимся эрудитами и экспертами по отношению к собственной системе стоматологической помощи. Надо отметить, что в Европе в результате последнего укрупненного Евросоюза многие страны постсоветской формации (Польша, Венгрия, Прибалтика и др.) оказались в новом правовом поле, когда стоматологический кабинет или клиника не могут, как у нас принято, организовываться коммерческими структурами с целью извлечения прибыли. Они могут оказывать платные услуги, работать в страховом поле, но только, если они созданы стоматологами. Нам нужен Мировой конгресс в Москве. Это серьезный аргумент для нашего правительства, наших Министерств и Агентств, чтобы услышать наши проблемы. Не только решения этого конгресса, но и сам процесс подготовки к нему даст нам шанс сесть за стол переговоров с собственной властью. Недавно, в Порто (Португалия) состоялся пленум Европейской стоматологической ассоциации, на котором путем тайного голосования Россия получила право на следующий Пленум ERO в Москве в апреле 2007 г. Более того, удалось провести решение, по которому наши инициативы получили практическое подтверждение и впервые в истории Европы в Москве, во время этого Пленума состоится ПанЕвропейский стоматологический конгресс. Это большое событие. Предварительные клинические тематики – эндодонтия, пародонтология, зубное протезирование. Надеюсь, что общественность СтАР, профессионалы СНГ поддержат этот серьезный форум и на словах, и на деле.

В принципе, отношения с различными организациями страны мало изменились за последние три года. С Министерством здравоохранения РФ отношения минимальны. Вместе с тем, в последнее время со стороны ряда официальных подразделений Минздрава и агентств мы чувствуем определенное давление. Оно заключаетсяв попытках руководства этих подразделений подчинить себе все сферы влияния в здравоохранении – съезды, конференции, выставки и др. Законными легитимными путями это сделать невозможно. Такие проблемы сейчас невозможно решить административным путем, но они никак не могут ни понять этого, ни согласиться с этим. И вместо того, чтобы работать вместе как союзники и партнеры, осуществляющие общее дело, – развитие здравоохранения, такие попытки вносят в отношения нездоровый аспект.

Хорошие отношения сложились у СтАР с МГМСУ, с рядом ВУЗов страны. Хотя, если говорить о взаимоотношениях СтАР и ВУЗов в целом, то хотелось бы видеть их более крепкими и серьезными. Так, мы бы считали полезным создание в рамках СтАР секции профессорско-преподавательского состава ВУЗов и средних медицинских учреждений стоматологического профиля. Мы убеждены, что совместная работа по учебному направлению ВУЗов со СтАР дала бы хорошие плоды. Причина того, что это пока не случилось, состоит в нескольких факторах – некоторая обособленность этой части стоматологической корпорации, непростое экономическое положение этой высокоинтеллектуальной части нашего сообщества, трудности с командировками, непонимание руководителями ряда ВУЗов и факультетов роли и возможностей СтАР, административный подход государственных организаций к общественным и др.

Отношения с ЦНИИС СтАР до последнего времени были рабочими и неплохими. Мы имели совместные конференции, издания, мероприятия, легко и хорошо понимали совместную работу, несмотря на непростые личные отношения. Сейчас мы делаем все, чтобы с приходом нового руководства сохранить систему прежних отношений. Мы считаем, что это взаимополезно и взаимовыгодно.

Нормальными и деловыми являются отношения СтАР с ассоциацией «Стоматологическая Индустрия». Имевшиеся ранее трудности и недостатки преодолены и сейчас по ряду направлений мы работаем вместе.

Традиционно хорошие отношения имеет СтАР с рядом мелких и крупных коммерческих фирм и их руководителями – Dentalexpo (А.В. Истратов), «Проктер энд Гэмбл», компанией Wrigley, Dirol, Colgate, «Смит Кляйн Хелскер», «Дентекс», «КМИЗ», «Аверон», TBI, «Микрон», «Круг», «Радуга-Россия», «Стомадент» и многими другими.

Нейтральные отношения сохраняются с рядом крупных компаний – Dentsply, ЗМ, «Свобода», «Невская косметика», «Юнидент» и др. Мы готовы более тесно работать с ними.

СтАР вступила в «Торгово-промышленную палату России» и имеет с ней хорошие отношения, работает со многими правительственными и общественными организациями. При этом следует подчеркнуть, что пока в России как роль общественных организаций, так и роль общественного самоуправления как в целом, так и в здравоохранении в частности еще не понята, не оценена. Это негативно отражается на создании гражданского общества и демократии в целом, что противоречит интересам государства. Недооценка роли общественных организаций на руку чиновничеству, захлестнувшему наше государство, коррупции и др. негативным явлениям.

В последнее время государство начало понимать роль негосударственных и других общественных организаций в создании атмосферы доверия, демократии и взаимопонимания в обществе. Об этом свидетельствует создание Общественной палаты и активное начало ее работы. Однако, в целом, пока эти вопросы далеки от того, какими они могли бы и должны были быть.

Что у СтАР не получилось из намеченного или того, что следовало бы сделать ранее?

К таким провалам можно отнести невыполненные проекты по созданию «Национальной академии по стоматологии». С ее помощью мы планировали, как это делается за рубежом, создать совместно с ВУЗами постдипломного образования стройную систему постдиплома, основанную на новых принципах.

Кто выиграл от нашей неудачи? Состояние постдиплома в стоматологии ухудшилось, и он продолжает разваливаться. Не видно никаких и ничьих попыток улучшить его, реконструировать, создать что-то новое, отвечающее запросам практики и практической стоматологии. На факультетах и кафедрах постдиплома ситуация не изменилась, преподавание и оснащение осталось прежним, система образования архаична и нет попыток поправить это. Что же делать? Я убежден, что нужно вернуться к идее Национальной академии стоматологии. Совместно с ЦНИИС, передовыми докторами необходимо переработать Устав академии и разработать далее на его основе общественно-государственный статус такой академии с тем, чтобы улучшить и развить систему стоматологического постдиплома в стране.

Не удалось нам также улучшить работу многих территориальных ассоциаций. Не секрет, что многие из них работают очень слабо и виноваты в этом их руководители, формально занимающие место президента. Как поправить положение здесь? Для решения возможен административный и профессиональный подход. Административный может заключаться в том, чтобы провести проверку работы той или иной организации, найти недостатки, предложить переизбрать руководство и т.д. Правильно ли это и к чему такой подход приведет? Я думаю, такой подход в большинстве случаев неверен. В условиях отсутствия демократии и профессионального опыта управления указанный подход приведет к конфликтам, к ухудшению положения.

Профессиональный подход, на наш взгляд, более рационален. Региональная ассоциация должна сама решить вопрос со своим руководством, стилем его работы и управления. Это сложно, но такой путь более верный и правильный. Мы уже встречались с такими явлениями в ряде территорий. Но для правомочного развития региональных ассоциаций необходима активная позиция большинства членов территориальной ассоциации, чего, к сожалению, пока нет. Мы можем посещать такие ассоциации, рассказывать как нужно работать, показывать им опыт работы лучших. Такие возможности у нас есть, но мы пока их даже не затрагивали. Вероятно, новому руководству СтАР надо продумать этот путь и пойти по его развитию.

Финансово-экономических вопросов работы Центрального аппарата я не касаюсь, об этом будет доложено аудитом и ревизионной комиссией. Хочу сказать одно: по-прежнему основой финансовой деятельности центрального аппарата СтАР являются средства от спонсорства, от деятельности Административной группы, от присвоения «Знака одобрения», от договоров с рядом компаний. Членских взносов от территорий и других средств исполнительные органы СтАР не получают.

Отдельно хочу остановиться на людях, работающих в СтАР или по его программам и проектам.

Руководящий аппарат СтАР Вы выбирали сами и хорошо его знаете. Это вице-президенты проф. В.Д. Вагнер, А.В. Цимбалистов, Л.Е. Леонова, Ю.М. Максимовский. Работали все они неплохо и каких-либо замечаний к ним нет. Я могу уверенно сказать, что это люди, преданные стоматологической корпорации, хорошо знающие и понимающие стратегию, тактику и политику нашей работы, умеющие работать с людьми, хорошо их знающие и, с другой стороны, хорошо знакомые и уважаемые на территориях страны.

Хорошо выполнял свои функции и ответственный секретарь СтАР В.В. Садовский. Его знают в стране, это способный и талантливый человек, знающий и преданный корпоративным интересам.

Большую важную роль в деятельности СтАР играет д.м.н. О.Г. Авраамова. Она – руководитель Административной группы СтАР, руководитель ее секции профилактики. Она – основной участник и ответственный исполнитель самой крупной Программы СтАР – профилактической. О.Г. Авраамова обладает незаурядным организаторским талантом, это прирожденный руководитель и очень ответственный человек.

Важную функцию в ассоциации несет директор съезда – З.П. Григоревская. На ее плечах лежит ответствен ность за организацию и проведение основных наших съездов и конференций. Это человек, в совершенстве знающий свое дело, высокой преданности и ответственности за него, умеющий работать с людьми и знающий их.

В распоряжении правления СтАР имеется и круг людей, выполняющих различные исполнительские функции и получающие в СтАР зарплату. Это хорошо Вам известные Л.С. Павлова, В.В. Косяков, Г.И. Кирсанова-Крысанова, О.Ю. Осипова и др. В целом, мы имеем хорошо слаженную и прекрасно работающую команду.

В руководстве СтАР также работает большая группа авторитетных функционеров, хорошо знакомых стоматологической общественности и пользующихся в ней высокой степенью доверия и уважения. Это В.И. Полуев, Ю.В. Кузовкова, А.А. Логинов, М.В. Дунаев, О.В. Шевченко, Л.Н. Максимовская. Важную функцию несут руководители и участники программ СтАР и его основных мероприятий – это вице-президенты СтАР, ответственный секретарь, проф. И.Ю. Лебеденко, акад. РАМН Н.Н. Бажанов.

Большую роль в работе СтАР играют президенты и руководители профессиональных ассоциаций и секций – Л.С. Персин, В.Н. Олесова, А.В. Цымбалистов, О.Г. Авраамова, Е.В. Боровский, Л.Н. Максимовская, В.Д. Вагнер, О.В. Шевченко, В.А. Хватова, С.Д. Арутюнов, А.И. Грудянов.

Важную функцию несут наши высокие профессионалы, группа лекторов, постоянно работающая со СтАР на ее конференциях, съездах, симпозиумах. Это А.Н. Ряховский, Г.Б. Оспанова, Н.К. Логинова, Н.В. Морозова, А.Ю. Малый, Е.В. Боровский, В.С. Новиков, В.Н. Олесова, О.В. Шевченко, М.З. Миргазизов, А.В. Цымбалистов и др.

Не могу не отметить и ряд президентов СтАР, прекрасно работающих в регионах, часто сотрудничающих с руководством СтАР по всем проблемам и вопросам – это чл. корр. РАМН В.А. Козлов, проф. Л.Е. Леонова (Пермь), проф. Ю.М. Максимовский, Т.С. Яковлева (Псков), Е.Б. Волков (Калининградская область), А.Т. Голощапов (Липецкая область, г. Елец), С.Е. Жолудев (Екатеринбург), И.М. Федяев (Самара), А.И. Матешук (Омск), Ф.Г. Гримберг (Хабаровск), В.В. Спорник (Приморский край).

Какие стратегические цели я бы наметил для будущей деятельности СтАР?

1. Это, прежде всего, сохранение и укрепление единства ассоциации. Для этого нужно делать много. Во-первых, необходимо улучшить реальную работу в территориальных ассоциациях, что предполагает увеличение числа членов, проведение региональных мероприятий, создание сильных профессиональных коллективов в стоматологических организациях, единение всех сил стоматологического профиля – частного и государственного секторов, зубных техников и гигиенистов, организаторов стоматологического здравоохранения. Во-вторых, необходимо улучшение информатики и связи как внутри региона, так и межрегионально и с центром. Это можно сделать только с помощью печати, Интернета и использования компьютерной техники. Мы уже приняли год назад на Совете решение о создании корпоративной сети связи внутри ассоциации. За минувший год фактически разработан проект под руководством О.Г. Авраамовой, а сейчас имеются вполне реальные возможности его воплощения в жизнь. Здесь важна активность и предприимчивость регионов, отдельных стоматологов, а также необходимы некоторые затраты, в том числе личные.

Увеличение числа членов СтАР – также важная задача. Я бы предложил ее решение одновременно с решением проблемы корпоративной стоматологической сети. Это было бы и стимулятором, и толчком, и реальным делом.

2. Необходимо установление большей степени контактов и взаимопонимания со всеми уровнями власти – с руководством здравоохранения, с другими разделами медицины, с региональными и федеральными властями, с различными общественными организациями и т.д.

Реальность такова, что роль и значение общественных организаций в нашей стране не понята и традиционно принижена. Сила и мощь государства, чиновничества столь традиционно велика, что они до сих пор свысока смотрят на роль и возможности общественных организаций. Только в последнее время ситуация слегка начала меняться. Недоверие к государству и его институтам, уровень коррупции, допущенные в связи с непрофессионализмом чиновников, промахи и неверные решения столь серьезны, что государство поняло – без учета мнения общественности и его возможностей обойтись нельзя. Это чревато повторением ошибок. Невозможно создание гражданского общества без учета этих факторов. Одним из важных шагов в этом направлении стало создание Общественной палаты страны. Пока трудно оценить значение этого шага, но этот инструмент уже оказался во многих случаях очень неудобным для ветвей власти. Что с ним будет дальше – жизнь покажет. Может быть его постараются приручить, унять, преобразовать или даже распустить. Возможно – он станет приобретать все большее значение. В любом случае, открытое пренебрежение мнением общества – вещь опасная для любого государства и в большинстве случаев оно не может себе это позволить. В качестве примера вспомните обращение одного из Пироговских съездов к Президенту страны с требованием снять Министра здравоохранения РФ Э.А. Нечаева в связи с его открытым противостоянием с медицинским сообществом и пренебрежением его мнением. Министр был снят немедленно. Такова возможная сила и роль общественных организаций

Вместе с тем, учитывая все сказанное выше, в том числе в первую очередь традиционно сложившуюся роль бюрократии в жизни России, необходимо искать пути совместной работы, сотрудничества, партнерства с властью, органами управления здравоохранением и другими организациями. Это верное и необходимое направление, но оно не должно идти путем соглашательства, подчинения и уступок наших корпоративных интересов. Нет, работа с официальной властью должна иметь целью поиск совместных необходимых решений, проведение собственной политики, осуществление взаимосвязи административного и профессионального управления.

В этом плане отдельно надо сказать о совместной работе с другими разделами здравоохранения. Мы определенное время радовались, что стоматология вырвалась вперед, что в ней произошли серьезные преобразования в плане становления рыночных отношений и т.д. Но сейчас мы понимаем, что если бы аналогичные достижения были бы в других подотраслях здравоохранения, то сегодня бы мы имели совсем другие возможности, и здравоохранение в целом уже смогло бы шагнуть далеко вперед. Поэтому, на мой взгляд, сейчас наша задача стоит в тесном единении с другими разделами здравоохранения, в распространении нашего опыта, достижений, в убеждении необходимости пройти тот же путь всему здравоохранению. Сегодня наша медицина запрятана по своим домикам. Социальное, медицинское и общественное состояние различных подотраслей медицины резко различно. Во многих подотраслях нет серьезных общественных организаций и достойных лидеров. Все это не позволяет создать единую общественную медицинскую организацию, проводить единую социальную и медицинскую политику, объединять усилия. С медицинской общественностью сейчас легко бороться, ее мнением можно свободно пренебрегать, чем и пользуется чиновничество. Такое положение нетерпимо и его надо преодолеть. Это должно стать одной из целей нашей корпорации.

3. Необходимо более четко и жестко проводить политику профессионального управления нашей специальностью, начиная от стоматологических учреждений и до федерального уровня здравоохранения. Это можно делать только завоевав авторитет, объединив свои ряды, вовлекая в них основную массу врачей, имея активную жизненную и профессиональную позицию. Только тогда возможно иметь свою линию, откровенно ее высказывать и проводить, заставляя к себе прислушиваться.

Наша линия и наше мнение должно быть услышано и учтено в аттестационных и лицензионных комиссиях, в управлениях органами здравоохранения, при решении проблем финансирования стоматологических организаций и их обеспечении, при принятии любых решений, касающихся стоматологии, при принятии решений по подготовке стоматологических кадров, учебных программ, проведении экзаменов, по номенклатуре стоматологических кадров и др.

Здесь особенно важную роль играет единение наших шагов и действий. В этом плане в стоматологии есть несколько организаций, роль которых может быть особенно велика для проведения единой политики в области стоматологии.

Речь идет о ЦНИИС, МГМСУ и стоматологических факультетах. Раньше, в советский период, эти организации и их представители играли ведущую роль в стоматологической корпорации. В силу многих обстоятельств сейчас эта роль ими в значительной мере утеряна. Это очень плохо как для них самих, так и для СтАР, так как роль и значение этих организаций традиционно весьма значима как в специальности в целом, так и в ее отношениях с другими разделами здравоохранения и власти. Поэтому, на мой взгляд, весьма важно предпринять шаги для вовлечения этих организаций в более серьезную работу по корпоративным интересам стоматологии. От этого выигрывают все стороны. Сделать это необходимо срочно и быстро как путем прямого привлечения их в ряды управления СтАР, так и ее территориальных организаций, мероприятий СтАР и др. Однако при этом надо учитывать и слабые стороны этих организаций. Они более чем другие стоматологические организации зависимы от административной власти, в связи с чем неуверенность их намерений и действий, нерешительность выше, чем в практическом здравоохранении. Лица, работающие в таких организациях более карьерны и не столь самостоятельны, могут легко менять свое мнение и не тверды в убеждениях. Это нужно понимать и учитывать.

Вместе с тем, эту часть стоматологической корпорации отличает высокий профессионализм, глубокое знание специальности и новых технологий, высокий уровень интеллектуальности. Поэтому работа с ними должна идти с учетом этих особенностей, в чем-то могут быть уступки или, наоборот, при необходимости – очень твердая позиция. В любом случае, следует предпринять шаги для повышения уровня работы с этими организациями и работающих в них категорий сотрудников. От этого выиграем мы все.

4. Я убежден, что нужно все сделать для положительного решения и проведения в России в 2010-2011 годах Конгресса FDI. Это позволит СтАР завоевать всероссийские позиции и соответствующий авторитет, что повлечет резкое усиление позиции СтАР по всем направлениям и разрешит на новом уровне решать проблемы специальности.

Отдельно хочу остановиться на том, чего нам, как корпоративному сообществу, следует опасаться.

1) Нельзя исключать возможности потери единства и, как следствие, распада СтАР. Этому может способствовать ряд факторов. Например, как при распаде СССР, нельзя исключать желание отдельных ассоциаций России выступить в качестве самостоятельной общественной организации или из-за амбиций руководства, или из-за плохих отношений с Центральным аппаратом СтАР или др. причин.

Возможно также создание по различным причинам параллельной СтАР общественной стоматологической организации. Возможно также выделение из СтАР отдельных «узких» профессиональных общественных стоматологических организаций (пародонтология, зубные техники и т.д.). Возможны и другие причины. Как Вам известно, сейчас организована Ассоциация челюстно-лицевых хирургов отдельно от СтАР. Не хочу комментировать причины, побудившие это сделать, но результат уже виден сейчас. Практически эта ассоциация не работает, она никогда не сможет стать Всероссийской, в связи с чем она не сможет вступить в Международную ассоциацию и не сможет отстаивать интересы своей специальности, так как она их не представляет. В связи с этим мы сейчас принимаем меры по усилению своей СтАРовской секции хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии с тем, чтобы она могла полноценно отражать и защищать интересы специалистов.

2) Не менее опасна для СтАР и другая возможность – коммерциализация ассоциации. Ее тоже нельзя отнести к числу невероятных. Вы сами знаете и членов СтАР и отдельные попытки, в том числе и состоявшиеся, которые можно отнести к коммерческим. Такие подходы в принципе не допустимы. СтАР может создавать коммерческие компании, может быть их соучредителем или получать от них дотации для уставной деятельности, но нельзя допустить коммерциализации СтАР. В этом случае ассоциация не сможет выполнять свои главные функции – отражения и защиты корпоративных интересов стоматологов. Поэтому такого нельзя допускать никогда. Любые попытки в этом направлении должны безжалостно пресекаться, как неуставная деятельность СтАР.

Здесь опасны также возможные попытки ряда коммерческих фирм или отдельных коммерсантов решать свои проблемы через СтАР. Такие вещи вполне реальны и их также надо пресекать в корне. Гораздо труднее бороться с протежированием тем или иным фирмам, проектам, коммерсантам. Так что различные пути коммерциализации СтАР вероятны и с ними надо бороться, а еще лучше – предотвращать.

3) Есть также неприятная возможность узурпации власти в СтАР рядом лиц, по подготовленному плану, формально через механизм избрания либо путем отстранения тем или иным способом действующего законного руководства и временного занятия руководящих постов. Такой подход тоже нельзя исключать. СтАР стала лакомым кусочком для реализации различных коммерческих и других выгодных проектов, поэтому попытки нелегитимного взятия власти вполне возможны. В этом случае СтАР как представительская и рабочая организация корпорации погибнет, чего допускать нельзя.

В заключение, хочу сказать следующее. Я очень благодарен стоматологам страны, избравшим меня и терпевшим мое руководство на протяжении почти 10 лет. Думаю, что мы немало сделали с Вами, хотя можно было сделать больше. Убежден, что нельзя более 2-х раз избирать одного человека президентом. Я это знаю по себе и думаю, что всегда нужны новые люди в руководстве, если мы хотим нормально развиваться и плодотворно работать. Да, я создал команду, которая способна эффективно работать, но это не значит, что это единственная или лучшая команда. Но ее большим достоинством была явная работоспособность и стремление не нарушать Устав, что почти всегда нам удавалось. Я благодарен стоматологической общественности, многим стоматологам, главным врачам, президентам территориальных ассоциаций, функционерам, всем, с кем я работал за возможность работать с Вами, за опыт, который приобрел, за то, чему Вы меня научили за эти годы.

Я благодарю всех Вас!

III часть заседания

А.В. Цимбалистов: Для оглашения результатов тайного голосования по выборам Президента СтАР слово предоставляется председателю счетной комиссии В.Д. Пантелееву

В.Д. Пантелеев: Зачитывает протокол счетной комиссии № 1 о выборах Председателем счетной комиссии В.Д. Пантелеева и секретарем счетной комиссии Л.С. Барминой (протокол № 1 прилагается)

А.В. Цимбалистов: Уважаемые делегаты! Нам необходимо открытым голосованием утвердить протокол № 1 счетной комиссии. Идет открытое голосование.

За – единогласно.

В.Д. Пантелеев: Зачитывает протокол счетной комиссии № 2 о результатах тайного голосования по выборам Президента СтАР на период 2006-2009 гг. (протокол № 2 прилагается)

Докладывает:

Общее количество делегатов XI Съезда Стоматологической ассоциации России – 164;

Роздано бюллетеней – 139;

При вскрытии урны обнаружено бюллетеней – 139.

Результаты голосования:

Испорченных бюллетеней – 13

За – 133

Против – 3

Воздержавшихся – нет.

А.В. Цимбалистов: Просит делегатов открытым голосованием утвердить протокол № 2 счетной комиссии.

Идет открытое голосование

За – единогласно

А.В. Цимбалистов: Таким образом, большинством голосов Президентом Стоматологической ассоциации России на период 2006-2009 гг. избран Вагнер В.Д.

О СОСТОЯНИИ СТОМАТОЛОГИИ В РОССИИ И О ПЕРСПЕКТИВАХ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Доклад на VIII Всероссийском съезде стоматологов

В.К. Леонтьев

Разрешите остановиться на основных изменениях и тенденциях развития стоматологии в России за последние 5 лет (2000-2004 гг.)

I. В целом как развитие здравоохранения в эти годы, так и стоматологии в частности характеризуются определенной стагнацией, отсутствием четких путей развития и реформации отрасли. Намечавшиеся в 2002 г. пути реформирования стоматологической службы не получили своего развития. Более того, за указанное время как в здравоохранении в целом, так и в стоматологии появились и получили развитие ряд негативных явлений. К ним, в первую очередь, следует отнести резко возросший бюрократический аппарат здравоохранения и увеличившееся его давление на стоматологическую службу, на права, самостоятельность и свободу деятельности стоматологических учреждений, особенно в области финансирования. В большинстве регионов страны зарабатываемые коллективами стоматологических организаций средства изымаются казначейством, а затем полностью или частично возвращаются в стоматологические учреждения уже в виде постатейного бюджета, что резко снижает экономические и финансовые возможности стоматологических организаций и, кроме того, создает ложное впечатление улучшения бюджетного финансирования стоматологии, что, в принципе, не соответствует действительности, так как в большинстве регионов 50-75% всех финансовых средств стоматологические организации получают за счет платных услуг. Особенно незавидное в этом плане положение складывается в стоматологических отделениях и кабинетах, входящих в систему общеклинических поликлиник, больниц и амбулаторий. Там заработанные стоматологическими подразделениями средства практически полностью изымаются руководителями учреждений и используются по усмотрению руководства, но не на нужды стоматологии. Стоматологические подразделения в них играют роль дойной коровы, молоко которой используется на нужды медицинского учреждения, а стоматологические подразделения практически обеспечиваются по остаточному принципу, в результате чего стеснены в своем качественном развитии. Эти подразделения лишены также компетентного профессионального руководства. Мы уже неоднократно обсуждали столь неблагоприятные факты, касающиеся этого важного раздела нашей специальности, и принимали решения. В частности, рекомендовали переподчинить стоматологические подразделения соматических лечебных учреждений областной или какой-либо другой стоматологической поликлинике региона, либо преобразовать их в самостоятельные стоматологические поликлиники. Принятие таких решений возможны только на региональном уровне при понимании местным руководством роли стоматологии и при высокой активности главных специалистов. И действительно, в ряде регионов такие решения были приняты, что привело к улучшению стоматологической службы. В связи с введением закона о местном самоуправлении, в последнее время на уровне муниципалитетов появилась тенденция к преобразованию самостоятельных стоматологических поликлиник в подразделения общесоматических медицинских учреждений. Мы уже получили первые тревожные сигналы (г. Клинцы, Башкортостан) о присоединении стоматологической поликлиники к больничному комплексу с потерей им права юридического лица со всеми исходящими отсюда отрицательными последствиями. Нет сомнений, что это делается с целью нецелевого использования финансовых возможностей стоматологического учреждения, без учета мнения стоматологической службы и вопреки ему. Можно предположить, что переподчиненное и лишенное прав самостоятельности стоматологическое учреждение быстро потеряет лучших специалистов, в ней упадет уровень платных услуг и снизится объем и качество стоматологической помощи, что, в итоге, приведет к проигрышу всех сторон.

Такие близорукие решения недопустимы и с ними необходимо активно бороться как руководителям стоматологической службы, так и стоматологической общественности.

Из других нарушений прав государственных стоматологических организаций нельзя не упомянуть о широко распространенной практике запрета со стороны руководства здравоохранением свободного приобретения оборудования, расходных материалов и др. При этом даются «рекомендации» либо закупки материалов у конкретного поставщика, либо происходит массовая закупка для учреждений региона без учета потребностей и желаний стоматологических учреждений. Преподносится это как мера борьбы с коррупцией, но фактически это и есть подлинная коррупция. Сейчас, в целях борьбы с коррупцией в здравоохранении, уровень которой необычайно возрос в последние годы, предложена система закупок необходимых материалов по определенной, антикоррупционной схеме. Намерения благие, но предложенные меры очень топорны, неудобны и затруднительны, требуют коррекции.

Последней «атакой» на стоматологию явились проверки наличия лицензий на работу с внешними источниками радиационного облучения, согласно закону, принятому в 2004 г., про который внезапно «вспомнила» прокуратура во многих регионах. Она проводит проверки и облагает штрафами стоматологические организации. В целом этот вопрос очень непонятен, полон противоречий и нестыковок. В стоматологических организациях эта проблема давно прекрасно решена, и они получают лицензию на работу с рентгеновским оборудованием как часть лицензии на лечебную деятельность. Поэтому требования прокуратуры в данном разделе не понятны и не справедливы. От проверяющих надо требовать письменные предписания – что нарушено в стоматологическом учреждении и как это надо исправить. Дело в том, что требования, согласно вновь принятому в 2004 г. закону, и прежние требования к работе с рентгеновской аппаратурой практически аналогичны, а двойное лицензирование учреждений не предусмотрено законом. Кроме того, действие этого закона не должно распространяться на лиц, осуществляющих индивидуальное предпринимательство. Все эти проблемы переплелись из-за несовершенного законодательства, а виноваты в результате оказываются стоматологические организации, а в итоге – все проблемы опять решаются на уровне коррупции. Самое неприятное, что в таких случаях Минздрав не только не встает на защиту учреждений, а наоборот, обостряет и усугубляет ситуацию.

Стоматологическая ассоциация России (СтАР) пытается не допустить, либо защитить стоматологические учреждения и стоматологов от подобных явлений. Так, вопрос о передаче заработанных стоматологическими учреждениями финансовых средств в казначейство обсуждался нами на уровне Комитета по здравоохранению Госдумы, однако, представители власти в ней, несмотря на имеющиеся возможности, не захотели вмешаться в ситуацию и защитить стоматологические учреждения.

Вопрос о радиологической аппаратуре и лицензиях для работы с ней вынесен СтАР в Торгово-промышленную палату, членом которой она является. Сейчас эта проблема и все ее недостатки и возможности нормального решения вынесены на обсуждение и возможно принятие благоприятного решения.

Не могу не сказать о том, что мое личное положение сложилось как очень щекотливое. Я не снят с должности главного стоматолога, но и не назначен на нее вновь. Вокруг должности главного стоматолога Минздрава в последние 2 года возникло ряд интриг. Эту должность различными способами стремились получить ряд лиц, однако этого пока не получилось, в результате чего межцарствие продолжается. Формально я провожу работу главного стоматолога, однако это царствование без коронации. Но кто-то же должен проводить эту работу. В ней есть функция, потребность, смысл и ее нельзя пускать на самотек. К сожалению, Минздравом России сейчас роль главных специалистов принижена. Вообще, должен сказать, что столь тяжело решать какие-либо проблемы в здравоохранении на федеральном уровне как сейчас никогда ранее не приходилось. Чиновничество в ряде случаев совершенно не компетентно, оно полностью монополизировало власть в своих руках и пытается решать все проблемы чисто административными мерами, что реально просто невозможно. Нами разработан и предложен комплекс проблем, которые можно и нужно решать административными мерами, и которые можно решать только с помощью профессионального управления (рис. 1), однако такой подход пока полностью непонятен для федерального уровня нашей власти в здравоохранении. Вы, вероятно, знаете о ряде конфликтов и сложностей, сло жившихся в здравоохранении из-за слабого учета профессиональных факторов на различных уровнях, но проблемы по-прежнему не находят правильного и оптимального решения.

II. Нельзя не остановиться и на будущем стоматологии в России. За минувшие 5 лет в этом разделе произошло много событий. Первым из них была попытка реформирования специальности в 2002-2003 гг., когда было намечено вывести стоматологию из бюджета. На съезде СтАР нами было принято решение считать такое предложение неверным, так как в нем не была определена дальнейшая судьба государственной стоматологии России. Нам удалось реализовать это решение путем работы с Думой, аппаратом Правиельства и другими путями. Сейчас судьба государственной стоматологии в России по-прежнему не определена, хотя ситуация с ней постепенно идет в определенном направлении. Какие же сейчас имеются тенденции?

1. Продолжает активно развиваться частная стоматология и сфера платных услуг в специальности. Сегодня можно говорить, что имеется крупная группа городов и территорий, где частная стоматология заняли ведущие позиции в стоматологической помощи населению, опередив государственный сектор. К таким территориям относятся Калининградская область (80%), Ростов-на-Дону (50-60%), Москва (50%), Самара (40-60%) и др. Сейчас нет крупных городов (более 50 тыс. населения), в которых бы не было частных стоматологических клиник.

В крупных городах (500-1500 тыс. населения) имеется не менее 100 частных клиник, в Москве и Санкт-Петербурге их не менее 400-800. Каждый 3-4-й пациент стоматолога является пациентом частной клиники, каждый второй или третий из пяти – пользуются платными услугами. Очень важно, что пациенты уже восприняли частный сектор стоматологии как естественный ее раздел, воспринимают его без упреков и злобы, без жалоб и недовольства. В этом большое отличие стоматологии от платных услуг в других подотраслях здравоохранения. Развитие этого сектора продолжается, однако наши попытки уточнить официально зарегистрированное количество негосударственных стоматологических учреждений и ежегодную их динамику через соответствующий Федеральный орган управления здравоохранением, не увенчались успехом. В то же время, знания в этом разделе стоматологии необходимы руководителям стоматологической службы как федерального, так и местного уровня. От этого в первую очередь, зависит дальнейшее планирование рационального развития стоматологии и управление ее качеством. Нам представляется, что изучение этого вопроса в отсутствии государственного реестра должно осуществляться общими усилиями, а именно главными стоматологами, стоматологическими ассоциациями частнопрактикующих стоматологов на местах со сведением общей картины по России в СтАР.

Ежегодно проводятся съезды частных стоматологов и развивается их интеграция со СтАР.

2. Всем в здравоохранении становится ясно, что форма медицинских организаций – «учреждение» не отвечает нуждам и путям развития здравоохранения в России. Эта форма организации практически не предоставляет прав ни руководителям, ни коллективу учреждений, не способствует саморазвитию, не перспективна для будущего. Вместе с тем, реально, несмотря на многократное обсуждение этого вопроса, государством не предложены новые формы организации государственных учреждений. Не прижилась и не развивается форма некоммерческих и автономных организаций. Сейчас принят закон о концессиях, в котором прописано и здравоохранение. Возможно, эта форма организации сможет занять место в здравоохранении. В любом случае, проблема преобразования учреждений в другие формы организации с большими правами, самостоятельностью и возможностями давно стоит в повестке дня и ждет своего решения. Она перезрела и должна стать частью реформы здравоохранения.

3. Продолжаются немотивированные атаки на стоматологию. Это проявляется в уже ранее описанных мною фактах. Кроме этого, в ряде регионов руководство здравоохранением в той или иной форме пытается ограничить или запретить платные услуги, что во многом производится бездумно или в политических целях.

Многочисленны попытки вновь перевести планирование, учет и отчетность по специальности на посещения. Чиновники из ОМС, пытающиеся сделать это, даже не понимают всю значимость УЕТ в работе стоматолога и подходят к данному вопросу бездумно и безосновательно. Следует заметить, что они при этом повсюду получают должный отпор со стороны стоматологов и мало где им удается провести данное мероприятие.

4. В стоматологии практически в большинстве регионов не оправдал себя принцип финансирования через ФОМСы. Основная причина этого – недостаток средств для нормального финансирования по фактическим затратам в УЕТ и диктат стоимости УЕТ со стороны ФОМСа. Это приводит во многих случаях к абсурдным результатам. Так, стоимость УЕТ в Омске составляет 5-10 руб.! Как может нормальный сотрудник воспринять это? За указанные средства нельзя даже организовать осмотр больного, не говоря о лечении. В целом, стоимость 1 УЕТ по регионам чаще всего бывает в пределах 20-45 руб., что также явно недостаточно для самого простого лечения кариеса. Это приводит к тому, что практически во всех регионах стоматологические учреждения дотируют за счет своих средств от платных услуг бесплатное лечение пациентов. Это является повсеместным гуманным актом со стороны стоматологического сообщества, но он в большинстве случаев не замечается и не отмечается руководством регионов и здравоохранения. В описываемых условиях многие регионы могут отказаться от услуг ФОМСа, что я неоднократно советовал, однако руководство стоматологических учреждений обоснованно боится репрессий со стороны органов здравоохранения. Сегодня 95% стоматологических поликлиник работает по системе ОМС против 84% в 2000 г.

Следует признать, что у руководства здравоохранения почти не остается рычагов воздействия на стоматологические поликлиники, кроме чисто административного. Размер финансирования стоматоло


Источник: www.dentoday.ru