Фотография стоматолога из Москвы

Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве

Рекомендация


Студентам

Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта

Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно


Редактировать статью?!

Скачать статью в формате PDF


Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)


Категории статей

Визитка - МАСЛАК Елена Ефимовна

Уважаемая Елена Ефимовна! Традиционные вопросы нашей «Визитки» Вам хорошо знакомы – с нашей редакцией Вас давно связывают дружественные и профессиональные узы; перебивать Вас тоже совсем не хочется – уж очень много инте­ресного смогут узнать читате­ли этой рубрики. Поэтому, наш разговор мы поделим на главки.

Детство и выбор профессии.

До 11 лет я жила на Украине, в Херсоне. В школе учила украинский язык, до сих пор понимаю и немного говорю по-украински. Я из медицин­ской семьи. Мои дедушка и бабуш­ка по отцовской линии были фар­мацевтами, образование получили еще в царской России. Моя мама – врач-офтальмолог, до ухода на пенсию заведовала городским глау­комным кабинетом в Волгограде. Папа был участником ВОВ, орде­ноносцем. После войны в 1950 г. он с отличием окончил Московский стоматологический институт, рас­пределился в Херсонскую область, работал практическим врачом, заведовал отделением областной стоматологической поликлиники, челюстно-лицевым отделением больницы, преподавал в медицин­ском училище. Умел все: лечить, удалять, оперировать, протезиро­вать, исправлять прикус (я помню, что в три года уже носила орто­донтическую пластинку). В 1963 г. отец защитил кандидатскую дис­сертацию по прорезыванию зубов мудрости и был приглашен рабо­тать доцентом кафедры терапевти­ческой стоматологии Киргизского ГМИ во Фрунзе. Так наша семья на несколько лет переехала в Киргизию. В то время я занималась легкой атлетикой, училась отлич­но, была победителем олимпиад по математике, делегатом съезда в честь 40-летия комсомола Киргизии и, к огорчению родителей, бросила музыкальную школу.

Стоматологическому факуль­тету Волгоградского ГМИ, открывшемуся в 1961 г., требовались квали­фицированные преподавательские кадры, был объявлен конкурс, и мы еще раз переехали – в Волгоград.

 

Сегодня в стоматологическом мире имя моего папы многим хорошо известно – д.м.н., профессор Ефим Александрович Магид. Он возглавлял кафедру терапевтиче­ской стоматологии в ВГМИ со дня ее создания в 1965 г. Многие учились по его Атласам «Фантомный курс терапевтической стоматологии» и «Заболевания пародонта».

Когда я училась в 9-ом классе, папа работал над докторской диссертацией, проводил эксперименты. Мне доводилось наблюдать за его работой. Тогда его увлеченность зацепила, впервые запало в сердце желание быть похожей на него.

Но в эти годы я серьезно увлеклась шахматами, много играла на турнирах, в 10 классе стала чемпионкой города среди женщин, занимала высокие места на чемпиона­тах девушек-шахматисток России и СССР (входила в десятку лучших). Думала о поступлении на шахмат­ное отделение института физкульту­ры в Москве.

Училась я в прекрасной физико­математической школе №8 Волгограда, окончила ее с золотой медалью. Была секрета­рем комсомольской организации школы, посещала матема­тический кружок, нередко занимала призовые места на математиче­ских олимпиа­дах. Поиск зако­номерностей и решение слож­ных задач всег­да привлекали мое внимание.

Мысль о поступлении на физико-математический факультет педагогического института также нередко приходила мне на ум.

На моем выборе родители не настаивали. И я… выбрала стоматологию. Поступила в наш Волгоградский ГМИ на стоматоло­гический факультет.

Волгоградский медицинский

Мне повезло: я училась и работаю в одном из лучших медицинских вузов страны. 75-летняя история ВолГМУ на­считывает много славных дел. Под ру­ководством академика РАМН Петрова В.И., избранного ректором в 1990 г., известного ученого и организатора, за­слуги которого отмечены множеством отечественных и международных на­град, вуз не только сохранился в слож­ный период перестройки, но и постоян­но развивается.

В мои студенческие годы у нас препо­давали замечательные профессионалы -Миликевич В.Ю., Магид Е.А., Груздев Н.А., Мухин Н.А., Даньшина Г.С., Рукавиш­ников А.И. и мн. другие. В памяти до сих пор остаются их яркие лекции, демон­страции больных, клиническая работа. В наше время каждый студент-стоматолог уже на 3-ем курсе получал свое рабочее место, принимал в течение четырехча­сового занятия двоих-троих пациентов. Производственная практика была настоя­щей: рабочее место в поликлинике и при­ем больных под руководством опытных врачей-стоматологов. По окончании вуза мы имели хорошие навыки по терапев­тической и хирургической стоматологии. С ортопедической стоматологией было сложнее, т.к. она всегда была хозрас­четной, лишь пенсионеры получали бес­платное протезирование, эта категория и была нашими основными пациентами.

В институте шахматы я не бросила, играла много и успешно. На 3-ем курсе мне предложили перевестись в Москву, продолжить учебу в столичном меди­цинском вузе и играть за команду шах­матистов Московской области. Я за­думалась: не могу делать что-то плохо, не хотелось отступиться от выбранного пути. Короче, после 3-его курса «боль­шую игру» я оставила. Стала занимать­ся в научном студенческом кружке, вы­полнять самостоятельные исследова­ния, выступала с докладами на научных конференциях, опубликовала первую печатную работу. Приняла участие в первой студенческой олимпиаде По­волжья и стала победителем. В 1975 г. с отличием окончила ВГМИ и получила красный диплом, потом была интерна­тура по терапевтической стоматологии, клиническая ординатура при кафедре терапевтической стоматологии ВГМИ.

Детская стоматология – мое призвание

В 1978 г. на нашем факультете откры­лась новая кафедра – стоматологии дет­ского возраста, и под нее в Москве было выделено место в очной аспирантуре ЦОЛИУ врачей, на кафедре проф. Т.Ф. Виноградовой. Мне исключительно по­везло, меня приняли. Тамара Федоровна – это сплав высочайшей культуры, любви к профессии, преданности детям, огром­ных знаний и энтузиазма. Она была для всех – коллег, сотрудников, учеников – об­разцом умного и знающего, неравнодуш­ного к делу своей жизни врача, ученого и Учителя. На кафедре проводился боль­шой объем научно-исследовательской работы в различных направлениях стома­тологии детского возраста. Учились кли­нические ординаторы, аспиранты, врачи из различных регионов России (мы до сих пор дружны). В коллективе кафедры тру­дились замечательные профессионалы: Нелли Григорьевна Снагина, Ольга Пе­тровна Максимова, Алексей Васильевич Винниченко, Елена Владимировна Вас­манова, Наталья Викторовна Морозова. Каждый из них помогал нам подниматься по ступенькам детской стоматологии. Я занималась проблемой школьной стома­тологии и в 1981 г. защитила кандидат­скую диссертацию -«Значение кратно­сти санации полости рта в профилактике одонтогенных очагов у школьников». По­сле окончания аспирантуры вернулась в Волгоград.

Педагогическая работа

В этом году исполняется 50 лет на­шему стоматологическому факультету и 30 лет моей педагогической работе на кафедре стоматологии детского возрас­та в Волгоградском медицинском. В 1981 г. на кафедре работали всего шесть пре­подавателей (сейчас – 16). Со дня орга­низации кафедру возглавлял доц. Иванов Л.П., который и сейчас продолжает пре­подавать на кафедре ортодонтию (с 1994 г. кафедрой руководит проф. Дмитриен­ко С.В.). Вторым ортодонтом была Щер­бакова Э.В. Раздел детской хирургиче­ской стоматологии вела доц. Клячко А.Э., слишком рано ушедшая из жизни. Она создала в Волгограде межрегиональный Центр диспансеризации детей с врож­денной патологией ЧЛО. В дальнейшем Центр развивался под руководством доц. Исмайловой В.И., затем – доц. Фоменко И.В. Детскую терапевтическую стома­тологию (ДТС) преподавали доц. Сегень И.Т. и асс. Астафурова Г.Н. Все препода­ватели кафедры ответственно и нерав­нодушно относились к формированию новой дисциплины – детской стоматоло­гии (ДС), введеной в перечень врачеб­ных специальностей только в 1984 г. Для обучения студентов создавались базы в школьных стоматологических кабинетах, в детских отделениях стоматологических поликлиник. Будучи ассистентом, с 1985 г. стала читать лекционный курс по ДТС и профилактике стоматологических за­болеваний, в 1989 г. стала доцентом. В 1997-м защитила докторскую диссерта­цию по проблеме планирования, монито­ринга и экспертизы стоматологической помощи детям, в 1999 г. была утвержде­на в должности профессора кафедры. Всегда интересовалась творчеством, поэтому в первые годы своей работы окончила курсы педагогического мастер­ства и школу АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач). Свою педаго­гическую работу люблю, много времени уделяю подготовке лекций, стремлюсь давать студентам самую современную информацию. Интересным был семилет­ний опыт преподавания на английском языке – у нас учились группа студентов из Малайзии, клинические ординаторы из Индии. Преподавание на английском заставило изучить в оригиналах учеб­ники по ДС и профилактике, понять, чем отличаются наши и зарубежные подхо­ды к обучению студентов-стоматологов. Сейчас я читаю лекции, веду практиче­ские занятия и семинары на 2-5 курсах стоматологического факультета, на 5-ом курсе педиатрического факультета, а так­же преподаю врачам-интернам, клиниче­ским ординаторам, курсантам ФУВ, руко­вожу аспирантами. Передаю молодежи не только любовь к профессии детского стоматолога, но и стремление к научной работе. Мои ученики (Фурсик Д. И., Воро­нин П. А., Воронин В. А., Елизарова И. В., Каменнова Е. Н., Куюмджиди Н. В. и др.) неоднократно побеждали и становились призерами на всероссийских, региональ­ных и вузовских студенческих олимпиа­дах и конференциях, чемпионатах стома­тологического мастерства по ДС. Многие из них защитили кандидатские диссерта­ции, стали преподавателями.

Клиническая и организационная работа

В течение всей профессиональной карьеры я – практикующий детский стоматолог, веду не только консульта­тивный прием детей, но и лечу своих маленьких пациентов. Дети чувствуют искреннюю заботу и отвечают взаим­ностью (однажды пятилетний мальчик даже попросил меня стать его мамой). Как правило, моими пациентами стано­вятся и родители детей. Мы уже давно работаем по принципу семейного врача, помогая второму и третьему поколению ребятишек (сертификат стоматолога­терапевта у меня тоже есть).

С 1985 г. стала работать на основной клинической базе нашей кафедры, в детской городской стоматологической поликлинике (сейчас – ДКСП №2). У нас образовался замечательный тандем с ее главным врачом – Литовкиной Лю­бовью Сергеевной. Она была главным детским стоматологом города, области, всегда отстаивала интересы детей. Бла­годаря ее преданности делу, интересам детей удалось сохранить на долгие годы то, что было позитивным резуль­татом, гордостью и достоинством про­шлых лет, сохранить школьную стома­тологию. Вместе с ней мы создавали и проводили программу профилактики стоматологических заболеваний для населения области с 1986-го по 2000 год, организовывали в Волгограде про­грамму фторирования молока для про­филактики кариеса у дошкольников, образовательные стоматологические программы для школьников. В настоя­щее время мы успешно сотрудничаем с руководством нашей клинической базы. Молодой энергичный главный врач Яновская М. Л. стремится продолжать традиции и поднимать ДС на новый со­временный уровень.

В 2002 г. меня назначили главным специалистом-экспертом по ДС коми­тета по здравоохранению администра­ции Волгоградской области, а в 2009-м – также и Волгограда. Положение ДС в области, как и везде в России, сложное: не хватает детских стоматологов, повы­шены требования к организации приема, сложно привлекать молодых специали­стов, трудно обеспечивать материально­технические и финансовые потребности. Все это выводит на первый план задачу приоритетного развития профилактиче­ского направления ДС.

В первые годы перестройки по стра­не происходил обвал ДС: исчезали школьные кабинеты, на глазах устаре­вало оборудование, не хватало инстру­ментов, материалов. Однако в Волго­граде и городах области (Волжский, Камышин, Михайловка, Урюпинск и др.), благодаря пониманию, что все бо­лезни родом из детства и что стомато­логическое здоровье – один из первых рубежей обороны ребенка, благодаря поддержке со стороны руководства удалось сохранить не только службу ДС, но и школьную стоматологию.

Профилактика – лучшее решение

В 1985 г. в программу обучения сту­дентов ввели курс профилактики, при­слали план лекций и практических заня­тий. Я в это время находилась в отпуске по уходу за грудным ребенком. Когда малыш спал – читала все, что было в нашей печати (зарубежная литература была в то время доступной только в Мо­скве), готовила лекции, методические разработки к практическим занятиям. В 1993 г. мне посчастливилось побывать в сотрудничающем с ВОЗ центре в Мин­ске, на курсах, посвященных проблемам профилактики стоматологических забо­леваний. Там я ближе познакомилась с ведущими специалистами в этой обла­сти: Леусом П. А., Пахомовым Г. Н., Кузь­миной Э. М., Колесником А. Г. и мн. дру­гими, впервые слушала лекции и была на демонстрациях зарубежных профес­соров. Там я услышала фразу «главное – изменить философию». Мне казалось, что все просто – расскажи, как важно правильно питаться, ухаживать за зуба­ми, использовать фториды – и все бу­дет прекрасно, кариес будет побежден. Однако, на деле все не так просто. Про­работав в этом направлении много лет, поняла, как трудно изменить менталитет не только нашего населения, но и самих врачей-стоматологов, научить людей заботиться о сохранении и укреплении здоровья, а врачей видеть не только раз­рушенные зубы, но и возможности для профилактики болезней. Тем не менее, профилактическое направление считаю наиболее важным в работе всех препо­давателей до- и последипломного сто­матологического образования, органи­заторов здравоохранения, в практике каждого врача-стоматолога.

В 1997-1998 годах, при поддержке ВОЗ, гуманитарного фонда Borrow, со­трудничающих с ВОЗ центров в ММСИ (руководитель Кузьмина Э. М.) и ЦНИ­ИС (руководитель Колесник А. Г.) в Вол­гограде начали осуществлять програм­му фторирования молока. Мы смогли наблюдать и оценить ее высокую эф­фективность в профилактике кариеса зубов у дошкольников.

В канун нового 2000 г. организа­торы 4-ой всероссийской научно­практической конференции по ДС в Санкт-Петербурге (проф. Генрих Або­вич Хацкевич, глав. редактор вашего издания Андрей Викторович Акулович) организовали поездку делегатов конфе­ренции в Финляндию. Мы встречались с врачами-стоматологами муниципаль­ного стоматологического центра, уче­ными и преподавателями Хельсинского университета, познакомились с орга­низацией стоматологической помощи и подготовкой студентов у наших соседей. Жаль, что у нас нет государственной программы профилактики стоматологи­ческих заболеваний, какие существуют во многих высокоразвитых странах.

Наука

Сознавая, что запущенные с детства стоматологические заболевания суще­ственно снижают качество жизни, боль­шинство своих научных исследований я посвятила проблемам ДС – профилак­тике и лечению кариеса зубов, заболе­ваний пародонта, организации стома­тологической помощи детям, школьной стоматологии. Одно из направлений, представляющих для меня особый ин­терес – организация стоматологической помощи детям, основанная на примене­нии информационной системы «Детская стоматология». Другим важным направ­лением моей научной работы, развив­шимся под влиянием блестящего специ­алиста – засл. деятеля науки РФ, проф. Седовой Н. Н., стала социология меди­цины. В ее рамках мы изучали принци­пы санологического поведения детей, выявляли барьеры на пути внедрения научных достижений, разрабатывали образовательные программы, анали­зировали роль частной стоматологии и др. Большое внимание уделяю вопросам биоэтики и доказательной медицины, в течение многих лет являюсь членом ре­гионального этического комитета.

Результаты моих исследований опу­бликованы более чем в 250 научных ра­ботах (в т.ч. -30 учебно-методических пособий и методических рекоменда­ций, три учебника и монография), в ве­дущих отечественных и зарубежных из­даниях. Являюсь научным редактором и одним из авторов национального руко­водства «Детская терапевтическая сто­матология», членом редакционных со­ветов нескольких научно-практических журналов, в т.ч. и журнала вашего из­дательства – «Стоматология детского возраста и профилактика».

В 1999 г. я впервые поехала за рубеж в составе делегации от России по при­глашению гуманитарного Фонда Borrow. Поездка по Великобритании была неза­бываемой. По инициативе проф. Колес­ника А.Г. я выступила в Ливерпульском университете с докладом на англий­ском языке по результатам проведения программы фторирования молока в Волгограде. В 2000 г. получила грант от Европейской организации по изучению кариеса (European Organization for Caries Research – ORCA) и выступила с пре­зентацией на конгрессе ORCA в Италии. В организации поездки мне помогали академик РАМН Леонтьев В.К. и проф.

Авраамова О.Г. Так начались мои, неред­ко с учениками и коллегами, ежегодные поездки на международные конгрессы, где мы представляли результаты своих научных исследований и практической работы – в Германии, США, Великобри­тании, Финляндии, Италии. Удивило, что большинство зарубежных ученых, рабо­тающих в области стоматологии, знают в России только Москву и Петербург. Смею надеяться, что благодаря моим выступлениям они теперь знакомы и с Волгоградом.

Благодаря участию в международных конгрессах, мы познакомились со мно­гими зарубежными коллегами, участво­вали в международных проектах со­вместно с японскими учеными (проф. N. Nakagaki и др.), сотрудничающим цен­тром ВОЗ в Германии (проф. S. Kneist, A. Borutta и др.), публиковали совместные научные разработки.

Семья

Моей маме, Екатерине Владимиров­не, уже 82 года, она всегда поддержива­ла и помогала мне во всем, и сейчас пол­на энергии, несмотря на возраст и бо­лезни. Всю жизнь проработала в практи­ческом здравоохранении, до сих пор ее пациенты обращаются и просят совета, благодарят за сохранение зрения. Папа, которого уже девять лет нет с нами, был очень добрым и мудрым человеком. До сих пор ко мне подходят незнакомые люди и рассказывают, как он помог им в трудную минуту. С мужем Александром мы познакомились на шахматных сорев­нованиях (он – неоднократный чемпион Брянской и Волгоградской областей). По профессии -инженер-исследователь, приехал в Волгоград по распределению во Всесоюзный НИИ технологии маши­ностроения, заведовал отделом мате­матических методов моделирования и применения ЭВМ. Сейчас -тренер в шахматной школе. Наш сын Константин – продолжатель семейных шахматных традиций – окончил университет, стал магистром математики, международ­ным гроссмейстером, победителем и призером многих российских и между­народных турниров.

Брат Аркадий – руководит частной фирмой, занимающейся компьютерны­ми технологиями; его дочь – продолжа­тель врачебной династии семьи, защи­тила диссертацию, живет и работает в Инсбруке, занимается иммунологией и генетикой, а сын Евгений учится в Япо­нии, готовится к защите диссертации по роботике.

Люди

В жизни мне всегда везло на встре­чи с хорошими людьми. Мои учителя в школе и вузе, в периоды последиплом­ной учебы, коллеги по работе, друзья – всех не перечислить. В нашей области работают много замечательных врачей, посвятивших всю свою жизнь, энергию сердец здоровью детей, в т.ч. и такие, как Курамшина Елена Савельевна, из Палласовской ЦРБ, которой в ноябре 2010г. исполнилось 75 лет.

Встречи, дискуссии и сотрудниче­ство рождают новые идеи и надежды. В последние годы много сделано для развития профилактики и ДС. Под руко­водством проф. Кузьминой Э.М. прошло очередное национальное эпидемиоло­гическое обследование в большинстве регионов РФ, утверждены нормативные документы, регламентирующие оказа­ние стоматологической помощи детям. Благодаря совместной работе коллекти­ва ведущих специалистов во главе с Ле­онтьевым В.К. и Кисельниковой Л.П. вы­шло национальное руководство по ДТС (над которым я тоже трудилась как автор и научный редактор). Мы дружим и со­трудничаем со многими кафедрами ДС – Самары, Нижнего Новгорода, Саратова, Москвы, Киева, Минска и др. Люди – это лучшее, что есть в нашей отечественной стоматологии, именно на их преданно­сти и самоотверженности, любви к де­тям и избранной профессии продолжает развиваться наша специальность.

Вспоминается настроение, соз­давшееся у всех участников после выступления Е.Е. Маслак на Между­народном детском Конгрессе в сен­тябре 2010 г. в Москве. У многих тогда, что называется, глаза были «на мокром месте»: после высоко­профессиональных зарубежных до­кладов, посвященных лечению слож­ных заболеваний у детей, ею были озвучены Наши трудности и предпри­нимаемые усилия, обстоятельства с которыми приходится иметь дело На­шим детским врачам в регионах, осо­бенно в сельской местности, об их эн­тузиазме, преданности и самоотдаче делу, о Наших врачах-стоматологах, осознающих, что Дети и их здоровье – это будущее нашей нации.

Уважаемая Елена Ефимовна! Спасибо Вам за интересный разго­вор. Вам и Вашим коллегам - за бла­городный и высоконравственный труд. Здоровья, профессиональных и творческих успехов.


Источник: www.dentoday.ru