Формирование цен в стоматологии: изменения и комментарии.
Автор: Светлана Бакуменко, lady-cheese@rambler.ru
Согласно Постановлению МЗ РБ №133 от 25.08.08 «Об утверждении прейскуранта на стоматологические услуги», юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, за исключением организаций, финансируемых из бюджета, в шестимесячный срок необходимо было привести в соответствие с настоящим постановлением тарифы на стоматологические услуги. Срок приведения по данному Постановлению завершился 25 февраля 2009 года. Однако организациям, оказывающим стоматологические услуги, по-прежнему необходимо привести в соответствие с вышеуказанным Постановлением свои прейскуранты.
Вышло письмо МЗ РБ «Об изменении цен (тарифов) в 2009 году», адресованное начальникам управления здравоохранения облисполкомов; Председателю комитета по здравоохранению Мингорисполкома; руководителям организаций здравоохранения, учреждений образования, подчиненных МЗ РБ; руководителям организаций, в том числе негосударственной формы собственности, оказывающих платные медицинские услуги, в котором в частности указано:
«…В целях обеспечения выполнения в 2009 году основных показателей прогноза при формировании отпускных цен (тарифов) на производимые товары (работы, услуги) субъектам предпринимательской деятельности следует исходить из допустимого параметра их изменения не более 0,8-0,9 % в среднем за месяц. В случае возможного возникновения убыточности (по платным медицинским услугам, оказываемым субъектами хозяйствования независимо от формы собственности; на товары, работы, услуги производимые (оказываемые) организациями здравоохранения, учреждениями образования республиканского подчинения) по независящим от организации причинам, при условии принятия мер по снижению затрат на производство товаров (работ, услуг), цены (тарифы), сформированные в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов, могут быть, в случае необходимости, увеличены в большем размере после рассмотрения в Министерстве здравоохранения с выдачей экспертного заключения.
В соответствии с Указами Президента № 285 от 19.05.1999г. и № 70 от 06.02.2009 г. подлежат обязательной регистрации в МЗ РБ отпускные тарифы на новые виды платных медицинских услуг, оказываемые всеми субъектами хозяйствования независимо от формы собственности в случае:
- получения субъектом хозяйствования лицензии на медицинскую деятельность и осуществления данной деятельности;
- предоставления медицинских услуг иного вида, кроме тех, которые оказываются и зарегистрированы в МЗ РБ;
- оказания медицинских услуг, которые не вошли в прейскуранты с максимально предельным уровнем, утвержденные постановлениями МЗ РБ (регистрация на 9 месяцев, п. 22 постановления МЗ РБ от 22.12.2003 №51, в редакции постановления МЗ РБ № 183 от 20.12.2007г.)
Цены (тарифы) на иные новые услуги, а также на новые товары, работы организациями здравоохранения республиканского подчинения в МЗ РБ не регистрируются».
Президентом Республики Беларусь 06.02.2009 подписан Указ № 70, который вносит изменения и дополнения в Указ от 19.05.1999 г. № 285. Подписанный документ направлен на совершенствование действующей системы ценообразования, сокращение сферы ценового регулирования, упрощение административных процедур в области ценообразования. Однако упрощение процедуры ценообразования и регистрации цен (тарифов) лишь в небольшой степени коснулось платных медицинских услуг. Указом отменена необходимость регистрации цен (тарифов) на новые товары (работы, услуги), за исключением тарифов на новые платные медицинские услуги.
На индивидуальных предпринимателей (за исключением оказывающих платные медицинские услуги) не будет распространяться требование о необходимости соблюдения предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) и их регистрации. Указом отменена обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей составлять экономические расчеты обоснования цен (калькуляции) при оказании платных медицинских услуг, если изменение отпускных цен (тарифов) на производимые товары (работы, услуги) осуществляется в размере, который не превышает предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов), установленных Советом Министров.
В связи с тем, что большинство предприятий негосударственной формы собственности, осуществляющих стоматологическую и прочую медицинскую практику, являются предприятиями, применяющими упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС, то для данных субъектов хозяйствования особенно актуальным является вступление в силу Указа Президента Республики Беларусь от 03.01.2009г. №1 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 09.03.2007 № 119». Данный Указ вносит изменения в порядок перехода предприятий на упрощенную систему налогообложения, определяет критерии определения валовой выручки и численности работников организации. Согласно данному Указу, налоговой базой признается валовая выручка, определяемая как сумма выручки, полученной за отчетный период организациями и индивидуальными предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и доходов от внереализационных операций. Очень важно следующее положение Указа: « …С учетом особенностей деятельности отдельных организаций и индивидуальных предпринимателей в выручку, определяемую в соответствии с частями второй-пятой настоящего пункта (Пункт № 10 Указа Президента Республики Беларусь от 03.01.2009г. №1 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 09.03.2007 № 119»). , включаются:
"…при реализации работ (услуг), цены (тарифы) на которые сформированы в установленном порядке без учета стоимости используемых при их выполнении (оказании) материалов и запасных частей, оплачиваемых заказчиками, - сумма, полученная от реализации этих работ (услуг) за вычетом покупной стоимости указанных материалов и запасных частей, определяемой в соответствии с частью двенадцатой настоящего пункта (при обеспечении отдельного учета покупной стоимости материалов и запасных частей);…"
Согласно постановлению МЗ РБ от 22.12.2003 № 51 в редакции постановления МЗ РБ от 20.12.2007 № 183:
«9.Тарифы на платные медицинские услуги формируются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без учета стоимости применяемых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других материалов.
11. Лекарственные средства, изделия медицинского назначения и другие материалы, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при оказании платных медицинских услуг, оплачиваются заказчиком дополнительно.
Стоимость лекарственных средств и изделий медицинского назначения определяется исходя из розничных цен, сформированных в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2005 № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» и норм их расхода, утвержденных МЗ РБ.»
Исходя из вышеизложенного, предприятие, оказывающее медицинские услуги и в том числе применяющее упрощенную форму налогообложения, может при грамотном и тщательно налаженном учете покупной стоимости материалов, используемых для оказания своих услуг, прольготировать налогооблагаемую базу. Из практики ведения раздельного учета зарегистрированных тарифов и материалов при оказании стоматологических услуг, можно с уверенностью утверждать, что стоматологическая деятельность является достаточно материалоемкой. Примерное разделение в процентном выражении выручки на тарифы и материалы происходит как 50 на 50. Конечно, в зависимости от вида деятельности (терапия, зуботехнические услуги или ортодонтия) и каждой конкретной услуги данное соотношение может значительно варьировать, но в целом по предприятию материалы в цене стоматологической услуги составляют не менее 40-50%.
Для обеспечения раздельного учета стоимости материалов и запасных частей предприятию, оказывающему медицинские услуги, необходимо приходовать выручку не менее, чем по 2-м разделам кассового аппарата. По одному из разделов должен производиться прием выручки по оказанным услугам (тариф), по другому разделу – выручка от реализации материалов и изделий медицинского назначения, рассчитанным согласно норм МЗ РБ и используемых предприятием для оказания медицинских услуг. По окончании отчетного периода (не реже 1 раза в месяц) предприятие должно произвести расчет количества и ассортимента затраченных на оказание услуг материалов, произвести их списание. Выручка от реализованных материалов и изделий медицинского назначения может быть прольготирована в части обложения её единым налогом. Однако следует учитывать, что если предприятием стоимость материалов рассчитана согласно Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2005 № 366, то покупная стоимость материалов будет определяться как разница между итоговой стоимостью материалов и величиной (в рублевом выражении) начисленной торговой надбавки. Суммы, полученные предприятием в результате начисления торговой надбавки на покупную стоимость материалов, должны относиться предприятием к валовой выручке и подвергаться налогообложению в предусмотренном законодательством порядке.
Исходя из прогнозного анализа применения новых норм законодательства для предприятия, применяющего упрощенную систему налогообложения, осуществляющего стоматологические услуги и имеющего ежемесячную выручку около 10 000 000 рублей, сумма экономии на налогах при прочих равных условиях может составить от 400 000 до 700 000 рублей в месяц.
Благодарим за предоставленный материал предприятие "Леди Чиз"
©Stomatologia.By