Фотография стоматолога из Москвы

Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве

Рекомендация


Студентам

Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта

Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно


Редактировать статью?!

Скачать статью в формате PDF


Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)


Категории статей

II Российский медицинский форум - 2007


Москва, Колонный зал Дома союзов, 17 октября 2007 года, Конференц-залы в ММА им. Сеченова, 18 октября
Проблемы образования и специализации в стоматологии.

Обзор: пленарное заседание, конференция «Проблемы образования и специализации в стоматологии», круглые столы II Российского медицинского форума (РМФ), посвященные проблемам образования.

(Материалы по конгрессу «II РМФ - 2007» мы начали публиковать с №9 нашей газеты. Своевременно организационным комитетом РМФ была произведена большая информационная предподготовка и поддержка конгресса электронными и печатными СМИ.)

1. 17 октября. Первый день работы конгресса «II Российский медицинский форум -2007». Колонный зал Дома союзов. Пленарное заседание.
Одной из главных целей II РМФ было предоставление возможности российскому медицинскому сообществу обсудить наиболее значимые достижения науки и инновации, обменяться опытом как по их внедрению в клиническую практику, так и в процесс подготовки специалистов здравоохранения. Высшая медицинская школа страны всегда играла особую роль в сохранении лучших традиций здравоохранения, в развитии науки, в осмыслении научной и практической значимости научных достижений, в обмене опытом по их внедрению в клиническую практику. Осмысление - каким должно быть образование, какова его роль в развитии общества и государства - в настоящее время происходит во всем мире. Вопросы модернизации и повышения качества высшего медицинского образования, в том числе и стоматологического, приобретают все большую актуальность; разрабатывается и внедряется программа развития европейского стоматологического образования нового тысячелетия; в процесс подготовки специалистов как на преддипломном, так и на последипломном этапах вводятся международные стандарты. Тематический сетевой проект DentEd Европейской дирекции по образованию и культуре (разрабатываемый для взаимодействия и совершенствования системы стоматологического образования в разных странах под патронажем Ассоциации стоматологического образования -ADEE) своими главными задачами считает создание европейской сети стоматологического образования; конвергенции (сближения - от латинского соп-vergens - «сходящийся») в направлении к более высоким образовательным стандартам; соглашения об основных компетентностях специалистов, необходимых для оказания стоматологической помощи; развитие доказательных основ обучения и лечения; участие в инновациях и совершенствовании практической деятельности; развитие интерактивных программ сотрудничества; совместное участие в обзоре интерактивных программ; создание электронных баз данных для обмена информацией и др.

Национальные проекты «Образование» и «Здоровье» - как проходят они в высшей школе, как используется интеллектуальный потенциал, огромный опыт профессоров и преподавателей вузов, организаторов здравоохранения, ученых, врачей, каковы основные задачи сегодня и в перспективе - этим вопросам было посвящено пленарное заседание, ключевой темой на котором была тема российского медицинского образования, его реалий и стратегии развития. Сопредседатели: М.А. Пальцев, Ю.Н. Беленков, Н.Д. Ющук. (См. также №9 «Стоматологии сегодня»).

Прозвучали доклады:
1. «Проблемы высшей медицинской школы - на основе ситуационного анализа российского рынка образовательных услуг». О.О. Янушевич, ректор МГМСУ, д.м.н., проф., заслуженный врач РФ.
2. «Эффективное управление образовательной деятельностью: национальный проект «Образование». Е.Н. Соболева, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров, д.э.н., проф.
3. «Качество медицинского образования в России: оценки экспертов и населения». ПИ. Осадчая, проректор по науке РГСУ, д.с.н., проф.
4. «Повышение экономической стабильности вузов: анализ зарубежного и отечественного опыта». А.Ю. Юданов, профессор Финансовой академии при Правительстве РФ, д.э.н.
5. «Стратегические направления развития высшей медицинской школы России». М.А. Пальцев, ректор ММА им. И.М. Сеченова, академик РАН и РАМН.
2. По окончании заседания состоялся круглый стол «Пути развития высшей медицинской школы в России. Опыт реализации инновационных образовательных программ». В его работе приняли участие Н.Д. Ющук, И.Н. Денисов, О.О. Янушевич, проректор ММА П.Ф. Литвицкий, декан медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета СВ. Петров, директор Мединститута Якутского государственного университета П.Г. Петрова.
3. 18 октября. Второй день работы II РМФ. Конференция «Проблемы образования и специализации в стоматологии». Сопредседатели: профессора МГМСУ О.О. Янушевич и Э.М. Кузьмина.
Конференция стала информационной площадкой, на которой ведущие российские авторитетнейшие преподаватели и специалисты в стоматологии смогли поделиться с коллегами собственным опытом разработки и реализации учебных планов и программ по взаимосвязи с практическим здравоохранением; с внедрением инновационных технологий в своих организациях; обсудить и предостеречь от возможных ошибок «новичков». Конференция была посвящена вопросам формирования и внедрения новых программ и образовательных стандартов третьего поколения; анализу структуры рынка специалистов в области стоматологии - в муниципальных и частных стоматологических клиниках в различных регионах РФ; вопросам реформирования номенклатуры специальностей по стоматологии (Внимание! Летом 2007 года в номенклатуру специальностей была включена специальность «врач-стоматолог общей практики»); рассмотрению подготовленных и опубликованных протоколов по кариесу и пульпиту (см. журнал «Проблемы стандартизации»), обсуждению значимости включения их в учебные программы; инновационным технологиям в стоматологическом образовании различных стоматологических факультетов страны и др.
(В №9/2007 мы поздравили коллектив педагогов МГМСУ с присуждением им награды конгресса «II РМФ - 2007»: дипломом II степени были награждены участники Конкурса образовательных программ Янушевич Олег Олегович, Маев Игорь Вениаминович, Иванов Сергей Юрьевич, Митронин Александр Валентинович, Кузьмина Эдит Минасовна, Максимовский Юрий Михайлович, Малый Александр Юрьевич - за образовательную программу «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060105 «Стоматология».)

Прозвучали доклады:
1. «Анализ структуры рынка специалистов в области стоматологии на основе обработки базы данных сертификации стоматологов и аккредитации и лицензирования лечебно-профилактических учреждений стоматологического профиля». Начальник отдела аккредитации и сертификации Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Управления государственного контроля качества медико-социальной помощи Казаков А.С.; ректор МГМСУ, председатель Коллегии стоматологов Янушевич О.О.
Были продемонстрированы показатели стоматологической службы и общая кадровая ситуация в стоматологии - в сопровождающих выступление таблицах, в основном по данным ЦНИИС за последние годы (в том числе на 2005-2006 гг.); указывались показатели по динамике числа учреждений стоматпрофиля, по динамике показателей их деятельности, сведения о стоматологических кадрах, количестве государственных стоматологических ЛПУ, стоматологических кресел и числе врачей-стоматологов в различных субъектах РФ.
Были подняты аспекты подготовки специалистов-стоматологов в высших медицинских образовательных учреждениях; занятость и безработица среди специалистов стоматологического профиля; какова ситуация со специалистами-стоматологами, получившими образование за рубежом и приезжающими на работу в РФ. Были подняты проблемы и общие тенденции, связанные с лицензированием стоматологических учреждений, с добровольным медицинским страхованием. Были сделаны выводы о необходимости:
- особого внимания к проблемам управления в стоматологии, внедрения новых технологий, в том числе информационных и технологий управлений HR-ресурсами (human resources - человеческие ресурсы);
- усиления роли государственных органов, в том числе ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений, в развитии стоматологической помощи населению, особенно методическо-управляющего характера;
- организации управленческого консалтинга для стоматологических учреждений; внедрения современных систем управления, в первую очередь автоматизированных, информационных систем и систем связи;
- организации обучения врачей и внедрения новых медицинских технологий с привлечением ведущих стоматологических учебных и научных баз (МГМСУ, ЦНИИС);
- проведения целевой подготовки врачебных кадров для последующего совершенствования организации службы и обеспечения стоматологической помощью населения сельских и малонаселенных пунктов страны;
- подготовки и ведения «единого государственного реестра сертифицированных специалистов стоматпрофиля для ведения единой базы данных врачей-стоматологов;
- реформирования системы последипломного образования специалистов, изменения принципов выдачи сертификатов, с тем, чтобы сертификат стал документом о соответствии, а не об образовании (как это происходит в настоящее время);
- осуществления сертификации специалистов с непосредственным участием профессиональных ассоциаций.
В подготовке специалистов должны трансформироваться определенные аспекты, такие как знание «что делать» - в знания «как делать»; обучение пассивное - в активное; не простая передача информации - а решение проблем; преподавание независимых дисциплин - в интеграцию практических проблем; не жесткие, ригидные (без готовности к изменениям) программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями, а гибкие, отвечающие потребностям обучающихся.
2. «Профиль и компетентности современного врача-стоматолога - основа подготовки специалиста». Завкафедрой профилактики стоматологических заболеваний МГМСУ, декан факультета повышения квалификации стоматологов и преподавателей, директор Сотрудничающего центра ВОЗ проф. Кузьмина Э.М.
В докладе прозвучали самые актуальные аспекты участия МГМСУ в сетевом проекте DentEd - тематическом проекте европейской Дирекции по образованию и культуре, разрабатываемом для благоприятного вхождения стран Европы в Болонский процесс, для улучшения взаимопонимания национальных особенностей учебных процессов, для обмена опытом, распространения и использования лучших методик в процессе преобразования и совершенствования систем стоматологического образования в разных странах. Целью участия в проекте является получение стоматологическим факультетом МГМСУ международной аккредитации. Эта процедура предполагает посещение университета независимыми экспертами ADEE. В настоящее время проводится самооценка
учебных планов, их критический анализ, выявление достоинств и недостатков, определяются стратегические потребности и приоритеты (готовится SI/ЮГ-анализ (специальная форма отчетности) о различных сферах деятельности университета). (Читайте наш специальный материал, посвященный этому мероприятию, прошедшему в МГМСУ с 12 по 14 ноября).
Некоторые ключевые фрагменты из выступления:
1. Европейские цели ВОЗ для стоматологического здоровья к 2020 году:
- у 18-летних не должно быть зубов, удаленных из-за кариеса и болезней пародонта. Среднее количество здоровых секстантов пародонта должно быть не менее 4,0,
-у 35-44-летних средняя величина индекса КПУ зубов должна быть не более 10,
- у 90% лиц в возрасте от 45 до 65 лет должно сохраниться 20 или более естественных функционирующих зубов, при этом число беззубых лиц не должно превысить 1%. Среднее количество здоровых секстантов пародонта должно быть более 2,0,
- в возрасте 65-74 лет 90% населения должны иметь функционально полноценную окклюзию (естественную или восстановленную протезами), при этом число беззубых лиц не должно превысить 1%.
2. Рекомендации по структуре и содержанию учебной программы:
• ориентация образовательных принципов на студента и пациента,
• обучение, основанное на приобретении студентами компетентностей,
• внедрение модульной системы обучения, предполагающей интегрированный подход к освоению фундаментальных, клинических и стоматологических дисциплин,
• использование в обучении проблемно-ориентированного метода,
• работа с пациентами уже на ранних сроках обучения,
• использование в учебном процессе методов доказательной медицины (см. материалы симпозиума по доказательной медицине в №8/2007 «Стоматология сегодня»),
• включение в учебный план по стоматологии научно-исследовательской работы студентов и элективных курсов.
3. Директива европейского парламента и Совета по признанию профессиональных качеств (1995):
• под профессией стоматолога подразумевается отдельная квалификация, отличная от общемедицинской,
• в процессе обучения студенты приобретают навыки, необходимые для профилактики, диагностики и лечения заболеваний зубов, полости рта и челюстей,
• стоматологическое образование должно длиться как минимум 5 лет при дневной форме обучения, проходить в университете и состоять из теоретических и практических дисциплин.
4. Профиль и компетентности:
• модифицирование стоматологического образования и создание согласованного профиля стоматолога, основанного на общих и профессиональных компетентностях,
• поиск согласия между европейскими стоматологическими школами в рамках образовательной среды.
5. Согласованный профиль европейского выпускника-стоматолога (одобрен Генеральной Ассамблеей ЕАСО, Кардифф, 2004).
Современный европейский выпускник-стоматолог должен:
- получить развернутое академическое и стоматологическое образование и быть способным практиковать во всех областях стоматологии,
- быть достаточно обученным основам стоматологической науки,
- быть способным работать в системе здравоохранения совместно с другими специалистами стоматологами и клиницистами; иметь хорошие коммуникативные навыки,
- быть готовым совершенствоваться и продолжать профессиональный рост в течение всей жизни,
- быть способным работать, опираясь на принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических и практических навыков.
6. Компетентности - стержень профессии.
Формирование у студентов компетентности, то есть приобретения студентами профессиональных навыков на основе теоретических и практических знаний, необходимых для осуществления независимой стоматологической практики.
Основные компетентности - способность выполнять или обеспечивать определенную, но сложную услугу или задачу.
Сопутствующие компетентности - более специфические способности - подразделы основной компетентности. Для достижения основной компетентности требуется ведение и демонстрация всех сопутствующих компетентностей, связанных с данной услугой или задачей.

Необходимые области знаний:
1. Профессионализм.
2. Коммуникативные навыки и умение профессионально общаться.
3. База знаний, управление информацией и критическое мышление.
4. Сбор клинической информации.
5. Диагностика и планирование лечения.
6. Достижение и поддержание стоматологического здоровья.
7. Пропаганда здорового образа жизни.
7. Профессиональное поведение.
Стоматолог должен владеть современными знаниями и пониманием общих вопросов стоматологической практики, широким спектром навыков, включая способность:
• проводить исследования,
• анализировать,
• находить пути решения проблем,
• планировать,
• иметь коммуникативные навыки,
• излагать материал,
• работать в команде. Стоматолог должен осознавать
важность вышеперечисленного для профессиональной деятельности.
8. Врач-стоматолог должен:
• осознавать и понимать моральную и этическую ответственность, связанную с оказанием помощи конкретному пациенту и населению в целом, а также ориентироваться в нормативных документах, регламентирующих стоматологическую практику,
• обладать значительным объемом знаний и пониманием фундаментальных биомедицинских, технических и клинических наук, чтобы ориентироваться в нормальных и патологических состояниях в стоматологии и уметь использовать эту информацию в клинической практике,
• быть способным принять решение, дать клиническое обоснование и сделать заключение при постановке предварительного, дифференциального и окончательного диагноза; составить план лечения и при необходимости направить пациента к другим специалистам.
9. Структура учебного плана и ECTS (европейская система перезачета кредитов).
Создание согласованного подхода к применению модульного учебного плана, включая ECTS, который не должен привести к единственному учебному плану.
10. Система оценки успеваемости ECTS (уровень знаний студентов):
А - лучшие 10%: большой объем знаний, владение дополнительным материалом, не входящим в учебный курс,
В - следующие 25%: знание всех существенных аспектов материала, программы и некоторой информации сверх этого,
С - следующие 30%: уверенные знания, но в основном ограниченные материалом учебной программы,
D - следующие 25%: базовые знания, ограниченные содержанием курса,
Е - следующие 10%: уровень знаний по некоторым аспектам программы.
Неудовлетворительно:
FX - требуется некоторая дополнительная работа.
F - требуется большая дополнительная работа.
Балльно-рейтинговая система:
Семестр:
менее 70 баллов - не аттестован (неудовлетворительно),
более 70 баллов - аттестован, зачет,
с 70 до 80 - удовлетворительно; с 80 до 90 - хорошо; с 90 до 100 -отлично.
Экзамен:
0-10 баллов - неудовлетворительно; 10 - 30 - экзаменационная оценка.
Участникам конференции были презентованы издания:
- материалы международной конференции «Актуальные вопросы модернизации и повышения качества высшего стоматологического образования в России», прошедшей в Москве 1-2 февраля 2006 года, под редакцией академика РАМН проф. Н.Д. Ющука. Составители - проф. Э.М. Кузьмина, проф. А.Н. Лежнев, к.м.н. Т.А. Смирнова, к.м.н. Е.Г. Фабрикант. (Об этой конференции в начале 2006 года мы рассказывали нашим читателям.),
- научно-практический журнал Dental Forum №3/2007, в котором опубликованы статьи «О модернизации высшего образования в России и Болонских преобразованиях в Европе (по результатам анкетирования студентов МГМСУ)», авторы - проф. Э.М. Кузьмина, заместитель декана стоматологического факультета МГМСУ проф. А.П. Митронин; «Проект DentED -современный этап на пути совершенствования европейских стандартов высшего стоматологического образования», автор -Э.М. Кузьмина.
3. Доклад «Проблемы и реформирование номенклатуры специальностей по стоматологии». Д.м.н., проф., президент СтАР В.Д. Вагнер.
Многие проблемы, затронутые в этом выступлении, - болевые точки сегодняшнего положения в законодательных, правовых и образовательных аспектах стоматологии. Именно они явились ключевыми в дискуссиях, прошедших в рамках круглого стола, состоявшегося по завершении этой конференции.
Важнейшая для всех стоматологов тема выступления была связана с вышедшим 20 августа Приказом МЗСР от 20 августа 2007 г. №553 «О внесении изменений в Приказ МЗ РФ от 27 августа 1999 г. №337. О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ». Приказ был подписан вр. и.о. министра В.И. Стародубовым в целях совершенствования организации послевузовского и дополнительного профессионального образования в сфере здравоохранения. Согласно приказу вносятся изменения в Приказ МЗ РФ от 29 августа 1999 г. №337 «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения РФ» (в соответствии с Письмом Министерства юстиции РФ от 21 сентября 1999 г. №7565-ЭР в государственной регистрации не нуждается), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом МЗ РФ от 6 февраля 2001 г. №31, от 2 апреля 2001 г. №98, от 21 июня 2002 г. №201, от 25 июня 2002 г. №209, от 14 августа 2002 г. №261, от 21 марта 2003 г. №115, от 26 мая 2003 г. №219, от 9 июня 2003 г. №241, от 20 августа 2003 г. №416, от 5 февраля 2004 г. №36, от 16 февраля 2004 г. №63, Приказом МЗСР РФ от 31 января 2006 г. №52, согласно приложению.
Для стоматологической общественности важнейшими являются следующие позиции таблицы и изменения (остальные позиции и изменения не приводятся):
1. В Приложении 1 (см. табл. 1).
В примечаниях к Приложению 1 указан п. 2: Подготовка специалис-
тов по специальностям, требующим дополнительной подготовки, проводится через профессиональную переподготовку или обучение в ординатуре при наличии послевузовского профессионального образования и стажа работы не менее 3 лет по соответствующей основной специальности (стоматолога общей практики).
2. В Приложении 2 - Перечне соответствия врачебных и провизорских специальностей должностям специалистов строку 103 изложить в следующей редакции: 103. Врач-стоматолог. Стоматология общей практики.
Из приведенного следует, что получение дополнительной специальности возможно только при наличии трехлетнего стажа работы по соответствующей основной специальности, а потом пройти профессиональную переподготовку (более N учебных часов) или закончить двухгодичную клиническую ординатуру по выбранной специальности.
Не все дополнения, обозначенные приказом № 553, однозначно воспринимаются общественностью, они вызывают вопросы и недоумения в плане их реализации: место интернатуры в образовательном процессе, положение с детскими специалистами, которых в настоящее время не хватает (проработав 3 года в практическом здравоохранении (можно ли подразумевать, что один год в интернатуре также засчитывается в стаж), захотят ли врачи снова учиться или переучиваться?), насколько привлекательным для муниципальных и частных клиник будет делегирование своих врачей для дальнейшего обучения в клинической ординатуре; срок для прохождения курсов повышения квалификации в 5 лет тоже под вопросом, так как возможности врачей из дальних регионов финансово ограничены (предлагается пилотный проект - введение бонусного постдипломного образования).
Вновь вводимые изменения, предусмотренные приказом №553, требуют адекватного пересмотра (переосмысления) приказа №579 от 1988 года «Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов» (с изменениями от 25.12.1997 г.), в котором подроб-
но изложены основные требования, предъявляемые к врачам-стоматологам, стоматологам-хирургам, стоматологам-ортопедам, стоматологам-ортодонтам. Новая специальность «стоматолог общей практики» также требует описания требований, предъявляемых к ней. Нужна совместная квалификационная база; должностные рекомендации, учитывающие статус врача -врач-интерн, врач-стажер, врач-специалист. В приказах нет позиций, учитывающих новые технологии, новые стоматологические специализации - такие как врач-пародонтолог, имплантолог или реставратор; в стоматологии детского возраста не решен вопрос детского стоматолога-хирурга, кто должен оказывать на амбулаторном приеме хирургическое вмешательство? Врач челюстно-лицевой детский? Правомерно ли считать, что обучение в интернатуре засчитывается в стаж работы, так что не 3, а 2 года необходимо отработать по основной специальности после окончания вуза? Правомерно ли поступление в платную ординатуру сразу же после окончания вуза? Общее мнение преподавателей - сегодняшнее 5-летнее образование недостаточно для освоения профессии. Учиться надо всегда и надо научиться учиться (рекомендуем прочитать статью Э.М. Кузьминой и А.В. Митро-нина «Надо научиться учиться» в №7/2007 «Стоматологии сегодня»).
Большая и кропотливая работа должна быть выполнена и при составлении трудовых договоров. Фирмы-работодатели, оплачивающие обучение на различных образовательных ступенях, или государственные учреждения - каковы права и обязанности стоматологов в каждой ситуации.
Известная проблема, обозначенная как «положение с зубными врачами», вновь разбиралась участниками конференции, но дискуссии не было, все придерживались мнения, что современному стоматологу необходимо иметь высшее образование, а зубные врачи должны трансформироваться в гигиенистов (ассистентов) стоматологических.
Еще одна тема, поднятая на конференции и круглом столе, стала актуальной - насколько правомерно студенту проводить лечебные мероприятия в институтской клинике; под чьим контролем должно проводиться лечение, кто отвечает за неуспех лечения и другие организационно-правовые вопросы по данной тематике.
Пока однозначных ответов на многие из прозвучавших во время конференции вопросов еще нет. Их надо разрабатывать, многие детально. Очень жаль, что, несмотря на большое количество слушателей в конференц-зале, представляли они в основном столичные учебные заведения и организации; представителей регионов практически не было, а их опыт, насущные вопросы и возникающие проблемы смогли бы правильно расставить акценты в обсуждении и выработке предложений к Росздраву. Официальная резолюция по работе круглого стола ожидается, но активная позиция руководящих сотрудников совершенно необходима.
4. Доклад «Опыт включения в учебные программы протоколов ведения больных». А.Ю. Малый.
Приводим некоторые фрагменты выступления:

1. В сентябре 2004 года после рецензирования и апробации в 8 регионах страны были утверждены стандарты лечения - клинические протоколы ведения больных (ПВБ):
• Частичное отсутствие зубов (частичная вторичная адентия).
• Полное отсутствие зубов (полная вторичная адентия).
Основной разработчик - МГМСУ.
2. В октябре 2006 года утвержден ПВБ «Кариес зубов».
Прошел рецензирование в октябре 2007 года и отправлен на утверждение ПВБ «Болезни пульпы зубов».
3. Клинические ПВБ:
• Аккумулируют научные данные и результаты клинических исследований в соответствии с принципами доказательной медицины.
• Формулируют общие подходы к диагностике и лечению соответствующих заболеваний.
• Определяют цели вмешательства.
• Дают характеристики моделей пациентов, классификации заболеваний, понятийный аппарат.
• Содержат профессиональные алгоритмы врачебных действий.
4. Алгоритм выбора методов и средств лечения при разработке ПВБ принят с учетом доказанной эффективности, оптимального соотношения эффективности, безопасности и экономической целесообразности.
Критерии выбора методов лечения основных патологий з/ч системы и видов конструкций и материалов рекомендованы в соответствии с предложенными принципами выбора в зависимости от поставленной цели лечения. Набор обязательных к применению процедур, манипуляций и принципов их применения способствует предупреждению ошибок и недостатков в лечении и развития осложнений как их следствия.
5. «Проблемы формирования нового учебного плана по специальности «Стоматология» в рамках стандартов 3-го поколения». А.В. Митронин.
Приводим некоторые фрагменты:
1. Проблемы формирования нового учебного плана весьма актуальны:
• Быстрое устаревание учебного материала и необходимость обновления содержания программ и планов.
• Резкое снижение эффективности занятий, проводимых традиционными способами.
• Снижение психологической и физиологической готовности студентов к обучению.
• Необходимость внедрения новых технологий обучения.
2. В настоящее время в России происходит модернизация ВМПО, в том числе и стоматологического. 19 июня 1999 г. в Болонье (Италия) министры образования 29 европейских стран подписали декларацию, ставящую своими целями к 2010 году обеспечить:
• формирование единого общеевропейского пространства высшего образования;
• оптимизацию обучения студентов и интеграцию рынка труда;
• повышение степени возможности гармонизации стоматологического образования в странах Евросоюза.
3. Россия присоединилась к Бо-лонскому процессу в 2003 году.
В качестве объектов с российской стороны - 42 стоматологических факультета в медицинских вузах РФ, семь - в классических университетах. Ежегодный набор около 2500 человек.
6. «Особенности использования инноваций в курсе пропедевтической стоматологии». И.М. Макеева.
7. «Инновационные технологии в стоматологическом образовании». Э.А. Базикян.
8. «Персональное ведение карьеры врача-стоматолога». О.О. Янушевич.
По окончании конференции состоялся круглый стол по проблемным вопросам в стоматологии. Ведущие руководители стоматологических факультетов, кафедр и отделений МГМСУ, ММА им. И.М. Сеченова, ЦНИИС, РУДН, руководители СтАР и АЧСК.
Объект
• 42 стоматологических факультета в медицинских вузах РФ, семь - в классических университетах. Ежегодный набор около 2500 человек.
• На обучении 21524 стоматолога.
• Страны ЕС - 161 С/Ф и 50 тыс. студентов.
6. Доклад «Особенности использования инноваций в курсе пропедевтической стоматологии».
И.М. Макеева, декан стоматологического факультета ММА им. И.М. Сеченова, завкафедрой терапевтической стоматологии, д.м.н., профессор.
1. Фантомные классы стоматологического факультета ММА имени И.М. Сеченова обеспечены:
• 35 фантомными установками (ФУ) для преподавания пропедевтической стоматологии;
• 10 ФУ с местом зубного техника;
• 11 ФУ для профилактики и стоматологии детского возраста;
• 6 ФУ для хирургической стоматологии.
2. Цели применения инноваций в рамках пропедевтической стоматологии:
• совершенствование материальной и методической базы для формирования основополагающих мануальных навыков;
• подготовка студента к применению в клинической практике инструментального и аппаратного обеспечения лечебно-диагностического процесса.
3. Направления развития:
• совершенствование обучения в фантомных классах;
• коррекция программы и решение вопроса об увеличении часов на курс «Пропедевтическая стоматология»;
• широкое внедрение в образовательный процесс отработки мануальных навыков на нативных препаратах;
• внедрение элементов интерактивного обучения;
• привлечение студентов к участию в создании наглядного материала.
4. Совершенствование обучения в фантомных классах:
• обеспечение каждого студента рабочим местом;
• обязательная отработка эргономичной посадки;
• обязательная отработка установочных навыков (фиксация руки с наконечником и инструментом, вы-
бор точки начала препарирования, работа «через зеркало», наложение коффердама).
5. Создание универсального фантомного модуля:
• базовая ФУ;
• аппаратное обеспечение для эндодонтического лечения;
• аппаратное обеспечение для профессиональной гигиены;
• оральная камера, соединенная с локальной сетью.
6. Внедрение элементов дистанционного образования:
• получение по локальной сети задания на мониторе;
• выполнение задания и отправка его с помощью оральной камеры на пульт преподавателя;
• получение на монитор критических замечаний по локальной сети.
7. Отработка мануальных навыков на нативных препаратах:
• предназначена для освоения техники операций на пародонте и зубосохраняющих операций студентами 4-го курса;
• на одном препарате можно провести до 25 операций.
8. ММА им. И.М. Сеченова разработаны мультимедийные учебно-методические пособия для студентов:
- «Операция удаления зуба». Пособие разработано коллективом кружка факультетской хирургической стоматологии под руководством проф. С.П. Сысолятина.
- «Основные виды швов, применяемых в хирургической стоматологии». Пособие разработано студентами СНО кафедры терапевтической стоматологии С.С. Рожковым и М.К. Макеевой под руководством асс., к.м.н. А. Ерохина.
- «Хирургические нити. Классификация по способности рассасываться в тканях».
9. Необходимость коррекции программы и учебного плана:
• исключение устаревших методик и материалов (метод «одной пасты», «одного штифта», резорцин-формалиновый метод и т.д.);
• включение вопросов, отражающих современное состояние стоматологической помощи;
• увеличение часов на освоение базовых мануальных навыков, в частности и на дисциплины специальности в целом.
10. Система высшего профессионального образования требует:
• развития модели, ориентированной на практику;
• повышения качества за счет активного использования в учебном процессе современных достижений науки и техники.
11. Проект направлен на коренную модернизацию медицинского стоматологического образования всех уровней: студентов, интернов, ординаторов, аспирантов, усовершенствование врачей и педагогов путем внедрения современных методов компьютерного конструирования различных видов лечебных манипуляций, аппаратов и протезов.
12. Планируется:
• создание учебных классов по компьютерному виртуально-реальному моделированию лечебных процессов;
• разработка и внедрение в виртуально-реальной среде оптимального алгоритма обучения студентов базовым знаниям и компетенциям по оперативной дентистрии на мультифункциональных симулятор-ных комплексах.
7. Доклад «Инновационные технологии в стоматологическом образовании». Э.А. Базикян, проректор по стратегической работе МГМСУ, заведующий кафедрой пропедевтической стоматологии, д.м.н., профессор.
Последние достижения мировой науки - в образовательные технологии.
В рамках нацпроектов в МГМСУ осуществлен прорыв: реальностью для студентов стали самые современные инновационные технологии в стоматологическом образовании: система VRDTS -обучающая стоматологическая 3-мерная ВР система (виртуально-реальная система - Virtual Reality Dental Training System), в которой объединены тактильные интерфейсы с 3-мерным изображением на мониторе, получены 3-мерные модели взаимодействия. Используя вместо мыши рабочий инструмент тактильного прибора (это могут быть различные стоматологические инструменты, например сверло), будущий стоматолог (студент) может не только найти виртуальный объект - манекен, но и «почувствовать» его.
Ультрасовременная обучающая компьютерная роботизированная стоматологическая система DentSim позволяет в реальном времени обеспечивать и проводить этапы лечения на автоматизированном манекене, одновременно воспроизводя их на мониторе.
DentSim - сочетание преимуществ практического и клинического опыта с пациентом-тренажером, «нашпигованным» высококачественными компьютерными компонентами: программным обеспечением и пакетом аппаратных средств, чтобы поддерживать моделирование; система позволяет самообучаться и развивать мануальные навыки в сочетании с координацией, необходимой в лечении зубов.
DentSim позволяет виртуально моделировать все этапы лечения, максимально приближая их к клиническим реалиям,объединяя средства формирования цифрового изображения, электронные базы данных, сетевые решения, методики проведения различных стоматологических манипуляций.
Ожидаемые эффекты
Использование в процессе преподавания стоматологии для студентов ВР медицинских задач, основанных на имитационном моделировании профессиональной деятельности врача-стоматолога, позволит:

• индивидуализировать учебный процесс;
• активизировать учебную работу на основе непосредственного вовлечения студента в процесс обучения в форме деловой игры;
• обеспечить визуализацию учебного материала;
• сформировать начальный опыт профессиональной врачебной деятельности;
• увеличить уровень и объем получаемых знаний;
• тестировать не только знания, но и умение вести; профессиональную деятельность в виртуально-реальной среде;
• повысить интенсификацию учебного процесса для студента и его самостоятельной работы.

Материал подготовила Галина МАСИС


Источник: www.dentoday.ru