Фотография стоматолога из Москвы

Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве

Рекомендация


Студентам

Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта

Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно


Редактировать статью?!

Скачать статью в формате PDF


Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)


Категории статей

История развития детской стоматологической службы в России

Детская стоматология — наиболее молодая отрасль стоматологии и как наука возникла не сразу. Ее развитию и становлению способствовало накопление знаний по стоматологии в России, изучение наследия выдающихся врачей нашей страны, других стран, а также врачей и целителей античного мира.

Гиппократ (460—372 гг. до н. э.) описал клинику прорезывания зубов в главе «Ое йепШопе» известной книги афоризмов: он отметил, что в период прорезывания зубов наблюдается зуд в области десен, лихорадка, понос, особенно это бывает у детей со склонностью к запорам.

Один из создателей русской медицинской терминологии А.А.Максимович-Амбодик в своем труде «Искусство повивания или наука о бабичьем деле» изложил вопросы детской стоматологии, а именно: много полезной информации по гигиене полости рта ребенка, описание заболеваний зубов и слизистой оболочки полости рта.

Н.Тимофеев разрабатывал подходы к хирургическому лечению заячьей губы у детей. Им было проведено много успешных для того времени операций.

Иван Федорович Буш — русский хирург, один из основоположников отечественной травматологии, академик Медико-хирургической академии в Петербурге, выпустил в 1807 году «Руководство к преподаванию хирургии», в этом труде изложил причины неправильного прорезывания зубов, виды аномалий, методы их устранения.

В 1829 году вышла в свет книга штаб-лекаря А.М.Соболева «Дентистика или зубное искусство лечения с приложением детской гигиены» — один из первых оригинальных трудов по зубоврачеванию на русском языке, в котором было уделено большое внимание вопросам детской стоматологии. Автор сообщал, «как содержать детей с самого рождения, дабы соблюсти их здоровье и сохранить зубы от порчи», предложил классификацию аномалий прикуса, их лечение.

Николай Петрович Гундобин (1860-1908) — выдающийся русский врач-педиатр, в руководстве «Общая и частная терапия детского возраста» (1896) уделил значительное внимание прорезыванию зубов у детей, стоматологическим заболеваниям и гигиене, а также профилактике этих заболеваний.

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) - великий отечественный врач, хирург и ученый, педагог и общественный деятель, один из основоположников хирургической анатомии, экспериментального направления в хирургии, производил пластические операции на лице у детей, в том числе хейлопластику.

Михаил Михайлович Чемоданов (1856-1908) - известный русский врач-стоматолог. Ему принадлежит ряд работ по вопросам лечения зубов. Им была разработана методика и показания к применению ампутационного метода лечения пульпита, доказано, что физиологическая резорбция корней при этом не нарушается. М.М.Чемоданов посвятил много сил развитию научной стоматологии, принял участие в организации Московского одонтологического общества, несколько лет редактировал журнал «Одонтологическое обозрение».

Основоположником детского зубоврачевания в России по праву можно считать Александра Карловича Лимберга (1856-1906). А.К.Лимберг— первый русский профессор стоматологии. В 1881 году он окончил Медико-хирургическую академию, с 1900 года заведовал кафедрой зубных болезней при Петербургском женском медицинском институте, в 1883 году основал Петербургское общество дантистов и врачей. В 1886 году Лимбергом была организована первая в России бесплатная школьная зубоврачебная амбулатория. Выступая на заседании Российского общества народного здравия 12.03.1889 г. с докладом «О зубах учащихся и организации зубоврачебной помощи в школах», А.КЛимберг указал: «Деятельность зубных врачей не должна ограничиваться пломбированием и выдергиванием больных и вставлением искусственных зубов. Необходима профилактика и диетика».

На IВсероссийском съезде зубных врачей, дантистов, состоявшемся в 1896 году, комиссия под руководством А.К.Лимберга разработала проект организации зубоврачебной помощи детям, в котором была заложена основа плановой санации полости рта учащихся. Основываясь на пятилетнем опыте работы, он сделал вывод, что школьные зубоврачебные амбулатории приносили огромную пользу, и констатировал снижение удаления зубов при санации.

Детская стоматологическая помощь в царской России как отдельная дисциплина не существовала.

Но данным В.А.Дубровина, заведующего первой зубоврачебной школьной амбулаторией, 95,4% обследованных детей (исследования проводились в 1903 году) нуждались в лечении зубов.

В мае 1918 года был издан декрет о создании Народного комиссариата здравоохранения, включающего в себя и зубоврачебную подсекцию, которую возглавил Павел Георгиевич Дауге. П.Г.Дауге окончил зубоврачебную школу, Берлинский зубоврачебный институт, по его инициативе был создан Государственный научно-практический институт зубоврачевания, где он с 1928 по 1931 годы был профессором. Организовал журнал «Одонтология и стоматология» (1923), являлся членом Международной академии зубоврачевания Вашингтона.

В 1922 году был опубликован первый труд П.Г.Дауге по стоматологии детского возраста в «Вестнике государственного зубоврачевания» под названием «Проект систематической борьбы с костоедой зубов в РСФСР». В этом же году в Бюллетене народного комиссариата здравоохранения была напечатана «Инструкция зубоврачебной секции лечебного отдела Наркомздрава о проведении санации зубной системы у детей».

На IВсероссийском одонтологическом съезде (1923) с интересным докладом выступил немецкий профессор Адольф Канторович — «О санации полости рта у

детей».

По состоянию на 1919 год в Москве насчитывалось 8 специализированных кабинетов, где производилось лечение зубов у детей, организованное детское население было взято на учет для проведения плановой санации.

На IIВсесоюзном одонтологическом съезде (1925) предусматривалось следующее: «Перспективный строительный план государственной зубоврачебной помощи должен базироваться на трех основных проблемах, а именно: на широком профилактическом охвате подрастающего поколения с перенесением центра тяжести в область систематической санации полости рта подрастающего поколения...». Съезд приветствовал введение в целом ряде губерний и городов школьно-профилактических зубных амбулаторий, проводящих санацию полости рта. В дальнейшем Съезд считал необходимым расширение профилактической работы, направленной как на возраст младенческий, так и дошкольный.

На IIIВсесоюзном одонтологическом съезде (1928) вновь были заслушаны доклады о профилактике стоматологических заболеваний среди школьников. При этом более подробно обсуждались вопросы значения одонтогенных очагов инфекции в развитии очагово-обусловленных состояний и заболеваний.

Большой вклад в создание и развитие детской стоматологии в период ее становления внес наряду с другими видными учеными нашей страны и Николай Иванович Агапов — основатель кафедры стоматологии в Иркутском (1921), Рос-товском-на-Дону (1929) университетах. Он организовывал курсы переквалификации зубных врачей, зубных врачей-протезистов и стоматологов (1935), опубликовал 63 работы, многие из которых составной частью вошли в его учебное издание «Клиническая стоматология детского возраста». Н.И.Агапов научно обосновал метод плановой профилактической санации полости рта. Автор доказал, что под санацией полости рта нужно понимать оздоровление не только постоянных, но и молочных зубов и даже предупреждение образования аномальных прикусов.

Николай Александрович Семашко (1874-1949) — один из организаторов отечественного здравоохранения, академик Академии Медицинских Наук так высказывался о задачах стоматологии: «Задача стоматологии — начинать оздоровление с детского возраста, здоровая полость рта ребенка является предпосылкой здоровья взрослого человека».

Различные вопросы детской стоматологии нашли отражение в трудах академика Александра Ивановича Евдокимова — заведующего кафедрой стоматологии в ЦИУ (1930-1932), в Воронеже, во 2-м ММИ, он возглавлял кафедру хирургической стоматологии ММСИ. Ему принадлежит мысль о плановой стоматологической санации (диспансеризации) детского и взрослого населения. Плановая санация полости рта у детей перешла в качественно новую форму — диспансеризацию детей со стоматологическими заболеваниями, вопросы которой широко разрабатывались в нашей стране Тамарой Федоровной Виноградовой, долгое время заведовавшей кафедрой стоматологии детского возраста в ЦОЛИУВе, предложившей подразделение детей в разные группы по степени активности течения кариозного процесса; издавшей учебное пособие по стоматологии детского возраста. Т.Ф.Виноградова — автор многих научных трудов, ей принадлежат монографии и труды: «Диспансеризация детей у стоматолога», «Педиатру о стоматологических заболеваниях у детей», «Заболевания пародонта и слизистой оболочки полости рта у детей» и др.

Важный вклад вдело развития детской стоматологии внесли также Е.И.Платонов и его ученики, И.О.Новик, ТТ.Школяр, Б.Н.Бынин, А.И.Бетельман, Д.А.Калвелис, Л.В.Ильина-Маркосян, Л.С.Хургина, М.Д.Дубов и др.

В 1963 году была организована первая в нашей стране кафедра стоматологии детского возраста в Московском медицинском стоматологическом институте, которую возглавил профессор Александр Александрович Колесов. В 1996 году исполнилось 75 лет со дня рождения этого видного деятеля отечественной стоматологии и свыше 45 лет научной, практической деятельности этого ученого и профессора.

Нелегкой была судьба А.А.Колесова: им было пройдено 3 войны, но тяга к знаниям и талант позволили ему достичь многого в науке: помимо многочисленных работ по клиническому течению различных видов опухолей, методикам их лечения, А.А.Колесов при поддержке А.И.Евдокимова создал первую в стране кафедру детской стоматологии, на которой было объединено преподавание всех стоматологических дисциплин детского профиля: терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология, ортопедическая стоматология, ортодонтия. Кафедрой разработаны учебный план и программа преподавания детской стоматологии в стоматологическом институте и на стоматологических факультетах медицинских Высших учебных заведений. Таким образом, кафедра детской стоматологии ММСИ им. Н.А.Семашко явилась организационным, научно-методическим центром развития новой дисциплины, которая быстро развивалась.

А.А.Колесов ряд лет возглавлял секцию детской стоматологии в Центральной Проблемной методической комиссии Главного управления учебных заведений Минздрава СССР. Возглавляемый им коллектив создал первый в стране учебник по стоматологии детского возраста (1970).

В настоящее время кафедры и курсы стоматологии детского возраста созданы во многих институтах усовершенствования врачей. В Москве была организована первая кафедра стоматологии детского возраста (заведующая кафедрой профессор Т.Ф.Виноградова), в настоящее время — доц. Н.В.Морозова.

В 1968 году состоялся VВсесоюзный съезд стоматологов, его тематика была посвящена состоянию и путям дальнейшего развития детской стоматологии — разработке программ, средств и методов профилактики стоматологических заболеваний у детей.

Были обсуждены вопросы организации стоматологической помощи детям, профилактики и лечения стоматологических заболеваний у детей, дальнейшее направление научных исследований по терапевтической, хирургической и ортопедической стоматологии детского возраста.

В мае 1975 года в Ленинграде состоялся VIВсесоюзный съезд стоматологов, на котором обсуждались проблемы заболеваний пародонта, съезд принял классификацию заболеваний пародонта у детей, разработанную кафедрой стоматологии детского возраста ЦОЛИУВ (Т.Ф.Виноградова) и одобрил организационные формы в диспансеризации детей с различными заболеваниями пародонта в специализированном пародонтологическом кабинете.

В январе 1976 года в Москве состоялось первое Всесоюзное совещание по высшему стоматологическому образованию. Это совещание обсудило главную задачу современной стоматологии — повышение качества подготовки стоматологов. Рекомендации совещания в равной степени были направлены на дальнейшее совершенствование подготовки детских стоматологов и укрепление детской стоматологической службы.

VIIВсесоюзный съезда стоматологов (1981 год в Ташкенте) был тематическим и посвящен развитию ортопедической и хирургической стоматологии. Однако вопросы детской стоматологии продолжали стоять в центре внимания этого съезда. В рекомендациях VIIСъезда было записано: просить Министерство здравоохранения СССР ввести в номенклатуру врачебных специальностей специальность «врач-стоматолог детский». В соответствии с этими рекомендациями, опираясь на конкретные достижения в вопросах организации службы, запланированы научные разработки по профилактике стоматологических заболеваний у детей, использованию эффективных методов планового лечения заболеваний зубов, аномалий прикуса, заболеваний краевого пародонта, одонтогенных воспалительных процессов, опухолей, травм, пороков развития лица и челюстей и т. д.

Министерством здравоохранения СССР был издан приказ №670 от 12 июня 1984 «Об улучшении стоматологической помощи населению», согласно которому в номенклатуру врачебных специальностей была введена специальность «стоматолог детский».

В соответствии с этим приказом утверждено Положение о детском стоматологе, введена интернатура по детской стоматологии, а также инструкция о порядке аттестации детского стоматолога на соответствие занимаемой должности и на врачебную категорию.

Согласно приказу Министерства здравоохранения СССР (№ 309-Л от 24 марта 1980 года) «О назначении внештатного главного детского стоматолога МЗ СССР» в целях улучшения организации медицинской помощи по стоматологическим заболеваниям детям был назначен Главный детский стоматолог Министерства здравоохранения СССР и приказами союзных республик (стран СНГ) - внештатные главные детские стоматологи министерств здравоохранения этих стран.

Детская стоматология в России прошла путь развития от отдельных врачей, ведущих прием детского населения, до самостоятельных детских стоматологических поликлиник со всеми видами специализированной стоматологической помощи, самостоятельных кафедр стоматологии детского возраста в медицинских институтах и институтах усовершенствования врачей.

Постепенно происходило изменение стратегии оказания помощи детям от лечения по обращаемости через плановую санацию к диспансеризации.

 

Источник: stomfak.ru