Фотография стоматолога из Москвы

Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве

Рекомендация


Студентам

Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта

Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно


Редактировать статью?!

Скачать статью в формате PDF


Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)


Категории статей

Как влияют вредные привычки на развитие зубочелюстной системы


Г.М. Флейшер, рекордсмен России, Липецк
Вредные привычки развиваются в результате дефектов воспитания, обучения, безнадзорности, недостатка культуры, наличия заболеваний.
Одни вредные привычки могут являться факторами риска возникновения болезней, другие - способствуют их развитию, третьи - неизбежно ведут к возникновению стоматологических заболеваний. Предотвращение и устранение вредных привычек является важным звеном в профилактике болезней зубов.
Одна из особенностей вредных привычек заключается в их непроизвольности, автоматизме, что делает сложным их искоренение. Факторы убеждения не всегда эффективны. Второй особенностью является необходимость принятия конкретных и специальных мер против каждой из вредных привычек. Третья особенность - отсутствие знаний о последствиях дурных привычек у многих людей, что позволяет длительное время сохранять их.

Устранение каждой из вредных привычек требует внимательного отношения, а во многих случаях длительного времени и терпения как от стоматолога, так и от родителей, воспитателей и др.
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ (АКТЫ), ВЫЗЫВАЮЩИЕ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫЕ
АНОМАЛИИ (В.П. Окушко, 1975)

I. Привычки сосания (зафиксированные двигательные реакции):
1. привычка сосания пальцев;
2. привычка сосания и прикусывания губ, щек, предметов;
3. привычка сосания и прикусывания языка.
II. Аномалии функции (зафиксированные неправильно протекающие функции):
1. нарушение функции жевания;
2. неправильное глотание и привычка давления языком на зубы;
3. ротовое дыхание;
4. неправильная речевая артикуляция.
III. Зафиксированные познотоничес-кие рефлексы, определяющие неправильное положение частей тела в покое:
1. неправильная поза тела и нарушение осанки;
2. неправильное положение нижней челюсти и языка в покое.
Также хотелось бы отметить вредные привычки, не вошедшие в данную классификацию:
- прикусывание языка, нижней челюсти,
- привычка грызть ногти, игрушки,
- жевательная леность.

Одной из причин, приводящих к аномалиям зубочелюстной системы, являются вредные привычки. В.П. Окушко дает определение вредных привычек как «часто повторяющиеся сокращения мышц околоротовой области языка, движения нижней челюсти, связанные с сосанием и прикусыванием пальцев, губ, щек, предметов; и привычки, связанные с нарушением функций жевания, глотания, дыхания и речи, а также привычки, связанные с нарушением позы тела, осанки, нарушением положения нижней челюсти, языка».

 

Одним из важных факторов, определяющих развитие зубочелюстной системы, являются действия мышц челюстно-лицевой области, которые проявляются как во время жевания, глотания, дыхания и речи, так и в состоянии относительного физиологического покоя нижней челюсти. Сохранение миодинамического равновесия между мышцами-антагонистами и синергистами создает условия для нормального развития зубочелюстной системы. Искажение функции жевания в результате изменения миодинамического равновесия мышц-антагонистов и синер-гистов является мощным этиологическим фактором аномалий положения зубов и челюстей, приводящим к аномалиям прикуса.

Нарушение миодинамического равновесия наблюдается между щечной, жевательной, височной мускулатурой и надподъязычными мышцами. Миодина-мическое равновесие может быть нарушено между круговой мышцей рта, подбородочной мышцей и мышцами дна полости рта, а также между последними и жевательной и щечной мускулатурой.

I. ПРИВЫЧКИ СОСАНИЯ
(ЗАФИКСИРОВАННЫЕ
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ)
1.1. ПРИВЫЧКА СОСАНИЯ ПАЛЬЦЕВ
По данным литературы, чаще других привычек встречается сосание большого пальца руки. Эта привычка развивается в первые месяцы жизни, реже - во время прорезывания зубов и редко позже. Также при рентгенологическом обследовании беременных в некоторых случаях видно сосание большого пальца ребенком на последней стадии внутриутробного развития.

Эта привычка является следствием повышенной активности сосания и недостаточного грудного вскармливания, хотя чрезмерно длительное кормление грудью или сосание соски также может способствовать возникновению данной привычки.

В зависимости от продолжительности, частоты и интенсивности привычки, способа расположения во рту возникает та или иная зубочелюстная аномалия.
Следует отметить, что при данной привычке часто возникает дистальное смещение нижней челюсти с уплощением переднего участка нижней зубной дуги, открытый прикус по вертикали и горизонтали.

При сосании указательного пальца, согнутого книзу, может получиться смещение нижней челюсти вперед (вторая форма ложной прогении) или в сторону (перекрестный прикус), если палец вкладывается со стороны угла рта.

Сосание группы пальцев часто приводит к развитию открытого прикуса, при этом язык отодвигается кзади, что затрудняет дыхание и другие функции зубочелюстной системы.

1.2. ПРИВЫЧКА СОСАНИЯ И ПРИКУСЫВАНИЯ ГУБ, ЩЕК, ЯЗЫКА, ПРЕДМЕТОВ
Основой этой привычки является безусловный рефлекс сосания. Эта привычка выражается в сосании или прику-сывании нижней или верхней губы, языка, щек, в кусании ногтей, ручки, карандаша и других предметов.
Также отмечается, что неправильное расположение нижней губы (привычка прикусывать ее) вызывает протрузию верхних резцов.

Также отмечается возможность смещения нижней челюсти при неправильном положении головы во время сна, при болях в височно-нижнечелюстных суставах. Это в свою очередь способствует возникновению привычки прикусывать нижнюю губу.

При патологии носоглотки, затрудняющей носовое дыхание, дети вынуждены прикусывать губу, удерживая тем самым нижнюю челюсть в удобном положении.
Сосание, прикусывание нижней губы или других предметов ведут к развитию прогнатии с протрузией и веерообразным расхождением верхних резцов, дис-тальному смещению нижней челюсти и задержке развития переднего участка нижней зубной дуги, уплощению его, сопровождающему скученность нижних резцов.

Сосание верхней губы способствует небному наклону резцов верхней челюсти и тормозит развитие переднего участка верхней зубной дуги, в результате чего развивается ложная прогения (фронтальная).

Прикусывание нижней губы и ротовое дыхание отмечается при патологии носоглотки (например, гипертрофия миндалин, аденоидов), рассматривается как вынужденное действие, с помощью которого легче удерживать нижнюю челюсть в удобном для дыхания положении.

I.3. ПРИВЫЧКА СОСАНИЯ И ПРИКУСЫВАНИЯ, ПРОКЛАДЫВАНИЯ ЯЗЫКА
Среди вредных привычек следует обратить внимание на привычку сосать язык или прокладывать его между зубами и прикусывать.
Привычка сосания или прикусывания языка приводит к резко выраженному открытому прикусу.

При своеобразном прокладывании языка между боковыми зубами с одной или двух сторон наблюдается открытый прикус в боковых участках и нарушение разжевывания пищи.

Закладывание языка на вестибулярную поверхность верхних резцов может вызвать прогению, а удержание его на вестибулярной поверхности передних зубов только одной стороны может обусловить перекрестный прикус.

При увеличении миндалин привычка сосания языка может быть обусловлена как элемент гомеостаза. Удерживая кончик языка между зубами или на вестибулярной поверхности зубов, дети тем самым отодвигают корень языка вперед, расширяя ротоглотку и облегчая дыхание.
II. АНОМАЛИИ ФУНКЦИИ (ЗАФИКСИРОВАННЫЕ НЕПРАВИЛЬНО ПРОТЕКАЮЩИЕ ФУНКЦИИ)
Основными функциями зубочелюстной системы являются жевание, глотание и речь, а также в определенных условиях - физиологическое дыхание через рот (при повышенной физической нагрузке).

Жевание, глотание, дыхание, речь -функции жизненно необходимые, но они могут протекать в извращенном виде и, закрепившись, стать привычкой.
11.1. НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИИ ЖЕВАНИЯ
Важность нормальной функции жевания для правильного развития зубочелюстной системы не вызывает сомнений. Возникающее при жевании функциональное раздражение является стимулом для правильного роста и развития челюстных и других лицевых костей.
Эффективность жевания снижается при смене зубов и установлении межзубных контактов, но затем жевательная функция восстанавливается, причем при смене резцов и клыков не происходит таких значительных отклонений в функции жевания, как при смене молочных моляров. Однако в целом жевательная функция остается в пределах, удовлетворяющих нужды организма.

Привычка жевать на одной стороне или передними зубами может привести к формированию перекрестного и мези-ального прикусов (Л.В. Ильина-Марко-сян, 1959).
11.2. НЕПРАВИЛЬНОЕ ГЛОТАНИЕ И ПРИВЫЧКА ДАВЛЕНИЯ ЯЗЫКОМ НА ЗУБЫ
Глотание - важное звено в приеме пищи. Глотание представляет собой сумму двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок. Глотательный рефлекс относится к врожденным рефлексам. Центр глотания располагается в продолговатом мозге, на дне IV желудочка. Рядом с центром глотания находятся дыхательный центр и центр, регулирующий сердечную деятельность. Функция этих трех центров взаимосвязана, что выражается в незначительном учащении сердцебиения и торможении возбуждения дыхательного центра, приводящем к рефлекторной остановке дыхания во время глотания.

Процесс глотания осуществляется следующим образом. После того как пища разжевана и смочена слюной, язык, щеки и губы формируют ее в комок, который укладывается в желобок на спинке языка. В это время губы сомкнуты, нижняя челюсть приведена к верхней до контакта зубов в центральной окклюзии. В этом положении нижняя челюсть удерживается в течение всего процесса глотания. Таким образом, язык оказывается как бы в жесткой полости, способной служить опорой для толчка при перемещении комка в ротоглотку.

Переднее положение языка беззубого младенца может закрепиться и стать причиной неправильного глотания и после прорезывания зубов. Мышцы при этом не приводят нижнюю челюсть до контакта с верхней, и кончик языка при глотании упирается в губы и щеки.

Следовательно, при неправильном глотании зубы не сомкнуты, губы и щеки контактируют с языком, в положении рта вместо отрицательного возникает положительное давление. Происходит компенсаторное, дополнительное сокращение мышц, участвующих в глотании, и вовлечение в этот процесс других мышц. Естественно, что все это отражается на формировании челюстей и других костей лицевого скелета.

Клиническим признаком давления языком на зубы считается наличие диа-стемы и трем, атрофия альвеолярного отростка.
II.2.1. НЕПРАВИЛЬНОЕ ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ (НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕ ОШИБКИ)
Часто при искусственном вскармливании пользуются длинной соской, которая занимает весь рот младенца, достигая мягкого неба. Это препятствует правильной функции языка, мягкого неба и мышц глотки.

Кроме того, в соске делают большое отверстие, через которое молоко легко протекает в рот, поэтому энергичное сосание приводит к чрезмерному поступлению молока, ребенок захлебывается и может проглотить молоко только тогда, когда соску уберут изо рта или излишки молока выльются через углы рта. Вследствие этого преобладают глотательные, а не сосательные движения нижней челюсти. Мышцы челюстно-лицевой области не принимают активного участия в акте сосания. Такое положение может наблюдаться и при грудном вскармливании, когда в груди матери развивается слишком большое давление и ребенок не успевает глотать молоко.

Правильное положение головы ребенка при вскармливании играет важную роль в развитии зубочелюстной системы. Кроме того, во время искусственного кормления голова ребенка часто располагается неправильно - она запрокинута. Поэтому у детей, находящихся на искусственном вскармливании, задерживается рост нижней челюсти, формируется дистальная окклюзия. Способствуют образованию зубочелюстных аномалий форма и размер соски. Длинная круглая соска изменяет положение языка, нарушает миодинамическое равновесие между жевательной мускулатурой и мышцами языка. Функция круговой мышцы повышена, при пользовании соской щеки вытягиваются.

Естественное вскармливание способствует правильному развитию не только зубочелюстной системы, но и всего организма в целом, так как ребенок получает с молоком матери полноценное питание. Искусственно вскормленный ребенок легче подвержен инфекционным, аллергическим заболеваниям. Поэтому искусственное вскармливание нельзя рассматривать только как неблагоприятный фактор местного действия.

II.3. РОТОВОЕ ДЫХАНИЕ (ЗАТРУДНЕННОЕ НОСОВОЕ ДЫХАНИЕ)
Известно, что в норме при привычной физической нагрузке вдыхаемый и выдыхаемый воздух проходит через полость носа. Воздушная струя, поступая через носовые отверстия, проникает в средний носовой ход, затем, дугообразно изгибаясь книзу, попадает в носоглотку. Путь воздуха идет по извилистым увлажненным слизью ходам. Здесь происходят увлажнение, изменение температуры и значительное очищение воздушной струи от взвешенных частиц (пыль, микробы).

При необходимости (усиленная физическая нагрузка, обтурация полости носа) струя воздуха может проходить и через рот.
Нарушение носового дыхания приводит к развитию значительного количества зубочелюстных аномалий. Имеются данные, что зубочелюстные аномалии сочетаются с хроническими заболеваниями носа и глотки у 34% детей, тогда как у детей с нормальным прикусом эти заболевания встречаются лишь в 6% (А.А. Погодина, 1955). Имеются сведения (Ф.Я. Хорошилкина, Р. Френкель, Л.М. Демнер и др., 1987) о том, что искривление носовой перегородки, гипертрофия нижних носовых раковин, увеличенные аденоиды (48,5%) на задней стенке глотки и небноглоточные миндалины (44%), а также другие хронические заболевания верхних дыхательных путей (60%) являются механическими препятствиями для носового дыхания. Однако многие дети (до 39%) с зубочелюстными аномалиями дышат через рот при свободной проходимости носовых путей (Watson, Warren, Fischer, 1968).

Ротовое дыхание может быть обусловлено тремя причинами:
1. пониженной функцией мышц, замыкающих ротовую полость спереди и сзади, что позволяет струе воздуха проходить через имеющуюся щель (язык при этом располагается между зубами);
2. наличием препятствия в верхних дыхательных путях (аденоиды, воспаление слизистой оболочки, искривление носовой перегородки, полипы и др.);
3. привычкой дышать через рот, остающейся нередко после устранения механических препятствий.
Причиной возникновения аномалий могут быть аллергические реакции, появляющиеся в носоглотке. Установлено их влияние на развитие носолобных дуг и области верхних носовых ходов, в результате чего сужается верхняя челюсть, отмечается протрузия верхних зубов, нижняя ретрогения.

А.А. Погодина также считает, что гипертрофия небных миндалин, аденоиды нижних носовых раковин приводят к зу-бочелюстным аномалиям. У таких детей формируется дистапьная окклюзия зубных рядов и вертикальная резцовая ди-зокклюзия.

Затрудненное носовое дыхание приводит к нарушению жизнедеятельности организма и рассматривается как причина расстройства умственного и физического развития (Л.М. Демнер, Ф.Ф. Манна-нова). Нарушение психического развития в сочетании с общей слабостью, бледностью, пониженной резистетностью к инфекции является клинической характеристикой детей с аденоидными разрастаниями в носоглотке, затрудняющими носовое дыхание.

Механизм возникновения аномалий у детей с нарушением носового дыхания изучала и М.М. Ванкевич, которая обнаружила, что при ротовом дыхании изменяется миодинамическое равновесие мышц-антагонистов и синергистов. Изменяется также положение языка, повышается активность жевательных и щечных мышц, что приводит к формированию вертикальной резцовой дизокклюзии.

Механизм развития зубочелюстных аномалий при ротовом дыхании объясняется по-разному. Наиболее существенно при этом следующее. Ротовое дыхание приводит к нарушению деятельности мимических мышц, круговой мышцы рта, языка.

При нормальном носовом дыхании во время покоя кончик языка прилегает к небной поверхности передних зубов верхней челюсти. При ротовом же дыхании он как бы распластывается на дне полости рта. Вследствие отставания нервно-мышечного развития органов полости рта развивается глоссоптоз. Верхняя зубная дуга под действием щечной и жевательной мускулатуры суживается с боков. Сниженный тонус круговой мышцы рта способствует выдвижению фронтального участка верхней зубной дуги вперед. Создавшееся отрицательное давление в полости носа способствует формированию высокого («готического») неба. Увеличение тонуса мышц, опускающих нижнюю челюсть (они же смещают ее назад), вытягивание вперед слегка приподнятой головы, глоссоптоз способствуют смещению нижней челюсти назад. В силу названных причин у детей с ротовым дыханием чаще всего развивается дистальный прикус (дистальная окклюзия) с глубоким резцовым перекрытием. Если язык прокладывается между зубными рядами, развивается, как правило, открытый прикус.
Исходя из вышеизложенного, нормализация носового дыхания является задачей первостепенной важности. Ее необходимо решать вместе с отоларингологами.
III. ЗАФИКСИРОВАННЫЕ
ПОЗНОТОНИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕПРАВИЛЬНОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ ЧАСТЕЙ ТЕЛА
В ПОКОЕ
III.1. НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОЗА ТЕЛА И НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ
111.1.1. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРИ СНЕ (АТИПИЧНАЯ ПРИВЫЧКА СПАТЬ)
Привычка спать с запрокинутой головой сопровождается длительным смещением челюсти назад, что способствует формированию дистальной окклюзии. Привычка спать с низко опущенной на грудь головой сопровождается смещением нижней челюсти и формированием мезиальной окклюзии.
Привычка спать в одной позе - на спине, животе, на боку, а также с подложенной под щеку рукой - способствует несимметричному развитию челюстей, сужению или смещению нижней челюсти.
Положение головы ребенка впереди вертикальной оси туловища приводит к аномалиям прикуса, в то время как при правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикали.
111.1.2. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТУЛОВИЩА
Неправильное положение туловища в положении сидя, поддерживание головы ладонями или упор подбородком на твердый предмет приводят к зубочелюстных аномалиям (см. таблицу 1).
Также хотелось остановиться на несвоевременном удалении молочных зубов и рахите (болезнь раннего детского возраста, часто приводящая к зубочелю-стным аномалиям).
Потеря зачатков молочных и постоянных зубов, удаление молочных в раннем возрасте всегда приводят к нарушению роста и формообразования альвеолярного отростка и развитию деформации зубного ряда.
РАХИТ
Болезни раннего детского возраста часто приводят к зубочелюстным аномалиям. Л.В. Ильина-Маркосян установила, что у 60% детей, болевших рахитом, наблюдается деформация челюстных костей и аномалии прикуса. В основе болезни лежит нарушение фос-форно-кальциевого обмена. Под влиянием силы мышц, прикрепляющихся к нижней челюсти, происходит деформация челюстных костей. Нижний зубной ряд приобретает трапециевидную форму в результате уплощения переднего отдела. Верхний зубной ряд приобретает седловидную форму в результате давления щечной мускулатуры на зубные ряды в области премоляров. Формируется вертикальная резцовая дизок-клюзия (Н.И. Агапов, 1928). По наблюдениям Л.В. Ильиной-Маркосян, у большинства детей, болевших рахитом, увеличены миндалины, отмечается затруднение носового дыхания, что и само по себе может вызвать аномалии прикуса. Нарушение носового дыхания может быть связано с патологическими процессами в носу и носоглотке: гипертрофией небных и глоточных миндалин, наличием полипов в носу, искривлением носовой перегородки, аденоидными разрастаниями.

Рахит - самая распространенная болезнь раннего детского возраста, ведущая к развитию зубочелюстных деформаций. При ней в результате недостатка витамина Д нарушается обмен кальция и фосфора. Кости при этом становятся мягкими и легко деформируются.

Кроме того, при рахите имеет место нарушение прорезывания зубов, правильного их положения. Хотя тяжелые формы рахита отошли в прошлое, нередко встречаются легкие формы. Предупреждение возникновения и лечение рахита - это задача педиатров. Детский стоматолог следит за правильностью развития зубочелюстной системы, проводит санацию полости рта, помогает родителям и воспитателям в ликвидации вредных привычек у ребенка. Родителям и воспитателям необходимо следить за жевательной активностью ребенка. При появлении признаков отклонения от нормы в развитии жевательного аппарата необходимо проконсультировать ребенка у ортодонта.


Источник: www.dentoday.ru