Рекомендация
Студентам
Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта
Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно
Редактировать статью?!
Скачать статью в формате PDF
Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)
Категории статей
Научно-практическая конференция «интегрирование системы образования по специальности «стоматология» в международное образовательное сообщество»
Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова, ректорат 26 ноября 2007 г.
В зале заседаний ректората Московской медицинской академии им. ИМ. Сеченова (ММА им. ИМ. Сеченова) 26 ноября 2007 года состоялась научно-практическая конференция «Интегрирование системы образования по специальности «Стоматология» в международное образовательное сообщество». Организаторы конференции - стоматологический факультет ММА им. И.М. Сеченова.
Образование является стратегическим ресурсом любого государства. Российское образовательное сообщество осознает, что оно должно выполнить свою историческую миссию - внести весомый вклад в процветание Отечества. Для полноценного участия в международном Болонском процессе российской высшей школе необходимо предпринять ряд мер, способствующих успешному формированию системы обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ вузов, сопоставимой с требованиями европейского сообщества. Цель Болонского процесса - расширение доступа к европейскому образованию, непрерывное повышение его качества и привлекательности, расширение мобильности студентов и преподавателей посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования, применение системы учебных кредитов, выдача выпускникам вузов общеевропейского Приложения к диплому (Diploma Supplement), а также обеспечение трудоустройства выпускников вузов, участвующих в Болонском соглашении, ориентированных на европейский рынок труда.
Именно поэтому в программу конференции вошли актуальные доклады, связанные с реформами в национальной системе образования и, в том числе, с реформами и их проектами, проходимыми в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.
В программу конференции вошли следующие доклады:
1. Опыт применения балльно-рейтинговой системы в ММА им. И.М. Сеченова. Автоматизированная система расчета балльно-рейтинговых показателей успеваемости студентов. Профессор, начальник учебной части кафедры военно-полевой хирургии и военно-полевой терапии, подполковник В.В. Савостьянов.
2. Проект Государственной образовательной системы (ГОС) по специальности 040400 «Стоматология». Декан стоматологического факультета ММА, главный специалист по стоматологии, завкафедрой терапевтической стоматологии с курсом ортопедической стоматологии, д.м.н., проф. И.М. Макеева.
3. Международная классификация болезней МКБ-10 (ортодонтия). Профессор кафедры терапевтической стоматологии ММА, заведующий отделением детской стоматологии, д.м.н. М.Я. Алимова, член Профессионального общества ортодонтов России.
В работе конференции приняли активное участие профессора, заведующие кафедрами и руководители курсов, ведущие преподаватели, аспиранты, ординаторы и интерны стоматологического и военного факультетов ММА, в качестве почетных гостей и независимых экспертов были приглашены почетный президент СтАР, заслуженный деятель науки РФ, проф., д.м.н. Боровский Е.В.; президент СтАР, д.м.н., проф. ЦНИИС Вагнер В.Д.; завкафедрами стоматологического факультета МГМСУ, профессора Лебеденко И.Ю. и Арутюнов С.Д.; заместитель декана стоматологического факультета РУДН, завкафедрой терапевтической стоматологии, к.м.н. Даурова Ф.Ю.
После каждого из докладов состоялись обсуждения и горячие дискуссии. Были внесены ценные предложения. Свой опыт и точку зрения активно передал академик РАО проф. Попков В.А., возглавляющий кафедру общей химии с курсом стоматологического материаловедения.
С нашими читателями делятся своим представлением о задачах, стоящих перед преподавателями ММА им. И.М. Сеченова и перед всем российским образовательным сообществом, ведущие профессора стоматологического факультета ММА им. И.М. Сеченова Ирина Михайловна Макеева и Марина Яковлевна Алимова.
«Проблемы отечественного образования сегодня - результат многолетнего невнимания государства к образованию как социальному институту, итог унифицированного подхода к организации и финансированию в сфере образования, последствие экстенсивного развития образования в ущерб качеству подготовки, формированию социальной компетентности и социального статуса специалистов» (В.К. Леонтьев, соавт., 2001). Они усугубляются финансовыми, социальными и кадровыми причинами, необходимостью подготовки конкурентоспособного высококвалифицированного специалиста с учетом зависимости образования от распространенности и эпидемиологии болезней полости рта и зубов, потребности и состояния системы здравоохранения в регионах. Цель Болонского процесса - создать узнаваемую систему высшего медицинского образования. Российское стоматологическое сообщество обязано найти адекватные ответы на радикальные изменения, происходящие в стране и мире.
Для реализации поставленной задачи 7 июня 2004 года ученый совет ММА им. И.М. Сеченова принял решение, выделив часы и кредиты в образовательной программе. Цель этой программы: специалисты должны гибко перестраивать свою профессиональную траекторию в течение всей трудовой деятельности.
Но проблемы стоматологического образования не решены и во многих зарубежных странах. Необходима гармонизация стоматологического образования, диктуемая свободным перемещением стоматологов в пределах Европейского сообщества, интеграцией в области социальной безопасности, стоматологического лечения, системе страхования стоматологического здоровья.
В соответствии с требованиями Болонского процесса целью профессиональной подготовки в ММА им. И.М. Сеченова стало формирование стоматолога, который в состоянии профессионально адаптироваться в меняющемся мире. Общим показателем обучения должно служить то, насколько образование, получаемое учащимися, отвечает реальным нуждам и представляет ценность в условиях данной страны с учетом ее настоящего и будущего. Для этого разработана инновационная образовательная программа ММА им. И.М. Сеченова: учебные программы и требования к образованию применительно к действительности в соответствии с внутренними и внешними критериями качества уровня знаний.
Важная особенность стоматологической специальности - отработка мануальных навыков - предполагает наличие фантомного курса. Так как законодательная база приема больных студентами отсутствует, ММА им. И.М. Сеченова закуплены качественные многофункциональные импортные фантомы для отработки техники анестезии, эндодонтического лечения, удаления, препарирования, пломбирования твердых тканей зубов, снятия слепков, пародонтологических и зубосохраняющих операций, проведения шинирования челюстных костей, гигиены полости рта, наложения коффердама, матриц, аксиографии, ра-диовизиографии, диагностики особенностей окклюзии.
Все вышесказанное обосновывает актуальность конструктивных многоплановых и многоуровневых изменений образовательного процесса специальности 040400 «Стоматология».
1. В сложившихся исторических условиях существует необходимость создания образовательной программы дисциплин специальности, гармоничной по отношению к программам стоматологических факультетов университетов Европы. Установление соответствия между требованиями таких основополагающих документов, как ГОС по специальности 040400 «Стоматология» и «Профиль и компетентность европейского стоматолога», предполагает не механическое копирование перечня знаний и манипуляций, а переработку, соединение лучших достижений российской школы стоматологического образования с достижениями европейских школ: «...При пересмотре программ обучения и разработке государственного образовательного стандарта третьего поколения с учетом рекомендаций Болонской декларации необходимо сохранять лучшие традиции российской медицины» (Н.Д. Ющук, 2006).
2. В национальном проекте «Здоровье» среди приоритетных направлений указано «…повышение квалификации и качество переподготовки кадров». Обеспечение качественной переподготовки возможно лишь при условии высококачественной подготовки медицинских кадров на додипломном уровне и создания системы преемственности всех уровней стоматологического образования. «...Парадигма медицинского образования XXI столетия - переход от принципа образования «на всю жизнь» к принципу «через всю жизнь» (М.А. Пальцев, 2006).
3. Внедрение новых материалов и технологий и полный отказ от многих методов лечения (в том числе в связи с полным прекращением выпуска материалов и препаратов для их проведения). Например, необходимо введение в программу современных пломбировочных материалов и технологий, таких как полновращающиеся инструменты, термафилы. Характеризуя сложившийся рынок стоматологических материалов и технологий, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время благодаря динамичному и быстрому развитию российской стоматологии за последние 15 лет объем и характер стоматологической помощи, материальное и аппаратное обеспечение в России и странах Европы практически идентичны.
4. Необходимость использования в практической деятельности достижений компьютерной техники - от ведения электронной истории болезни до умения анализировать и сопоставлять в динамике данные компьютерной томографии и денситометрии.
5. Интеграция различных систем высшего стоматологического образования требует введения общего «языка» профессионального общения -МКБ-10 (ВОЗ).
В связи с этим необходимы разработка, проведенная в ММА им. И.М. Сеченова, и аналитическое обсуждение с участием профессоров всего российского стоматологического сообщества и создание нового продукта, отражающего насущные потребности и особенности практического здравоохранения России и в то же время гармоничного системе стоматологического образования стран Европейского сообщества. Некоторые различия в системе стоматологического образования могут быть связаны с определенными региональными особенностями. Таким образом, речь идет о создании универсальной системы, учитывающей особенности стоматологической помощи в России и гармоничной с требованиями стран Европейского региона. Анализ основополагающих документов, регламентирующих знания и умения врача-выпускника как в России, так и в странах Европейского региона, является ключевым моментом в создании концепции инновационной образовательной программы по специальности «Стоматология».
В связи с вышеизложенным целью проведения научно-практической конференции с привлечением экспертов по проблематике совершенствования медицинского образования и формирования конкурентной образовательной среды по специальности «Стоматология» стало обсуждение результатов, полученных в этом направлении в рамках реализации Программы формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.
Задачи конференции
1. Обсудить программу применения балльно-рейтинговой системы, разработанную и апробированную профессорско-преподавательским составом стоматологического факультета и факультета военного обучения ММА им. И.М. Сеченова.
2. Проанализировать проект Государственного образовательного стандарта по специальности 040400 «Стоматология» стоматологического факультета ММА им. И.М. Сеченова.
3. Изучить опыт преподавания Международной классификации болезней (МКБ-10) и проблем, связанных со здоровьем, на стоматологическом факультете ММА им. И.М. Сеченова и опыт практического применения МКБ в клиниках академии.
Обмен мнениями и дискуссии По представленным докладам профессора В.В. Савостьянова «Внедрение балльно-рейтинговой системы» и профессора И.М. Макеевой «Проект ГОС по специальности 040400 «Стоматология» были высказаны свои точки зрения, дискуссионные замечания; внесены существенные полезные предложения содокладчиками и экспертами - академиком РАН профессором В.А. Попковым (ММА), профессорами С.Д. Арутюновым (МГМСУ), И.Ю. Лебеденко (МГМСУ), Е.В. Боровским, В.Д. Вагнером (ЦНИИС, СтАР). В дальнейшем это поможет выработать эффективные стратегические траектории при составлении программных документов, рекомендаций и пр.
Выводы и рекомендации
1. Создание ММА им. И.М. Сеченова единой комплексной программы предклинической подготовки на фантомах-симуляторах, включающей отработку мануальных навыков по всем направлениям стоматологии (терапия, хирургия, ортопедия, детская стоматология), акцентирующей внимание на центральном вопросе предклинического курса - биомеханике жевательного аппарата, позволяет студенту осознать концепцию функциональной целостности з/ч системы.
2. Создание ММА им. И.М. Сеченова единой комплексной программы клинической подготовки, базирующейся на международной классификации болезней ВОЗ МКБ-10, формирует у обучающегося осознание первичности профилактики заболеваний и необходимости доказательности лечения.
3. На основе классических положений стоматологического образования обеспечение внедрения в ММА им. И.М. Сеченова новых методик стоматологической практики, которые формируют востребованного специалиста, обеспечивая современный уровень стоматологической помощи населению (высокие эстетичные результаты лечения и хороший функциональный эффект).
4. Предложения профессорско-преподавательского состава ММА им. И.М. Сеченова по исключению устаревших материалов и технологий, значительное расширение и углубление раздела программы, ориентированного на проведение стоматологического обследования пациента с применением всех необходимых клинических и эпидемиологических индексов ВОЗ, соответствуют Болонской декларации и подготовке специалиста-стоматолога международного уровня.
6. Изложение вопросов программы в разработанной на стоматологическом факультете ММА им. И.М. Сеченова последовательности позволит провести модульное построение учебного плана и балльно-рейтинговую оценку качества знаний студентов. Для внедрения последней в ММА им. И.М. Сеченова разработана компьютерная программа, результаты применения которой свидетельствуют об эффективности последней.
7. Рекомендуется провести круглый стол, посвященный внедрению разработок стоматологического факультета по Программе формирования инновационного образовательного пространства ММА им. И.М. Сеченова во всероссийском масштабе.
Материал подготовила Галина МАСИС
Источник: www.dentoday.ru