Фотография стоматолога из Москвы

Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве

Рекомендация


Студентам

Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта

Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно


Редактировать статью?!

Скачать статью в формате PDF


Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)


Категории статей

Планирование ортодонтического лечения с учетом контакта больного с врачом

 Ортодонтическому лечению должна предшествовать психологическая подготовка пациента. Учет индивидуальных особенностей физического и психического развития важен еще и потому, что 70% больных поступают к ортодонтам в возрасте от 8 до 12 лет, т. е. во время активного роста и развития детского организма. В психологическом аспекте у больных с зубочелю-стными аномалиями имеются различия, обусловленные возрастом, социальным положением, уровнем культурного развития, местом проживания, типом высшей нервной деятельности, темпераментом, умственным развитием и другими факторами.
Следует завоевать доверие больного, что является залогом дальнейшего активного контакта, учитывать своеобразие характера пациента, специфику окружающей среды и привлекать родителей к контролю за пользованием детьми ортодонтичес-кими аппаратами и успешностью лечения. С послушным и понятливым ребенком, живущим в благополучной семье, легче установить хороший контакт, что является обязательным усло*вием успешного лечения. Это нужно еще и потому, что орто-донтическое лечение при резко выраженных зубочелюстных аномалиях бывает длительным. Однако не каждого ребенка Удается убедить в необходимости такого лечения. Некоторые больные прекращают его преждевременно, что нередко явля*ется причиной рецидивов зубочелюстных аномалий.
В нашей стране ортодонтическое лечение бесплатное, поэто*му вопросы ответственности за его эффективность актуальны. -^я успешного контакта немаловажное значение имеет поведение ребенка в коллективе, что важно для правильного выбора плана лечения зубочелюстных аномалий и конструкций орто-донтических аппаратов. Психологи различают поведение индивидуума, «приспособленное» и «неприспособленное» к условиям внешней среды. Оно может быть вызвано «зависимыми» или «независимыми» действиями индивидуума.
В зависимости от поведения Р. Неггеп и соавт. (1965) различают четыре типа пациентов.
Первый тип. Хорошо приспособляющийся — самостоятельный: уверен в себе, уравновешен, с хорошей интуицией и четкой мотивацией действий, поведение независимое, честолюбие здоровое. Такой ребенок освоит любую конструкцию ортодонтического аппарата и будет пользоваться им круглосуточно. Он нуждается в небольшом надзоре родителей в периоде лечения.
Второй тип. Неприспособляющийся — несамостоятельный: не обладает самостоятельностью, основанной на понимании, не приспособляется, зависим по натуре, не проявляет активной враждебности по отношению к окружающим, забывчив, рассеян, безответствен. От такого пациента нельзя ожидать самостоятельного пользования съемными аппаратами. Родители не имеют у него должного авторитета, строгий надзор бесполезен: ребенок уклоняется от лечения, сопротивляется и нерегулярно посещает врача.
Для лечения можно рекомендовать несъемные механически-действующие аппараты. Съемные аппараты следует назначать лишь при постоянном контроле родителей. Блоковые и функционально-действующие двучелюстные аппараты применять не рекомендуется.
Третий тип. Хорошо приспособляющийся — несамостоятельный: беззаботен, ненадежен, уклончив, забывчив, слабоволен, понятлив, очень послушен, находится под влиянием авторитета родителей, учителей, товарищей. Неприспособляющееся поведение возникает, если отсутствует достаточное руководство старших. Строгое наблюдение приводит к приспособляющемуся поведению, так как ребенок уступчив.
Для лечения рекомендуются несъемные или съемные механически-действующие дуговые, каппово-пластиночные аппараты, при более строгом контроле — функционально-направляющие одночелюстные аппараты межчелюстного действия, как съемные, так и несъемные, при повышенном контроле — съемные функционально-действующие вестибулярные аппараты, блоковые аппараты сочетанного действия, внеротовые. Ребенок осваивает аппараты при хорошем надзоре, глубоком уважении к врачу и родителям. Однако во сне такой пациент нередко бессознательно вынимает съемный ортодонтический аппарат из полости рта. Считают, что в отсутствие объективных причин это происходит потому, что ослабевают контролирующее действие коры головного мозга и, следовательно, влияние «авторитета», в то время как самостоятельная воля слаба. При достаточном контроле родителей ребенок может пользоваться ортодонтическими аппаратами, однако применение функционально-действующих аппаратов должно быть ограничено. Рекомендуется психотерапия: укрепление в пациенте чувства ответственности и уверенности в себе, воспитание волевых качеств, развитие здорового честолюбия.
Четвертый тип. Неприспособляющийся — самостоятельный: открыто неповинующийся, упрямый, непокорный, активно враждебный к требованиям окружающих, злобный, умышленно саботирующий лечение. Пациент самостоятелен в действиях, настроен критически, честолюбив, нередко властолюбив («вожак» в детском коллективе), тип «проблемного ребенка».
Рекомендуется терпеливое убеждение в необходимости ортодонтического лечения и хорошего контакта с врачом. Следует демонстрировать такому ребенку малейшие положительные сдвиги в его лечении и результаты у других пациентов, чтобы переубедить его и достигнуть хорошего контакта. При достижении авторитета врача можно рассчитывать на хорошее сотрудничество и расширить показания к применению съемных, двучелюстных, функционально-действующих ортодонтических аппаратов.
Можно применить несъемные механически-действующие аппараты. Следует отдавать предпочтение удалению отдельных зубов по ортодонтическим показаниям, которые расширяют в надежде на саморегуляцию имеющихся нарушений.
Для уточнения поведения ребенка в коллективе целесообразно беседовать с родителями, воспитателями, учителями. Учет особенностей этого поведения позволяет избежать ошибок при выборе плана лечения. Пациенту, его родителям и близким родственникам необходимо объяснить цель и задачи ортодонтического лечения и важность контакта с врачом.
Ю. А. Гиоева (1988) оценивает отношение пациентов к ортодонтическому лечению по коэффициенту сотрудничества. За 1 принято активно отрицательное отношение к лечению, за 5 — активно положительное; коэффициенты 2, 3 и 4 соответствуют переходным формам. В периоде смешанного прикуса коэффициент сотрудничества равен 3,33±1,12, в периоде постоянного — 4,03±0,14. Для лечения пациентов с коэффициентом сотрудничества, равным 1 и 2, отдают предпочтение ^паратам, которыми больные пользуются во время сна (активаторы различных конструкций). Для лечения пациентов с коэффициентом сотрудничества, равным 3, применяют по показаниям несъемные аппараты. При коэффициенте 5, положительные результаты получают после круглосуточного применения функционально-действующих аппаратов.

 

Источник: stomfak.ru