Как сохранить зубы смолоду и потом их не лечить
«Заложение» зубов в младенческом периоде могут нарушить более 400 агентов, при этом, чем раньше они начинают действовать, тем больше и степень выраженности дефектов.
Нарушение зависит не от вида повреждающего фактора, а от интенсивности и длительности его воздействия.
Один и тот же повреждающий фактор, действуя на разных стадиях развития зубочелюстной системы, может способствовать возникновению пороков развивающихся зубов: нарушению их структуры, снижению «способности к противостоянию» тканей зубов к кариесу, замедлению и даже приостановке развития зачатков зубов, что проявляется нарушением сроков прорезывания зубов в сочетании с аномалиями прикуса. Период обызвествления более чувствителен к неблагоприятному воздействию, чем другие этапы формирования зуба.
Основная причина возникновения пороков связана с гипоксией (понижением содержания кислорода в тканях) в организме матери и ребенка, появляющейся в результате многих патологических процессов. Не меньшее значение для формирования зубов имеют роды и постнатальное развитие ребенка. К примеру, у недоношенных детей степень минерализации эмали существенно ниже, чем у доношенных. Аналогичная ситуация и у детей, родившихся незрелыми.
Даже у доношенных детей обнаруживается скрытая или явная кислородная недостаточность. При удовлетворительном общем состоянии, в организме ребенка развиваются компенсаторно-приспособительные реакции. Срывы адаптации, то есть наибольшая степень риска, возможны в критические периоды жизни ребенка (поступление в детские дошкольные учреждения, школу), неблагоприятные условия внешней среды (содержание F и Са в воде и продуктах питания). Заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте, способны нарушить эмбриогенез (заложение и развитие) постоянных зубов.
Образ жизни ребенка в неонатальном периоде влияет также на формирование функций зубочелюстной системы и прикуса ребенка. Например, если ребенок находится на искусственном вскармливании, то риск развития у него зубочелюстной аномалии возрастает в два раза, по сравнению с детьми, которых кормили грудью до 6 месяцев. Отсюда правило: кормите ребёнка грудью – это принесёт пользу вам обоим. Если малыш спит и лежит не на твердой поверхности, а с подушкой в изголовье, то у него нарушается формирование шейного изгиба позвоночника и меняется направление роста челюсти.
Так, высокое изголовье способствует смещению нижней челюсти вперед и вниз, (что может привести к формированию мезиального открытого прикуса), низкое изголовье – смещению нижней челюсти назад и вниз (создает условия для развития дистального открытого прикуса).
На первом году жизни ребенка функция сосания является основным способом приема пищи, от ее активности зависит рост нижней челюсти и ее выдвижение вперед. Начиная с 6 месяцев (с момента появления зубов), она постепенно вытесняется функцией жевания, а в случае сохранения своей активности после первого года жизни ребенка, является главной причиной развития аномалий прикуса. Появлению и закреплению вредных привычек сосания (губ, щек, языка, пальцев, других посторонних предметов) способствует неправильное использование пустышки (как средство успокоения или для засыпания).
У детей, чья сосательная активность не удовлетворяется за время кормления, пустышка выполняет физиологическую роль в течении 15-20 минут, т. е. на время, необходимое для прохождения сигнала о насыщении от желудка к мозгу. В этом случае она способствует медленному угасанию сосательного рефлекса.
http://www.gradusnik.ru/rus/medall/stomat/pedstomat