Фотография стоматолога из Москвы

Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве

Рекомендация


Студентам

Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта

Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно


Редактировать статью?!

Скачать статью в формате PDF


Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)


Категории статей

Визитка: Виноградова Тамара Федоровна

- Уважаемая Тамара Федоровна! Спасибо Вам за долгожданное согласие дать интервью для читателей нашей газеты.

- Не собственной славы ради я согласилась на интервью для вашей газеты, а для того, чтобы вспомнить своих учителей, наставников, учеников и соратников.

Регулярно читая вашу газету, я все реже и реже встречаю знакомые фамилии. Фамилии моих учителей давно не упоминаются ни в других изданиях, ни даже в учебниках. Да и классификации, и методики, разработанные ими, уже приводятся без упоминания их имен.

Преимущественное большинство разработок и исследований моих учителей - профессоров Ильи Генриховича Лукомского, Абраама Ефимовича Верлоцкого, Николая Михайловича Михельсона, Зинаиды Николаевны Урбанской, Георгия Андреевича Васильева, Анатолия Ивановича Рыбакова не потеряли своей актуальности до сих пор.

А сколько сделали эти люди, научив нас работать, писать, анализировать, издавать, докладывать, читать лекции, создавать новые направления в специальности, организовывать кафедры, факультеты, институты.

О каждом из них можно написать отдельные большие статьи. Я уверена, что в многопрофильной газете для этого найдутся специальные страницы. Я же постараюсь, вспоминая свою жизнь в стоматологии, рассказать об их роли в моей судьбе и судьбе моей специальности.

Я родилась 8 октября 1928 года в Москве. После окончания школы поступила в Московский стоматологический институт, который находился рядом с моим домом. В институте - тогда он назывался ГИСО (Государственный институт стоматологии и одонтологии) - я лечила зубы у Татьяны Ивановны Албанской, исправляла прикус (у меня была большая диастема) у Максима Семеновича Неменова, видела их работу. Думаю, что там проходили курсы повышения квалификации, поэтому и пошла туда учиться.

Училась я хорошо, получала повышенную стипендию, но никогда не выделялась, не вела никакой общественной работы. Возможно потому, что курс у нас был очень сильный: со мной учились ныне выдающиеся ученые - профессора Бажанов Н.Н., Боровский Е.В., Иванов В.С, Каламкаров X.А., Магид Е.А., Баталов X.А., Соломатин Л., Тельчаров Д.И. и др. Доцентов и главврачей крупных поликлиник даже не сосчитать. Всю жизнь в институте проработали доценты Сапфиров В.Д., Шорин В.Д., Аникиенко А.А., Нечаева А.А., Шейнберг В.М., Шварц А.С, Михайлова Р.И. и др.

После окончания института я была распределена в Центральную поликлинику КГБ СССР. В этой поликлинике каждую неделю больных консультировал профессор Лукомский Илья Генрихович. Я не пропустила ни одной его консультации. Более того, будучи более свободной, нежели врачи, обремененные семьями, профессора, уже привыкшие к консультациям и часто пропускавшие их, я стала готовить больных к консультациям, подбирать рентгенограммы, анализы, бегать консультировать наших пациентов у специалистов общего профиля, следить за результатами лечения, приглашать пациентов на контрольные осмотры и т. д.

Профессор заметил мои старания и пригласил меня в ординатуру. Он заведовал кафедрой стоматологии Первого медицинского института. Многие годы этой кафедрой впоследствии заведовал академик РАН Бажанов Н.Н., теперь - профессор Медведев Ю.А.

Клиника кафедры вто время располагалась в 24-й городской клинической больнице на Страстном бульваре. Стоматологические больные и больные с ЛОР-заболеваниями находились в одних и тех же палатах (зав. ЛОР-отделением проф. Темкин), дежурства и врачебные конференции у нас были общими. Профессора наши дружили, поэтому работать было интересно.

Старшим преподавателем на кафедре была доцент Татьяна Николаевна Соколова: хирург, она много оперировала и вела все административныедела кафедры. Антонина Яковлева Лукомник, к.м.н., в основном вела послеоперационных больных. Нина Михайловна Золотова, к.м.н., пришла на кафедру в одно время со мной и, главным образом, изучала работу кафедры, присматривалась к ее порядкам.

 

Моим наставником и учителем была Анна Романовна Хесина. Небольшого роста, очень энергичная женщина, тогда она мне казалась старушкой. Она не отпускала меня от себя в течение всего рабочего дня; занималась лечением зубов и пародонта. Я многому у нее научилась. Особенно часто мы лечили периодонтиты, она виртуозно находила входы в корневые каналы, обрабатывала каналы и пломбировала. Во время операций по поводу одонтогенных воспалительных процессов удалялись полуразрушенные зубы, и я должна была все их собирать, дезинфицировать, а затем обрабатывать и пломбировать корневые каналы. Все приемы и секреты этой работы я повторяла в клинике, так как по вечерам продолжала вести прием в Варсонофьевском переулке (Центральная поликлиника КГБ СССР).

У Лукомского И.Г. кроме меня была еще одна ординатор - Варвара Захаровна Приходько. Она демобилизовалась из армии, где была хирургом, и проблемы терапевтической стоматологии ее не интересовали. А профессор Лукомский по сути своей был терапевтом-стоматологом. Лекции в институте он читал студентам лечебного факультета. Илья Генрихович нуждался в профессиональной аудитории и подолгу разговаривал со мной, давал мне задания, которые я выполняла с большим старанием. Эти задания состояли в подборе литературы по теме и апробировании ряда лекарственных препаратов. В то время Лукомский реализовывал свою идею использования фтористого натрия, изучал возможность повышения устойчивости зубов к кариесу путем втирания в первые постоянные моляры 0,7% фтористой пасты.

Для лечения альвеолярной пиореи Илья Генрихович применял 1% раствор чистого фтористого натрия по 5-7 капель до еды 2-3 раза в день «для рекальцификации альвеолярного отростка как фактора, регулирующего трофику пародонта». В проблеме лечения осложненных форм кариеса особенно его беспокоило варварское отношение к апикальному периодонту при обработке и дезинфекции корневых каналов зубов. Тогда для этих целей использовали царскую водку и антиформин.

Илья Генрихович говорил: «Обратите внимание, когда предлагают царскую водку и антиформин для обработки корневых каналов, предупреждают - осторожно, не капните на десну, остерегайтесь ожогов слизистой оболочки... А в периодонт молчаливо нагнетают едкие щелочи и крепкие кислоты». Поэтому в своих исследованиях он искал более мягко действующие антисептики. В этих беседах мы касались и возможности использования для лечения периодонтитов антибиотиков. Возможно, что впоследствии это повлияло на выбор темы для моей кандидатской диссертации.

В ординатуре я проучилась один год, и Илья Генрихович решил рекомендовать меня в аспирантуру. Но пришел 1953 год, отношение к профессору Лукомскому в институте изменилось и аспирантов ему не дали. Тогда он рекомендовал меня в ЦИУ (Центральный институт усовершенствования), к профессору Николаю Михайловичу Михельсону на кафедру челюстно-лицевой хирургии (ЧЛХ). По причине того же 1953 года, профессора Верлоцкого Абрама Ефимовича, заведующего кафедрой терапевтической стоматологии ЦИУ, отстранили от работы, а его кафедру объединили с ЧЛХ. Николай Михайлович Михельсон незадолго до этого стал лауреатом Сталинской премии за внедрение пластмассы в ЧЛХ, и его оставили в институте, возложив на него все три раздела стоматологии. Кафедрой ортопедии до этого заведовал Бегельман.

Когда я пришла на кафедру, преподавателей-терапевтов там не было. Занятия с курсантами вели доценты Силаева Анна Степановна и Дмитриева Валентина Станиславовна, которые очень хорошо знали челюстно-лицевую и хирургическую стоматологию, а терапевтическую не любили, поэтому меня очень скоро подключили к педагогическому процессу. Помогал мне в этом Абрам Ефимович Верлоцкий. В институте он не появлялся, но брал меня на консультации в городские поликлиники, я смотрела с ним интересных больных, присутствовала на разборе клинических случаев, записывала консультативные заключения. Долго ездила с Абрамом Ефимовичем в детское стоматологическое отделение Четвертого главного управления на Сивцев Вражек, так и осталась там консультантом до 2000 года.

Абрам Ефимович, по причине 1953 года и своего отсутствия на работе в ЦИУ, был фактически моим научным руководителем по кандидатской диссертации, хотя формально им считался Михельсон Н.М.

С кандидатской диссертацией получилось очень интересно. Первоначально ее темой была «Сравнительная оценка эффективности лечения периодонтитов методами серебрения, формалин-резорциновой смесью и антибиотиками». Антибиотики в те годы были в большом почете. И так как материалов по эффективности методов серебрения и формалин-резорциновой смеси было достаточно, мы начали работу с изучения возможностей применения антибиотиков для дезинфекции корневых каналов при лечении периодонтитов.

Бактериологическая часть работы выполнялась в лаборатории ЦИТО (там была и клиника ЦИУ) под руководством Беленькой Г.М. Цитологические исследования проходили в цитологической лаборатории ЦИУ. Наши исследования позволили установить, что введенная в корневой канал суспензия тетрациклина не только обеспечивала бактерицидное действие на микрофлору корневого канала (а из каналов помимо кокковой флоры мы выделяли представителей газовой гангрены, туберкулезные палочки и др.), но и оказывала благотворное действие на воспалительный процесс в периодонте. Это подтверждалось динамикой цитологической картины экссудата из периодонта.

Одновременно с помощью меченых антибиотиков в экперименте было установлено, что при инъекции антибиотика в переходную складку он попадает в периодонт больного зуба тогда же, когда и в капилляры тонкого кишечника, но уже в более низкой концентрации, и эффект его ниже, нежели при введении того же антибиотика в периодонт через корневой канал. Эти данные легли в основу клинических рекомендаций лечения периодонтитов в сокращенные сроки с предварительным выведением антибиотиков тетрациклиновой группы в заапикальную область. С этими материалами я выступила на плановой отчетной аспирантской конференции в ЦИУ на втором году аспирантуры. На этой конференции со своими аспирантами была академик РАН СССР Зинаида Виссарионовна Ермольева.

Зинаида Виссарионовна Ермольева - великий русский ученый. Она изобрела отечественные антибиотики пенициллин, лизоцим и др. В ЦИУ Зинаида Виссарионовна заведовала кафедрой микробиологии. На аспирантской конференции она высоко оценила наши исследования, признав их законченной диссертацией, с трибуны сказала, что с удовольствием выступит моим официальным оппонентом. Она и до конца своей жизни очень помогала мне, была консультантом по докторской диссертации, даже доверяла мне лечить свои зубы. Так, из планов диссертации ушли исследования по серебрению и формалин-резорциновой смеси и диссертация стала называться «Применение антибиотиков для лечения периодонтитов». К концу третьего года аспирантуры (13 мая 1956 года), до ее окончания, я защитила диссертацию и была зачислена ассистентом кафедры.

К этому времени на кафедре уже работали два преподавателя-терапевта - Владимир Сергеевич Иванов, закончивший ординатуру у профессора Платонова Е.Е. и Александра Матвеевна Померанцева, демобилизовавшаяся из армии. Это были настоящие специалисты, прошедшие хорошие клинические школы. Хотя на кафедре я чувствовала себя уверенно, однако опыта работы в большом коллективе терапевтов-стоматологов не имела.

Клиническую часть диссертационной работы я выполняла в кабинете старшего научного сотрудника ЦИТО Зинаиды Николаевны Урбанской. У нее было два кресла, она принимала детей, выполняя докторскую диссертацию по травме челюстно-лицевой области у детей. В благодарность за «приют» я принимала детей с повреждениями зубов, с пульпитами и периодонти-тами. Для лечения пульпитов и периодонтитов у детей стала применять методики, которые отрабатывала для диссертации, то есть использовала антибиотики - тетрациклин, террамицин и грамицидин.

Когда пришла пора вести самостоятельно занятия с курсантами уже в роли ассистента и кандидата наук, я решила приглашать на практические занятия своих детей с отдаленными результатами и тех, кого продолжали направлять ко мне из кабинета травматологии.

Циклы усовершенствования врачей в ЦИУ в то время были длительными - 2 и 4 месяца, поэтому курсанты с интересом принимали детскую тематику. Так, постепенно появились в расписании занятия по детской стоматологии. Они велись в основном на детях, перенесших травму. Зинаида Николаевна показывала разработанные ею шины для фиксации зубов и переломов челюстей, я - лечение пульпитов и периодонтитов, Абрам Ефимович Верлоцкий - анестезии у детей и удаление зубов. Постепенно стали формироваться самостоятельные циклы по детской стоматологии.

У меня через некоторое время собралось достаточное количество наблюдений по результатам лечения пульпитов молочных и постоянных зубов антибиотиками. Анализируя материал, я смогла сделать вывод о том, что лечение молочных зубов так называемым «биологическим методом» и применение антибиотиков неэффективно. Лучшие результаты получались от применения нативного тетрациклина для лечения простых хронических пульпитов в постоянных зубах с незаконченным формированием корня. Применение антибиотика позволяло сохранять пульпу зуба жизнеспособной, корень зуба продолжал расти и формироваться, или верхушка корня закрывалась цементом, вплоть до гиперцементоза. Однако недостаток метода состоял в том, что под влиянием тетрациклина зуб изменялся в цвете, и разрушение коронки зуба не предотвращалось. В коронке возникали новые кариозные полости. Этот материал я обобщила и написала первую свою статью по детской стоматологии, направив ее в журнал «Стоматология». Вскоре с этим материалом меня пригласили выступать на заседании пленума правления Всесоюзного стоматологического общества, который состоялся в г. Калинине. Главным докладчиком была профессор Таисия Трофимовна Школяр. Ее доклад был посвящен эффективности биологического метода лечения пульпитов с применением антибиотиков у взрослых. По материалам пленума принято было составлять резолюцию, которая должна была становиться рекомендацией для врачей и преподавателей вузов. В состав комиссии по составлению резолюции включили и меня, и, как младшего докладчика, живущего в Москве, заставили отнести резолюцию в журнал для публикации. Текст резолюции редактору журнала профессору Георгию Андреевичу Васильеву не понравился, и началась работа по ее исправлению, редактированию и т. д. и т. п.

Наконец, резолюцию приняли к печати, а меня пригласили стать членом редколлегии журнала «Стоматология». Как члену редколлегии мне стали направлять статьи по терапевтической и детской стоматологии. Статей по детской стоматологии было очень мало, но каждую из них я старалась сохранить и, объединив со статьями по ортодонтии и хирургической стоматологии, предложила ввести в журнал «Стоматология», наряду с основными разделами, раздел «Стоматология детского возраста».

В этот период детская стоматология стала развиваться в Московском стоматологическом институте. Детскую стоматологию в составе кафедры терапевтической стоматологии преподавала доцент Наталия Валериановна Лысенко. Она писала научные статьи по детской стоматологии, выступала с докладами, читала лекции. Все шло к тому, чтобы в ММСИ создавать кафедру детской стоматологии под ее руководством. Однако Наталия Валериановна не имела своей команды и не признавала сотрудничества с ортодонтами и хирургами. Поэтому разговор об организации кафедры детской стоматологии в ММСИ шел долго и трудно. К этому времени защитил докторскую диссертацию секретарь парткома института, хирург-стоматолог Колесов Александр Александрович. Он поступил в институт на год позже меня, демобилизовавшись из армии. Будучи участником Великой Отечественной войны, орденоносцем, Александр Александрович очень скоро проявил себя в институте и ответственным партийным работником, активным общественным деятелем. Молодой, красивый, коммуникабельный, после окончания института он был оставлен в аспирантуре, быстро защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации. Его и назначили заведующим вновь созданной кафедрой детской стоматологии ММСИ. Это была первая кафедра детской стоматологии в нашей стране.

Кафедру сделали многопрофильной, в ее состав вошли ортодонтия, хирургия и терапия. Лысенко Н.В. стала на кафедре доцентом и, отработав, по-моему, всего один конкурсный срок, ушла из института совсем. А кафедра под руководством хирурга стала головной кафедрой в этом разделе детской стоматологии. Под редакцией Колесова А. А. был написан первый учебник по детской стоматологии для студентов, опубликованы лекции по детской стоматологии, методические рекомендации и регулярно делались доклады на научных конференциях и направлялись научные статьи в журнал «Стоматология».

По мере развития детской стоматологии в стране раздел стоматологии детского возраста в журнале укреплялся и расширялся. Вскоре каждый шестой номер журнала стал «детским» и в нем уже в полной мере выделялись разделы терапевтической, хирургической стоматологии, ортодонтии. Ас того времени какя стала главным детским стоматологом Союза, заработал раздел организации стоматологической помощи детям. В этом разделе печатались приказы, методические указания, анализировался опыт организации службы в разных регионах страны и в странах социалистического лагеря: ГДР, Чехословакии, Венгрии и др.

Базой для преподавания ЧЛХ и стоматологии для кафедр ЦИУ был Центральный институт травматологии и ортопедии (ЦИТО) им. Н.Н. Приорова. Когда этому институту построили новый городок и институт переехал на улицу Приорова, старое помещение передали вновь созданному ЦНИИСу. Кафедру ЧЛХ оставили при ЦНИИСе, а нас, объединив с ортопедической стоматологией и поставив завкафедрой проф. Старобинского И.М., решили выгнать, предложив искать новую базу. Мы с Ивановым В.С. начали борьбу за право остаться на базе ЦНИИСа. Где мы только небыли: и у министров МЗ СССР, и у секретарей ЦК КПСС, МК КПСС... Наконец, пройдя все круги ада, «уговорили» проф. Старобинского И.М. уйти с кафедры, а на заведование нашей кафедрой мы через МЗ СССР пригласили Рыбакова А.И. Все сделали сами. Владимир Сергеевич Иванов в этот год женился и весь свой медовый месяц пробегал по инстанциям. Но мы остались на территории ЦНИИСа.

С ЦНИИСом мы подружились, но не срослись, и, сохранив всего одну учебную комнату на 4 этаже, стали искать клинические базы. А я скоро ушла: вначале в соматическую детскую поликлинику №22 на Песчаной улице, а потом в Филатовскую больницу со своими циклами повышения квалификации детских стоматологов. Вскоре, в 1968 году, кактеперь говорят «под меня», при формировании педиатрического факультета ЦИУ создали кафедру детской стоматологии, и я совсем перестала посещать ЦНИИС, все больше вникая в проблемы педиатрии.

Годы работы в Филатовской больнице вспоминаю как самый продуктивный период своей жизни. Я узнала очень много патологических процессов у детей, при которых стоматологические заболевания проявляются как симптомы и синдромы. Надо сказать, что и педиатрам я и коллектив нашей кафедры в больнице им. Н.Ф. Филатова оказались очень нужными. Нас полюбили, нам создали хорошие условия для работы. Я подружилась с такими замечательными педиатрами-профессионалами, как профессор Таболин В.А., академик Исаков Ю.Ф., проф. Михельсон В.А., а также с профессорами-педиатрами ЦИУ Соломатиной О.Г., Игнатовой М.С, Филипкиным М.А. Поэтому когда создали педиатрический факультет в ЦИУ, то я была у педиатров своей, и кафедру детской стоматологии определили на педиатрический факультет. В то время как остальные кафедры стоматологии принадлежали хирургическому факультету, мы стали развиваться соответственно идеологии педиатрии. Нам было у кого учиться. Еще жив был великий Георгий Нестерович Сперанский, в расцвете сил работал Станислав Яковлевич Далецкий, детский невропатолог Мария Борисовна Цукер, детский психиатр Виктор Владимирович Ковалев, детский инфекционист Мария Ефимовна Сухарева. Деканом был Виктор Васильевич Гаврюшев - заведующий первой в стране кафедрой неонатологии. На педиатрическом факультете была и кафедра акушерства и гинекологии.

Наши исследования, проводимые совместно с педиатрами, шли хорошо, однако курсанты на занятиях все больше интересовались той стоматологической патологией у детей, с которой они встречаются в районных поликлиниках, школах и детских садах. И я понимала, что без учебных баз в виде стоматологической поликлиники, школы и детского сада, нам не обойтись.

Вот тогда мы и договорились с главным врачом детской стоматологической поликлиники №26 Ворошиловского района г. Москвы Геннадием Александровичем Блехером о совместной работе. Поликлиника была хорошая, в школах работали врачи, но было много проблем, не дававших службе развиваться. Охватить всех детей плановой санацией полости рта в школах и, тем более, в детских садах не успевали. Смотреть детей два раза в год не было возможности совсем. Число пульпитов и периодонтитов не уменьшалось, а неконтактные дети в поликлинике выводили ежедневно из рабочего состояния не только лечащего врача, но и весь коллектив.

Когда мы пришли в поликлинику, коллектив нашей кафедры - ассистенты, ординаторы и аспиранты - начал работать сразу по всем направлениям. Поддержка главного врача была необыкновенная. Все преподаватели кафедры (Неля Григорьевна Снагина, Ольга Петровна Максимова, Алексей Васильевич Винниченко, Елена Владимировна Басманова) к этому времени были кандидатами наук и работали с большим энтузиазмом.

При поддержке анестезиологов Филатовской больницы и, в частности, проф. Михельсона В.А. (к этому времени он был главным детским анестезиологом МЗ СССР), мы первые открыли в поликлинике отделение для санации полости рта под наркозом и за несколько месяцев провели более 1000 наркозов и опубликовали статью «1000 наркозов в поликлинике для санации полости рта у детей».

Врачи в поликлинике вздохнули свободнее. Сотрудники кафедры взяли на себя самых сложных больных, научили врачей эндодонтическому лечению постоянных зубов, зубов с несформированными корнями. Появились новые реставрационные материалы, мы стали восстанавливать разрушенные зубы на уровне хорошей эстетики (Винниченко А.В.).

Вывели из поликлиники в отдельное помещение детей с острым герпетическим стоматитом. Большую помощь в решении этого вопроса оказал нам Институт вирусологии, с которым мы ранее уже выполнили диссертации Мельниченко Э.М., Мергембаевой X.С, Дроботько Л.Н., Юнусовой И.Ф. по этиологии, патогенезу, лечению и профилактике вирусных стоматитов. Тут оказалось, что Институт вирусологии территориально шефствует над поликлиникой №26, помощь и сотрудничество продолжались. Помимо острых вирусных стоматитов мы начали изучать хронические рецидивирующие (Казанцева И.А.), число которых обременяло приемы в поликлинике очень сильно. Стали использовать новые средства, интерферон, индукторы интерферона и другие лекарства, которые готовил Институт вирусологии. Результаты были хорошими. Руководила лечением детей с заболеваниями слизистой оболочки рта и пародонта Максимова О.П. Результаты работы были в дальнейшем обобщены в монографии.

Но самую большую работу мы начали вести по рационализации деятельности стоматолога в школе. Этим занимались все и активно. Участвовали врачи поликлиники, заведующие профилактическими отделениями и сам главный врач. В результате анализа заболеваемости детей дошкольного и школьного возраста кариесом, кропотливого изучения ретроспективного развития патологии за многие годы (документация в поликлинике была в хорошем состоянии), используя статистическую обработку очень большого материала, с помощью кафедры статистики ЦИУ, мы выделили три клинические формы активности кариеса у школьников и две у дошкольников: компенсированную, субкомпенсированную и декомпенсированные формы. Подробно описали клиническую картину для каждой формы активности процесса и сформировали из известных в то время средств комплекс лечебных и профилактических методов, включая кратность повторных осмотров и дифференцированный интервал между ними. Врачей перевели на участковый принцип работы (школьно-дошкольный участок).

С активной помощью главного врача поликлиники Блехера Г.А. распространили наши рекомендации вначале на уровне района, затем с помощью Акодиса 3.М. - по всей Москве и получили убедительные результаты.

Максимова О.П. на основе этого материала подготовила проект приказа для МЗ СССР №50, который был подписан и не отменен до сих пор.

Морозова Н.В. сформулировала программу профилактики и на этом материале защитила докторскую диссертацию.

Аспирантка Григорьева Е.Е. (теперь - проф. Маслак Е.Е.) в кандидатской диссертации установила зависимость быстроты разрушения тканей зуба (формирование пульпитов и периодонтитов) от активности кариозного процесса и показала, что для предотвращения развития осложненных форм кариеса у детей с декомпенсированной формой патологии их надо смотреть и проводить лечебно-профилактические мероприятия каждые три-четыре месяца.

Аспирант Мамедов Р.М. с помощью гистологических и гистохимических методов исследования в лаборатории морфологии онкологического центра под руководством проф. Рахлина Н.Л. объяснил особенности патогенеза быстрого разрушения тканей зуба у детей с декомпенсированной формой кариеса и подтвердил целесообразность более частого контроля этой группы детей. Кроме того, исследования Мамедова позволили по-иному смотреть и оценивать клиническую картину кариозного дефекта у детей при декомпенсированной форме кариеса. Данные Мамедова Р.М. легли в основу рекомендаций по отсроченным методам лечения кариеса постоянных зубов и использования наряду с пастами на основе цинкэвгинола кальцийсодержащих препаратов.

На основании этих данных детей с компенсированной формой кариеса осматривали и лечили один раз в два года, детей с субкомпенсированной формой - два раза в год, а детей с декомпенсированной формой - каждые три-четыре месяца. Реализация этой программы была возможна, так как при общей распространенности кариеса 94,8% детей здоровых и имеющих компенсированную форму кариеса было 54,8%, детей с субкомпенсированной формой - 26,0%, а с декомпенсированной - 14,0%.

Благодаря такой схеме работы, у нас стали появляться школы, где ни у одного ребенка не было удаленных постоянных зубов. Число пульпитов и периодонтитов было сведено к минимуму (6,7 на 1000 детей).

На занятиях по детской стоматологии мы с большой убедительностью демонстрировали свои достижения. Опыт работы хорошо передавался. Большую роль в распространении новых форм организации работы стоматолога в школах и детских садах сыграли выездные циклы в крупные города России и столицы союзных республик и публикации книги «Диспансеризация детей у стоматолога», выдержавшей два издания и не потерявшей своей актуальности до сих пор.

Под руководством к.м.н. Висмановой Е.В. изменилось содержание работы хирургического кабинета стоматологической поликлиники. Проводились все виды поликлинических операций, в достаточной мере использовался общий наркоз. Разработана и реализована программа неотложных состояний у детей при стоматологических заболеваниях. Руководя диссертацией аспиранта Корсака А.К., Басманова Е.В. сформулировала программу реабилитации детей, перенесших одонтогенные воспалительные процессы. Все эти рекомендации не потеряли актуальности до сих пор.

Доцент Снагина Н.Г., упорно работая в ортодонтическом отделении поликлиники, сумела подготовить диссертационные работы, в основе которых лежал комплексный подход к решению проблем ортодонтии. Особенности ортодонтического лечения детей, имеющих декомпенсированную форму кариеса (Ростокина Е.Б.); лечение зубочелюстных аномалий у детей с выраженными формами заболеваний краевого пародонта (Хамитова Н.Х., ныне профессор, завкафедрой в Казани). В поликлинике был создан кабинет диагностики и нормализации нарушений функций глотания, дыхания, жевания. Этой проблеме посвящена диссертационная работа Сальковской Е.А. При изучении роли нарушения функций зубочелюстной системы в формировании аномалий прикуса с младенческого возраста с помощью УЗИ, впервые записаны отклонения в артикуляции губ, языка, дна полости рта у детей, находящихся на разных формах вскармливания (грудь, соска, пустышка). Промышленности были рекомендованы и утверждены МЗ СССР рациональные формы сосок и пустышек.

Знаменательным событием этого периода развития коллектива явились подготовка и издание первого руководства для врачей «Стоматология детского возраста». К написанию руководства были привлечены специалисты, знающие детскую стоматологию, из многих вузов страны. Авторы руководства, воодушевленно работая каждый над своим разделом, не заметили, как изложили единое и преемственное понимание детской стоматологии с позиции педиатрических идей.

Л.В. Ильина-Маркосян, С.В. Дьякова, Ю.М. Малыгин, Н.М. Чупрынина, В.В. Рогинский, Н.Н. Каспарова, Н.А. Рабухина, А.С. Добронравов, А.А. Колесов, Р.Г. Синицина, Л.В. Фролова, Х.А. Каламкаров, Г.Н. Пахомов, П.А. Леус, Т.Г. Робустова, Н.Г. Снагина, О.П. Максимова, Л.Н. Дроботько, В.В. Паникоровский, А.В. Винниченко.

После этого руководства были опубликованы монографии, выпущено второе издание руководства. Но благодаря творческому усердию ее создателей я считаю первое руководство лучшим.

Активная работа всех сотрудников кафедры была направлена на внедрение достижений общей стоматологии и педиатрии в детскую стоматологию. К этому времени были защищены диссертации Жуковой И.И. и Падалка А.А. о роли санации полости рта в развитии коллагеновых заболеваний; Максимовой О.П. об очагов ообусловленных заболеваниях и состояниях, методах диагностики и роли в них одонтогенных очагов инфекции; а также диссертации Мельниченко Э.М. и Дроботько Л.Н., позволившие охарактеризовать вирусные стоматиты и определить их роль в состоянии общего и местного иммунитета ребенка. Многие работы были выполнены в сотрудничестве и на базах ведущих учреждений страны, они позволили заявить о детской стоматологии как о развивающейся самостоятельной медицинской педиатрической дисциплине, привлечь внимание к ее проблемам руководителей здравоохранения страны.

В этот период у министра здравоохранения СССР появился заместитель по детству профессор Елена Чеславовна Новикова, большой заслугой которой стало создание института главных специалистов по всем разделам педиатрии и расширение Главного управления охраны матери и ребенка в МЗ СССР.

По инициативе Новиковой Е.Ч. в 1980 году была введена должность главного детского стоматолога СССР и выделен инспектор в отдел охраны матери и ребенка. На должность главного детского стоматолога СССР ею же была назначена я. В этой должности я проработала до 1990 года.

Работая в этой должности и находясь в постоянном контакте со стоматологами и педиатрами, мы получили возможность поднять авторитет детского стоматолога и значительно укрепить специальность. С этого времени уже ни один документ МЗ СССР, направленный на укрепление педиатрической службы, не выходил без учета интересов детской стоматологии.

За этот период в МЗ СССР были изданы приказы и постановления, направленные на укрепление в СССР детской стоматологической службы:

- в номенклатуру врачебных должностей введена специальность «детский стоматолог», утверждено положение о детском стоматологе, он был приравнен к участковому педиатру по отпуску и правам (приказ №670 от 12 июня 1984 года);

- в столицах всех союзных республик, краев, областей и в крупных городах страны открыты самостоятельные детские стоматологические поликлиники;

- в многопрофильных клинических больницах открыты стационары для детей со стоматологическими заболеваниями;

- созданы всесоюзный и республиканские центры для лечения детей с пороками развития лица;

- по приказу №610 от 31 мая 1984года в школах и дошкольных учреждениях создавались стоматологические кабинеты для санации полости рта и использования средств профилактики стоматологических заболеваний. В школах-новостройках с количеством 800 и более учащихся кабинеты оснащались по номенклатуре «сметных норм и затрат на типовые наборы оборудования и предметы внутреннего убранства административных зданий» Утверждено Госстроем СССР от 4 июля 1974 года. Приказ МЗ СССР №610 от 12 июня 1984 года;

- для врачей-педиатров подготовлены методические указания, в соответствии с которыми при определении групп здоровья детей для диспансерного наблюдения указывалось на необходимость учитывать активность кариеса зубов и аномалии прикуса (методические указания от 27 апреля №08-14/4);

- дети с третьей степенью активности кариеса (декомпенсированная форма) и сформированными аномалиями прикуса должны быть включены в диспансерные группы для обследования, лечения и наблюдения у участкового педиатра (методические указания №11-11/6-25 от 23 марта 1987 года);

- внимание участкового педиатра к своевременному выявлению и профилактике стоматологических заболеваний должно быть проявлено с рождения ребенка, в соответствии с чем в методических указаниях по организации комнаты здорового ребенка предписывалось создание специальных стендов, проведение бесед и лекций для родителей с информацией о предупреждении вредных привычек, гигиене питания, использования сосок, пустышек, гигиене полости рта, положения ребенка в постели, профилактики кариеса и др. (методические указания №11-11/6-25 от 23 марта 1987 года);

- участковым педиатрам подготовлена монография (Т.Ф.В.) «Педиатру о стоматологических заболеваниях у детей», 1982 год;

- в Центральном институте санитарного просвещения МЗ СССР создана группа для разработки материалов по гигиеническому воспитанию детей со стоматологическими заболеваниями. Подготовлены две кандидатские диссертации сотрудниками этой группы (Липатова Л.С. и Дымшин В.Я).

Большое значение в развитии детской стоматологии сыграло то, что в медицинских институтах, где были стоматологические факультеты, открылись кафедры детской стоматологии. Создание кафедр детской стоматологии дало возможность реализовать себя многим ученым-стоматологам нашей страны. Первыми заведующими кафедр детской стоматологии были Леонтьев В.К. (Омск), Соловьев М.М. (Ленинград), Удовицкая Е.В. (Киев), Мельниченко Э.М. (Минск), Григорьева Л.Г. (Полтава), Аболмасов Н. (Смоленск), Железный (Новосибирск), Сейфиллина X.М. (Казань), Смоляр Н.И. (Львов), Новоселов Р.Д. (Тверь), Мергембаева (Алма-Ата), Дычко (Краснодар), Синицин (Одесса). В 42 вузах страны были открыты курсы и кафедры детской стоматологии. Энтузиазм и научный потенциал руководителей кафедр был настолько высок, что мы с проф. Колесовым А.А., заведующим кафедрой детской стоматологии ММСИ, вышли с ходатайством о создании факультетов детской стоматологии. По этому поводу я была приглашена на беседу к министру здравоохранения академику РАН Чазову Е.И.

Мне было что показать: два руководства для детских стоматологов, учебник по детской стоматологии (Колесов А.А.), шесть монографий, Всесоюзный съезд стоматологов, посвященный проблемам детской стоматологии, Центр по лечению детей с пороками развития лица (Фролова Л.Е.) и многое другое. Разговор был очень хороший. Однако до сих пор жалею, что не попросила о строительстве Центра детской стоматологии. Тогда строились центры по многим специальностям, а я все боялась «перегнуть палку».

Открыть факультеты детской стоматологии с кафедрами терапевтической, хирургической стоматологии, ортодонтии и т. д. в пяти вузах страны нам разрешили. Факультеты открылись, но... идея не прижилась.

На кафедре, которой я руководила к этому времени, сформировался сильный коллектив. Все сотрудники получили звания доцентов. На кафедру ежегодно приходили по пять-шесть аспирантов, иногда их было одновременно 10-11 человек. Выполнялись и докторские диссертации. Основное внимание в научных исследованиях было направлено на разработку проблемы первичной профилактики стоматологических заболеваний у детей. С этой целью было начаты изучения влияния здоровья матери в антенатальный период развития зубов (Батанова Е.В.); состояния тканей зуба и развитие челюстей у детей, рожденных недоношенными (Белова Н.А.). Исследовали влияние искусственного вскармливания детей на состояние здоровья зубов и прикуса у детей, рожденных от матерей, занятых во вредных условиях труда в промышленном производстве (Хмызова Т.Г.) и сельском хозяйстве (Микадзе). В диссертации Тереховой Т.Н. была сформулирована программа первичной профилактики стоматологических заболеваний у детей до трех лет.

По материалам диссертационных работ и плановых научных исследований в 1987 году издано второе «Руководство по стоматологии детского возраста». В его подготовке приняли участие все сотрудники кафедры. Было опубликовано второе издание «Диспансеризация детей у стоматолога», в котором также участвовали все сотрудники. Ольга Петровна Максимова подготовила материал в монографию «Болезни пародонта и слизистой оболочки рта» 1983 года, и с 1990 года приняла на себя труд главного детского стоматолога Советского Союза, активно участвуя в подготовке директивных документов главного управления охраны матери и ребенка по стоматологии.

Так продолжалось до 1992 года, когда началась перестройка. Перестроили и нас. Все кафедры стоматологии ЦИУ, а их к этому времени было уже семь, из Института усовершенствования перевели в НПО «Стоматология».

Перестройку каждый начал понимать по-своему. Я считала, что в связи с открывшимися контактами с зарубежными производителями стоматологических материалов и оборудования система усовершенствования, в том числе и наша кафедра, должна была включать в свою программу обучение слушателей методам работы на современном зарубежном оборудовании и импортными материалами. У нас этого ничего не было, значит надо было заключать контракты с торгующими зарубежными фирмами и, в счет рекламы их продукции, обучать слушателей циклов новым технологиям в стоматологии; обеспечивать кафедры новыми материалами должны фирмы. Такой пробный контракт в виде «протокола о намерениях» я заключила с немецкими фирмами - производителями «Ивоклар» и «Вивадент». Они предоставили кафедре новую проекционную аппаратуру, демонстрационные слайды, наборы пломбировочных материалов и средств про-филактики для работы в клинике и для учебного процесса. Оборудовали современный стоматологический кабинет. В течение учебного года мы работали этими материалами, демонстрируя их и обучая курсантов на циклах усовершенствования.

Прошел год, и я увидела возможность улучшить эти отношения. Я предложила организовать на кафедре специализированные краткосрочные (платные) курсы по освоению новых технологий в стоматологии. В этом я видела пользу для сотрудников кафедры и для всего учебного процесса. Руководство ФУС НПО «Стоматология» видело всё это по-другому и мои планы не приняло.

Идея организации центра обучения врачей новым технологиям в стоматологии с участием фирм-производителей и за их счет мне казалась настолько перспективной и необходимой на тот период состояния стоматологии в стране, а реализация этого проекта простой и возможной, что я ушла из стоматологического объединения и создала самостоятельный Центр новых технологий в стоматологии, совместно с торговой фирмой «Дина интернешнл», которая в нашей стране представляла интересы пяти немецких фирм-производителей («Ивоклар», «Вивадент», «КаВо», «Эскулап» и «Комет»).

В связи с переходом в так называемые коммерческие структуры, меня вывели из ученых советов, из редколлегии журнала «Стоматология», из президиума правления научных обществ - наказали.

Центр новых технологий в стоматологии вскоре принял ректор ММСИ Евгений Иванович Соколов. Нам предоставили четвертый этаж старого здания ММСИ. Фирмы оснастили и оборудовали лечебные кабинеты, зуботехническую лабораторию, конференц-зал, фантомный класс. Мы стали вести активную работу по обучению врачей новым технологиям. В институте в это время на базе кафедры ортопедической стоматологии у проф. Копейкина В.Н. с теми же немецкими фирмами «Ивоклар», «Вивадент» и «КаВо» работал Центр новых технологий «Ивостом». Наш центр «Прометей» в большей степени был ориентирован на терапевтическую стоматологию. Благодаря работе этих центров преподаватели института приобрели возможность быстрее осваивать новые технологии на месте, участвуя в работе этих центров, выезжая в учебные центры фирм-участников обучения и университеты Германии, с которыми фирмы сотрудничали.

Польза от работы наших центров обучения для института была несомненна. Подобные центры новых технологий создаются и сейчас, непосредственно на фирмах, что способствует распространению достижений стоматологии в практику.

Все это подтверждает правильность моих идей. Без новаторов и новаций любое дело обречено на застой и умирание.

С самого начала работы в Центре новых технологий в стоматологии я поняла, что освоению новых методов, их распространению и внедрению в практику препятствует отсутствие на русском языке иностранных учебников и руководств. С этой целью мы с Ларисой Александровной Пановой (она вэто время представляла в России интересы издательства «Квинтэссенция») подготовили практическое руководство Б. Криспин «Современная эстетическая стоматология». Панова Л.А. перевела, а я отредактировала эту книгу, она имела большой спрос и первое время помогала врачам лучше осваивать новые технологии реставрации зубов терапевтическими и ортопедическими методами.

В этот период у моих коллег по кафедре детской стоматологии и соавторов второго издания «Руководства по детской стоматологии» появилась идея переиздать эту книгу. Мы встретились, поговорили, однако общего языка не нашли. Мои коллеги смысл переиздания видели в перемещении авторского состава руководства, а я к этому времени, побывав во многих зарубежных стоматологических клиниках, понимала, что новых знаний, соответствующих уровню детской стоматологии за рубежом, у нас нет. И приняла решение искать возможность издать на русском языке американскую книгу под редакцией Ральфа Е. Мак-Допальда и Дейвида Р. Эйвери «Стоматология детей и подростков», в написании которой приняли участие более 30 авторов из разных стран мира.

Это издание по детской стоматологии мы подготовили со студенткой IV кура ММСИ Сашей Коваленко. Ее знания английского языка и моя любовь к детской стоматологии позволили сделать книгу доступной детским стоматологам нашей страны. Она отличается разнообразием информации как для специалистов узкого профиля - терапевтов, хирургов, ортодонтов, гигиенистов, профилактиков, так и по содержанию каждого раздела. Книга позволила врачам, преподавателям кафедр детской стоматологии, научным работникам познакомиться с новыми методами диагностики и лечения.

Работая в центре новых технологий «Прометей», я понимала, что помимо обучения врача методам реставрации зубов новыми материалами, препарирования корневых каналов, изготовления вкладок, виниров и т. д., необходимо научить его понимать идеологию новых технологий, помочь переосмыслить ранее полученные знания. Для этого нужно читать иностранную литературу, и не только направленную на практическое освоение той или иной методики, но и раскрывающую новые аспекты патогенеза заболеваний, механизмы формирования клинических признаков болезней, дающую комплексную оценку тяжести патологических процессов, факторов риска в их развитии, помогающую формировать новое мышления стоматолога. К сожалению, такой литературы в нашей стране не было.

В жизни мне всегда везло на умных людей. Так и в этот период моего интереса к иностранной литературе я познакомилась с издателем медицинской литературы Рустемом Валеевым и стала сотрудничать с его издательством «Мед Пресс Информ».

Я пересмотрела большое количество каталогов многих иностранных издательств медицинской и стоматологической литературы. Такой литературы было много. Первыми книгами, которые мы выбрали, стали атласы издательства Thieme «Эстетическая стоматология» и «Эндодонтология». Недавно вышел атлас «Пародонтология» и готовится к печати «Профилактика и превентивная стоматология». Мы старались, чтобы ни одна специальность не была обижена. Помимо атласов были выпущены фундаментальные издания по ортодонтии, эндодонтии, имплантологии и т. д. И если в начале нашей работы, просматривая иностран-ные каталоги, «дух захватывало» от желания приобрести для перевода и эту, и эту книгу, то теперь радуюсь тому, что большая часть книгуже переведена, выпущена или готовится к изданию.

Работая с иностранными книгами и рассматривая отечественные учебники по стоматологии детского возраста, вышедшие в последние годы, я обратила внимание на то, что при хорошем изложении причин заболеваний, логичного механизма развития патологии и обоснованного лечения, в учебниках очень мало иллюстраций, а те, которые есть, часто представлены в черно-белом варианте.

На фоне с о временных иностранных книг наш и учебники, несмотря на высокий уровень содержания, проигрывают, да и обучающий эффект без иллюстраций оказывается недостаточным.

В связи с этим я решила составить собственный цветной атлас стоматологических заболеваний у детей и показать детским стоматологам, стоматологам общего профиля и педиатрам многообразие стоматологических заболеваний у детей, их проявление в разные возрастные периоды жизни, их зависимость от общего состояния здоровья ребенка и неразрывную связь с общесоматическими заболеваниями.

Мне показалось, что монография в виде атласа может иметь значение для диагностики стоматологических заболеваний удетей, тем более что я стремилась в ней показать не только многообразие распространенных стоматологических заболеваний, но редкие и малоизвестные болезни, скудно представленные в литературе. Заболевания, о которых идет речь, практически мало изменились, типичные их проявления в полости рта остались такими же.

Все иллюстрации в атласе подлинные - преимущественно это пациенты, которых я лечила, консультировала, наблюдала в период моей работы в ЦИТО, в детской клинической больнице №13 им. Н.Ф. Филатова и в городском консультативном центре 26-й детской стоматологической поликлиники Москвы, в мою бытность служения кафедре детской стоматологии Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей.

В основу моего понимания клинических аспектов детской стоматологии легли научные исследования моих коллег и выводы, сформулированные в их диссертационных работах. Теперь большинство из них стали доцентами и профессорами и не изменили идеалам детской стоматологии.

Я с благодарностью и гордостью сегодня называю их фамилии: доценты О.П. Максимова, А.В. Винниченко, Н.Г. Снагина, Л.Н. Дроботько, Н.Л. Казанцев, Е.А. Сальковская, Е.Б. Ростокина, И.Н. Никифорова, Е.В. Батанова; профессора Э.М. Мельниченко, Н.В. Морозова, Т.Н. Терехова, Х.С. Мергембаева, Е.Е. Маслак, P.M. Мамедов, И.А. Паделка, И.А. Казанцева, Г.И. Саблина, И.И. Гениатуллин.

Я благодарна всем, кто помог мне собрать эту коллекцию. Особая благодарность главным врачам детской стоматологической поликлиники №26 Г.А. Блехеру и Н.М. Елкиной, поликлинике, которая почти 25 лет, будучи клинической базой кафедры, создавала условия для проведения учебной и научной работы коллектива кафедры. За 25 лет у нас не было конфликтных ситуаций, мы одинаково гордились достижениями коллектива поликлиники в Медицинском управлении города и успехами сотрудников кафедры в институте и стоматологическом сообществе.

Благодарим Вас, уважаемая Тамара Федоровна, за эту откровенную интереснейшую беседу. От всего стоматологического сообщества сердечно поздравляем Вас с предстоящим юбилеем и Днем учителя. Наши наилучшие пожелания - здоровья, семейного благополучия, творческих успехов и исполнения задуманных планов, профессионального и человеческого понимания коллег, друзей и читателей Ваших изданий, уже написанных и тех, которым вскоре предстоит появиться на свет.


Источник: www.dentoday.ru