Претензии к работе стоматологов пациенты сегодня предъявляют нередко, хотя качество услуг, оказываемых стоматологами, ниже не становится — скорее, наоборот.
Другое дело, что цены на стоматологические услуги в престижных клиниках настолько высоки, что малейшее несоответствие ожиданий пациента конечному результату лечения сразу же вызывает у каждого второго пациента желание отсудить у врача зря потраченные кровные средства. И неважно, что по отношению к врачу это далеко не всегда справедливо.
Об ошибках, допускаемых стоматологами, спорят часто и много. При этом валят в кучу сразу все: недостаточную квалификацию специалистов; заведомое желание нажиться на пациенте, для чего ему предлагается лечение, в котором пациент объективно не нуждается; халатность; но, ко всему прочему, и случайные ошибки, от которых, увы, не застрахован ни один живой человек.
Разобраться в этом нагромождении претензий нелегко, гораздо проще сразу обвинить стоматолога во всех смертных грехах, хотя ни его врачебная квалификация, ни добросовестность при объективном рассмотрении претензий не вызывают.
По статистике, примерно 30% исков, предъявляемых пациентами к стоматологам по поводу допущенных ошибок, на деле не имеет под собой серьезных оснований.
В идеале стоматолог должен подробно обсуждать с пациентом стратегию лечения, информировать его о существовании альтернативных методов, четко предупреждать о возможных последствиях тех или иных манипуляций. Сознательно выбирая рискованный метод лечения, пациент снимает с врача ответственность за неудовлетворительный результат лечения — говорить о врачебной ошибке в данном случае было бы явной несправедливостью.
Конечно, ошибки в лечении стоматологи тоже допускают. Например, недостаточно тщательно препарируют кариозную полость зуба или пломбируют корневые каналы. Даже если виной тому отсутствие хорошего оборудования — пациенту от этого ничуть не легче, если в результате плохо проведенного лечения у него разовьется вторичный кариес.
К не менее распространенным ошибкам относятся неверно поставленный диагноз, неправильный выбор медикаментов для анестезии, попытка сохранить зуб, явно подлежащий удалению, неправильная установка зубного имплантанта, перелечивание зубов, требующее снятие коронок и т. д.
Ксожалению, объективно оценить правомерность лечения удается не во всех случаях, поскольку стандарты на качество стоматологических услуг в России не введены до сих пор. Но неудовлетворенность пациента работой стоматолога еще не является свидетельством ошибок, допущенных врачом. А если врачебная ошибка и впрямь имела место, подтвердить обоснованность своих претензий можно лишь при наличии снимков, выписок из медицинской карты, а также квитанций оплаты за лечение.