Зубные суеверия
С зубами, будь то зубы человека или зверя, всегда было связано множество суеверий. Пораженные удивительными свойствами зубов – белизной и прочностью, люди приписывали им чудодейственные свойства.
Причем у каждого народа эти верования несли отпечаток своей религии и культуры. У охотников не было никаких сомнений в том, что чем выше в иерархии находился добытый зверь, тем более могущественными свойствами обладали его зубы. В Марокко и Судане для защиты от сглаза на шее или на поясе носили украшенные золотом и серебром зубы леопарда или зубы кабана, а в Ирландии с этой же целью носили амулет из зубов волка. На шее, в люльке младенца или специально подложенные под подушку зубы мертвеца тоже служили оберегом, талисманом.
Зубы покойника использовали как лекарство от головной боли, растертые в порошок зубы медведя входили в состав лечебных мазей, которыми натирали больные места, зубы зверя привязывали даже к больной пояснице. Считалось, что зубы слона помогали при падучей болезни. А зубы повешенных были совершенно необходимы при чародействах разного рода. Это народное суеверие – похищение зубов у повешенного, было отражено великим испанским художником Франсиско Гойя в офорте «Охота за зубами».
Удаленные или выпавшие зубы раньше зачастую не выбрасывали, а прятали в места, признанные священными, - трещины в церковной стене, опорный столб дома, дупло дерева... Как и пуповину и ногти, молочные зубы необходимо было сохранить в надежном месте, дабы они не были кем-либо использованы со злым умыслом. Верившие в перевоплощение душ, инки помещали рядом с телом умершего не только пряди его волос, но и его же тщательно сохраняемые всю жизнь зубы, выпавшие даже в самом раннем детстве. Считалось, что без этого душа не сможет вновь перевоплотиться, и будет обречена на вечные страдания.
По мотивам произведения Л. Е. Этингена «Как же вы устроены, господин Тело?»