Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве
Обо мне
Новости
Регистратура
Пациентам
Стоматологам и техникам
Стомфак
Задать вопрос
Еда
Предварительная запись к врачу стоматологу
Наталья Хворостинова
,
Стоматолог в Москве
+7 929 636 99 14
email:
natalka@qstoma.com
Сайт:
nadent.ru
Facebook:
https://www.facebook.com/natali.khvorostinova
Instagram:
https://instagram.com/khvorostinovanatalia
Обо мне:
http://nadent.ru/about
Задать вопрос врачу стоматологу
Paragraph
Normal
Heading 1
Heading 2
Heading 3
Heading 4
Heading 5
Heading 6
Formatted
Address
Font
Arial
Courier New
Garamond
Georgia
Tahoma
Times
Verdana
Size
1
2
3
4
5
6
Color
Black
Gray
DarkGray
LightGray
White
Aquamarine
Blue
Navy
Purple
DeepPink
Violet
Pink
DarkGreen
Green
YellowGreen
Yellow
Orange
Red
Brown
BurlyWood
Beige
<h2>Аномалии развития зубочелюстной системы детского возраста. Профилактика развития аномального прикуса</h2> <p> 1. Роль детского врача - стоматолога в предупреждении, диагностике и </p><p> лечении зубочелюстных аномалий.</p><p>2. Клинические признаки правильного прикуса.</p><p>3. Различные факторы появления зубочелюстных аномалий.</p><p>4. Клинические проявления зубочелюстных аномалий.</p><p>5. Классификация зубочелюстных аномалий.</p><p>6. Методы комплексной профилактики аномалий прикуса.</p><p>7. Заключение.</p><p>8. </p><p>Роль детского врача - стоматолога в предупреждении, диагностике и лечении зубочелюстных аномалий.</p><p> Вопросами изучения этиологии, патогенеза методов лечения и профилактики зубочелюстных аномалий занимаются ортодонты. В то же время, детский стоматолог в силу инициативной формы своей работы проводя периодическое исследование зубочелюстной системы ребенка, состояния твердых тканей зуба, пародонта, слизистой оболочки рта, прикуса, других заболеваний, сталкивается</p><p>Клинические признаки правильного прикуса.</p><p> Понятие «норма» в медицине определяет условно принятое обозначение правила, относящегося к какому-нибудь признаку. Прикус - соотношение зубных рядов (зубов) при их смыкании с наибольшим количеством контактов. Следовательно норма прикуса - это понятие о правильном положении зубов, форме зубных рядов и соотношение челюстей, соответственно виду прикуса и периоду его развития до полного формирования постоянного прикуса.</p><p> Определение нормы формирующегося временного прикуса в первом периоде связано с процессом прорезывания временных первых, вторых моляров, клыков. Показателем являются симметричность и последовательность прорезывания. Наличие физиологических диастем и трем на обеих челюстях между боковыми резцами и клыками, клыками и премолярами на нижней челюсти следует рассматривать как норму временного прикуса.</p><p> Норма второго периода сменного прикуса характеризуется последовательностью и симметричностью прорезывания первых и вторых премоляров, затем постоянных клыков. В периоде формирования временного прикуса нередко определяются симптомы диспропорции роста как свидетельство неравномерности созревания органов и тканей зубочелюстной системы и их функций, что проявляется в виде признаков формирующихся аномалий прикуса. Такие симптомы, однако, могут быть определены, как проходящие, но, учитывая многообразие различных причинных факторов проявления симптомов, их можно рассматривать и как начало патологии.</p><p> В периоде постоянного прикуса незначительные отклонения в положении зубов, их величине и форме, изменения формы зубных рядов и соотношения челюстей в сагиттальном и вертикальном направлениях в пределах нормы следует рассматривать как признак законченного индивидуального развития прикуса.</p><p>Различные факторы проявления зубочелюстных аномалий</p><p>В возникновении зубо-челюстно-лицевых аномалий большое значение имеет генетическая обусловленность, которая определяется на основе генеалогического анализа по трем вариантам.</p><p>• Прямое наследование признаков</p><p> (диастема, адентия, изменение числа и формы зубов)</p><p>• Передача по наследству несоответствия размеров челюстных костей</p><p> (истинная прогнатия / прогения)</p><p>• Передача по наследству несоответствия размеров челюстей и зубов.</p><p> (тесное / редкое расположение зубов)</p><p> </p><p> В отличие от генетически обусловленных аномалий врожденные аномалии связаны с глубокими нарушениями в эмбриональном периоде. К ним относятся : пороки развития зубов, челюстей или системные аномалии в челюстно-лицевой области.</p><p> </p><p> Также существует большое количество приобретенных зубочелюстных аномалий, ибо их возникновение зависит от различных вредных воздействий в периодах формирования временного, сменного и постоянного прикуса.</p><p> </p><p> Неправильное сосание</p><p> </p><p> Эта функция занимает особое место на первом году жизни ребенка, т.к. благодаря ей не только осуществляется процесс питания ребенка, но так же происходит процесс правильного формирования прикуса ребенка и установление зубных рядов в нейтральном положении.</p><p> Нарушение функции сосания заключается в следующем :</p><p> </p><p>• Нарушение ритма и процесса естественного вскармливания.</p><p>• Недостаточное всасывание молока, неравномерное проглатывание.</p><p>• Употребление соски, пустышки, не связанное с приемом пищи.</p><p>• Сохранение сосательной активности после 10 месяцев жизни.</p><p>• Замедленное перемещение челюстей при процессе сосания.</p><p> </p><p> Неправильное глотание.</p><p> </p><p> Неправильное глотание, а также привычка давить языком на зубы являются важными этиологическими факторами в развитии зубочелюстных аномалий.</p><p> В норме процесс глотания претерпевает определенные изменения от рождения до установления прикуса. Ребенок рождается с хорошо развитым рефлексом глотания и достаточной активностью языка, особенно его кончика. В покое язык свободно располагается между десневыми валиками и преимущественно бывает вытянут вперед, что обеспечивает его готовность к работе.</p><p> Но с появлением первых временных зубов возникает перестройка процесса глотания. При нормальном (соматическом) способе глотания губы спокойно сложены, зубы сжаты, кончик языка упирается в передний участок твердого неба за верхними резцами. При неправильном способе глотания зубы не сжаты и кончик языка контактирует для «отправного толчка» с нижней губой при сокращении подбородочной мышцы, а иногда и других мимических мышц, что отражается на конфигурации лица : заметна протрузия губ, сморщивание лба, закрывание глаз и вытягивание шеи.</p><p> Неправильная функция глотания ведет к значительным изменениям в челюстно-лицевой области. Чаще других возникают такие отклонения, как сужение зубных рядов, уплотнение фронтального участка зубной дуги нижней челюсти, открытый прикус.</p><p> </p><p> Нарушение функции дыхания.</p><p> </p><p> Нарушения данной функции имеют важное значение в развитии аномального прикуса, т.к. она обусловлена затрудненным прохождением струи воздуха через носовые ходы и определяется как ротовое или смешанное дыхание. Обычно такое состояние бывает связано с неправильным способом глотания и несмыканием губ. Этим сочетанием определяются его клинические признаки : полуоткрытый рот, смещенный назад и вниз корень языка, что изменяет профиль лица ребенка - появляется «двойной подбородок». При дыхании заметно напряжение крыльев носа, изменение конфигурации ноздрей, в состоянии физиологического покоя отмечается увеличение нижней трети лица. В результате неправильного дыхания нарушается динамическое равновесие мышц околоротовой области и языка.</p><p> </p><p> Нарушение функции жевания.</p><p> </p><p> Нарушение функции жевания у детей принято характеризовать как «ленивое жевание». Причиной такого способа жевания может явиться несвоевременный переход к употреблению твердой пищи, который должен совпадать с периодом формирования временного прикуса. Отрицательно влияет на становление функции жевания нарушение сроков и последовательности прорезывания зубов, врожденное их отсутствие (адентия). Отсутствие временных зубов влияет и на положение языка. Язык устремляется в область дефекта, появляются вредные привычки неправильного положения языка и сосания.</p><p> </p><p> Вредные привычки.</p><p> </p><p> К ним в стоматологии относят зафиксированные двигательные реакции, не имеющие физиологически приспособительного значения : сокращения мышц околоротовой области, языка, движения нижней челюсти, сосание и прикусывание пальцев, языка, губ и различных предметов, неправильно протекающие функции жевания, дыхания, глотания, речи, неправильное положение тела (неправильная осанка, неправильное положение челюсти или языка в покое).</p><p> Различные предрасполагающие факторы развития аномального прикуса.</p><p> </p><p>• Аномалии уздечек верхней губы, нижней губы и языка.</p><p>• Аномалии строения преддверия полости рта.</p><p>• Нарушение физиологической стираемости временных зубов.</p><p>• Нарушение сроков и последовательности прорезывания временных зубов</p><p> и их смены.</p><p>• Заболевания твердых тканей зубов и их осложнения.</p><p>• Ранняя потеря временных и постоянных зубов.</p><p> </p><p> </p><p> Клинические проявления зубочелюстных аномалий.</p><p> </p><p> Аномалии периода формирования временного прикуса.</p><p> </p><p> На первом году жизни могут быть установлены врожденные аномалии или пороки развития органов челюстно-лицевой области и системные аномалии мягких тканей и костей лица (расщелины губы, альвеолярного отростка, неба, значительные деформации челюстных костей, характеризующие врожденные уродства).</p><p> В периоде формирования временного прикуса до полного прорезывания 20 временных зубов зубочелюстные аномалии проявляются как отклонения от нормального развития, так как о прикусе, т.е. определенном взаимоотношении зубных рядов, можно судить лишь после его окончательного сформирования.</p><p> </p><p> На первом году жизни определяются следующие морфологические отклонения:</p><p> </p><p>• Аномалии прикрепления уздечек языка.</p><p>• Нарушение последовательности и парности прорезывания зубов.</p><p>• Аномалии количества, величины, формы и положения временных зубов.</p><p>• Несоответствие размеров челюстей.</p><p>• Изменение формы челюстей.</p><p>• Изменение кривизны десневых валиков в разных направлениях.</p><p>• Неправильное положение языка в покое и при глотании.</p><p>• Несмыкание губ.</p><p>• Различные вредные привычки.</p><p> </p><p> К признакам отклонения в физиологическом развитии зубов и челюстей у ребенка в возрасте старше 1 года добавляются так же :</p><p> </p><p>• Изменения цвета зубов.</p><p>• Сохранение активности сосания.</p><p>• Вялое формирование функции жевания.</p><p>• Кончик языка упирается при глотании в напряженные губы.</p><p>• Зубоальвеолярная протрузия</p><p>• </p><p> Типы развитых аномалий и деформаций сформировавшегося или формирующегося прикуса.</p><p> </p><p> Прогнатия</p><p> </p><p> Прогнатия характеризуется выдвинутым положением верхней челюсти. Вследствие дистального сдвига нижней челюсти или выдвижения верхней вперед имеет место нарушение смыкания как передних, так и боковых зубов. При этом верхние зубы выдвигают вперед верхнюю губу, а нижняя же попадает под верхние зубы. Все это в целом отражается на внешнем виде и функции жевания и речи.</p><p> </p><p> Прогения</p><p> </p><p> При прогеническом соотношении зубных рядов наблюдается выдвижение вперед нижней челюсти, вследствие чего нижние зубы перекрывают одноименные верхние. При значительном проявлении данной аномалии откусывание пищи резцами становится невозможной и их роль переносится на боковые зубы. При данной патологии резко изменен внешний вид больного и нарушены речь и жевание.</p><p> </p><p> Глубоки прикус</p><p> </p><p> Глубокий прикус характеризуется большим перекрытием передними зубами верхней челюсти передних зубов нижней челюсти при отсутствии режущебугоркового контакта. Режущие края нижних зубов могут касаться шейки верхних. Иногда контакт отсутствует и зубы касаются десны, повреждая ее. Стоматологу следует различать глубокий прикус и глубокое перекрытие, являющееся анатомическим вариантом ортогнатического прикуса. При нем верхние передние зубы перекрывают нижние более чем на 1/3 треть высоты </p><p> своих коронок, но режущебугорковый контакт сохраняется.</p><p> </p><p> Открытый прикус</p><p> </p><p> При этом виде прикуса отсутствует смыкание передних зубов, а иногда и премоляров и в контакт вступают лишь моляры. Одновременно имеются глубокие функциональные нарушения. Отсутствие контактов между передними зубами заставляет больного откусывать пищу премолярами или молярами. Сокращение полезной жевательной площади затрудняет и разжевывание пищи. В растирании пищи значительное участие принимает язык, который увеличивается в размерах. Речь больного нарушается, как и внешний вид.</p><p> </p><p> Перекрестный прикус</p><p> </p><p> Под перекрестным прикусом понимают соотношение зубных рядов, при котором щечные бугорки нижних боковых жевательных зубов расположены кнаружи от одноименных верхних. Передние зубы смыкаются правильно.</p><p> </p><p> </p><p> Классификация зубочелюстных аномалий.</p><p> </p><p> Для определения сформированных зубочелюстных аномалий предложено много различных классификаций. Но наиболее подходящими для использования детскими стоматологами являются следующие.</p><p> </p><p> Неправильное положение зубов и изменения формы зубных рядов удобно определять по классификации, предложенной Д. А. Калвелисом.</p><p> Аномальное положение отдельных зубов, выражающееся в различных наклонах, поворотах, перемещении в зубном ряду по отношению к трем перпендикулярным плоскостям:</p><p> </p><p>• Вестибулярное или оральное (передне-заднее направление).</p><p>• Мезиальное или дистальное смещение</p><p>• Неправильное положение зубов по отношению к горизонтальной плоскости</p><p>• Повороты зубов вокруг продольной оси</p><p>• Скученное положение зубов, выражающееся в различных наклонах,</p><p> поворотах, перемещения, наложениях.</p><p> </p><p> Для детальной оценки тесного положения зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда может быть рекомендовано четыре степени тяжести:</p><p> </p><p> Степень I.</p><p> Равномерно выраженное тесное положение зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда.</p><p> </p><p> Степень II.</p><p> Преобладание неправильного положения одного постоянного резца с поворотом по оси, налеганием на рядом стоящий зуб или наклоном в оральном или вестибулярном направлении.</p><p> </p><p> Степень III.</p><p> Характеризуется двумя признаками : неправильным положением зубов и изменением формы зубного ряда и альвеолярного отростка во фронтальном участке с вытеснением из зубного ряда одного или двух зубов, и изменением положения зубов, обусловленным их поворотами по оси, наклонами, значительным налеганием друг на друга и перемещением в оральном или вестибулярном направлении.</p><p> </p><p> Степень IV.</p><p> Характеризуется вытеснением из зубного ряда двух и более зубов в сочетании со значительным уплощением фронтального участка зубного ряда нижней челюсти. При этом определяется недостаточность апикального базиса и значительный оральный наклон коронок зубов над уровнем базальной дуги (т.е. в области перехода альвеолярного отростка в базальную дугу).</p><p> </p><p> </p><p> Методы комплексной профилактики аномалий прикуса.</p><p> </p><p> Профилактика аномалий прикуса проводятся в различные периоды детского и юношеского возраста, включая внутриутробное развитие.</p><p> </p><p>• Внутриутробное развитие.</p><p>• От рождения до 6 месяцев.</p><p>• От 6 месяцев до 3 лет (Период временного прикуса).</p><p>• От 3 лет до 6 лет (Период сформированного временного прикуса и начало</p><p> формирования смешанного).</p><p>• От 6 до 9 лет (Первый период смешанного прикуса).</p><p>• От 9 до 12 лет (Второй период смешанного прикуса, начало формирования</p><p> постоянного прикуса).</p><p>• От 12 до 15 лет (Период формирования постоянного прикуса).</p><p> </p><p> Для каждого периода характерны свои методы профилактики.</p><p> </p><p>• Нормализация жизни матери, нормальное питание, условия труда и. т. д.</p><p>• Профилактика травматизма при рождении ребенка.</p><p>• Характер вскармливания ребенка.</p><p>• Санация полости рта. Причем нужно отдавать предпочтение нестирающимся пломбировочным материалам. И если у ребенка есть потеря зубов, то нужно изготавливать профилактические протезы.</p><p>• Санация носоглотки.</p><p>• Логопедическое обучение.</p><p>• Купирование вредных привычек осознанных и неосознанных.</p><p>• Лечебная физкультура.</p><p>• Хирургическое вмешательство.</p><p> </p><p> В качестве примеров хирургических вмешательств хотелось бы привести следующие:</p><p> </p><p>• Операции на уздечке языка проводятся :</p><p>1. При рождении - ребенок не может полноценно питаться молоком.</p><p>2. В 3 года - при нарушении речи.</p><p>3. В 7 лет - при аномальном положении и прорезывании нижних резцов.</p><p>4. После 7 лет - в плане профилактики заболеваний пародонта нижних зубов.</p><p>( Такое вмешательство так же обусловлено тем, что короткая уздечка </p><p>верхней и нижней губы провоцирует образование мезиального, открытого </p><p>или дистального прикуса). </p><p>• Углубление преддверия полости рта (проводится в 8-9 лет).</p><p>• Устранение макроплазии (проводится в 8-9 лет).</p><p>• Удаление временных зубов, оставшихся после прорезывания постоянных.</p><p>• Серийное и последовательное удаление зубов (по методу Котец).</p><p> </p><p> Особое место в профилактике развития аномального прикуса занимает лечебная физкультура. Ее основными задачами являются:</p><p> </p><p>• Купирование вредных привычек.</p><p>• Нормализация функционирования зубочелюстной системы.</p><p>• Ослабление гиперактивных мышц.</p><p>• Усиление слабых мышц.</p><p> Ниже приводится примерный комплекс ЛФК для детей с дистальным прикусом.</p><p>Часть I.</p><p>1. Зубки на зубки, заборчиком.</p><p>2. Закусить нижними зубами верхнюю губу.</p><p>3. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть с частотой 1 раз в секунду.</p><p>4. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть на 15, 20, 40, более секунд.</p><p>5. При запрокинутом подбородке доставать кончиком языка до кончика носа, для усиления активности мышц выдвигателей, купирования вредных привычек, выдвижение нижней челюсти вперед в более правильное положение.</p><p>Часть II. ( Комплекс усиление активности круговой мышцы рта ).</p><p>1. Упражнения с глотком воды, применяется и при нормализации функции </p><p> дыхания у ребенка. Набирается глоток воды и как можно дольше не </p><p> проглатывается.</p><p>2. Удерживать губами линейку, эквилибратор, и. т.д.</p><p> Часть III. ( Общеукрепляющая терапия ).</p><p>1. Дозированная нагрузка, она предполагает использование морковки или</p><p> другого овоща, который режется на пласты 1мм, через 3 дня : 1.5 мм и.т.д.</p><p> И по мере адаптации пародонта к нагрузке увеличивается размер этого слоя.</p><p>2. Передними зубами закусывается эластический круг, и происходит </p><p> тренировка пародонта.</p><p></p><p><i>Источник: stomfak.ru</i></p> <ul> <li><a href='/vsestati/treshhin-v-эmali'>Трещины в эмали</a></li> <li><a href='/vsestati/tienam-(tienam)'>Тиенам (Tienam)</a></li> <li><a href='/vsestati/stomatologicheskaya-praktika--chto-delat-s-konfliktnmi-patsientami-'>Стоматологическая практика: что делать с конфликтными пациентами?</a></li> <li><a href='/vsestati/baralgin-m-(baralgin-m)'>Баралгин М (Baralgin M)</a></li> <li><a href='/vsestati/trombotsitopenii-i-trombotsitopatii'>Тромбоцитопении и тромбоцитопатии</a></li> <li><a href='/vsestati/instruktsiya-po-ispolzovaniyu-эmdogeyn'>Инструкция по использованию Эмдогейн</a></li> <li><a href='/vsestati/progressiruyushhaya-displaziya-tazobedrennogo-sustava-uhod-za-rebenkom-s-koksitnoy-gipsovoy-povyazkoy'>Прогрессирующая дисплазия тазобедренного сустава: Уход за ребенком с кокситной гипсовой повязкой</a></li> <li><a href='/vsestati/porajeniya-tverdh-tkaney-zuba-po-tipu-vi-klassa'>Поражения твердых тканей зуба по типу vi класса</a></li> <li><a href='/vsestati/ya-brosil-kurit-god-nazad-(preimushhestva-jizni-nekuryashhego-cheloveka)'>Я бросил курить год назад (преимущества жизни некурящего человека)!</a></li> <li><a href='/vsestati/temodal-(temodal)'>Темодал (Temodal)</a></li> </ul>