Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве
Обо мне
Новости
Регистратура
Пациентам
Стоматологам и техникам
Стомфак
Задать вопрос
Еда
Предварительная запись к врачу стоматологу
Наталья Хворостинова
,
Стоматолог в Москве
+7 929 636 99 14
email:
natalka@qstoma.com
Сайт:
nadent.ru
Facebook:
https://www.facebook.com/natali.khvorostinova
Instagram:
https://instagram.com/khvorostinovanatalia
Обо мне:
http://nadent.ru/about
Задать вопрос врачу стоматологу
Paragraph
Normal
Heading 1
Heading 2
Heading 3
Heading 4
Heading 5
Heading 6
Formatted
Address
Font
Arial
Courier New
Garamond
Georgia
Tahoma
Times
Verdana
Size
1
2
3
4
5
6
Color
Black
Gray
DarkGray
LightGray
White
Aquamarine
Blue
Navy
Purple
DeepPink
Violet
Pink
DarkGreen
Green
YellowGreen
Yellow
Orange
Red
Brown
BurlyWood
Beige
<h2>Мероприятия по диспансеризации детей и подростков</h2> <p> Диспан*серизацию ортодонтических больных осуществляют республи*канские, краевые, областные, городские, межрайонные, рай*онные детские стоматологические поликлиники. Укрупненные поликлиники обслуживают до 150000 детского населения, приближая помощь детям и подросткам путем создания дош-кольно-школьных стоматологических участков.<br/><br/><br/> Для проведения ортодонтической диспансеризации необхо*димо 1,7 (по Р. М. Зволинской) или 3,6 (по Л. Б. Треймане) должности ортодонта на 10 000 детского населения.<br/> Мероприятия по ортодонтической диспансеризации прово*дят поэтапно с учетом потребности в профилактической и лечебной помощи на участках. Детей группируют по нозоло*гическим формам зубочелюстных аномалий [Осадчий А. Д., 1961;<br/> ВаресЭ.Я., 1961; Акодис 3. М., 1973; Ширака З.П., Кресла ня В. Я., 1968; Снагина Н. Г., 1978; Саблина Г. И., 1988, и др.].<br/> Первый этап— регистрация пациентов. Врач должен знать возраст, пол и состояние здоровья больных.<br/> Второй этап— специализированный осмотр каждого ребенка и санация полости рта. Полученная информация яв*ляется основой для формироания диспансерных групп и пос*ледующего наблюдения.<br/> Третий этап— группировка пациентов с целью орто*донтической диспансеризации и составление плана работы врача на участке.<br/> Четвертый этап— наблюдение за пациентами, сана*ция полости рта, проведение уроков гигиены и других массовых профилактических мероприятий.<br/> Пятый этап— изучение эффективности ортодонтичес*кой диспансеризации, определение форм и средств совершен*ствования этой работы.<br/> Комплекс лечебно-профилактических мероприятий, наме*ченный при осмотре ребенка, регистрируют в карте диспан*серизации, после чего распределяют детей по диспансерным группам.<br/> К I группе диспансерного наблюдения причисляют детей с правильным смыканием губ, нормальными функциями зу-бочелюстной системы и правильным Незначитель*ные отклонения в зубочелюстной области рассматривают как варианты нормы. Такие дети нуждаются в воспитании у них гигиенических навыков ухода за зубами и полостью рта. Сто*матолог осматривает их один раз в год. прикусом.<br/> Ко II группе относят детей без выраженных морфологи*ческих отклонений от нормы в зубочелюстной системе, но с нарушениями дыхания, глотания, речи, жевания, мимики, вредными привычками, предрасполагающими к развитию зу*бочелюстных аномалий. У таких детей необходимо устранять причины возникновения отклонений в зубочелюстной системе и создавать благоприятные условия для нормального роста челюстей и формирования прикуса. По показаниям санируют полость рта, рекомендуют способы борьбы с вредными при-ычками, лечебную гимнастику, направляют на консультацию оториноларингологу, ортопеду и другим специалистам. За такими детьми должны наблюдать родители, воспитатели, медицинский персонал детского сада, а также педиатр- Актив*ное наблюдение продолжают в течение б мес. Если причина развития зубочелюстных аномалий устранена, то следующий осмотр осуществляют через год.<br/> К III группе относят детей с нерезко выраженными аномалиями положения отдельных зубов или их групп, изме*нениями формы зубных дуг, отклонениями в прикусе, функ*циональными нарушениями и другими причинами, вызываю*щими эти отклонения. Для оказания помощи таким детям проводят мероприятия, направленные на устранение причин развития нарушений, в том числе путем применения ортодон-тических аппаратов несложных конструкций. После нормали*зации прикуса наблюдение осуществляют один раз в год.<br/> В IV группу входят дети с выраженными изменениями в зубочелюстной системе, нарушениями формы лица, функций дыхания, глотания, речи, откусывания и пережевывания пищи. Такие дети нуждаются в специализированном ортодонтическом лечении и комплексных лечебных мероприятиях, включающих устранение причин, вызвавших нарушения, применение орто-донтических аппаратов, нормализацию функций зубочелюст*ной системы и воздействие на организм ребенка в целом.<br/> Сроки лечения в периоде ретенции достигнутых результатов определяет ортодонт.<br/> При диспансеризации детей перечисленных групп исполь*зуют контрольную карту с учетом специфики ортодонтическо-го профиля.<br/> Регистрация информации на перфокартах К-6 с двухрядной краевой перфорацией и закодированной на ней ортодонтичес-кой программой позволяет сохранять большой объем сведений об ортодонтическом больном. Перфокарты отражают динамику лечебного процесса.<br/> Вылеченного ребенка переводят в I группу, т. е. считают практически здоровым. Возможность увеличения численности I группы за счет успешного лечения детей II, III и IV групп позволяет в периоде ретенции достигнутых результатов орто-донтического лечения наблюдать за ними, создав подгруппу детей, пользующихся ретенционными аппаратами. Это дает возможность увеличить приток детей во II—IV группы. Частоту наблюдений за детьми диспансерных групп регулирует орто*донт в зависимости от особенностей зубочелюстных аномалий и степени трудности их лечения.<br/> При анализе эффективности ортодонтической диспансери*зации целесообразно раздельно оценивать результаты началь*ного и последующих периодов. К показателям начального периода диспансеризации относят:<br/> 1) выполнение плана стоматологических осмотров;<br/> 2) полноту охвата диспансерным учетом;<br/> 3) вьмвление детей с зубочелюстными аномалиями;<br/> 4) четкость ведения документации на каждого ребенка (ис*тория болезни, специальные формы учета и др.). Показателями конечного периода диспансеризации яв*ляются:<br/> 1) соблюдение сроков осмотров (плановость наблюдений);<br/> 2) активность патронажной работы ортодонта на участке;<br/> 3) полнота проведения профилактических, лечебных и оз*доровительных мероприятий;<br/> 4) активность в оказании комплексной лечебной помощи, применение современных конструкций ортодонтических аппаратов, сокращение сроков лечения.<br/> Расчет эффективности ортодонтической диспансеризации производят на 100 детей среднегодового контингента, прини*мая во внимание количественный сдвиг в диспансерных груп*пах за счет перевода детей в группу здоровых после проведения профилактических мероприятий или окончания активного аппаратурного лечения. В эту группу входят все дети, у которых в течение последних 2 лет не наблюдалось рецидивов зубоче*люстных аномалий и не выявлено морфологических и функ*циональных нарушений в зубочелюстной системе.<br/> При диспансерном обслуживании детей с учетом состояния здоровья их распределяют на три основные группы.<br/> I группа— дети дошкольного и школьного возраста, не имеющие хронических соматических заболеваний и поражений центральной нервной системы, без интактными зубами, правильным их расположением, интактным пародонтом, физиологическим прикусом). выраженных стоматологи*ческих заболеваний (с<br/> У детей этой группы (практически здоровых) при двукрат*ных плановых осмотрах в возрасте до 7 лет и однократных в возрасте от 7 до 15 лет следует обращать внимание на сроки прорезывания и смены временных зубов и прорезывания по*стоянных, а также своевременно выявлять сверхкомплектные зубы, врожденное отсутствие отдельных зубов, нарушение эмали постоянных зубов, начало кариозного процесса и его ослож*нений, снижение высоты прикуса в результате повышенной стираемости временных зубов или недостаточной стертости их бугров (особенно клыков), привычные смещения нижней че*люсти, вредные привычки, нарушения артикуляции языка с °кружающими органами и тканями (укорочение его уздечки), "арушения функций зубочелюстной системы, зрения, осанки. Перечисленные отклонения и нарушения нередко являются ричиной развития зубочелюстных аномалий, которые <br/><br/> следует своевременно обнаружить, после чего перевести ребенка из I во II группу диспансеризации.<br/> II г р у п п а — дети с хроническими соматическими заболе*ваниями. В эту группу включают недоношенных детей, неправиль*но искусственно вскормленных, перенесших рахит на 1-м году жизни, перенесших инфекционные заболевания и имеющих различные расстройства органов пищеварения. Кроме того, сюда причисляют детей с хроническими заболеваниями уха, горла, носа, длительным ротовым или смешанным дыханием и не*смыканием губ, дети с нарушенной осанкой и патологией зрения, у которых обычно наблюдаются зубочелюстные ано*малии, ранние симптомы кариозного нарушения зубов и за*болеваний пародонта.<br/> При зубочелюстных аномалиях ортодонт определяет объем профилактических и лечебных ортодонтических мероприятий и оказывает помощь до устранения нарушений.<br/> III г р у п п а — дети со стоматологическими заболеваниями и показаниями к длительной диспансеризации. Их направляют к ортодонту. Ниже при описании последовательности диспан*серного наблюдения за детьми указаны особенности профилак*тической и лечебной ортодонтической помощи с учетом но*зологических форм нарушений.<br/> Для устранения большей части зубочелюстных аномалий необходимо, чтобы профилактическая работа систематически осуществлялась стоматологом-педиатром в организованных детских коллективах при активной помощи родителей, род*ственников, педагогов, принимающих участие в воспитании ребенка.<br/> Ортодонт должен руководить работой по предупреждению зубочелюстных аномалий, проводимой стоматологами детского возраста, осуществлять специализированное лечение аномалий прикуса, нарушений функций зубочелюстной системы и стре*миться к достижению эстетического оптимума.<br/> Диспансерное наблюдение, проводимое ортодонтом. I груп*па— дети дошкольного и школьного возраста без соматичес*ких заболеваний, поражений центральной нервной системы, выраженных стоматологических заболеваний. Н а 1-м году жизни (период начала прорезывания временных зубов) ча*стота осмотра стоматологом один раз в месяц совместно с педиатром.<br/> Особое внимание следует обращать на подвижность языка, макроглоссию, наличие укороченной уздечки языка, форму альвеолярных отростков, их соотношение в переднем участке при приведении нижней челюсти к верхней (наличие сагит*тальной, вертикальной щели), ошибки при искусственном вскармливании (расположение бутылочки, глубину введения соски в полость рта), наличие сверхкомплектных зубов, сроки прорезывания, качество и цвет временных зубов.<br/> Основные пути оздоровления: рассечение или пластика укороченной уздечки языка. Массаж альвеолярного отростка в участках его недоразвития у детей в возрасте от 6 мес до 1 года. Обучение правильному искусственному вскармливанию ребен*ка — правильной его укладке при кормлении, предотвращению давления горлышком бутылочки на альвеолярный отросток. Регулирование усилий ребенка при сосании за счет сжатия пальцами материнской груди, правильного подбора отверстия в соске, длины соски и степени ее введения в полость рта, наблюдение за регулярностью глотания. Удаление сверхкомп*лектных зубов. Сбалансированное питание по возрастной схеме для ребенка 1-го года жизни, сбалансированное питание ма*тери, рациональный режим.<br/> При наличии патологии ребенка переводят во II или III группу диспансерного наблюдения.<br/> Н а 2-м и 3-м году жизни (период завершения форми*рования молочного прикуса) частота осмотра стоматологом совместно с педиатром один раз в месяц.<br/> Особое внимание следует обращать на выявление врожден*ной патологии, исключая врожденную расщелину губы, аль*веолярного отростка, неба, нарушение сроков прорезывания временных зубов, вредные привычки сосания пальцев, различ*ных предметов, принужденную позу, нарушенную осанку, плоскостопие, выявление ранних стадий кариозного процесса, зубочелюстных аномалий.<br/> Основные пути оздоровления: наблюдение за последователь*ностью прорезывания временных зубов и их установлением в прикусе. Применение глицерофосфата кальция после согласо*вания вопроса с педиатром. Массаж альвеолярного отростка при затрудненном прорезывании временных зубов. Раннее выявление адентии на основании оценки формы альвеолярных отростков и степени развития других производных эктодермы (кожа, волосы, ногти, хрусталик глаза, нервная система). Борьба с вредной привычкой сосания пальцев (применение налокте-вых повязок). Лечебная физкультура для нормализации осанки и устранения плоскостопия, кривошеи. Предупреждение и ликвидация причин, ведущих к развитию зубочелюстных ано*малий. Реминерализующая терапия кариеса в стадии пятна на открытых поверхностях зубов. Пломбирование кариозных поло*стей, восстановление контактных пунктов между зубами. Сана*ция полости рта. В 2,5—3 года покрытие зубов фторлаком 2 раза в год. Обучение ребенка правилам гигиены полости рта.<br/> В возрасте 3—6 лет (период сформированного времен-яого прикуса) частота осмотра стоматологом совместно с педиатром один раз в месяц, оториноларингологом — один раз в 6 мес, ортопедом — один раз в год, ортодонтом — один раз в год.<br/> Особое внимание следует обращать на выявление врожден*ной патологии. Подвижность языка, наличие укороченной или неправильно прикрепленной его уздечки, артикуляции языка с окружающими тканями в покое и во время речи, четкость произнесения звуковых фонем. Несмыкание губ, форму и раз*меры верхней губы, глубину супраментальной борозды. Вялое жевание, отказ от употребления жесткой пищи. Инфантильное глотание. Выявление привычной неправильной позы, наруше*ния осанки, плоскостопия. Наличие сверхкомплектных зубов, вредных привычек. Выявление кариозного процесса — разру*шения отдельных зубов, их ранней потери, снижения высоты прикуса, углубления резцового перекрытия, наличия нестер*шихся бугров молочных зубов (чаще нижних клыков). Появле*ние признаков нарушений прикуса, осанки.<br/> Основные пути оздоровления: пластика укороченной уздеч*ки языка, нормализация речи (обучение у логопеда), дости*жение смыкания губ при вредной привычке ротового дыхания, употребление твердой пищи, обучение правильному глотанию. Удаление прорезавшихся ретинированных зубов. Борьба с вред*ными привычками (применение вестибулярных пластинок, активаторов). Лечебная гимнастика. Направление на консульта*цию к оториноларингологу при ЛОР-заболеваниях и к ортопеду при нарушениях осанки. Санация полости рта с применением описанных выше способов. Сошлифовывание бугров временных зубов, чаще нижних клыков. Изготовление и укрепление ко*ронок на отдельных временных зубах, чаще молярах. Замещение дефектов зубных дуг пластиночными съемными протезами, укрепленными с помощью кламмеров. Использование накусоч-ных площадок в переднем участке верхнего протеза для повы*шения прикуса. Гигиена полости рта.<br/> В возрасте 6—9 лет (начальный период сменного прикуса) частота осмотра стоматологом один раз в 6 мес, оториноларингологом — один раз в б мес, логопедом — один раз в год, ортопедом — один раз в год.<br/> Основное внимание следует обращать на то же, что в двух предыдущих периодах, а также задержку смены вторых времен*ных моляров и временных клыков.<br/> Основные пути оздоровления те же, что и в предыдущем периоде: плановая санация полости рта и регулярная гигиена с использованием средств специального назначения. Удаление временных моляров и клыков при хроническом гранулирую*щем периодонтите, а также задержавшихся временных зубов после рентгенофафического контроля. Выявление мезиального сдвига зубов. Продолжение удаления зубов по Хотцу. Опреде*ление ортодонтических показаний к удалению отдельных зу*бов, в том числе разрушенных постоянных зубов путем про*тезирования. Удаление по показаниям ретенированных сверх*комплектных зубов. Наблюдение за прорезыванием клыков, премоляров и вторых постоянных моляров; массаж в их области. Удаление увеличенных аденоидов, небно-глоточных миндалин при аномалиях прикуса.<br/> В возрасте 12—15 лет (период постоянного прику*са). Частота осмотра стоматологом — один раз в год, ортодон-jq^ — один раз в 6 мес, оториноларингологом — один раз<br/> в год.<br/> Основное внимание следует обращать на те же морфологи*ческие, функциональные и эстетические отклонения и нару*шения, которые описаны у детей 6—9 и 9—12 лет, а кроме того, на функциональную перегрузку отдельных зубов и их групп. Сроки формирования корней постоянных зубов, выявление преждевременного формирования моляров на более развитой челюсти, особенности формирования постоянного прикуса, появление симптомов его патологии, нарушение последова*тельности прорезывания вторых постоянных моляров. Наличие кариозного процесса и его интенсивность. Состояние перио-донта зубов, леченных по поводу пульпита и периодонтита. Ранние симптомы болезней пародонта. Состояние слизистой оболочки полости рта. Наличие или отсутствие зачатков третьих постоянных моляров и размеры их коронок.<br/> Основные пути оздоровления те же, что и в предыдущих периодах (6—12 лет), а также сбалансированное питание с полноценной нагрузкой на жевательный аппарат. При низком содержании фтора в питьевой воде (до 0,3 мг/л) назначение 2,2 мг фторида натрия в день (250 дней в году). Местная об*работка зубов фторлаком 2 раза в год. Реминерализующая терапия кариеса в стадии пятна. Лечение кариеса и его осложнений, лечение болезней пародонта и слизистой оболочки полости рта. Избирательное пришлифовывание режущих краев передних зубов и бугров — боковых. Санитарно-просветительная работа среди школьников, педагогов, родителей. Предупреждение и лечение зубочелюстных аномалий и деформаций.<br/> II группа — дети с хроническими стоматологическими заболеваниями, обусловливающими особенности диспансери*зации у ортодонта. Дети, рожденные недоношен*ными, искусственно вскармливаемые и боль*ные рахитом на 1-м году жизни, дети с раз-очными формами расстройства пищеваре*ния. Частота осмотра стоматологом совместно с педиатром °Дин раз в 3 мес.<br/> Основное внимание следует обращать на ранние симптомы недоразвития челюстей, зубочелюстных деформации (наруше*ния минерализации зубов и челюстных костей в первые месяцы и на 1-м году жизни обусловливают большую частоту и интен*сивность кариеса, гипоплазии эмали, зубочелюстных деформа*ций).<br/> Основные пути оздоровления: правильное искусственное вскармливание, режим питания. Лечебная гимнастика для жевательных и мимических мышц с целью предупреждения развития челюстных деформаций. Реминерализующая терапия ранних форм кариеса. Лечение кариеса и его осложнений. Восстановление формы разрушенных кариесом зубов, а также зубов при гипоплазии эмали с помощью искусственных коро*нок. Предупреждение и лечение зубочелюстных деформаций.<br/> Дети с хроническими заболеваниями уха, горла и носа. Частота осмотра оториноларингологом — по показаниям и не реже одного раза в 6 мес. стоматологом один раз в 6 мес,<br/> Основное внимание следует обращать на ранние симптомы кариеса, ранние симптомы зубочелюстных деформаций (суже*ние верхней челюсти, готическое небо, нарушение смыкания губ, ротовое дыхание, неправильное глотание).<br/> Основные пути оздоровления: гимнастика для круговой мышцы рта. Санация носоглотки, обучение носовому дыханию, правильному глотанию. Ортодонтическое лечение.<br/> Дети с заболеваниями сердечн о-с осудистой системы, эндокринными, хроническимиже-л у д о ч н о-к ишечными и почечными заболевания-м и. Частота осмотра стоматологом 3—4 раза в год, ортодон-том — 2 раза в год.<br/> Основное внимание следует обращать на морфологические и функциональные нарушения в зубочелюстной области (не*доразвитие зубных дуг, челюстей, аномалии положения зубов, аномалии прикуса, нарушения формы лица, твердых тканей зубов, пародонта), а также осанки.<br/> Основные пути оздоровления: санация полости рта, носо*глотки, нормализация осанки. Ортодонтическое лечение в пе*риодах активного роста челюстей с применением съемных двучелюстных ортодонтических аппаратов в сочетании по по*казаниям с внеротовой тягой. Расширение ортодонтических показаний к удалению отдельных зубов. Лечение у педиатра, кардиолога, эндокринолога, гастроэнтеролога. Наблюдение и лечение до передачи больного в поликлинику для взрослых.<br/> Дети с нарушениями опорн о-д вигательного аппарата. Осмотр стоматологом (один раз в год) и ортодонтом.<br/> Основное внимание следует обращать на расположение головы<br/> покое, направление взора, сутулость спины, выступление лопаток,' выпуклость живота, полусогнутость колен, ротовое дыхание, неправильное глотание, смыкание зубных рядов (прикус в центральной окклюзии).<br/> Основные пути оздоровления: лечение у ортопеда, отори-ноларинголога, при зубочелюстных аномалиях — у ортодонта. Занятия лечебной гимнастикой.<br/> Шгруппа— дети со стоматологическими заболеваниями и показаниями к длительной диспансеризации. Дети с наследственными нарушениями структуры твердых тканей зубов. Осмотр стоматологом (один раз в 4—6 мес), ортодонтом, педиатром, генетиком.<br/> Основное внимание при несовершенном амелогенезе следу*ет обращать на интенсивность разрушения эмали, при несовер*шенном развитии эмали и дентина (синдром Стейнтона—Кап-депона) — на интенсивность патологического стирания эмали и дентина, развитие глубокого прикуса или открытого в пе*реднем участке зубных дуг.<br/> Основные пути оздоровления: лечение или удаление зубов с очагами хронического воспаления в периодонте. Изготовле*ние коронок и капп, предупреждающих стирание боковых зубов, отлом коронок передних зубов и прокладывание кончика языка между зубными рядами в области дефекта. Наблюдение и ле*чение следует проводить до передачи больного в поликлинику для взрослых.<br/> Дети с врожденным отсутствием зачатков отдельных зубов (до 10) без нарушения разви*тия других производных эктодермы. Частота осмотра ортодонтом один раз в год до 6 лет, 2 раза в год до 12 лет, один раз в год до 15 лет.<br/> Основное внимание следует обращать на наличие диастемы, трем, задержавшихся временных зубов, углубление резцового перекрытия, отклонение резцов в вестибулярном или оральном направлении, укорочение уздечки языка, низкое прикрепление уздечки верхней губы.<br/> Основные пути оздоровления: после диагностики адентии, оценки расположения зачатков постоянных зубов и состояния корней временных — пластика уздечки верхней губы, языка, устранение диастемы, массаж альвеолярного отростка, сохра*нение по возможности молочных клыков в зубном ряду и Установление постоянных между последними и центральными Резцами. Определение показаний к удалению отдельных зубов на противостоящей челюсти с целью компенсации размеров ^ных дуг. Зубочелюстное протезирование.<br/> Дети с врожденным отсутствием зачатков более 10 зубов без нарушения развития других производных эктодермы. Частота осмотра ортодон-том с 3 до 12 лет 2 раза в год, до 15 лет один раз в год.<br/> Основное внимание следует обращать на наличие диастемы, больших промежутков между зубами, микродентию (резцы нередко шиловидной формы, моляры уменьшенных размеров), нарушение наклонов осей контактирующих в окклюзии зубов, наличие задержавшихся молочных зубов, укорочение уздечки языка.<br/> Основные пути оздоровления: исправление наклона осей резцов и клыков, по показаниям — ретрузия верхних резцов с помощью внеротовой тяги, сохранение временных зубов, нормализация формы шиловидных зубов путем протезирова*ния, восстановление формы отдельных зубов для улучшения кламмерной фиксации съемных протезов, замещающих дефек*ты зубных рядов. Наблюдение и лечение следует проводить до передачи больного в поликлинику для взрослых.<br/> Дети с ангидрот и чес ко и эктодермально и дисплазией. Частота осмотра ортодонтом 2 раза в год с 3 до 12 лет, один раз в год до 15 лет, дерматологом, окулистом, невропатологом один раз в год.<br/> Основное внимание следует обращать на увлажненность полости рта слюной, количество зубов, их форму, величину, расположение, состояние десневого края, выраженность аль*веолярных отростков, их форму, подвижность альвеолярного гребня и слизистых бугров верхней челюсти, выраженность торуса, величину, форму, складчатость языка, степень нару*шения волосяного покрова головы, наличие бровей, ресниц, волос на коже, наличие пигментных пятен в периорбитальной и периоральной областях, эпиканта, эластичность кожи, ее увлажненность, морщинистость, развитие ногтей, хрусталиков глаз, нервной системы.<br/> Основные пути оздоровления: сохранение временных зубов, восстановление их формы и формы постоянных зубов путем протезирования, замещение дефектов зубных рядов съемными протезами, после предварительной нормализации положения отдельных как постоянных, так и временных зубов с помощью ортодонтических аппаратов. Постепенное повышение высоты прикуса с помощью съемных протезов, сохраняя по возмож*ности привычные оптимальные границы протезов. Замена протезов через 2 года.<br/> Дети со сверхкомплектными зубами. Частота осмотра стоматологом один раз в год, ортодонтом — один раз в год.<br/> Основное внимание следует обращать на наличие прорезав*шихся сверхкомплектных зубов неправильной формы или аналогичных соседним зубам, наличие диастемы, поворотов по оси резцов, увеличение размера зубной дуги, наличие выпук*лостей на альвеолярном отростке, задержку прорезывания постоянных зубов (чаще резцов), что может быть признаком ретенции сверхкомплектных зубов.<br/> Основные пути оздоровления: удаление прорезавшихся сверх*комплектных зубов, имеющих неправильную форму. В возрасте от 11 до 14 лет решение вопроса о сохранении сверхкомплек*тного зуба, расположенного в зубной дуге и имеющего пра*вильную форму коронки и удаление комплектного зуба, рас*положенного вне зубной дуги. Удаление сверхкомплектных ретенированных зубов при их поверхностном расположении. Изменение расположения ретенированного сверхкомплектного зуба путем перемещения комплектных зубов с помощью ор*тодонтических аппаратов и удаление зуба после его прорезы*вания. Райцтерапия.<br/> Дети с нарушенной формой центральных резцов, наличием слившихся зубов комп*лектных и сверхкомплектных, с большими эмалевыми каплями. Осмотр стоматологом (один раз в год) и ортодонтом.<br/> Основное внимание следует обращать на нарушение вели*чины и формы чаще верхних центральных зубов (гигантские зубы, зубы с наличием бугров, эмалевых капель, слившиеся со сверхкомплектными), расположение зубов в зубном ряду, наличие для них места и места для соседних зубов, смыкание в прикусе зубов и зубных рядов, период формирования при*куса, функциональные нарушения в зубочелюстной области.<br/> Основные пути оздоровления: по показаниям удаление гигантских и уродливых центральных резцов, перемещение с помощью ортодонтических аппаратов боковых резцов и других зубов на место удаленных, создание нормальной формы цен*тральных резцов путем протезирования или замещение удален*ных зубов за счет протезирования, нормализация прикуса и функций зубочелюстной системы.<br/> Дети с макродентией. Частота осмотра стоматоло*гом один раз в год, ортодонтом — один раз в 6 мес.<br/> Основное внимание следует обращать на размеры резцов, соотношение размеров верхних и нижних резцов, а также передних и боковых сегментов зубных дуг по Герлаху.<br/> Основные пути оздоровления: удаление отдельных зубов по ортодонтическим показаниям и последующее устранение зубо-челюстных аномалий. Снимать с учета следует после устранения зубочелюстных аномалий.<br/> Дети с врожденным резким недоразвитием нижней челюсти (синдром Робен а). Частота осмот pa акушером-гинекологом — еженедельно до 1 мес, пе*диатром, ортодонтом — еженедельно до 2 мес, 3 раза в год до 14 лет.<br/> Основное внимание следует обращать на нарушение формы лица в результате резкого недоразвития нижней челюсти («пти*чье лицо»), западение корня языка, асфиксию.<br/> Основные пути оздоровления: принятие мер против асфик*сии. После рождения ребенка — изготовление гипсовой кро*ватки с отверстием для носа и укладывание ребенка на кро*ватку лицом вниз. Массаж нижней челюсти, смещение ее вперед путем давления на область углов и ветвей. Активирование роста нижней челюсти путем ее перемещения вперед и удерживания в таком положении с помощью активаторов. Наблюдение и ортодонтическое лечение проводят до 15 лет.<br/> Дети с врожденными и наследственны ми синдромами, при которых сочетаются пороки развития челюстей, глаз, носа, уха (синдром I, II жаберных дуг), врожденным несращением верхней губы и неба. Осмотр стоматологом (один раз в год), оториноларингологом (один раз в год), педиатром, невропатологом, ортодонтом.<br/> Основное внимание следует обращать на степень недораз*вития лицевых костей, прикус, пороки развития слухового аппарата, состояние периферических нервов лица.<br/> Основные пути оздоровления: по показаниям стимулирова*ние роста нижней челюсти и предотвращение ее смещения в сторону с помощью двухчелюстных ортодонтических аппаратов. Костнопластические операции на нижней челюсти в возрасте старше 10 лет, пластика наружной ушной раковины не ранее 6 лет, контурная пластика челюстей не ранее 16 лет, пластика носа в любом возрасте в зависимости от общего состояния ребенка и порока развития. Наблюдение и лечение проводят до передачи больного в поликлинику для взрослых.<br/> При изолированном несращении верхней губы частота осмотра стоматологом-хирургом один раз в год в течение 3 лет после операции.<br/> Основное внимание следует обратить на анатомическую и функциональную полноценность верхней губы, глубину пред*дверия полости рта, положение резцов, граничащих с расще*линой альвеолярного отростка.<br/> Основные пути оздоровления: пластика губы в родильном доме или в возрасте 4—6 мес. Устранение келоидных рубцов, формирование преддверия полости рта, ортодонтическое ис*правление неправильного положения резцов. С учета следует снимать после анатомического и функционального восстанов*ления зубочелюстной системы.<br/> при врожденном несращении мягкого неба, изолированном или сочетанием с несращением губы осмотр стоматологом-хирургом (один раз в год до операции и один раз в 6 мес в течение первых 2 лет после нее), ортодонтом (один раз в год до 14 лет), стоматологом-терапев*том (один раз в 6 мес), оториноларингологом (один раз в год), логопедом.<br/> основное внимание следует обращать на правильное про*изношение звуков речи, отсутствие носового оттенка речи, соотношение зубных рядов, осанку.<br/> основные пути оздоровления: велопластика в возрасте 1— 2 лет. дыхательная гимнастика, постановка ротового выдоха до операции и до пятилетнего возраста, гимнастика, нормализу*ющая осанку. систематическая санация полости рта, зева, носоглотки. по показаниям ортодонтическое лечение. с учета ребенка снимают при нормализации речи и отсутствии при*знаков задержки роста верхней челюсти.<br/> при изолированном несращении твердого и мягкого неба (частичном и полном) осмотр стоматоло*гом-хирургом (один раз в год до операции и один раз в 6 мес в течение 2 лет после нее), ортодонтом (с 2,5 года до 12 лет), стоматологом-терапевтом (один раз в б мес), оториноларинго*логом (один раз в 6 мес), логопедом.<br/> особое внимание надо обращать на правильное произноше*ние звуков речи, отсутствие носового оттенка речи, соотно*шение зубных рядов, осанку.<br/> основные пути оздоровления: велопластика в 1—2 года или пластика неба не ранее пятилетнего возраста при частичных расщелинах и не ранее шестилетнего — при полных. дыхатель*ная гимнастика, постановка ротового выдоха, постановка от*дельных звуков речи. ортодонтическое лечение. санация поло*сти рта, зева и после операции окончательная постановка речи и по показаниям исправление прикуса. носоглотки.<br/> при полном несращении верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба (о дно-и двустороннем) частота осмотра стома*тологом-хирургом до и после операции один раз в 6 мес, ортодонтом — 2 раза в год до передачи в поликлинику для взрослых, стоматологом-терапевтом — один раз в б мес, ото-риноларин голом — один раз в 6 мес, логопедом — с 8 мес до 7 лет — один раз в год, после операции систематически до полной постановки речи, педиатром — один раз в' 6 мес, ортопедом — один раз в год.<br/> основное внимание следует обращать на:<br/> 1) прикус, при двусторонней расщелине — на размеры и положение резцовой кости;<br/> 2) состояние носоглотки;<br/> 3) рост базисов челюстей, степень недоразвития верхней челюсти в сагиттальном, трансверсальном и вертикаль*ном направлениях;<br/> 4) врожденное отсутствие зачатков отдельных зубов на вер*хней челюсти (бокового резца в области несращения, вторых пре моляров, третьих моляров), аномалии положе*ния передних и боковых зубов, степень кариозного раз*рушения зубов, смещения отдельных зубов в сторону дефекта, количество сверхкомплектных зубов в области дефекта альвеолярного отростка, укорочение уздечки языка, нарушение осанки. основные пути оздоровления: ортодонтическое лечение в возрасте от рождения до 3 мес (исправление формы верхней челюсти, пластика укороченной уздечки языка до 3 мес, пла*стика верхней губы в 3—4 мес, велопластика верхней челюсти в 2 мес). ортодонтическое лечение по методу мак-нила — стимулирование роста верхней челюсти по краям несращения до 6 лет. второй этап операции по швекендику — пластика неба в шестилетнем возрасте. ортодонтическое лечение, зубочелю-стное протезирование до передачи больного в поликлинику для взрослых (особенно в препубертатном периоде). удаление сверх*комплектных зубов и отдельных постоянных по ортодонтичес-ким показаниям. логопед совместно со специалистом лечебной физкультуры и педиатром тренирует внешнее дыхание и ставит ротовой выдох до 4,5—5 лет, а затем ставит произношение отдельных звуков речи. систематическая санация полости рта, зева, носоглотки до пластики неба. нормализация осанки. лечение у хирурга-стоматолога при чрезмерном росте нижней челюсти.<br/> наблюдение и лечение проводят до передачи больного в поликлинику для взрослых (косметическая коррекция губы и кожно-хрящевого отдела носа в 16—18 лет).<br/> дети и подростки с заболеваниями височ-н о-н ижнечелюстного сустава. при врожденной гипо-или аплазии суставной головки или суставного отростка частота осмотра хирургом-стоматологом и ортодонтом 2 раза в год, оториноларингологом и невропатологом — по показаниям.<br/> основное внимание следует обращать на степень недораз*вития половины нижней челюсти на стороне пораженного сустава, состояние прикуса, совпадение средней линии между резцами, зубоальвеолярное укорочение верхнего зубного ряда на стороне аномалии.<br/> основные пути оздоровления: по показаниям лечебная гимнастика, ортодонтическое лечение: удержание нижней челюсти по средней линии лица. исправление прикуса. в воз расте старше 12 лет решение вопроса о реконструктивной операции с целью удлинения недоразвитой половины нижней челюсти. в возрасте старше 16 лет решение вопроса о сроках и объеме контурной пластики челюсти. надежное стойкое положение подбородка по средней линии лица. восстановление функции жевания путем исправления прикуса. с учета следует снимать после контурной пластики нижней челюсти и завер*шения других операций на лице. дети с аномалиями прорезывания и поло*жения зубов, аномалиями зубных дуг. при ретенции зубов частота осмотра стоматологом — один раз в год, ортодонтом — один раз в б мес.<br/> основное внимание следует обращать на отсутствие зуба в зубном ряду после сроков его нормального прорезывания, наличие задержавшегося временного зуба в случае отсутствия постоянного.<br/> основные пути оздоровления: после оценки рентгенограм*мы, определения формы коронки и корня ретенированного зуба, направления его продольной оси, наличия препятствий на пути прорезывания решают вопрос о возможности его прорезывания после райцтерапии, исправления положения соседних зубов или об обнажении его коронки и последующем установлении в зубном ряду с помощью ортодонтических аппаратов, сохранение временных зубов при стойкой ретенции постоянных, зубочелюстное протезирование. наблюдение и лечение проводят до нормализации прикуса.<br/> при преждевременном прорезывании зубов частота осмотра стоматологом — один раз в год, ортодонтом, педиатром — один раз в 2 мес.<br/> основное внимание следует обращать на раннее прорезыва*ние отдельных верхних временных зубов у ребенка 1—2 мес или раннее (на 1,5 года и больше) прорезывание постоянных зубов при смене ими временных, уточнение вопроса о наличии раз*рушенного временного зуба, предшествующего постоянному.<br/> основные пути оздоровления: решение вопроса о принад*лежности зуба младенца к числу комплектных или сверхком*плектных, удаление сверхкомплектного зуба. при раннем про*резывании постоянного зуба, после разрушения костной обо*лочки его фолликула в результате хронического периодонтита в области временного зуба, ограничение разжевывания твердой пищи в течение 3 мес на стороне рано прорезавшегося зуба.<br/> при аномалиях положения зуб ов частота осмот-ра стоматологом один раз в год, ортодонтом — в периоде лечения и затем один раз в год.<br/> основное внимание следует обращать на:<br/> о медиальное или латеральное положение передних зубов,<br/> вестибулярное или оральное положение боковых зубов, протрузию или ретрузию передних зубов, мезиальное или дистальное положение боковых зубов, супрапозицию верхних зубов и инфрапозицию нижних или инфрапози-цию верхних зубов и супрапозицию нижних, поворот зуба вокруг его продольной оси, транспозицию зубов;<br/> 2) наличие места в зубной дуге для каждого неправильно расположенного зуба, степень его отклонения или сме*щения от места нормального расположения, степень тесного положения зубов, период формирования прику*са, возможность роста челюстей, величину зубов, зубных дуг, форму лица, расположение зубов у родителей, вид смыкания зубных дуг в сагиттальном, вертикальном и трансверсальном направлениях;<br/> 3) уровень формирования зачатков постоянных зубов, ано*малии числа зубов на одной из челюстей;<br/> 4) нарушение дыхания, глотания, речи, вредные привычки<br/> основные пути оздоровления: при наличии места в зубной дуге для неправильно расположенных зубов или возможности его создания исправление положения зубов и их соотношения в прикусе с помощью ортодонтических аппаратов при недо*статке места и невозможности его создания путем перемещения зубов и расширения зубных дуг удаление отдельных зубов (в сменном прикусе по методу хотца). компактостеотомия перед исправлением положения отдельных зубов. ретенция результа*тов лечения с помощью ортодонтических аппаратов.<br/> при аномалиях зубных дуг осмотр стоматологом (один раз в год), ортодонтом (в периоде лечения и далее один раз в год), оториноларингологом (один раз в год), логопедом.<br/> основное внимание следует обращать на сужение или рас*ширение зубных дуг, удлинение или укорочение зубных дуг, зубоальвеолярное удлинение и укорочение в отдельных сегмен*тах зубных дуг, наличие места в зубной дуге для каждого зуба, период формирования прикуса, вид прикуса, возможность роста челюстей, величину зубов и форму лица у ребенка и его роди*телей, нарушения дыхания, глотания, речи, жевания, осанки, укорочение уздечки языка, увеличение небно-глоточных мин*далин, патологию носоглотки, вредные привычки сосания.<br/> основные пути оздоровления: исправление формы зубных дуг с помощью ортодонтических аппаратов по показаниям после удаления отдельных зубов и компактостеотомии. достижение множественных контактов между зубными рядами, ретенция достигнутых результатов. устранение функциональных наруше*ний в зубочелюстно-лицевой области. нормализация осанки. пластика укороченной уздечки языка, санация носоглотки, лечебная гимнастика.<br/><br/><br/> дети с аномалиями прикуса при дистальном прикусе осмотр стоматологом (один раз в год), ортодонтом (3 раза в год), оториноларингологом, ортопедом, логопедом, генетиком<br/> основное внимание следует обращать на'<br/> 1) несоответствие в мезиодистальном соотношении дисталь-ных поверхностей вторых временных моляров в периоде временного прикуса или первых постоянных моляров, временных и постоянных клыков в периоде сменного и постоянного прикуса, наличие «дистальной ступени»,<br/> 2) мезиальное смещение верхних боковых зубов после ка*риозного разрушения проксимальной поверхности коро*нок верхних зубов или ранней потери зубов;<br/> 3) вид прикуса в трансверсальном и вертикальном направ*лениях, степень сужения зубных дуг, протрузию или ретрузию передних зубов с наличием трем, их отсутствие или тесное расположение, величину сагиттальной щели между резцами и глубину резцового перекрытия,<br/> 4) период формирования прикуса, ускоренное формирова*ние зачатков верхних зубов по сравнению с нижними, адентию зачатков 8т8, кариозное разрушение зубов, ран*нюю их потерю, повышенную стертость зубов, состояние тканей пародонта;<br/> 5) темп роста челюстей и основное направление роста — горизонтальное, вертикальное или сочетанное;<br/> 6) укороченную уздечку языка;<br/> 7) вредные привычки сосания пальцев или различных пред*метов, парафункцию мышц околоротовой области, ро*товое дыхание, смешанное ротовое и носовое дыхание, несмыкание губ, состояние носоглотки, нарушение гло*тания, неправильную артикуляцию языка с окружающи*ми органами и тканями, нарушение осанки;<br/> 8) наличие сходных аномалий прикуса у родителей и близ*ких родственников;<br/> 9) степень выраженности эстетических нарушений основные пути оздоровления- нормализация смыкания губ и носового дыхания, устранение вредных привычек, нормали*зация функций зубочелюстной системы, осанки, лечебная гимнастика, санация носоглотки, полости рта при зубоальве-олярных формах дистального прикуса исправление положения зубов, нормализация формы зубных дуг и прикуса, удаление по показаниям отдельных зубов и компактостеотомия в области зубов, подлежащих перемещению. при гнатических формах дистального прикуса исправление положения зубов, нормали*зация формы зубных дуг и прикуса — стимулирование роста нижней челюсти, задержание роста верхней челюсти, по по-<br/> казаниям — удаление отдельных зубов и компактостеотомия в области зубов, подлежащих перемещению с помощью ортодон-тических аппаратов и путем комплексного лечения. ретенция достигнутых результатов лечения с помощью ортодонтических аппаратов. оценка формы лица у пациента и его родителей, а также разновидности прикуса и расположения зубов. опреде*ление показаний к хирургическому костнопластическому уст*ранению аномалии прикуса и лица, проводимому в возрасте старше 16 лет. с учета больного снимают до передачи в поли*клинику для взрослых.<br/> при мезиальном прикусе осмотр стома*тологом (один раз в год), ортодонтом (3 раза в год), отори-ноларингологом, ортопедом, логопедом, генетиком.<br/> основное внимание следует обращать на:<br/> 1) несоответствие в мезиодистальном соотношении дисталь-ных поверхностей вторых временных моляров в периоде временного прикуса, временных и постоянных клыков — в периоде сменного и постоянного прикуса (наличие «мезиальной ступени»), мезиальное смещение нижних боковых зубов после кариозного разрушения проксималь-ных поверхностей коронок нижних зубов или ранней потери зубов;<br/> 2) вид прикуса в трансверсальном и вертикальном направ*лениях, степень сужения зубных дуг, протрузию или ретрузию передних зубов с наличием между ними трем, их отсутствием или тесным расположением, величину сагиттальной щели между резцами и глубину резцового перекрытия;<br/> 3) период формирования прикуса, ускоренное формирова*ние зачатков нижних зубов, адентию отдельных верхних зубов, в том числе третьих моляров, кариозное разруше*ние зубов, раннюю их потерю, повышенную стертость зубов, состояние тканей пародонта, темп роста челюс*тей, основное направление роста (горизонтальное, вер*тикальное или сочетанное), укорочение уздечки языка, макроглоссию, вредные привычки сосания пальцев, язы*ка, различных предметов, парафункцию мышц околоро*товой области, ротовое или смешанное ротовое и носовое дыхание, несмыкание губ, состояние носоглотки, нару*шение глотания, неправильную артикуляцию языка с окружающими органами и тканями, нарушенную осанку, наличие аналогичной аномалии прикуса у родителей и близких родственников, степень выраженности эстети*ческих нарушений.<br/> основные пути оздоровления: нормализация смыкания губ и носового дыхания, устранение вредных привычек, нормали зация функций зубочелюстной системы, устранение привыч*ного смещения нижней челюсти вперед и в сторону, сошли-фовывание нестершихся бугров временных зубов, избиратель*ное пришлифовывание бугров постоянных зубов. нормализация функций зубочелюстной системы, осанки, санация носоглотки и полости рта. лечебная гимнастика. при зубоальвеолярных формах мезиального прикуса реко*мендуется исправление положения зубов, нормализация фор*мы зубных дуг и прикуса, устранение смещения нижней че*люсти после удаления по показаниям отдельных зубов и ком-пактостеотомии в области зубов, подлежащих перемещению.<br/> при гнатических формах мезиального прикуса показано исправление положения зубов, нормализация формы зубных дуг и прикуса: стимулирование роста верхней челюсти и задер*живание роста нижней, по показаниям удаление отдельных зубов и компактостеотомия в области зубов, подлежащих пе*ремещению с помощью ортодонтических аппаратов и комплек*сного лечения.<br/> ретенция результатов, достигнутых с помощью ортодонти*ческих аппаратов: оценка формы лица у пациента и его роди*телей, а также разновидности прикуса и расположения зубов;<br/> определение показаний к хирургическому костнопластическо*му устранению аномалии прикуса и лица, показанному боль*ным старше 16 лет.<br/> при глубоком прикусе частота осмотра ортодонтом один раз в 3 мес, оториноларингологом, логопедом, психонев*рологом — по показаниям, а также генетиком. основное внимание следует обращать на:<br/> 1) величину и расположение челюстей;<br/> 2) соотношение зубных рядов в сагиттальном, вертикальном и трансверсальном направлениях, форму зубоальвеоляр*ных дуг — зубоальвеолярное удлинение в области пере*дних зубов и укорочение в области боковых (контакты режущих краев нижних резцов со скатом дентальных бугров верхних, с коронками зубов в области шеек, с десневым краем, со слизистой оболочкой неба или отсутствие контактов при глубоком резцовом перекрытии);<br/> 3) раннее кариозное разрушение коронок боковых зубов, повышенную стираемость зубов, раннюю потерю, ретен*цию отдельных зубов, адентию, смещение нижней челю*сти;<br/> 4) запоздалое прорезывание боковых зубов при раннем прорезывании передних, состояние тканей пародонта, функциональную нагрузку на резцы;<br/> 5) форму языка, наличие продольных и поперечных борозд на его спинке, отпечатков коронок зубов.<br/> вредные привычки, бруксизм, укороченная уздечка языка. заеда в углах рта, нарушение формы губ. глубина супрамен-тальной борозды, соотношение верхней, средней и нижней частей лица. нарушение объема головок нижней челюсти в височно-нижнечелюстных суставах. нарушения функций дыха*ния, глотания, речи, нарушение осанки. наследственность.<br/> основные пути оздоровления: санация полости рта и носо*глотки. восстановление формы коронок разрушенных зубов (осо*бенно боковых) и замещение отсутствующих зубов путем протезирования. нормализация положения зубов, формы зуб*ных дуг, прикуса, размеров челюстей с помощью ортодонти-ческих аппаратов. нормализация функций зубочелюстной си*стемы. применение комплексного лечения (ортодонтические, хирургические, протетические, терапевтические, оториноларин-гологические мероприятия, лечебная гимнастика и др.). с учета ребенка снимают через 3—4 года после окончания ортодонти-ческого и комплексного лечения.<br/> при открытом прикусе осмотр ортодонтом (один раз в 3 мес), оториноларигологом, логопедом, психоневрологом (по показаниям), а также генетиком.<br/> основное внимание следует обращать на те же факторы, что и при глубоком прикусе. особое внимание уделяют разновид*ностям вредных привычек, заболеваниям, перенесенным в детстве (рахит, диспепсия, нарушение обмена веществ и др.), ротовому дыханию, протяженности открытого прикуса, его локализации в переднем или боковом участках зубных дуг, симметричному или асимметричному развитию открытого прикуса за счет зубоальвеолярного укорочения в области вер*хних или нижних зубов, а также зубоальвеолярного удлинения в области верхних боковых зубов.<br/> основные пути оздоровления те же, что и для глубокого прикуса. особое внимание уделяют борьбе с вредными привыч*ками. нормализации обмена веществ в организме, зубоальве-олярному удлинению в области открытого прикуса и по по*казаниям зубоальвеолярному укорочению в области верхних боковых зубов. с учета рабенка снимают через 3—4 года по окончании ортодонтического и комплексного лечения.<br/> дети с нарушением прикуса и деформацией челюстей, обусловленными воспалительными, травматическими и онкологическими про*цессами. частота осмотра стоматологом, хирургом, орто*донтом — один раз в 3 мес.<br/> основное внимание следует обращать на асимметрию лица и нарушение его формы, движения суставных головок в ви*сочно-нижнечелюстных суставах, локализацию и величину дефекта зубных дуг и челюстей, а также рубцов, период фор мирования прикуса, наклоны и смещения зубов в сторону дефекта, расположение зачатков зубов в челюсти, состояние зубов, пародонта, слизистой оболочки, степень нарушения фун*кций зубочелюстной системы. основные пути оздоровления: стимулирование роста недо*развитой челюсти, достижение смыкания зубных рядов. восста*новление формы зубных дуг. комплексное лечение (ортодон*тические, хирургические, протетические мероприятия). лого*педическое обучение. при пользовании обширным заместитель*ным зубочелюстным протезом наблюдение и лечение до пере*дачи больного в поликлинику для взрослых.<br/><br/> </p><p></p><p><i>Источник: stomfak.ru</i></p> <ul> <li><a href='/vsestati/manjetka-obknovennaya'>Манжетка обыкновенная</a></li> <li><a href='/vsestati/pered-protezirovaniem-zubov-ukrepite-immunitet-'>Перед протезированием зубов укрепите иммунитет!</a></li> <li><a href='/vsestati/vrashhivanie-zubov'>Выращивание зубов</a></li> <li><a href='/vsestati/maslina-(oliva)-evropeyskaya-ili-olivkovoe-derevo'>Маслина (олива) европейская, или оливковое дерево</a></li> <li><a href='/vsestati/vzvayut-li-ovoshhi-karies-'>Вызывают ли овощи кариес?</a></li> </ul>