Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве
Обо мне
Новости
Регистратура
Пациентам
Стоматологам и техникам
Стомфак
Задать вопрос
Еда
Предварительная запись к врачу стоматологу
Наталья Хворостинова
,
Стоматолог в Москве
+7 929 636 99 14
email:
natalka@qstoma.com
Сайт:
nadent.ru
Facebook:
https://www.facebook.com/natali.khvorostinova
Instagram:
https://instagram.com/khvorostinovanatalia
Обо мне:
http://nadent.ru/about
Задать вопрос врачу стоматологу
Paragraph
Normal
Heading 1
Heading 2
Heading 3
Heading 4
Heading 5
Heading 6
Formatted
Address
Font
Arial
Courier New
Garamond
Georgia
Tahoma
Times
Verdana
Size
1
2
3
4
5
6
Color
Black
Gray
DarkGray
LightGray
White
Aquamarine
Blue
Navy
Purple
DeepPink
Violet
Pink
DarkGreen
Green
YellowGreen
Yellow
Orange
Red
Brown
BurlyWood
Beige
<h2>Особенности строения некоторых органов и систем ребенка</h2> <p> Нервная система. Основными функциями нервной системы — центральной, периферической, вегетативной, координируемыми корой головного мозга, являются регуляция всех физиологических процессов растущего организма и непрерывная адаптация его к меняющимся условиям внутренней и окружающей среды. Нервная система закладывается на самых ранних этапах эмбриональной стадии развития (2—3-я неделя), и в течение всего срока беременности отмечается ее интенсивное развитие. Ребенок рождается с большим по объему, но морфологически и функционально незрелым мозгом, дальнейшее совершенствование и диф-ференцировка которого происходят под воздействием внешней и внутренней среды до 20—25-летнего возраста.<br/> Головной мозг. Размеры и масса мозга при рождении относительно велики — около 400 г, что составляет %, общей массы тела (у взрослого — у40). К 20 годам он увеличивается в 4—5 раз. У новорожденного корковые клетки, нервные центры, стриарное тело, пирамидные пути развиты недостаточно. Серое и белое вещество плохо дифференцированы. Миелинизация отдельных клеток и проводящих путей заканчивается в разные сроки: внутричерепных нервов к 3—4 мес, черепных (за исключением блуждающего) — к I году, пирамидальных путей — к 2—3 годам.<br/> Спинной мозг к моменту рождения имеет более законченное строение, к 2 годам он почти соответствует спинному мозгу взрослого и функционально более совершенен, чем головной.<br/> Периферическая нервная система у новорожденного представлена редкими, недостаточно миелинизи-рованными и неравномерно распределенными пучками нервных волокон, миелинизация которых заканчивается на 2—4-м году жизни.<br/> Вегетативная нервная система функционирует уже у новорожденного. К 3—4 годам устанавливается центральная регуляция деятельности органов дыхания и кровообращения. У детей раннего возраста физиологичной является симпати-котония, на 3—4-м году сменяющаяся ваготонией; затем устанавливается равновесие двух систем, а в пубертатном периоде нередко возникает вегетососудистая дистония на фоне гормональной перестройки.<br/> К моменту рождения периферические отделы анализаторов — органы чувств — структурно сформированы, однако функционируют недостаточно в связи с незрелостью корковых центров.<br/> Оценивая высшую нервную деятельность ребенка и соответствие развития ЦНС его возрасту, необходимо помнить следующее: I) дифференцировка нервных клеток, миелинизация проводящих путей и нервных стволов происходят в определенной последовательности; 2) образование условных рефлексов возможно лишь в результате многократного повторения раздражения и его подкрепления (в раннем детском возрасте — пищевая доминанта); 3) структурное совершенствование коры идет параллельно развитию функции, причем последняя при правильном воспитании (направленная выработка положительных и отрицательных условных связей) может опережать формирование морфологических субстратов и способствовать ему.<br/> Клинически недостаточная сфор-мированность нервной системы проявляется в определенных закономерностях. Дети младшего возраста склонны к более резким, генерализованным реакциям в ответ на любое воздействие: инфекцию, интоксикацию, болевую и психическую травму. Местные специфические признаки заболевания часто бывают сглажены, и на первый план выступают общие симптомы: повышение температуры тела, рвота, понос. Ребенок раннего возраста с трудом определяет болезненный участок.<br/> В раннем возрасте превалирует общесоматическая реакция на заболевание, которая снижает значимость местных проявлений в ЧЛО, что затрудняет своевременную постановку диагноза и задерживает оказание специализированной помощи ребенку. Особенно важно об этом помнить при остро протекающих воспалительных заболеваниях ЧЛО у новорожденных и детей первых лет жизни.<br/> У детей, подвергшихся грубым, не щадящим психику манипуляциям без адекватного обезболивания и выключения сознания (насильственное лечение и удаление зубов, удушье и возбуждение при вводном эфирном наркозе и др.), значительно чаще наблюдается нарушение психоэмоционального состояния на длительный период. В подготовке таких больных к лечению стоматологических заболеваний необходимо участие клинического психолога. Подобная реакция ребенка (как особенность функции ЦНС) является одним из важных факторов, расширяющих показания к проведению премедикационных мероприятий и абсолютных показаний к хирургическому и терапевтическому лечению, а также к выполнению многих стоматологических манипуляций под наркозом.<br/> Сердечно-сосудистая система. Закладка сердца и крупных сосудов происходит на 3-й неделе эмбриональной фазы. Мозг и печень получают насыщенную кислородом кровь в большем объеме, а нижние конечности — в меньшем.<br/> Сердце у новорожденного относительно большое, составляет приблизительно 0,8 % массы тела. Наиболее интенсивное увеличение массы и объема сердца отмечается в первые годы жизни и подростковом возрасте. Однако во все периоды детства увеличение объема сердца отстает от роста тела в целом. Кроме того, отделы сердца увеличиваются неравномерно: до 2 лет наиболее интенсивно увеличиваются предсердия, с 2 до 10 лет — все сердце, после 10 лет — преимущественно желудочки.<br/> Коронарные сосуды до 2 лет распределяются по рассыпному типу, с 2 до 6 лет — по смешанному, после<br/> w JI^I -- nu влрослому, магистральному, типу. Увеличиваются просвет и толщина стенок (за счет интимы) основных сосудов, а периферические ветви редуцируются.<br/> В первые 2 года жизни происходят интенсивный рост и дифферен-цировка миокарда: мышечные волокна утолщаются в 1,5 раза, к 10 годам гистологическая структура его аналогична таковой у взрослых. Иннервация сердца осуществляется через поверхностные и глубокие сплетения, образованные волокнами блуждающего нерва и шейных симпатических узлов. До 3—4 лет сердечная деятельность регулируется в основном симпатической нервной системой, что отчасти объясняет наличие у этих детей физиоло-гической тахикардии в первые годы «изни.<br/> У новорожденных сердечно-сосу-щстая система наиболее развита. Частота сердечных сокращений у [етей больше, чем у взрослых, а АД шже. Объем крови у детей колеб-[ется от 80 до 150 мл на 1 кг массы ела (у взрослых 60 мл/кг). Ско-юсть кровотока в младшем возрас-е также примерно в 2 раза выше, ем у взрослых, большая часть кро-и циркулирует в центральных со-удах внутренних органов, а пери->ерическое кровообращение сни-:ено, барорецепторы развиты пло-о. Дети очень чувствительны к ровопотере и ортостатическим наущениям. Потеря 50 мл крови у оворожденного соответствует по-:ре 600—1000 мл ее у взрослого, ледовательно, даже небольшая эовопотеря крови у ребенка млад-его возраста должна быть полно-ъю возмещена по объему и каче-ву.<br/> Функции органов кровообраще-1Я — доставка кислорода и пита-льных веществ ко всем органам и аням; удаление и выведение угле-[слого газа и других продуктов об-:на осуществляются в тесном аимодействии с органами дыхания, пищеварения и выделения при регулирующем влиянии ЦНС, вегетативной и эндокринной систем. Рост, структурное и функциональное совершенствование органов кровообращения продолжаются в течение всего периода детства и происходят неравномерно, при неодновременном созревании отдельных частей, а интенсивно текущие у ребенка процессы обмена предъявляют высокие требования к их деятельности.<br/> Система органов дыхания. Дыхательные пути, которые делятся на верхние (от отверстия носа до голосовых связок) и нижние (гортань, трахея, долевые и сегментарные бронхи, включая внутрилегочные разветвления бронхов), к моменту рождения ребенка морфологически несовершенны, что влияет на функциональные особенности дыхания. Интенсивный рост и диффе-ренцировка дыхательных органов продолжаются в течение первых месяцев и лет жизни. Формирование органов дыхания заканчивается в среднем к 7 годам, и в дальнейшем увеличиваются только их размеры.<br/> Все дыхательные пути у ребенка имеют значительно меньшие размеры и более узкие просветы, чем у взрослого. Особенности их физиологического строения у детей первых лет жизни: тонкая, нежная, легкоранимая сухая слизистая оболочка с недостаточным развитием желез, сниженной продукцией секреторного IgA; развитая сосудистая сеть подслизистого слоя, представленного преимущественно рыхлой клетчаткой и содержащего мало соединительнотканных элементов; мягкость и податливость хрящевого каркаса дыхательных путей, отсутствие в них и легких эластической ткани.<br/> Эти особенности дыхательных путей снижают барьерную функцию слизистой оболочки, способствуют более легкому проникновению инфекции и создают предпосылки к сужению дыхательных путей вследствие быстро возникающего отека или сдавления извне (вилочковой железой, аномально расположенными сосудами, увеличенными трахео-бронхиальными лимфатическими узлами), могут быть причиной ла-рингоспазма, асфиксии (аспирации слизью просвета трахеи и бронхов).<br/> Глотка у детей раннего возраста относительно широкая, небные миндалины отчетливо видны, но не выступают из-за хорошо развитых дужек. Их крипты и сосуды развиты слабо. К концу первого года нередко наблюдается гиперплазия лимфоидной ткани миндалин, в том числе носоглоточной (аденоиды). Барьерная функция их в этом возрасте низкая, как и у лимфатических узлов. В разросшейся лимфоидной ткани скапливаются вирусы и другие микроорганизмы, вследствие чего развиваются очаги хронической инфекции — аденои-дит и тонзиллит. У детей наблюдаются частые ангины, ОРВИ, нередко нарушается носовое дыхание, изменяется лицевой скелет и формируется «аденоидное лицо». Аде-ноидиты и хронические тонзиллиты у некоторых больных создают сложные условия для проведения интубационного наркоза и требуют санации в период предоперационной подготовки больного.<br/> Надгортанник тесно связан с корнем языка. У новорожденных он относительно короткий и широкий. Неправильность положения и мягкость его хряща могут быть причинами функционального сужения входа в гортань и появления шумного (стридорозного) дыхания. Эти особенности строения важны для анестезиологов и реаниматологов.<br/> Гортань у детей находится выше, чем у взрослых, и с возрастом опускается. Она очень подвижна, имеет воронкообразную форму с отчетливым сужением в области подсвязоч-ного пространства, ограниченного ригидным перстневидным хрящом. Диаметр гортани в этом месте у новорожденного 4 мм и увеличивается медленно (6—7 мм в 5—7 лет, I см к 14 годам), расширение ее невозможно. Узкий просвет, обилие нервных рецепторов в подсвязоч-ном пространстве, легко возникающий отек подслизистого слоя могут вызвать тяжелые нарушения дыхания даже при небольших проявлениях респираторной инфекции и после интубации. Особенности строения гортани требуют специальных приемов при интубации ребенка для проведения анестезиологического пособия.<br/> Щитовидные хрящи у детей младшего возраста имеют тупой закругленный угол, который после 3 лет становится у мальчиков более острым. С 10 лет формируется уже характерная мужская гортань. Истинные голосовые связки у детей короче, чем у взрослых. Этим объясняются высота и тембр детского голоса, что должно учитываться в логопедической практике.<br/> Трахея у детей первых месяцев жизни воронкообразная, в более старшем возрасте может иметь цилиндрическую или коническую форму. Верхний конец ее расположен у новорожденных значительно выше, чем у взрослых (на уровне Civ И CVI позвонков соответственно), и постепенно опускается, как и уровень бифуркации трахеи (от "Пи у новорожденного до Ту—Tvi в 12—14 лет). Каркас трахеи состоит из 14—16 хрящевых полуколец, соединенных сзади фиброзной перепонкой (вместо эластической замыкающей пластины у взрослых). В перепонке содержится много мышечных волокон, сокращение или расслабление которых изменяет просвет органа. Трахея ребенка очень подвижна, что наряду с изменяющимся просветом и мягкостью<br/> ХОЯШеЙ ИНОГЛЯ ппивппит v<br/> <br/> видному спадению ее на выдохе (коллапс) и является причиной экспираторной одышки или стридора (его симптомы исчезают к 2 годам, когда хрящи становятся более плотными).<br/> Бронхиальное дерево к моменту рождения сформировано, число ветвей и их распределение в легочной ткани не изменяются. Размеры бронхов интенсивно увеличиваются на первом году жизни.<br/> В связи с особенностями строения грудной клетки новорожденного и ребенка первых лет жизни диафрагма играет большую роль в механизме дыхания — она обеспечивает глубину вдоха. Слабостью ее сокращений частично объясняется поверхностное дыхание новорожденного. Любые процессы, затрудняющие движения диафрагмы (газовый пузырь в желудке, метеоризм, парез кишечника, увеличение паренхиматозных органов, интоксикация и др.), уменьшают вентиляцию легких, способствуя развитию дыхательной недостаточности. Физиологические особенности органов дыхания у детей:<br/> • глубина дыхания и абсолютная величина минутного объема дыхания меньше, чем у взрослого, а относительная величина минутного объема дыхания (на 1 кг массы тела) значительно больше;<br/> • частота дыхания тем больше, чем моложе ребенок. Она компенсирует малый объем каждого дыхательного акта и обеспечивает кислородом организм ребенка;<br/> • газообмен у детей осуществляется более энергично, чем у взрослых. В то же время функция внешнего дыхания у маленького ребенка нарушается очень быстро из-за недостаточных экскурсий легких и расправления альвеол.<br/> У маленького ребенка отмечается недостаточность проходимости дыхательных путей, так как они значительно уже, а слизистая оболочка более рыхлая и склонна к отеку. Сопротивление дыхания у ребенка выше, чем у взрослого, а уменьшение диаметра гортани или трахеи даже на 1 мм еще значительнее повышает его сопротивление. Относительно большой язык, увеличенные миндалины и лимфатический аппарат усугубляют опасность нарушения проходимости дыхательных путей. Слизистая оболочка дыхательных путей ребенка более чувствительна к раздражению, в частности к ингаляционным анестетикам, поэтому во время наркоза у детей быстро накапливается слизь в дыхательных путях, нарушающая их проходимость. Функция дыхательного эпителия и кашлевой дренаж у детей также снижены. В младшем возрасте имеется отчетливая лабильность дыхательного центра, заключающаяся в быстрой утомляемости, повышенной чувствительности к анестетикам и анальгетикам.<br/> Необходимо подчеркнуть, что у детей есть всегда риск развития осложнений во время проведения наркоза, угроза развития послеоперационных нарушений дыхания. Угроза ларингоспазма и обтурации верхних дыхательных путей слизистым секретом с развитием грубейших нарушений дыхания возможны в раннем возрасте не только при проведении наркоза, но и как сопутствующие осложнения любых заболеваний и повреждений в период детского возраста, особенно младшего (до 6—7 лет), и требуют глубоких знаний анатомо-физиоло-гических особенностей развития системы органов дыхания, их функции. Нужно помнить, что эти возрастные характеристики дыхательной системы диктуют врачу-стоматологу расширение показаний к лечению детей младшего возраста в стационаре, определяют показания к наркозу, требуют знания экстренных мероприятий интенсивной терапии и реаниматологии.<br/> <br/> Периферические лимфатические узлы представляют собой часть лимфатической системы, включающей вилочковую железу, селезенку, лимфатические фолликулы во всех органах, и циркулирующие лимфоциты.<br/> Закладка лимфатических узлов происходит на 2-м месяце внутриутробной жизни. С этого же времени и до конца жизни осуществляется их кроветворная функция — продукция лимфоцитов. К моменту рождения структурное и функциональное развитие лимфатических узлов не закончено и продолжается до 12—14 лет с последующей инволюцией в периоде полового созревания. Лимфатические узлы новорожденного и ребенка первых месяцев жизни состоят из паренхиматозной (лимфоидной) ткани с крупными синусами и ограничены очень нежной и тонкой капсулой. Элементы ретикулярной и соединительнотканной стромы узла (трабе-кулы, перегородки) и капсулы практически отсутствуют. В связи с этим пальпация лимфатических узлов у детей младшего возраста удается не всегда. Плохо осуществляется и защитная (барьерная) функция. Это связано как с несовершенством механического барьера, так и недостаточной дифференцировкой иммунокомпетентных клеток лимфатических узлов. Возбудители инфекционных заболеваний, как правило, беспрепятственно проходят через такой узел в кровь, не вызывая видимой его реакции. В некоторых случаях (внутриутробный сепсис) хроническое раздражение лимфоидной ткани инфекцией ведет к тотальному увеличению и уплотнению лимфатических узлов, что обнаруживается после рождения ребенка. В возрасте 1—3 лет лимфатические узлы имеют уже довольно плотную соединительную капсулу, содержат отдельные ретикулярные клетки, хорошо пальпируются. При внедрении инфекции они могут<br/> служить механическим барьером, отвечают на ее воздействие развитием островоспалительного, гнойного или казеозного процесса. В связи с этим в предшкольном периоде часты острые лимфадениты. К 7—8 годам развитие лимфатического узла приближается к завершению: образуются ретикулярная строма, трабекулы, перегородки, более узкими становятся синусы. Появляется возможность местного иммунологического подавления инфекции. В связи с этим возникает реакция лимфатического узла на инфекцию в виде увеличения его размера, сочности, болезненности. Однако еще неполные функциональные возможности узла способствуют гибели части его паренхимы, вследствие чего развиваются различные формы лимфаденита: острые — серозные, серозно-гной-ные, гнойные и аденофлегмоны; хронические — гиперпластические и гнойные. Процесс чаще всего локализуется в ЧЛО: поднижнечелю-стной области, верхних отделов шеи, околоушно-жевательной, надчелюстной, щечной. Более чем в 50 % случаев лимфаденит сопровождает одонтогенное воспаление, менее чем в 50 % — мультифакто-риальные (инфекционные заболевания, травмы, аллергические реакции, оториноларингологические и<br/> ДР-)-<br/> К 12—13 годам строение и функция лимфатических узлов соответствуют таковым взрослого человека. Они задерживают и подавляют проникшую в них патогенную флору без видимых изменений или кратковременно увеличиваются, а в дальнейшем нормализуются.<br/> Пищеварительная система. У новорожденных и детей первых лет жизни наблюдается низкая секреторная функция железистой ткани желудка, выделяющей малое количество пищеварительных соков с низким содержанием ферментов. Эти особенности затрудняют переваривание пищи, если последняя не соответствует возрасту ребенка, снижают барьерную функцию желудочно-кишечного тракта, приводят к частым заболеваниям и создают предпосылки к общей системной реакции на любое патологическое воздействие. У них отмечается более продолжительное опорожнение желудка. Примерно у половины детей содержимое из желудка эвакуируется в течение 8 ч, что создает опасность аспирации при рвоте во время наркоза и операции. Этому же способствуют слабое развитие кардиального сфинктера и предрасположенность к спазму пилориче-ского жома. Число опорожнений кишечника у грудных детей может быть различным. В старшем возрасте стул у большинства детей бывает 1 раз в сутки.<br/> Печень у детей имеет относительно большие размеры, масса ее у новорожденных составляет 4—6 % массы тела (у взрослых — 3 %). Паренхима печени малодифференци-рована, дольчатость строения выявляется только к концу 1-го года жизни, она полнокровна, вследствие чего быстро увеличивается при различной патологии, особенно при инфекционных заболеваниях и интоксикациях. К 8-летнему возрасту морфологическое и гистологическое строение печени такое же, как и у взрослых.<br/> Печень выполняет разнообразные и очень важные функции: 1) вырабатывает желчь, которая участвует в кишечном пищеварении, стимулирует моторную деятельность кишечника и санирует его содержимое; 2) депонирует питательные вещества, в основном избыток гликогена; 3) осуществляет барьерную функцию, ограждая организм от экзо- и эндогенных патогенных веществ, токсинов, ядов, и принимает участие в метаболизме лекарственных препаратов; 4) участвует в обмене веществ и преобразовании витаминов A, Bi2, D, С, в период внутриутробного развития является кроветворным органом.<br/> Недостаточные функциональные возможности печени у детей младшего возраста способствуют нарастанию интоксикации организма ребенка при воспалительных, травматических и других стоматологических заболеваниях. Часто интоксикация становится основной формой общесоматической реакции ребенка. Это состояние требует незамедлительной коррекции любым из известных способов (обильное питье, парентеральное введение изотонического раствора натрия хлорида и специальных коктейлей).<br/> Кровь и кроветворение. В период внутриутробной жизни плода выделяют 3 периода кроветворения, которые постепенно сменяют друг друга. Соответственно различным периодам кроветворения — мезоб-ластическому, печеночному и костномозговому — существует три разных типа гемоглобина: эмбриональный (НЬР), фетальный (HbF) и гемоглобин взрослого (НЬА). К году фетального гемоглобина остается 15 %, а к 3 годам количество его не должно превышать 2 %. Уровень содержания гемоглобина в крови ребенка опережает степень интоксикации. Это очень важный тест, обеспечивающий течение наркоза при ряде стоматологических заболеваний и последующей коррекции состояния больного.<br/> Основным источником образования всех видов клеток крови, кроме лимфоцитов, у новорожденного является костный мозг. В этот период плоские и трубчатые кости заполнены красным костным мозгом. С первого года жизни начинается частичное превращение красного костного мозга в жировой (желтый), а к 12—15 годам (как и у взрослых) кроветворение сохраняется в костном мозге только плоских костей.<br/> Лимфоциты в период внеутроб-ной жизни вырабатываются в лимфатических узлах, селезенке, солитарных фолликулах, групповых лимфатических фолликулах (пейе-ровы бляшки) кишечника и других лимфоидных образованиях. Моноциты образуются в ретикулярных клетках стромы костного мозга, селезенке, лимфатических узлах.<br/> Ни одно из лабораторных исследований не проводится в медицинской практике так широко, как анализ крови. При выявлении тех или иных изменений клеточного состава крови гемограмма в совокупности с клиническими проявлениями заболеваний приобретает диагностическое значение.<br/> Наиболее часто у детей развиваются анемии. Они бывают нормо-хромными, что чаще наблюдается после острой кровопотери. В практической деятельности нередко приходится наблюдать железодефи-цитные анемии. Они занимают основное место среди гипохромных анемий и имеют различную природу. Увеличение числа эритроцитов в периферической крови отмечается при всех видах гипоксии. Развитие эритроцитоза возможно при обезвоживании. Изменение количественного состава крови — свидетельство изменения процессов кроветворения. Появление в периферической крови незрелых клеток красного ряда может быть физиологическим только в ранний период новорожденное™, а в дальнейшем рассматривается как показатель чрезмерно усиленной работы костного мозга под влиянием патологических раздражителей. Базо-фильная зернистость эритроцита — признак патологической регенерации и встречается при отравлениях. Наличие пойкилоцитов, микроци-тов при сниженном количестве ре-тикулоцитов свидетельствует о пониженной регенерации красной крови.<br/> Белая кровь. Для оценки картины белой крови имеет значение лейкоцитарная формула — соотношение между отдельными формами<br/> лейкоцитов, выраженное в процентах по отношению ко всем лейкоцитам. Лейкоцитоз и лейкопения возможны как сопутствующие реакции при разнообразных заболеваниях и физиологических состояниях организма. Нейтрофильный лейкоцитоз возникает при гнойно-воспалительных процессах.<br/> В стоматологической практике наиболее выраженные изменения гемограммы наблюдаются при воспалительных заболеваниях, острой кровопотере при травмах и оперативных вмешательствах, спонтанных кровотечениях из гемангиом.<br/> Все железы внутренней секреции, обладая индивидуальной функцией, взаимосвязаны между собой и ЦНС, обеспечивают единство нейрогуморальной регуляции роста и развития ребенка.<br/> Вилочковая (зобная) железа. У детей от рождения до 2 лет происходит ее максимальное развитие, затем постепенная инволюция, а ее функция переходит к половым железам. Считают, что внутриутробно и в первые годы жизни вилочковая железа контролирует структурное и функциональное совершенствование других эндокринных желез, а после 2 лет эта роль выполняется симпатоадреналовой системой.<br/> Вилочковая железа является центральным органом иммунной системы, участвует в процессах тканевой дезинтоксикации, образовании антител, продукции лимфоцитов, регулирует нуклеиновый, кальциевый, водно-солевой обмен, ускоряет рост и развитие костей, влияет на мышечный тонус. Гипертрофия вилочковой железы проявляется снижением иммунитета, недостаточностью симпати-ко-адреналовой системы. При проведении любого оперативного вмешательства у детей после установления диагноза клиническими, рентгенологическим и эхографи-ческим методами требуется специальная подготовка.<br/> Гиперфункция вилочковой железы часто сопровождается увеличением всего лимфатического аппарата. При сочетании этих признаков формируется клиническая картина лимфатико-гипопластического диатеза [Карташова В.И., 2000].<br/> Щитовидная железа. К 6-му месяцу жизни ее масса может несколько уменьшиться и отмечается снижение уровня тиреоидных гормонов. В последующем до 5— 6-летнего возраста железа быстро растет, затем темпы ее роста замедляются вплоть до препубертатного периода, когда размеры и масса железы вновь быстро увеличиваются. Окончательное гистологическое строение щитовидная железа приобретает после 15 лет.<br/> Основные жизненные функции человека зависят от функции щитовидной железы, так как ее гормоны влияют на активность всех органов и систем. Наиболее выражены активация симпатико-адре-наловой и сердечно-сосудистой систем, что обусловливает гипердинамическое состояние кровообращения. Тиреоидные гормоны оказывают большое влияние на функцию высших отделов ЦНС, в частности на психические процессы; они воздействуют на кроветворение (стимулируют гемопоэз), пищеварительную систему — усиливают сокоотделение и повышают аппетит, влияют на скелетную мускулатуру, печень, другие эндокринные железы (половые, надпочечники), а также служат мощными им-муномодуляторами.<br/> Почки являются мочеобразующи-ми органами. Мочевыделительная система состоит из мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала. Почками из организма выводятся конечные продукты обмена, регулируется объем жидкости в организме, выполняется эндокринная функция — поддерживается тонус сосудов, почечный кровоток и др.<br/> <br/> Почки формируются с 5-й недели эмбрионального развития. В них происходит сложный процесс образования мочи. У новорожденного анатомическая структура и функция почек еще не совершенны. Наиболее интенсивно почки развиваются на первом году жизни и в пубертатный период. В течение первого года жизни концентрационная способность почек снижена. Следовательно, почки у детей младшего возраста должны работать «на пределе», так как в этот период жизни повышен обмен веществ. Окончательная зрелость коркового вещества почек наступает к 7 годам.<br/> Несовершенство выделительной функции проявляется нарастанием отеков, способностью задерживать лекарственные препараты, солевые растворы, что определяет качественно различный состав мочи (появление альбуминов, эритроцитов) при ряде стоматологических заболеваний и носит транзиторный характер.<br/> В стоматологической практике наиболее важно учитывать эти особенности при инфузионной, антибактериальной (антибиотики) и другой лекарственной терапии.<br/> При хронической одонтогенной инфекции возможно поражение почек как сопутствующее заболевание (пиелонефриты). Функциональное состояние почек у детей раннего возраста необходимо учитывать при проведении анестезиологического пособия (наркоза). Анализ мочи является одним из основных лабораторных методов исследования состояния почек, когда оценивается их функция (в совокупности с другими клиническими признаками стоматологических заболеваний) и определяется необходимость углубленного обследования у нефролога.<br/> Система теплорегуляции. В первые недели и месяцы жизни ребенка система теплопродукции и теплоотдачи окончательно не сформирована. Опасность нарушения теплообмена усиливают такие факторы, как относительно большая поверхность тела, высокая теплопроводность из-за отсутствия подкожной жировой клетчатки, недостаточное потоотделение, слабое развитие мускулатуры и других тканей, обеспечивающих теплопродукцию. Озноб, чрезмерное укутывание быстро приводят к гипо- и гипертермии новорожденных.<br/> Иммунологическая защита. Новорожденный сразу встречается с патогенной или условно-патогенной микрофлорой, перед которой он беззащитен. Из-за физиологической недостаточности иммунитета патологические процессы у детей раннего возраста активно вызываются бактериальной флорой. Незрелость защиты организма, обусловленная возрастом, способствует генерализации инфекционного процесса с развитием разлитых, динамично развивающихся форм вплоть до проявления сепсиса. У старших детей и взрослых чаще наблюдаются ограниченные формы воспаления.<br/> Из неспецифических факторов защиты организма основным является фагоцитарная реакция макрофагами и нейтрофилами с участием лизоцима, миелопероксидазы и других белков. Эта функция активна с первых месяцев внутриутробного развития. К моменту рождения более зрелой является поглотительная способность макрофагаль-ных клеток и нейтрофилов, завершающая фаза фагоцитоза снижена, а во второй половине первого года жизни ребенка более выражена.<br/> Помимо возрастной незрелости, нарушения фагоцитоза могут быть первичными (врожденными) и вторичными, возникающими под влиянием многочисленных токсикант-ных воздействий, длительность, сила действия и инвазивность которых различна.<br/> </p><p>Специфическая защита в первые месяцы жизни осуществляется иммуноглобулинами (антителами). Ребенок получает их во внутриутробном периоде от матери через плаценту. Однако плацентарный барьер проходим только для IgG, a IgM и IgA через плаценту не проникают. После рождения эти иммуноглобулины в небольшом количестве поступают в пищеварительный тракт. Полученные от матери защитные антитела разрушаются к концу первого полугодия жизни. В этот период выработка собственных иммуноглобулинов недостаточна. Именно поэтому ребенок первых месяцев жизни очень подвержен таким инфекционным заболеваниям, которые менее свойственны детям последующих периодов жизни. Значительное число пациентов у детского стоматолога составляют дети с одонтогенными формами воспаления, постинфекционным лимфаденитом. Постепенное нарастание продукции антител достигает максимума к 14—16 годам.<br/> Определяющее значение в развитии системы иммунологических реакций после рождения ребенка имеет состояние вилочковой железы, которая является центральным органом иммунитета. Она продуцирует Т-лимфоциты (тимусзависимые лимфоциты) и секретирует гормо-ноподобный фактор — тимозин, действие которого способствует созреванию Т-лимфоцитов. Иммуно-компетентными органами являются также лимфатические фолликулы (пейеровы бляшки), располагающиеся в подслизистом слое стенки тонкого кишечника, костном мозге, лимфатических узлах, селезенке.<br/> Началом иммунной реакции является генерация из стволовых клеток костного мозга двух типов лим-фоидных клеток. Затем из одного типа клеток развиваются в тимусе Т-лимфоциты трех популяций: Т-помощники, Т-эффекторы, Т-су-прессоры, из другого — костномоз-<br/> говые В-лимфоциты, способствующие накоплению плазматических клеток и являющиеся продуцентами антител — иммуноглобулинов 3 основных классов: А, М, G.<br/> Система комплемента — комплекс белков и гликопротеинов крови. Она осуществляет функцию естественного иммунитета. Активизация этой системы приводит к различным биологическим реакциям: лизису сенсибилизированных антителами клеток и микроорганизмов, активации и регуляции течения воспалительных процессов, усилению фагоцитоза бактерий, дрожжей, сенсибилизированных антителами эритроцитов. У новорожденных активность комплементарной системы снижена по сравнению со взрослыми, но впоследствии эти отличия стираются.<br/> Нарушение работы любого иммунного механизма приводит к развитию иммунодефицитного состояния (первичные и вторичные имму-нодефицитные реакции).<br/> Первичный иммунодефицит обусловлен генетическим фактором развития Т- и В-лимфоцитов (нарушение выработки или отсутствие иммунных глобулинов — антител в ответ на антигенную стимуляцию). Это дефект клеточного иммунитета или фагоцитоза.<br/> Клиническая картина характеризуется низкой сопротивляемостью инфекциям, повышением частоты развития гнойно-воспалительных заболеваний и др. Дефект клеточного иммунитета сопровождается склонностью к вирусным инфекциям, грибковым поражениям слизистых оболочек и др.<br/> Вторичные иммунодефицитные состояния могут быть вызваны истощением, интоксикацией, авитаминозами, тяжелыми инфекционными заболеваниями и иногда рассматриваются как аутоиммунные заболевания, развивающиеся в результате недостаточной функции Т-супрессоров или снижения активности Т-помощников. Наиболее часто встречается транзиторный синдром дефицита антител у новорожденных и грудных детей вследствие временной недостаточности синтеза гамма-глобулина.<br/> Среди детей с заболеваниями ЧЛО вторичный иммунодефицит характерен для больных с хроническими воспалительными заболеваниями, врожденной расщелиной губы и неба и другими синдромами.<br/><br/><br/> </p><p></p><p><i>Источник: stomfak.ru</i></p> <ul> <li><a href='/vsestati/burana-(burana)'>Бурана (Burana)</a></li> <li><a href='/vsestati/skolko-raz-chistit-zub-'>Сколько раз чистить зубы?</a></li> <li><a href='/vsestati/chistka-zubov-sodoy'>Чистка зубов содой</a></li> <li><a href='/vsestati/rasshheplyonnoe-nyobo-simptom'>Расщеплённое нёбо: Симптомы</a></li> <li><a href='/vsestati/zub-cheloveka-0'>Зубы человека</a></li> <li><a href='/vsestati/izmenenie-prikusa'>Изменение прикуса</a></li> <li><a href='/vsestati/uhod-za-zubami-mladentsev-i-detey-nachinayushhih-hodit'>Уход за зубами младенцев и детей, начинающих ходить</a></li> <li><a href='/vsestati/beremennost-i-zub-0'>Беременность и зубы</a></li> <li><a href='/vsestati/heloderma-(yashheritsa-roda-yadozubov)'>Heloderma (Ящерица рода ядозубов)</a></li> </ul>