Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве
Обо мне
Новости
Регистратура
Пациентам
Стоматологам и техникам
Стомфак
Задать вопрос
Еда
Предварительная запись к врачу стоматологу
Наталья Хворостинова
,
Стоматолог в Москве
+7 929 636 99 14
email:
natalka@qstoma.com
Сайт:
nadent.ru
Facebook:
https://www.facebook.com/natali.khvorostinova
Instagram:
https://instagram.com/khvorostinovanatalia
Обо мне:
http://nadent.ru/about
Задать вопрос врачу стоматологу
Paragraph
Normal
Heading 1
Heading 2
Heading 3
Heading 4
Heading 5
Heading 6
Formatted
Address
Font
Arial
Courier New
Garamond
Georgia
Tahoma
Times
Verdana
Size
1
2
3
4
5
6
Color
Black
Gray
DarkGray
LightGray
White
Aquamarine
Blue
Navy
Purple
DeepPink
Violet
Pink
DarkGreen
Green
YellowGreen
Yellow
Orange
Red
Brown
BurlyWood
Beige
<h2>Принципы планирования, внедрения и оценки эффективности программ профилактики стоматологических заболеваний</h2> <p> Планирование и внедрение программ по стоматологии — как профилактических, так и лечебных — должно быть комплексным. Они могут отличаться в деталях и иметь свои особенности, но общая схема аналогична.<br/> Планирование программ профилактики стоматологических заболеваний среди населения складывается из следующих этапов:<br/> • определение основных проблем;<br/> • формулирование целей и задач;<br/> • выбор методов и средств профилактики;<br/> • обучение персонала;<br/> • внедрение программы;<br/> • оценка эффективности программы. <br/> Программа профилактики должна начинаться с анализа ситуации в регионе и постановки задач, за которыми следуют поэтапное внедрение, предварительная оценка эффективности и, при необходимости, коррекция программы с последующим ее широким внедрением и т. д. <br/><br/> Программы профилактики могут быть внедрены на государственном, региональном и местном уровнях. Выбор программы зависит от потребностей региона, поставленных целей и имеющихся ресурсов<br/> </p><p> </p><p>ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ<br/> Перед тем, как выбрать определенную программу профилактики, необходимо определить стоматологическую заболеваемость, которая имеется в данном регионе.<br/> При планировании необходимо учитывать:<br/> — динамику демографических процессов в регионе;<br/> — состояние окружающей среды;<br/> — наличие персонала и материальных ресурсов;<br/> — стоматологический статус населения.<br/> Демографические данные представляют информацию о количестве и ожидаемом приросте городского и сельского населения, распределении его по возрастным группам.<br/> Центральное место в определении стоматологических проблем в регионе занимает изучение стоматологической заболеваемости среди населения. Для этого проводят эпидемиологическое стоматологическое обследование населения разных возрастных групп и на основании полученных данных <br/><br/> Эпидемиологическое обследование включает три последовательных этапа: подготовительный период, собственно обследование и анализ его результатов.<br/> Подготовительный этап включает в себя подготовку персонала, который проводит стоматологическое обследование. Для того, чтобы все специалисты, освоившие методы обследования, максимально одинаково оценивали стоматологический статус пациентов, необходимо проводить специальные калибровочные исследования, заключающиеся в следующем:<br/> а) Калибровка между специалистами. Все специалисты осматривают группу пациентов (25—30 человек) и сопоставляют результаты, полученные разными исследователями. Считается, что результаты должны совпадать не менее чем в 85% случаев.<br/> б) Калибровка специалиста «внутри себя». В течение рабочего дня необходима калибровка самого исследователя, поскольку к концу работы развивается утомление и процент ошибок увеличивается. Для снижения количества подобных ошибок каждый исследователь должен повторно осматривать каждого десятого пациента, при этом не зная, осматривает ли он его в первый или во второй раз. Воспроизводимость результатов при этом виде калибровки также должна быть не менее 85%.<br/> Обследование осуществляют с использованием стандартного набора инструментов в стоматологическом кресле. Для определения состояния тканей пародонта используют специальный пуговчатый зонд.<br/> Обследование проводят в нескольких районах города или региона, которые отличаются климато-географическими особенностями, состоянием экологии, наличием или отсутствием промышленных предприятий, содержанием фтори-да в питьевой воде и т. д. При этом должны быть раздельные данные о городском и сельском населении.<br/> По методике ВОЗ осматривают следующие ключевые возрастные группы: 5-6 лет, 12 лет, 15 лет, 35-44 года, 65 лет и старше.<br/> Осмотр 5—6-летних детей позволяет сделать заключение о состоянии и нуждаемости в лечении временных зубов;<br/> 12 - летних — о состоянии и нуждаемости в лечении посто-янньтх зубов; 15 - летних — о нуждаемости в лечении болезней пародонта; 35—44 летних — о потребности в комплексной стоматологической помощи; 65 лет и старше — о возможной помощи людям этого возраста.<br/> В районах с различными климато-географическими условиями и уровнем фтора в питьевой воде, наличием или отсутствием загрязнений внешней среды необходимо осмотреть по 50 человек сельского и городского населения одной возрастной группы. Таким образом, осматривают 500 человек, а в регионе, состоящем из 5-10 районов, отличающихся друг от друга по условиям проживания, питания, факторам риска возникновения тех или иных стоматологических заболеваний, соответственно 2500 - 5000 человек.<br/> После осуществления обследования все результаты сводят в таблицы, и полученные данные позволяют судить о наличии стоматологических заболеваний и потребности в терапевтическом, хирургическом, ортопедическом и ортодонтическом лечении и профилактике.<br/> Эпидемиологическое обследование рекомендуется проводить 1 раз в 5 лет. Все материалы, полученные в разных странах, представляются в банк данных ВОЗ. Сейчас во всем мире, в том числе и нашей стране, идет процесс накопления информации о состоянии здоровья населения (в том числе, и стоматологического) и мониторинг за тенденциями его динамики.<br/> ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ<br/> Цели программы должны быть реальными и учитывать степень обеспеченности стоматологической службы материальными ресурсами. Они должны быть не изолированными, а сочетаться с целями и задачами других отраслей медицины.<br/> В результате анализа ситуации после проведения эпидемиологичес-кого обследования становится возможным определение измеримых целей и задач программы профилактики стоматологических заболеваний.<br/> При формулировании целей необходимо ответить на следующие вопросы:<br/> - возникновение каких стоматологических заболеваний можно реально предотвратить?<br/> - в каких группах населения эффективнее внедрять программы профилактики?<br/> - как быстрее достичь поставленных целей?<br/> - какие ресурсы (персонал, оборудование, финансы) необходимы для выполнения программы?<br/> Цели программы профилактики должны быть измеримыми, чтобы можно было оценить ее эффективность, включая и экономию материальных затрат. Они должны учитывать глобальные цели ВОЗ, которые поставлены перед стоматологами мира для достижения к 2000 году:<br/> 1. 50% детей 5—6 лет должны иметь интактные зубы;<br/> 2. Индекс КПУ 12-летних детей не должен превышать 3, 0, при этом компонент «П» (пломба) в структуре индекса КПУ следует повысить до 85%;<br/> 3. У 85% населения в возрасте 18 лет не должно быть удаленных зубов;<br/> 4. Количество беззубых людей в возрасте 35—44 года должно снизиться на 50% от настоящего уровня;<br/> 5. Количество беззубых людей в возрасте 65 лет и старше должно уменьшиться на 25 % от настоящего уровня;<br/> 6. У 75% 15-летних подростков необходимо сохранить 3 здоровых секстанта пародонта;<br/> 7. У 65% лиц 35—44 лет необходимо сохранить 3 здоровых секстанта пародонта.<br/> На государственном уровне должны быть определены национальные цели для стоматологии, на основании которых, принимая во внимание материальные ресурсы и персонал, могут быть составлены региональные цели.<br/> Примером специфических целей могут служить следующие:<br/> - уменьшение интенсивности и распространенности кариеса зубов: снижение индексов КПУз и КПУп, увеличение количества лиц, не имеющих кариеса.<br/> - снижение процента лиц, у которых выявлены признаки поражения тканей пародонта; уменьшение количества секстантов с кровоточивостью, зубным камнем и патологическими карманами в ключевой возрастной группе в соответствии с индексом нуждаемости в лечении болезней пародонта (CPITN).<br/> С этими пелями тесно связаны и мероприятия по улучшению гигиены полости рта: снижение величины индексов, характеризующих зубной налет; увеличение количества лиц, правильно ухаживающих за полостью рта.<br/> Профилактика заболеваний слизистой и злокачественных заболеваний полости рта:<br/> - снижение количества лиц с указанными патологическими состояниями; уменьшение распространенности вредных привычек или состояний, предрасполагающих к данным заболеваниям.<br/><br/><br/> ВЫБОР МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ПРОФИЛАКТИКИ<br/> Выбор специфических методов профилактики стоматологических заболеваний зависит от установленной проблемы, поставленных целей и задач. В этом процессе должны участвовать не только стоматологи, но и представители всех медицинских служб и администрации региона.<br/> На выбор методов профилактики могут влиять следующие факторы:<br/> • распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний;<br/> • состояние медицинской и стоматологической служб;<br/> • обеспечение персоналом, который будет участвовать в<br/> • выполнении программ профилактики;<br/> • финансирование;<br/> • состояние общего здоровья населения;<br/> • привычки питания, особенно прием сахаров;<br/> • химический состав питьевой воды.<br/> При выборе методов и средств профилактики необходимо учитывать их эффективность и стоимость.<br/> ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА<br/> Программы профилактики могут осуществляться специалистами стоматологической службы (стоматологами, гигиенистами и вспомогательным персоналом). К выполнению программ необходимо привлекать и нестоматологический персонал: школьных педагогов, медсестер, воспитателей детских садов, родителей.<br/> ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ<br/> Внедрение программ профилактики складывается из следующих этапов:<br/> • предварительного планирования программы;<br/> • организационных мероприятий по внедрению;<br/> • выбора групп населения, среди которых будет внедряться <br/> программа;<br/> • оценки потребности в персонале и ресурсах.<br/> ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ<br/> Организаторы стоматологической службы должны вначале составить общую схему всей программы профилактики, а затем детализировать ее.<br/> Этот общий план основывается на результатах ситуационного анализа стоматологических проблем и имеющихся ресурсах. Подсчитав реальные возможности, можно составить детальный план.<br/> Планирование программ должно осуществляться в соответствии с национальной политикой государства в области здравоохранения и образования.<br/> ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРОГРАММЫ<br/> За планирование и внедрение программ профилактики ответственны главные стоматологи различных уровней.<br/> В задачи организаторов стоматологической службы должны входить: организация внедрения программы профилактики местными службами, обеспечение финансирования, обучение персонала, проверка внедрения, мониторинг (наблюдение) и оценка эффективности программы.<br/> ВЫБОР ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ<br/> Особое внимание должно быть уделено группам населения с высоким риском возникновения и развития заболеваний: детям, беременным женщинам, рабочим промышленных предприятий и др.<br/> Если невозможно внедрить программу среди всего детского населения, надо сконцентрировать внимание на детях 6—7 лет, как наиболее часто подверженных кариесу, сразу же после прорезывания у них первых постоянных моляров.<br/> Среди взрослого населения программы профилактики могут осуществляться стоматологическими службами на базе лечебных учреждений по месту работы, во время пребывания в санаториях и стационарах.<br/> В странах и регионах с большой территорией, где существуют значительные различия интенсивности и распространенности стоматологических заболеваний в разных регионах, к группам риска относится то население, где наблюдается самый высокий уровень заболеваемости.<br/> Группами повышенного риска возникновения стоматологических заболеваний являются рабочие, подвергающиеся производственным вредностям; специфические группы населения, имеющие высокий риск развития рака полости рта; молодые люди, занимающиеся контактными видами спорта; автоводители и представители некоторых других профессий.<br/> ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ И РЕСУРСАХ<br/> Количество и тип необходимого персонала зависит от планируемой программы профилактики. Существует примерный расчет затрат времени для каждого специалиста, участвующего в программе.<br/> Например, для обучения правилам чистки зубов необходимо 6 минут для группы из 30 человек, или 30 минут в неделю. Для проведения полосканий требуется 5 минут в неделю для группы из 30 детей.<br/> Стоимость программы зависит от ее типа. В затраты включают заработную плату персонала, стоимость оборудования и материалов, транспортные и командировочные расходы и др. Среди всех методов профилактики самыми дорогими являются те, которые выполняются стоматологами.<br/> Для расчета стоимости необходимы данные о количестве лиц, среди которых будет внедряться программа, о методах профилактики, цене препаратов для профилактики, заработной плате персонала, стоимости оборудования, транспортных и командировочных расходах.<br/> ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ<br/> Способ оценки эффективности программы должен быть предусмотрен на этапе ее планирования. Для этого необходимы четкие и измеримые цели.<br/> Оценку можно провести на любой стадии выполнения программы, сравнивая запланированные цели и полученные результаты. Должна быть оценена результативность всех примененных методов: например, не только редукция интенсивности какого-либо заболевания, но и то, как успешно действует стоматологическое просвещение.<br/> Для оценки используют те же индексы и критерии, которые применяли для исходного обследования населения.<br/> Оценка эффективности программы должна проводиться с учетом следующих принципов:<br/> 1. обследованию в начале и в конце программы подлежат одни и те же возрастные группы населения (например, 12-летние дети);<br/> 2. при сравнении результатов должны использоваться адекватные контрольные группы;<br/> 3. обследование должно проводиться хорошо откалибро-ванной командой специалистов;<br/> 4. должны быть использованы одни и те же индексы для эпидемиологического обследования и оценки эффективности;<br/> 5. оценку эффективности следует проводить не реже, чем через 5 лет.<br/> Например, определяя эффективность программы, необходимо сравнить КПУ 12-летних детей в текущем году с КПУ 12-летних детей, которые жили в этом же районе до начала внедрения программы.<br/><br/><br/> </p><p></p><p><i>Источник: stomfak.ru</i></p> <ul> <li><a href='/vsestati/dentin'>Дентин</a></li> <li><a href='/vsestati/chto-delat--esli-bolit-zub--0'>Что делать, если болит зуб?</a></li> <li><a href='/vsestati/vpryamlenie-zubov--metod-i-vid-0'>Выпрямление зубов: методы и виды</a></li> <li><a href='/vsestati/zubnaya-bol-i-zabolevanie-desen-1'>Зубная боль и заболевание десен</a></li> <li><a href='/vsestati/demineralizatsiya-i-remineralizatsiya-zubov'>Деминерализация и реминерализация зубов</a></li> <li><a href='/vsestati/bolezni-organov-pishhevareniya'>Болезни органов пищеварения</a></li> <li><a href='/vsestati/bolezn-itsenko–kushinga'>Болезнь иценко–кушинга</a></li> <li><a href='/vsestati/zubnaya-bol-i-zabolevanie-desen-2'>Зубная боль и заболевание десен</a></li> </ul>