Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве
Обо мне
Новости
Регистратура
Пациентам
Стоматологам и техникам
Стомфак
Задать вопрос
Еда
Предварительная запись к врачу стоматологу
Наталья Хворостинова
,
Стоматолог в Москве
+7 929 636 99 14
email:
natalka@qstoma.com
Сайт:
nadent.ru
Facebook:
https://www.facebook.com/natali.khvorostinova
Instagram:
https://instagram.com/khvorostinovanatalia
Обо мне:
http://nadent.ru/about
Задать вопрос врачу стоматологу
Paragraph
Normal
Heading 1
Heading 2
Heading 3
Heading 4
Heading 5
Heading 6
Formatted
Address
Font
Arial
Courier New
Garamond
Georgia
Tahoma
Times
Verdana
Size
1
2
3
4
5
6
Color
Black
Gray
DarkGray
LightGray
White
Aquamarine
Blue
Navy
Purple
DeepPink
Violet
Pink
DarkGreen
Green
YellowGreen
Yellow
Orange
Red
Brown
BurlyWood
Beige
<h2>Возможности стоматологии в реализации национальных проектов «Здоровье» и «Образование»</h2> <p><P align=justify><BR>«Наука - это, прежде всего, организация»<BR>И. Пирогов А.А. Прохончуков, проф., д.м.н. (ЦНИИ стоматологии)<BR>7. Автоматизированная компьютерная система управления стоматологической службой страны. В 1998 году Минздрав РФ и ФФОМС приняли совместное постановление об организации единого информационного пространства для функционирования лечебных учреждений и ОМС на современном уровне, включая телемедицину. Для этой цели ФФОМС организовал в своей структуре Управление информатизации и начал проведение соответствующих мероприятий.<BR>Проект компьютеризации ЦНИИС на всех уровнях был разработан в 1995 году в рамках информатизации стоматологической службы страны [19, 28, 29].<BR>Основополагающим блоком системы информатизации (компьютеризации) стоматологической службы является разработанная ЦНИИС локальная вычислительная сеть (ЛВС) стоматологической поликлиники, отличающаяся от существующих указанными ниже преимуществами.</P><P align=justify>1. Структура: 1) сервер; 2) блок обеспечения непрерывного электропитания; 3) компьютеры; 4) рабочие станции; 5) принтеры.<BR>2. Режимы работы: 1) сетевой; 2) автономный.<BR>3. Функции: 1) АРМ врачей-стоматологов; 2) диагностические автоматизированные компьютерные системы; З) компьютерные версии амбулаторных карт; 4) материально-технические ПК; 5) финансово-отчетные ПК и др.<BR>4. Автоматизированная система: регистратура (медрегистратор), кассир, администратор, менеджер: ввод в компьютерную карту пациента всех видов оплаты диагностики и лечения по полисам ОМС, ДБС, оказание сверхнормативных платных услуг и т.п.<BR>По специальным алгоритмам вводимые в ЛВС данные автоматически разносятся в блоке бухгалтерии по всем счетам (статьям): общая выручка, стоимость медикаментов, материалов, ФОТ (включая премиальные и штрафные начисления), оплата аренды помещения, модернизации, ремонта и приобретения оборудования, инструментов, отчисления по всем видам налогов и т.п., чистая прибыль, формирование отчетных данных и документов, их экономический анализ, включая выполнение финансовых планов, трудозатрат и т.п.<BR>5. Эффективность: сокращение штата, операторов (администраторов, менеджеров, бухгалтеров), повышение качества диагностики и лечения, экономический эффект и т.п.<BR>В последние годы информатизация здравоохранения и медицинской науки успешно продолжила свое дальнейшее развитие на уровне современных требований новейших технологий, постепенно охватывая новые информационные массивы этих отраслей и системы обязательного медицинского страхования, располагающего обширным информационным пространством на федеральном уровне. Из новых технологий заслуживает внимания несущая новые высокотехнологичные возможности системного многофакторного анализа имеющейся базы данных, например в виде системы OLAP (Online Analitical Processyng) или технологии оперативной аналитической обработки [34].<BR>В этом направлении для стоматологии представляет интерес и практическую ценность поэтапное внедрение разработанной ЦНИИС компьютерной системы ИПС «Стоматология» для управления стоматологической службой страны [4].<BR>8 ЦНИИС необходимо разработать и смонтировать единую общеинститутскую (включая клинику) компьютерную систему по типу ЛВС для управления всеми подразделениями института и ведения всей документации на электронных носителях. Научную библиотеку ЦНИИС необходимо переоборудовать на компьютерное оснащение с выходом в Интернет и компьютерной системой для патентного поиска.</P><P align=justify>Взаимодействие стоматологических учреждений в различных регионах страны может осуществляться по электронной почте и через Интернет, в том числе в виде конференц-связи.</P><P align=justify>Для этих целей целесообразно сайт ЦНИИС в Интернет преобразовать в специальный портал по типу лучшего в стране стоматологического портала www.stomat.ru в Санкт-Петербурге. Так же целесообразно по системе конференц-связи периодически проводить совещания, симпозиумы, конференции, выставки и другие мероприятия по обсуждению текущих и перспективных НИР и НИОКР по федеральному плану.</P><P align=justify>8. Стоматологическое образование. Национальный проект «Образование» (НПО). Структура НПО по своим основным положениям во многом сходна с НПЗ и содержит три основных раздела: 1) материально-техническое обеспечение учебных учреждений, включая помещения, учебное и научное оборудование, реактивы, материалы и т.п.; организация технопарков, повышение зарплаты преподавателям (докторам наук на 10,5 тыс. руб., кандидатам - на 3,5 тыс. руб.); для поощрения учебной и научной работы Минобразнауки Правительство и Президент РФ на конкурсной основе выделяют гранты; повышение стипендий студентам; 2) организационно-методические материалы и мероприятия и 3) интеллектуальный раздел, определяющий идеологию подготовки специалистов.</P><P align=justify>По разделу организационно-методических материалов (учебных программ, учебников и других учебно-методических материалов) необходимо учитывать поэтапное внедрение зарубежного опыта подготовки специалистов. В 1999 году страны Европейского сообщества подписали Болонскую декларацию, устанавливающую единую систему получения высшего образования и взаимное признание вузовских дипломов. В 2003 году к Болонской декларации присоединилась Россия.</P><P align=justify>Болонская декларация предусматривает (в рекомендательном порядке) единые стандарты и двухстепенное получение высшего образования - бакалавра и магистра, а также 7-балльную систему оценок знаний студентов.</P><P align=justify>Поскольку Болонская декларация носит рекомендательный характер, ряд стран (Германия, Франция, Италия и др.) настаивают на сохранении у себя традиционной подготовки студентов, особенно в области медицины, инженерных и других специальностей. Действительно, трудно себе представить применительно к медицине (включая стоматологию) систему подготовки бакалавров (4-летнее обучение) и магистров (5-6 лет) как первую ученую степень. Большинство высших медицинских учебных заведений сохраняет существующую систему медицинского образования в России по единой форме, естественно, на более высоком научно-техническом уровне.</P><P align=justify>9 марта 2007 года Правительство РФ по представлению Минобразнауки приняло постановление о введении 2- степенного образования (бакалавр и магистр). Но в медицинских вузах оставили существующую систему подготовки врачей по единой форме.</P><P align=justify>Болонская декларация также предусматривает определенные стандарты учебных программ по каждой специальности. Однако представляется важным, чтобы эти стандарты не ограничивали дальнейшее поступательное движение к совершенству и повышению качества высшего образования. Если рассматривать стандарты на учебные программы в социально-правовом отношении, то каждый стандарт есть не что иное, как регламентированная позиция - договор между личностью (обучаемым студентом, аспирантом), обществом и государством [17].</P><P align=justify>Заслуживает внимания опыт многих европейских и американских университетов по дополнительным видам образования. Например, в Гарвардском университете (Бостон, США) экономисты получают дополнительные виды образования по литературе и философии; филологи - по высшей математике и физике. Невольно возникает вопрос - для чего филологу нужна высшая математика? Оказалось, что она не лишняя. Некоторые математические методы (системный подход, системный, факторный, дисперсионный и другие виды математического анализа) оказываются незаменимыми для выявления общих закономерностей и особенностей авторского текста, его идентификации в спорных ситуациях и т.п. Вспомним яростные споры об авторстве «Тихого Дона» М.А. Шолохова и установление его идентичности с помощью аналитических математических методов еще до обнаружения оригинала рукописи. Одним из распространенных видов дополнительного образования является менеджмент во всех его вариантах и форматах, необходимый многим специалистам в условиях рыночной экономики независимо от основного вида образования.</P><P align=justify>8.1. Стоматологическое образование. За последние 10-15 лет уровень высшего стоматологического образования в стране резко понизился. Это относится как к теоретической, так и в основном практической подготовке стоматологов. Эти причины в основном связаны с ухудшением материально-технической базы, финансирования: на теоретических кафедрах не хватает современного оборудования, лабораторных животных, медикаментов, вспомогательных материалов и т.п.; на стоматологических кафедрах - те же проблемы. В итоге выпускник стоматологического факультета фактически не имеет практических навыков работы на современном оборудовании, с инструментами, медикаментами и материалами. Поэтому молодым врачам приходится как бы доучиваться уже на работе в поликлиниках. И хорошо если повезет с высококвалифицированными врачами, а если в поликлинике работают врачи, которые также недавно окончили учебу? И еще серьезная морально-этическая проблема: доучивание в поликлинике содержит элементы экспериментирования на больных; врач, недостаточно овладевший мануальными навыками, нарушает профессиональную ответственность и существенно повышает профессиональные риски при лечении больных. Отсюда имущественные санкции - иски пациентов на низкое качество лечения, особенно протезирования.</P><P align=justify>Создавшееся положение требует резкого повышения качества и эффективности стоматологического образования в России. Исходной программой<BR>является разработанная МГМСУ совместно с субординированными учреждениями концепция развития стоматологического образования в Российской Федерации [12].</P><P align=justify>В плане НПО в новых экономико-социальных условиях последипломного образования (в том числе платного) имеют существенное значение по крайней мере два основных условия: 1) в европейских и американских стоматологических вузах сроки обучения колеблются от 6 до 8 лет, и при этом врач, прошедший такую подготовку, на высоком профессиональном уровне полностью владеет всеми мануальными навыками; 2) уровень интеллектуальной подготовки; для хорошей работы руками нужна еще лучшая голова. Речь идет о подготовке специалистов в области инновационных, интеллектуальных, высоких технологий - hi-tech. И здесь главное не только овладение этими технологиями, но несколько более глубокое понимание формата -умение научить специалиста мыслить творчески и в сочетании с умением претворять интеллектуальный уровень мышления на практике. Задача не из легких, однако вполне решаемая, так как опыт показывает (см. выше о конкурсах на лучшего специалиста, раздел 2) - овладеть высоким уровнем профессии можно.</P><P align=justify>К проблемам интеллектуальной подготовки относится и обучение основам науковедения (наука о науке), обширные возможности которого распространяются не только на решение исследовательских научных задач, но и необходимы для практикующих врачей; например, методики поиска и работы с литературой, особенно по новым технологиям, в том числе работа с патентной литературой, работа в Интернете, в первую очередь на стоматологических порталах, содержащих обширные данные, необходимые для обучения студентов, повышения квалификации и специализации врачей, учебные материалы, новые методики и т.п.</P><P align=justify>В медицинских вузах стандарты на обучение находятся в прямой коррелятивной зависимости от стандартов на способы диагностики, профилактики и лечения заболеваний, так как студенты овладевают ими в процессе обучения. По мнению известного специалиста в области психологии профессора А.Г. Асмолова (заведующего кафедрой психологии личности МГУ, ранее работавшего заместителем министра образования РФ), оба вида стандартов не должны ограничивать самосовершенствование студентов, а предусматривать возможность их творческого роста, развитие их способностей творить, созидать и прививать качество непрерывного обучения. Здесь приходит на память известный тезис В.И. Ленина «Учиться, учиться и еще раз учиться» (в народном обиходе конец этого тезиса звучал так: «и всю жизнь учиться»). Приходится соглашаться, что данный тезис материалистически вполне правомерен и стандарты должны прививать у обучаемых чувство непрерывного самосовершенствования. Отсюда можно считать, что стандарт -это не минимум знаний или способов, методов специалитета, а умение творческого поиска решения задач.</P><P align=justify>В разработке высокотехнологичных технологий огромную роль играют математические науки как основа этих разработок, особенно в информатике, в том числе виртуальных технологиях. Поэтому преподавание математики, в том числе в медицинских (включая стоматологию) вузах приобретает исключительно большое значение. Математика входит в обязательную программу биологических факультетов университетов, а также в программу медицинского факультета МГУ. Более того, она совершенствуется и развивается в средней школе. Известный математик из МГУ Е.А. Бунимович специально для учащихся старших классов средних общеобразовательных школ подготовил и издал теорию относительности А. Эйнштейна в адаптированном формате.<BR>Математические методы также широко применяются в медицине (включая стоматологию) для сетевого планирования НИОКР, факторного, системного, дискриминантного и других видов анализа для объективной оценки результатов НИОКР [22], а также в клинике для оценки лечения стоматологических заболеваний.</P><P align=justify>Применение математических методов в стоматологии зародилось достаточно давно: еще в 1946 году был удостоен Государственной премии за разработку математических методов планирования пластики лица известный российский стоматолог член-корр. РАМНА.А. Лимберг[13].</P><P align=justify>Позднее А.Н. Балашов, А.Г. Колесник, А.И. Матвеева и их ученики, С.Д. Шварц и другие стоматологи успешно использовали математические методы (включая компьютерные) в планировании конструкций зубных протезов различного вида, в том числе при тяжелых нарушениях прикуса и зубных рядов. [3, 22].</P><P align=justify>Наряду с высоким уровнем специальной (узкой) подготовки -специализации - необходимо обеспечивать адекватный высокий уровень общей гуманитарной и интеллектуальной подготовки стоматологов, в том числе по терапевтическим, смежным и общемедицинским специальностям.</P><P align=justify>В современных условиях развития науки и техники уровень подготовки специалистов через аспирантуру очевидно необходимо существенно улучшить. На заседании Госсовета РФ 17.10.2006 года лауреат Нобелевский премии, директор Физического института (Санкт-Петербург), академик Ж.И. Алферов предложил существенно реформировать аспирантуру, в основном за счет высокого качества как специальной, так и общей подготовки с увеличением срока обучения до 4-5 лет.</P><P align=justify>Значительным недостатком руководящих кадров учебных и лечебных учреждений в стоматологии (ректоры, директоры, проректоры, заместители по научной и лечебной работе, главные врачи стоматологических поликлиник и их заместители по лечебной работе и т.п.) является отсутствие профессиональной подготовки на современном уровне, а именно в области менеджмента (принципы, методы, средства и формы управления деятельностью коллективов) для повышения эффективности их работы во всех разделах: организационная, лечебная, научная работа, финансовая деятельность (получение прибыли от хоздоговорных сверхнормативных форм лечебной помощи и т.п.). Лишь очень небольшая часть указанных выше организаторов стоматологической службы проходит усовершенствование и специализацию в академиях последипломного образования и т.п. Отсюда - невысокий уровень организации стоматологической помощи во всех ее разделах.</P><P align=justify>В отношении приобретения мануальных навыков при овладении студентами способами профилактики и лечения, особенно трудных, сложных заболеваний, требующих высокого уровня навыков, в перспективе имеется вероятный выход из этого затруднительного положения. Для этого разрабатывается компьютерный тренажер на уровне виртуальных компьютерных технологий, эскизный технический проект которого уже разработан. Сущность функционирования этого тренажера заключается в возможности в режиме виртуальных технологий осуществлять, например, такие сложные процессы, как прохождение и обработка корневых каналов, пломбирование зубов под визуальным контролем, вскрытие гайморовой пазухи, некоторые виды костно-пластических операций. При этом ценно то, что при управлении таким тренажером с помощью джойстика оператор не только визуально на мониторе компьютера контролирует свои манипуляции, но и вполне реально ощущает, например, силу нажатия скальпеля на ткани, сопротивление дентина корня зуба при его обработке и т.п., то есть вполне реально соизмеряет свои виртуальные действия, при этом исключено экспериментирование на больных [23].</P><P align=justify>8.2. Подготовка научных кадров через аспирантуру и докторантуру.</P><P align=justify>Печальным фактом является сокращение численности российских ученых за последние 10 лет на 18% - до 813 тыс. человек. Резко вырос средний возраст ученых. Средний возраст кандидатов наук составляет 53 года, докторов наук - 61 год. В науку приходят лишь 1,5-2% выпускников вузов, из которых только 20-30% защищают кандидатские диссертации. Кстати, в ведущих стоматологических учреждениях страны МГМСУ и ЦНИИС большинство руководителей кафедр, лабораторий и отделений перешагнуло пенсионный возраст, и, что особенно печально, среди них нет достойной замены на уровне докторов наук. Более того, отмечены отдельные случаи необоснованного сдерживания подготовки докторов наук и предоставления им адекватных должностей. Поэтому подготовка научных кадров в стоматологии как по числу, а главное по качеству, является одной из первоочередных задач стоматологии.</P><P align=justify>Специально проведенный системный анализ работы стоматологической службы России показал, что возникла реальная необходимость введения в программу подготовки аспирантов и докторантов комплекса современных научно-учебных дисциплин: 1) высшая математика; 2) информационные (компьютерные) технологии; 3) науковедение; 4) основы рыночной экономики; 5) система страховой медицины (ОМС и ДМС); 6) менеджмент (применительно к стоматологии) [20].</P><P align=justify>Введение указанного комплекса обусловлено постоянным использованием и непрерывным совершенствованием высокотехнологичных (наукоемких) технологий по диагностике, профилактике и лечению стоматологических заболеваний и, соответственно, разработкам новых типов оборудования, инструментов и материалов, в том числе с применением информационных технологий. Проведение научных и опытно-конструкторских работ основано на использовании методов современного науковедения, обусловливающего высокую эффективность и надежность получения научной информации (результатов) для последующего внедрения в широкую клиническую практику. Углубленное знание рыночной экономики и страховой медицины, организация широких клинических мероприятий, таких как диспансеризация, профилактика стоматологических заболеваний, требуют знания современных управленческих технологий в рамках менеджмента.</P><P align=justify>Вполне очевидно, что дальнейшим этапом введения в систему подготовки аспирантов указанных выше дисциплин будет введение их в программы подготовки студентов, усовершенствования и специализации врачей и преподавателей на стоматологических факультетах. И сейчас уже имеются первые успешные шаги в этом направлении. Например, в МГМСУ, на стоматологических факультетах медицинских академий и академий последипломного образования Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Воронежа и других учреждений образованы кафедры экономики, информатики и других общеобразовательных дисциплин; для студентов и аспирантов проводят лекции и практические занятия.</P><P align=justify>В конце 2006 года Минобразнауки внесло в Государственную думу предложение об обязательном 11-летнем школьном образовании, основанном на расширении современных отраслей науки и техники, требующих подготовки молодежи в рамках обязательного школьного образования как начального этапа и последующего профессионального обучения в вузах, лицеях.</P><P align=justify>8.3. Совершенствование планирования и подготовки диссертаций.<BR>Необходимо коренным образом упорядочить планирование диссертаций. К настоящему времени в основном это отрывочные темы, удовлетворяющие интересы отдельных подразделений и научных руководителей.</P><P align=justify>Необходимо планировать широкие комплексные исследования экспериментально-лабораторного, лаборатор-но-клинического характера и т.п., в том числе одновременные комплексные исследования на одних и тех же животных, пациентах, чтобы диссертации готовились на уровне сетевого планирования для решения неотложных кардинальных проблем и требований проведения. Такого рода исследования могут разрешать проблемные задачи с выходом в широкую клиническую практику. Научный совет по стоматологии должен привлекать субординированные научные учреждения страны по многолетнему перспективному плану развития стоматологии, с участием специалистов основных стоматологических и экспериментально-теоретических дисциплин. Должны быть задействованы не только стоматологические кафедры, но и ЦНИЛы ведущих стоматологических факультетов (медицинских академий, университетов и т.п.), также ряда научных учреждений системы РАМН и РАН и отраслевых научных учреждений на договорных началах.</P><P align=justify>9. Усовершенствование и специализация врачей-стоматологов и преподавателей. В связи с необходимостью значительного расширения усовершенствования и специализации врачей-стоматологов и преподавателей стоматологических факультетов в ЦНИИС следует разработать с участием РМАПО и МГМСУ специальную программу, предусматривающую овладение врачами и преподавателями современными высокими технологиями.</P><P align=justify>В основу совершенствования стоматологического образования в стране может быть положена «Концепция совершенствования стоматологического образования в России» (1999), одобренная Коллегией Минздрава [12].</P><P align=justify>Одной из важных задач подготовки кадров является усовершенствование, специализация, в первую очередь преподавателей медицинских академий последипломного образования, стоматологических факультетов и ФПК медицинских академий и университетов и врачей-стоматологов стоматологических ЛПУ всех уровней, включая врачей негосударственных стоматологических ЛПУ. Ибо, как указано выше (см. раздел 1), приобретение современного высокотехнологичного оборудования, аппаратуры и внедрение новых технологии потребует их грамотной и эффективной методически и экономически эксплуатации, последовательной модернизации и замены на вновь разрабатываемые модели и образцы.</P><P align=justify>Для стимуляции повышения качества образования и разработки наукоемких высокотехнологичных НИОКР Минобразнауки и Правительство РФ<BR>поэтапно будут переводить работу образовательных, научных и объединенных образовательно-научных учреждений на новую форму совершенствования в виде единой триады: образование, наука и бизнес. Включение в указанную систему бизнеса планируется как материально-финансовая основа развития образования и науки. Участие бизнеса предполагается в форме привлечения инвесторов и спонсоров для финансирования НИОКР с отчислением части прибыли в пользу указанных участников разработок. При этом часть прибыли также будет отчисляться на дальнейшее развитие НИОКР в основном в виде высоких технологий, реализация которых в практику в виде патентов, ноу-хау и других форм внедрения обеспечит финансовую основу разработок НИОКР.</P><P align=justify>К сожалению, в учебной части ЦНИИС и его подразделениях, проводящих обучение врачей и преподавателей вузов, нет учебных программ по каждому разделу стоматологии; получается, что обучение проходит как бы вприглядку. Поэтому необходимо в самые сжатые сроки разработать и утвердить такие программы в двух вариантах: для курсового (циклового) обучения, проведения семинаров и индивидуального обучения на рабочих местах.</P><P align=justify>9.1. Дистанционная система телемедицины для оказания диагностической помощи периферийным ЛПУ и обучения врачей (повышение квалификации, специализация и т.п.) и преподавателей стоматологических факультетов, а также проведение различных видов конференц-связи с субординированными стоматологическими учебными и лечебными учреждениями [9, 18, 21].</P><P align=justify>Поскольку оборудование системы телемедицины требует значительных инвестиций и эксплуатационных расходов, возможно в первом варианте оборудовать эту систему на кооперативных началах совместно ЦНИИС, МГМСУ и РМАПО (стоматологический факультет).</P><P align=justify>Необходимо восстановить в ЦНИИС компьютерный учебно-тренажерный комплекс («Стоматология», №6/1998) для обучения врачей, аспирантов, ординаторов по разработанному ЦНИИС экспресс-методу на основе профессиональных мотиваций. Аналогичные тренажерные комплексы также целесообразно организовать на стоматологических факультетах страны.</P><P align=justify>Заключение. Национальные проекты «Здоровье» и «Образование» поставили перед российской стоматологией целый ряд довольно сложных и трудных, но вполне решаемых задач по реализации основных положений этих проектов.</P><P align=justify>Комплекс этих задач можно рамоч-но определить по следующим позициям: 1) обеспечение высокого качества стоматологической помощи на уровне мировых стандартов; отсюда: 2) применение высокотехнологичных методов диагностики, профилактики и лечения стоматологических заболеваний; 3) овладение стоматологами и зубными техниками указанными технологиями путем специального обучения -повышение квалификации и специализации; 4) обеспечение стоматологических ЛПУ современным оборудованием, медикаментами и материалами; 5) обеспечение высокого уровня стоматологического образования на всех уровнях - обучение студентов, ординаторов, аспирантов, зубных техников и преподавателей стоматологических учебных учреждений.</P><P align=justify>Указанные задачи не только вполне доступны - в настоящее время они успешно решаются в отдельных группах стоматологических ЛПУ: 1) государственной формы собственности стоматологические ЛПУ для оказания помощи сотрудникам государственных структур - от администраций городов и губерний вплоть до Правительства и Президента страны; 2) ведомственные ЛПУ корпоративных учреждений (от фирм до крупных корпораций и т.п.) и, наконец, 3) ЛПУ негосударственной формы собственности. Здесь необходимо уточнить, что в частных ЛПУ высокое качество стоматологической помощи определяется не формой собственности, а именно ее высоким уровнем, определяемым материально-техническим и кадровым обеспечением.</P><P align=justify>И, наконец, с учетом изложенных выше позиций можно уверенно полагать, что поставленные в национальных проектах задачи могут решаться поэтапно, по мере обеспечения всех их составляющих.</P><P align=justify>Очевидно, что имеются другие институции представления и пути реализации национальных проектов «Здоровье» и «Образование» в российской стоматологии, и это вполне адекватно, так как творческий подход к решению любой проблемы предполагает альтернативные варианты решения возникающих проблем. Безусловно, что критерием избранных путей и средств решения этих проблем будет их максимально эффективный положительный результат, ибо прогресс предусматривает развитие от менее совершенного к более совершенному как метод выбора из «дерева целей».</P><P align=justify>Литература<BR>1. Алимский А.В., Прохончуков А.А., Жижина Н.А. и др. Мониторинг эпидемиологии стоматологических заболеваний // Медицинская информатика накануне XXI века. СПб., 1997, с. 54-56.<BR>2. Аргументы и факты. 2006, №25, с. 13.<BR>3. Балашов А.Н. Систематика и прогнозирование в стоматологии. Дисс. ... докт. мед. наук. М., 1992.<BR>4. Безруков В.М., Прохончуков А.А. Программа информатизации стоматологической службы России // Стоматология, 1995, №5, С. 7-25.<BR>5. Безруков В.М., Прохончуков А.А. Автоматизированная компьютерная система управления стоматологической поликлиникой // Стоматология, 1996, №4, с. 61-65.<BR>6. Безруков В.М., Прохончуков А.А. Интеллектуальная собственность в условиях рыночных отношений и страховой медицины // Стоматология, 1997, №2, с. 54-58.<BR>7. Жижина Н.А., Прохончуков А.А. Патогенетическое значение факторов риска в диагностике и лечении стоматологических заболеваний // Материалы VIII ежегодного научного форума «Стоматология 2006». М., 2006, с. 22-25.<BR>8. Захарьин Г.А. БМЭ, 3-е изд., 1978, т. 8, С. 341-342.<BR>9. ИТ-новости. Индия выводит на орбиту медицинский спутник // Врач и информационные технологии, 2004, №3, с. 73.<BR>10. Красильников И.А., Петров Е.И., Боровикова Н.А. и др. Опыт использования скан-карт при массовых медицинских обследованиях (на примере диспансеризации детей Санкт-Петербурга) // Врач и информационные технологии, 2004, №3, с. 48-53.<BR>11. Кулаков А.А., Шестаков ВТ., Андреева С.Н. О формировании системы управления качеством в стоматологии // Материалы VIII ежегодного научного форума «Стоматология 2006». М., 2006, с. 4-8.<BR>12. Леонтьев В.К., Максимовская Л.Н., Леонова Л.Е. Концепция подготовки врачей-стоматологов // Тр. VII Всероссийского съезда стоматологов. М., 2001, С. 251-257.<BR>13. Лимберг А.А. Математические основы местной пластики на поверхности человеческого тела. Л., 1946.<BR>14. Московский комсомолец. №85 от 20.04.2006 г., с. 2.<BR>15. Московский комсомолец. №95 от 03.05.2006 г., с. 7.<BR>16. Московский комсомолец. №134 от 21.06.2006 г., с. 2.<BR>17. Московский комсомолец. №263 от 20.11.2006 г., с. 9.<BR>18. Приказ Минздрава РФ №344 от<BR>27.08.2001 г. «Об утверждении концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и план ее реализации».<BR>19. Приказ Минздрава РФ №73 от<BR>05.03.2002 г. «О создании единой системы информатизации в здравоохранении».<BR>20. Прохончуков А.А. Методические и методологические проблемы стоматологии. Планирование и программирование научных исследований // Стоматология, 1970, №1, с. 51-59; №2, с. 32-36.<BR>21. Прохончуков А.А. Долгосрочная целевая программа разработки автоматизированных компьютерных систем нового поколения для диагностики, профилактики и лечения стоматологических заболеваний // Стоматология, 1991, №5, С. 4-8.<BR>22. Прохончуков А.А. Итоги и перспективы применения математических методов и вычислительной техники в стоматологии // Стоматология, 1999, №4, с. 67-70.<BR>23. Прохончуков А.А. Основные направления развития информатизации здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования на 1999-2002 гг. и задачи стоматологической службы России // Стоматология, 1999, №5, С. 58-67.<BR>24. Прохончуков А.А. Лазеры в стоматологии - 40 лет // Известия ЦНИ-ИС, 2003, №10, с. 1-2.<BR>25. Прохончуков А.А. Стоматология: факторы риска взаимосвязаны // Медицинский вестник, 2006, №23/24, с. 23.<BR>26. Прохончуков А.А. Возможности стоматологии в реализации Национального проекта «Здоровье» // Материалы VIII ежегодного научного форума «Стоматология 2006». М., 2006, с. 35-40.<BR>27. Прохончуков А.А. Технопарки как одна из современных эффективных форм разработки инновационных высокотехнологичных технологий в стоматологии в рамках Национального проекта «Здоровье» // Материалы VIII ежегодного научного форума «Стоматология 2006». М., 2006, с. 41-44.<BR>28. Прохончуков А.А., Вагнер В.Д. Задачи информатизации (компьютеризации) стоматологический службы России на период до 2010 г. // Тр. VIII съезда Стоматологической ассоциации России. М., 2003, с. 30-34.<BR>29. Прохончуков А.А., Жижина Н.А., Вагнер В.Д. и др. Задачи информатизации стоматологической службы России в системе Национального проекта «Здоровье» // Материалы VIII ежегодного научного форума «Стоматология 2006». М., 2006, с. 44-46.<BR>30. Российская газета. №294 от<BR>29.12.2005 г., с. 3.<BR>31. Российская газета. №2 от<BR>12.01.2006 г., с. 4.<BR>32. Российская газета. №6 от 17.01.2006 г., с. 1.<BR>33. Рыбаков А.И., Ермолаев И.И., Прохончуков А.А. и др. Прогнозирование важнейших направлений по стоматологии на 15-20 лет. М., 1971.<BR>34. Стародубов В.И., Путин М.Е., Пачин М.В. К вопросу создания отраслевого единого информационного пространства // Врач и информационные технологии, 2004, №3, с. 4-8.<BR>35. Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации об этических принципах врачей (с поправками 1975,1989, 1996 и 2000 гг.). Хельсинки, 1964.<BR></P></p><p><hr align=center width=90% size=1></p><p><i>Источник: www.dentoday.ru</i></p> <ul> <li><a href='/vsestati/adolf-ivanovich-kirsanov-70-let-so-dnya-rojdeniya'>Адольф Иванович Кирсанов: 70 лет со дня рождения</a></li> <li><a href='/vsestati/sozrevanie-эmali-zuba'>Созревание эмали зуба</a></li> <li><a href='/vsestati/kliniko-morfologicheskaya-otsenka-эffektivnosti-desensitayzera-dsense-crystal-pri-lechenii-giperestezii-tverdh-tkaney-zubov'>Клинико-морфологическая оценка эффективности десенситайзера dsense crystal при лечении гиперестезии твердых тканей зубов</a></li> <li><a href='/vsestati/nurofen-(nurofen)'>Нурофен (Nurofen)</a></li> <li><a href='/vsestati/stomatologicheskie-ustanovki-taurus-kompanii-shinhung'>Стоматологические установки Taurus компании Shinhung</a></li> <li><a href='/vsestati/3-y-oblastnoy-konkurs-«luchshiy-vrach-moskovskoy-oblasti-2005»'>3-й областной конкурс «Лучший врач Московской области-2005»</a></li> <li><a href='/vsestati/konferentsiya-po-terapevticheskoy-stomatologii-0'>Конференция по терапевтической стоматологии</a></li> <li><a href='/vsestati/novy-vzglyad-na-vechnuyu-problemu-individualny-podhod-k-lecheniyu-kariesa-s-razlichnoy-stepenyu-aktivnosti'>Новый взгляд на вечную проблему. Индивидуальный подход к лечению кариеса с различной степенью активности</a></li> <li><a href='/vsestati/stomatologicheskie-ustanovki-predpriyatiya-ooo-«stomэl-k»-1'>Стоматологические установки предприятия ООО «СТОМЭЛ-К»</a></li> <li><a href='/vsestati/profilakticheskie-meropriyatiya-dlya-vyavleniya-i-svoevremennoy-korrektsii-zubochelyustnh-anomaliy-u-detey-v-rannem-vozraste'>Профилактические мероприятия для выявления и своевременной коррекции зубочелюстных аномалий у детей в раннем возрасте</a></li> </ul>