Фотография стоматолога из Москвы

Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве

Рекомендация


Студентам

Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта

Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно


Редактировать статью?!

Скачать статью в формате PDF


Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)


Категории статей

Материалы Научно-практической конференции «Управление качеством в стоматологии – медицинские, юридические и экономические аспекты»

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
Управление и контроль качества стоматологической помощи
Зам. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, к.м.н. СЕРЕГИНА Ирина Федоровна
Фрагменты выступления на конференции в ЦНИИ Стоматологии 18 мая 2006 года
Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ

В Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ значительное внимание уделено повышению качества медицинской, в т.ч. стоматологической, помощи.

Данные зарубежной статистики из доклада Института медицины (IOM) «Объект ошибки – человек. Создание безопасных систем здравоохранения», 2000 год: «В США ежегодно от медицинских ошибок умирает около 100 000 пациентов, национальные потери составляют порядка 30 млрд. $.

Сколько пациентов умирает в России? – вопрос риторический.

Качество – степень соответствия характеристик продукта назначенным требованиям (Международный стандарт качества ISO 9000).

Качество медицинского лечения также должно оцениваться в процессе его оказания (точки контроля – на входе, в процессе и на выходе процесса лечения).

Качество услуги – степень соответствия характеристик услуги назначенным требованиям (Международный стандарт качества ISO 9000).

Качество медицинской помощи определяется совокупностью признаков медицинских технологий, правильностью их выполнения и результатами их проведения.

Некачественное оказание медицинской помощи – оказание медицинской помощи с нарушением медицинских технологий и правильности их проведения.

Контроль качества медицинской помощи направлен на обеспечение прав пациентов на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадровых и материальнотехнических ресурсов здравоохранения.

Характеристики качества медицинской помощи:

- безопасность;

- клиническая эффективность;

- экономическая эффективность;

- своевременность;

- равенство вне зависимости от места жительства, национальности и доходов;

- участие пациента.

Составляющие системы управления качеством

1. Нормативная база (включает Федеральные законы РФ. Приказы МЗ и СР РФ).

2. Планирование заданного уровня качества: показатели и индикаторы.

3. Механизм обеспечения качества (включаются: структура здравоохранения РФ; квалификация кадров (образование, сертификация); медицинские технологии, основанные на принципах доказательной медицины; участие пациента; достаточное финансирование).

4. Мониторинг параметров и контроль.

Между составляющими системы управления качеством осуществляется обратная связь и улучшение.

Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (п. 2, глава 1 Закона № 184ФЗ «О техническом регулировании»).

Приложение к приказу № 363/77:

- Положение о системе ведомственного контроля медицинской помощи (КМП) в учреждениях здравоохранения РФ;

- Положение о системе вневедомственного контроля КМП в РФ;

- Положение о внештатном медицинском экспорте.

Выявляемые в настоящее время нерезультативные виды контроля КПМ в субъектах РФ:

1. Контроль ради контроля.

2. Контроль от случая к случаю.

3. Контроль-проформа.

Закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 № 45-ФЗ).

Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются правила выполнения работ или оказания услуг.

Три вида контроля:

1. предварительный (предупредительный) контроль (лицензирование);

2. текущий контроль (мониторинг и экспертиза КМП);

3. заключительный контроль (обеспечивает оценку деятельности и управленческих решений).

Целью предупредительного контроля является определение возможностей медицинского учреждения или физического лица оказывать заявленные виды медицинской помощи, а также соответствия их деятельности установленным стандартам.

Предупредительный контроль призван оценить качество и уровень безопасности работы медицинского учреждения для пациента до получения им разрешения на оказание медицинских услуг населению.

Лицензирование

- Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Фактически, лицензирующие органы являются системой контроля обеспечения качества стоматологической помощи.

- Лицензирование – выдача государственного разрешения (лицензии) на занятие определенными видами медицинской, медико-образовательной и медицинской вспомогательной, в том числе медико-технической деятельностью.

- Цель лицензирования – оценка возможности оказания заявителями различных видов медицинской помощи населению, формирование и развитие рынка медицинских услуг.

Номенклатура работ и услуг по оказанию стоматологической помощи приведена в Приложении 1 к Приказу МЗ РФ от 26.07.2002 № 238.

- Лицензирование медицинской деятельности носит разрешительный характер.

- Лицензированию подлежат все стоматологические учреждения независимо от форм собственности. Такое разрешение позволяет учреждению заключать договор с медицинской страховой компанией на оказание помощи по программам страхования, получая от нее соответствующую оплату услуг, предоставленных застрахованным лицам.

- В целях проведения единой государственной политики в области лицензирования отдельных видов деятельности и обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства Правительством РФ был принят Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

- Порядок ведения лицензионной деятельности медицинскими учреждениями (предприятиями) регламентирован Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 № 499 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» и Приказом МЗ РФ от 26.07.2002 № 238 «Об организации лицензирования медицинской деятельности».

При проведении проверки соблюдения лицензионных требований и условий анализу подвергаются:

- учредительные документы;

- права использования занимаемых помещений;

- организация санитарно-эпидемиологического режима;

- организация противопожарной безопасности;

- личные дела персонала, состояние работы с кадрами; документы по порядку допуска специалистов к профессиональной деятельности, охране труда и технике безопасности.

Проверка копий документов об образовании, специализации (количество часов), сертификации каждого сотрудника медицинской организации:

- Приказ Минздравмедпрома РФ от 19.12.94 № 286 «Об утверждении Положения «О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности»;

- Приказ Минзравмедпрома РФ от 17.11.95 № 318 «О положении о квалификационном экзамене на получение сертификата специалиста»;

- Приказ МЗ РФ от 19.08.97 № 249 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского фармацевтического образования».

Основные методы текущего контроля качества стоматологической помощи:

- мониторинг соблюдения стоматологическими медицинскими учреждениями лицензионных условий и требований;

- мониторинг показателей КСП – качества стоматологической помощи (индикаторов);

- экспертиза КСП.

Временные индикаторы КМП разрабатываются на основе фактических данных, получаемых по результатам экспертного исследования КМП, включая расчетные показатели КМП и статистические данные о типичных врачебных ошибках.

Факторы, влияющие на степень реализации и эффективность управленческого решения по улучшению КМП в медицинском учреждении (% к итогу):

- материально-технологические и др. ресурсы: 30-35%;

- 70-75% приходится на:

• разработку организационно-распорядительных и нормативных документов,

• организацию взаимодействия служб ЛПУ,

• целевое повышение квалификации врача.

Экспертиза – рассмотрение, исследование чего-либо специалистами для правильной оценки чего-либо, заключения и т.д. (Толково-словообразовательный словарь).

При проведении проверки КСП анализу подвергаются:

- наличие лицензий и приложений к ним;

- организация работы с лекарственными средствами;

- обращения граждан по поводу неудовлетворительного оказания медицинской помощи;

- качество разработанных должностных инструкций (задачи, права, обязанности, степень ответственности);

- выполнение должностных инструкций;

- план повышения квалификации сотрудников предприятия или учреждения.

К основным факторам, определяющим КСП, относятся:

- материально-техническое и лекарственное обеспечение;

- техническая оснащенность рабочего места специалистов;

- состояние эргономики и внедрение в практическую современных технологий.

Материально-техническое обеспечение

Оценке и анализу подвергаются:

- состояние используемой стоматологической рентгенологической и другой аппаратуры, ее качество, адекватности и соответственно современному техническому уровню;

- возможность качественного технического обслуживания медицинской аппаратуры (наличие договоров на техническое обслуживание, ремонт, монтаж и т.д.);

- свидетельства о государственной регистрации медицинской аппаратуры, сертификаты соответствия или регистрационные удостоверения, гигиенические сертификаты, технические паспорта, акты о вводе аппаратуры в работу, инструкции и инструктажи по технике безопасности.

Лекарственное обеспечение (ЛО)

- При анализе ЛО обращается внимание на наличие паспортов и сертификатов соответствия на медикаменты, пломбировочные и зубопротезные средства.

- Подробной тщательной проверке подвергается уровень лекарственного обеспечения, наличие договоров с аптеками.

- Анализируются сроки годности, правила сохранения медикаментов.

- Контролируется содержание и качество аптечки первой медицинской помощи, аптечки «АнтиСПИД», «Анти-гепатит».

Проверка обеспечения медицинской организации медицинской учетно-отчетной документацией и качества ее ведения.

Порядок поэтапного введения унифицированных форм первичной учетной документации определен:

- Приказом МЗ СССР от 04.10.80 № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения» (с последующими изменениями от 16.05.83, 19.11.84, 15.04, 24.07, 05.09.85, 05.09, 08.09.88, 10.08.93, 03.07.95, 25.02.98, 05.10 и 07.10.98);

- Постановлением Правительства РФ от 08.07.97 № 835 «О первичных учетных документах»;

- Постановлением Госкомстата РФ от 10.10.97 № 71а «Об утверждении унифицированных форм по учету труда и оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».

По итогам проведенной экспертизы объема и качества медицинской помощи в стоматологических организациях различных форм собственности составляется АКТ, в котором отражаются результаты оценки и анализа, а также выявленные нарушения.

АКТ проверки объема и качества медицинской помощи

- Нарушение медицинских технологий при оказании стоматологической помощи;

- Организация санитарно-эпидемиологического режима;

- Организация противопожарной безопасности;

- Ведение медицинской документации при оказании стоматологической помощи;

- Состояние работы с кадрами;

- Охрана труда;

- Материально-техническое обеспечение:

• Состояние используемого оборудования;

• Договора на техническое обслуживание, ремонт, монтаж.

- Лекарственное обеспечение:

• Сертификаты соответствия на медикаменты, пломбировочные материалы и зубопротезные средства;

• Договора с аптеками;

• Сроки годности и правила хранения медикаментов.

- Документы, подтверждающие прохождение специалистами первичной и последующей специализаций, повышения квалификации:

- Не реже одного раза в 5 лет;

- Наличие специалистов, не прошедших профессиональную подготовку.

Качество стоматологической услуги можно считать надлежащим, если:

1. Выполнены условия договора о качестве услуги (п. 1).

2. Отсутствуют условия договора о качестве, отсутствует извещение потребителем исполнителя о конкретных целях договора, но услуга пригодна для целей, для которых она обычно используется (п. 2);

3. Отсутствуют условия договора о качестве, но услуга соответствует конкретным целям, о которых потребитель поставил в известность исполнителя при заключении договора (п. 3);

4. Исполнителем выполнены обязательные требования к качеству услуги, установленные законами или в установленном ими порядке, в частности стандартами (п. 5) (ст. 4 Закона «О защите прав потребителей»).

Основные принципы реализации системы контроля КМП

- Организация системы основана на принципах.

- Ориентация на потребителей – основа деятельности системы.

- Единство терминологии методов оценки КМП на всей территории РФ.

- Ответственность каждого субъекта Системы и оценка его деятельности по непрерывному улучшению КМП в соответствии с разработанными критериями.

- Система управления качеством как элемент системы управления здравоохранением (в целом), часть общего менеджмента здравоохранения.

- Доступность информации о результатах деятельности Системы для всех ее участников и потребителей медицинских услуг.

- Учет имеющихся отечественных и международных стандартов в области КМП.

- Учет обратной связи от лечебно-профилактических учреждений, принятых управленческих решений и надзора за их адекватностью и исполнением.

- Открытость системы для последующего развития и способность ее к совершенствованию и расширению.

- Наличие специальных знаний и опыта у медицинского персонала и формирование его мотивации на непрерывное улучшение КМП.

- Соблюдение и защита конфиденциальности информации о состоянии здоровья пациента.

Необходима заинтересованность общества в управлении КАЧЕСТВОМ медицинской помощи, основанном на принципах:

- информированности;

- заинтересованности в быстром выздоровлении;

- заботы о сохранении здоровья.

Материал подготовила
Галина МАСИС

 


Источник: www.dentoday.ru