Рекомендация
Студентам
Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта
Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно
Редактировать статью?!
Скачать статью в формате PDF
Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)
Категории статей
Чемпионат профессионального мастерства – это всегда учеба и обмен опытом
Время летит с неимоверной скоростью. Кажется, еще только вчера прошел очередной Чемпионат профессионального мастерства ассоциации гигиенистов стоматологических г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а уже пролетел целый год. Мы снова готовимся к очередному чемпионату, который уже по традиции, у нас проходит в конце мая. Первоначально было крайне сложно определиться с периодом проведения Чемпионата, что совсем не удивительно, ведь у нас в городе, как и по всей России, проходит большое количество стоматологических мероприятий. Если посещать их все, то времени на работу не останется. Однако ходить на эти мероприятии надо и участвовать в них надо. Это все учеба, это совершенствование своих знаний и умений, освоение новых технологий. Ведь уже недалек тот день, когда будут аккредитовываться не клиники, а специалисты по различным новым технологиям, что и будет определять объем работы, которую они вправе выполнять. Подобные мероприятия позволяют специалисту быть в курсе тех новинок, которые появляются в специальности постоянно. Они позволяют определить, что хорошо, что плохо, как следует правильно построить свою работу, чтобы максимально улучшить лечение наших пациентов. Это тем более важно, так как молодой специалист старается больше уделять внимания новым технологиям, чем совершенствовать свои мануальные навыки, деонтологию и методы общения с пациентом. А это далеко не лучший подход к лечению больного. На первом месте должно быть СЛОВО. Именно от общения с вами, специалистами широкого или узкого профиля, пациенту должно стать легче. Если этого не произошло, то и роль любой самой суперсовременной технологии, будет сомнительной. Вначале СЛОВО, а уже потом ДЕЛО. От слова к делу – наиболее правильный путь врачевания больного. Без взаимопонимания пациента и медицинского работника нельзя добиться успешного лечения. Самое главное, что должен усвоить молодой специалист: мы лечим человека, а не болезнь. Характер течения болезни зависит от общего состояния организма, от настроения больного, от его окружения, воздействия стресса и прочих составляющих. Все эти внешние и внутренние факторы должен учитывать специалист при составлении плана лечебных мероприятий.
Жеребьевка
Точно также и при проведении Чемпионата профессионального мастерства мы уделяем особое внимание тому, как гигиенист общается с пациентом, как разговаривает, какие дает рекомендации и т. д. Ведь когда вводилась эта специальность, подразумевалось, что в первую очередь гигиенист стоматологический будет заниматься санитарно-просветительной работой. Сегодня получается, что все они с остервенением впиваются в зубной камень и знай себе его «шкрябать». На самом деле, это не единственное и далеко не самое главное их занятие. Но как показывает практика, общаться с пациентом не так-то просто. Это вам не беседа на отвлеченные темы, а мотивация человека на здоровый образ жизни. К каждому пациенту должен быть свой подход. Здесь нет трафаретов. В одном случае через здоровый образ жизни – к стоматологическому здоровью. В другом случае, наоборот. Существует масса приемов для мотивации пациента, но главное – научить его соблюдать гигиенические мероприятия постоянно, регулярно, каждодневно и на протяжении всей жизни. Подбор средств гигиены, конечно, надо проводить, однако для начала необходимо приучить человека осуществлять гигиеническую процедуру ежедневно и несколько раз в день. Вначале пусть просто привыкнет осуществлять эти мероприятия. Когда мы добьемся базовых умений, тогда можно переходить к следующему этапу – разработке конкретного плана индивидуальных гигиенических мероприятий с учетом стоматологического статуса конкретного пациента.
А как мы чистим зубы?
Все эти мероприятия требуют не только мануальных навыков, но и теоретических знаний. Для С.Б. УЛИТОВСКИЙ, проф., президент Ассоциации ГС СПб и ЛО, зав. кафедрой А.А. ЛЕОНТЬЕВ, асс. кафедры, член жюри чемпионата Кафедра профилактической стоматологии СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова гигиениста стоматологического недопустимо давать рекомендации типа «Зубы надо чистить два раза в день, после еды». Подобные рекомендации относятся к разряду уже не вчерашних, а позавчерашних.
Научи пациента
Любой медицинский работник, работающий с людьми, должен быть хотя бы чуточку психологом. Все идет через голову. Работа гигиениста стоматологического, как никого из представителей стоматологических специальностей, связана с общением с пациентами, а для этого необходимы специальные знания. Подготовка гигиениста в период обучения в медицинском училище предусматривает занятия по санитарному просвещению. Но занятия занятиями, а выйти перед классом, или группой в детском саду, или на производстве – это совершенно разные вещи. Я уж не говорю о том, что содержание этих лекций и бесед должно различаться. Подобная работа требует определенных навыков по коммуникации. Это работа, которая подразумевает не только использование ультразвукового скеллера, а намного больше, если правильно распределить свой рабочий день. Далеко не все гигиенисты понимают это, в большинстве своем они считают, что основная их деятельность – работа со скеллером. Это совершенно неправильный подход. Просто удалять зубной камень могут и пародонтологи, а гигиенисты – они просветители. Для этого и вводилась данная специальность у нас в стране. Меня удивляет, когда я слышу от гигиениста, что он не знает, о чем говорить с пациентом, а ведь на это столько часов отводится в курсе подготовки будущего специалиста.
Последняя подпись в диплому
Исходя из этого, мы много внимания уделяем умению гигиениста общаться с пациентом как при подготовке в училище, так и на Чемпионате профессионального мастерства.
Мне хотелось бы, чтобы гигиенисты, которые принимают участие в Чемпионате, понимали, что это нужно им, для их профессионального роста и совершенствования их профессиональных знаний и умений, а не членам жюри, которые это и так знают и умеют.
Фото с победителем
29 мая 2010 года в детской стоматологической поликлинике №6 г. Санкт-Петербурга состоялся 4-й Чемпионат профессионального мастерства Ассоциации гигиенистов стоматологических Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В состав жюри вошли: член Совета стоматологической ассоциации Санкт-Петербурга и главный врач детской стоматологической поликлиники №6 Яна Юрьевна Седнева, врачи – стоматологи поликлиники Белова В. Г., Заболотная Л. Н., победители всероссийских чемпионатов СтАР в номинации «Стоматология профилактическая» 2005 года Калинина О. В. и 2007 года Леонтьев А. А. Возглавлял работу жюри заслуженный врач РФ профессор Улитовский С. Б.
Участие в чемпионате приняли гигиенисты лечебно-профилактических учреждений различных форм собственности, как государственных, так и коммерческих, таких как ЗАО ГПЦ «ПАКС», ООО «Дента-клуб Интан» и поликлиники №31.
Жюри всегда начеку
Сценарий чемпионата был традиционный и включал: приветствие участников чемпионата, организаторов и пациентов, которые согласились принять участие в этом мероприятии, а также компаний, предоставивших нам призы для награждения победителей чемпионата, подарки для участников и для пациентов, которые любезно согласились принять участие в нашем мероприятии. Это «Колгейт-Палмолив», предоставившая не только подарки для участников, но и щетки с пастой для пациентов, с помощью которых мы смогли провести этап индивидуальной оральной гигиены – очень важную часть работы гигиениста стоматологического. Перед началом чемпионата была сделана презентация «Профилактика кариеса зубов» по профилактике кариеса на основе продукции компании «Колгейт».
Также хочется поблагодарить компании «Проктер энд Гэмбл», фармацевтическую компанию ООО «Вертекс», парфюмерно-косметическую ООО «ХБО при РАН фирма „Вита”» за помощь в проведении нашего чемпионата и подготовку призов для его участников.
После ознакомления участников с правилами соревнования была проведена жеребьевка, которая определила последовательность работы участников. На протяжении нескольких часов напряженно работало жюри, волновались участники, нервничали пациенты, прежде чем настал долгожданный момент и жюри подвело итоги и объявило призеров чемпионата. Ими стали: Старкова А. А. (ООО «Дента-клуб Интан»), занявшая третье призовое место; Частило В. А. (поликлиника СПбГМУ), которому досталось почетное второе место. Победителем Чемпионата АГС СПб и ЛО стала гигиенист стоматологический ЗАО ГПЦ «ПАКС» Наталья Викторовна Фитисова, недавняя выпускница Института сестринского образования СПбГМУ им.акад. И.П. Павлова.
Однако какой бы это был чемпионат, если бы мы не поговорили об ошибках. Из года в год характер ошибок меняется мало. Также необходимо обратить внимание на ошибки, допускаемые участниками чемпионата, при работе.
В первую очередь следует отметить недостатки общения с пациентом, слабое знание основных принципов медицинской этики и деонтологии. Удивляет отсутствие знаний по эргономике, а в отдельных случаях отсутствие понимания значения самого термина. А ведь правильное положение специалиста на рабочем месте обеспечивает ему не только качественное проведение необходимых манипуляций в полости рта пациента, улучшает обзор и доступ к рабочему полю, но и предотвращает риск возникновения отдельных профессиональных заболеваний, связанных с эргономикой, таких как искривление позвоночника, артриты, артрозы и другие заболевания. Все это неизбежно сказывается на качестве работы и на сроке трудовой активности самого специалиста. Хочется акцентировать внимание на средствах индивидуальной защиты, которые, судя по всему, для отдельных участников чемпионата служат скорее модным аксессуаром, чем средством профессиональной защиты. Маска не закрывает носовые дыхательные пути, волосы не убраны под колпак, перчатки не соответствуют размеру кисти или не одеты с нужной стороны, и работа не то что без сменной обуви, а без обуви вообще. Специалист должен понимать, что работа и создание образа – вещи несовместимые.
Печально, что по-прежнему специалисты используют в качестве предметного столика грудь пациента, «так как это удобнее при работе» гигиенисту стоматологическому исключительно за счет несоблюдения элементарных правил эргономики. К тому же следует упомянуть, что порядок на рабочем месте существует только в начале работы. Далее хаотичное расположение инструментов и материалов, используемых при работе, существенно замедляет процесс лечения, а порой и мешает ему.
При проведении профессиональной гигиены полости рта мало кто пользуется мануальными скеллерами, а используют только аппаратные средства профессиональной гигиены полости рта. Данное обстоятельство говорит о том, что специалисты не знают показаний и противопоказаний к их использованию, из чего следует предположить, что и качество проводимых процедур будет сомнительным.
Индексная оценка гигиенического состояния полости рта пациента проводилась только непосредственно перед лечением, и ни один из участников чемпионата не провел данную оценку после лечения, чтобы убедиться в качестве проделанной работы. Из этого можно предположить, что существует недопонимание значения индексной оценки и того, какие выводы и практические рекомендации на ее основе можно сделать.
Участники чемпионата не уделяли достаточно внимания подбору средств индивидуальной гигиены полости рта, которые они назначали, так как недостаточно учитывали гигиенический и стоматологический статусы пациентов. На рынке средств гигиены представлен большой ассортимент этой продукции, поэтому специалист должен свободно в нем ориентироваться, что на практике получается довольно слабо. Особенно это касается продукции для детей, так как не учитывается степень созревания эмали зубов, и средств для снижения гиперчувствительности зубов, из-за недопонимания причин вызывающих возникновение и развитие болевого симптомокомплекса и механизмов его купирования.
Все еще оставляют желать лучшего навыки участников по определению гигиенических, пародонтологических индексов, а ведь благодаря им мы ушли от субъективной оценки «лучшехуже», которая абсолютно не информативна и пришли к объективной оценке гигиенического, пародонтологического, в целом стоматологического статусов пациента, к понятному и доступному пониманию всех специалистов стоматологического профиля. Надо учиться правильно определять индексы и правильно интерпретировать полученные данные, тогда станет ясно, для чего мы их учим, зачем используем и какого результата с их помощью можно добиться. Безусловно, необходимо отрабатывать последовательность проведения манипуляций, а не скакать с одной на другую, возвращаясь к начальной и т. п. Такое поведение – явное свидетельство в неуверенности производимых действий. Плохо, что в отдельных клиниках создают свои собственные оценочные индексы, которые являются миксом нескольких традиционных индексов, но результаты которых невозможно интерпретировать. Да и для всех остальных специалистов они становятся загадкой, а такого не должно быть. Используются в практике общепринятые показатели и индексы, так называемые «гостированные», то есть одобренные Минздравсоцразвития РФ, что подтверждается соответствующим грифом на учебнике или учебном пособии. Это необходимо для воспроизводимости данных и их доступности другим специалистам. Кроме того такие показатели могут использоваться в суде как доказательная база. Поэтому необходимо учиться, набираться профессиональных знаний и совершенствовать свои умения, тогда можно быть уверенным, что вас не застанут врасплох.
Спасибо всем, и до новых встреч в конце мая 2011 года на чемпионате! Но перед этим в конце февраля 2011-го у нас еще состоится конференция Ассоциации гигиенистов стоматологических СПб и ЛО. Для участия в этих мероприятиях мы приглашаем всех желающих и заинтересованных лиц и компании.
Источник: www.dentoday.ru