Фотография стоматолога из Москвы

Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве

Рекомендация


Студентам

Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта

Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно


Редактировать статью?!

Скачать статью в формате PDF


Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)


Категории статей

Диспансеризация детей у стоматолога

На современном этапе развития стоматологии высшей формой профилактики является диспансеризация детей.

Диспансеризация — это метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий необходимый комплекс социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение развития заболеваний, снижение заболеваемости и повышение трудоспособности диспансеризуемых контингентов на основе динамического наблюдения за состоянием здоровья населения.

Профессор Т.Ф.Виноградова с сотрудниками на основе многолетнего опыта доказали, что диспансеризация в настоящее время является самым прогрессивным методом работы детских стоматологов. При этом на диспансерное обслуживание должно быть взято все детское население страны.

Диспансеризация детей у стоматолога предусматривает обязательное во все лозрастные периоды проведение плановой санации полости рта, плановое проведение профилактических мероприятий в отношении кариеса зубов и аномалий прикуса, создание благоприятных условий формирования и созревания тканей зуба, пародонта, всей зубочелюстной системы и воспитание правильных гигиенических навыков.

Необходимыми условиями для перехода на диспансерный метод обслуживания детей у стоматолога являются участковый принцип работы каждого стоматолога с пофамильным списком детей участка, индивидуальное планирование работы врача на участке и учет эффективности работы по показателям: охват диспансерным наблюдением детей участка; процент санированных и здоровых на участке; количество случаев осложненного кариеса на 1000 детей участка: а) временных зубов; б) постоянных зубов; количества отсутствующих постоянных зубов на 1000 детей участка.

Практическое внедрение диспансеризации претерпевает в своем развитии следующие основные этапы.

Первый этап — знакомство с участком: составляется пофамильный список детей участка в соответствии с основными возрастными группами: дети до года, дошкольники, школьники начальной группы (7-10 лет), средней (11-14 лет) и старшей (15-18 лет); определяются детские дошкольные учреждения и школы, прикрепленные к участку; приводится в соответствие оборудование рабочих мест стоматолога в каждом детском учреждении.

Стоматолог участка устанавливает данные о содержании фтора в питьевой воде, которой снабжаются дети участка, восстанавливает данные о ранее проводившейся санации полости рта, заводит санационные карты, вносит в них данные об общем состоянии здоровья детей и т.д.

Второй этап состоит в специализированном осмотре каждого ребенка и проведении ему по показаниям санации полости рта. Санация полости рта предусматривает излечение всех заболеваний органов полости рта и состоит из комплекса мероприятий: лечение кариеса, устранение дефектов тканей зуба другой этиологии пломбированием, удаление разрушенных зубов и корней, не подлежащих консервативному лечению, удаление зубного камня, противовоспалительная терапия заболеваний краевого пародонта, подготовка полости рта к протезированию или ортодонтическому лечению.

Выделяют санацию полости рта по обращаемости, когда она осуществляется по инициативе пациента, и плановую санацию полости рта.

Плановая санация полости рта проводится всем детям в организованных коллективах: детских садах, детских учреждениях, школах, интернатах, санаториях, педиатрических стационарах.

Кратность плановой санации полости рта определяется интенсивностью развития кариеса, степенью его активности.

Первой степенью активности кариеса считается такое состояние, когда индекс КПУ, кп или КПУ+кп не превышает показателей средней интенсивности кариеса соответствующей возрастной группы. Отсутствуют начальные стадии кариеса, выявленные специальными методами. Обнаруженные кариозные полости локализуются на типичных для кариеса поверхностях, кариозный процесс при обработке обнаруживает тенденцию к ограничению. Ребенок относится к 1 и 2 группам здоровья (не имеет хронических заболеваний) или имеет компенсированное состояние хронического заболевания (3 группа здоровья).

Второй степенью активности кариеса считается такое состояние, когда интенсивность кариеса по индексам КПУ, кп, КПУ+кп больше среднего значения интенсивности для данной возрастной группы (т.е. равна сумме среднего значения КПУ, кп, КПУ+кп и трех сигмальных отклонений, т.е. М+3, где при оптимальном проявлении клинических признаков кариеса. Кариозные полости локализуются в типичных зонах, края эмали закругленные, дентин в меру пигментирован, кариозный процесс в зубе развивается с тенденцией к ограничению патологических изменений. Отсутствуют симптомы начального кариеса пришеечной области и области иммунных зон, гигиенический индекс меньше 2 по Федорову-Во-

лодкиной.

Третьей степенью активности кариеса считается такое состояние, при котором показатели КПУ, кп, КПУ+кп превышают максимальный показатель М+3 или при меньшем значении КПУ обнаруживаются множественные меловые пятна: клиническое развитие кариеса соответствует активному процессу (локализация кариеса в области иммунных зон с обилием светлого влажного дентина, с хрупкими острыми краями эмали), патологический процесс не имеет тенденции к ограничению.

Исследования показали, что предельно допустимые сроки между осмотрами, исключающие или сводящие к минимуму возможность развития осложненных форм кариеса при прочих равных условиях, составляют для детей с компенсированной формой кариеса — 13 мес, с субкомпенсированной формой — 7 мес, и для детей с декомпенсированной формой — 3,3 мес. ( Григорьева Е.Е.,1981).

Наиболее эффективной является санация, проводимая в стационарных стоматологических кабинетах, детских дошкольных учреждениях, интернатах, школах. Такая форма называется децентрализованной. Децентрализованная форма санации осуществляется одним и тем же врачом в течение ряда лет. Эта форма санации может проводиться бригадным методом и в передвижных стоматологических кабинетах. Однако при таком варианте работы снижается качество лечения, ухудшаются условия работы врача-стоматолога и падает ответственность за санацию.

Централизованная форма плановой санации полости рта осуществляется в по-ликлиннике, куда приглашают школьников и дошкольников. Санацию проводят врачи на своих рабочих местах с использованием стационарной аппаратуры для диагностики и лечения заболеваний. Однако при такой форме обслуживания дети теряют время на ожидание, доставка детей на санацию и обратно требует транспорта; большое число ожидающих обусловливает торопливость в работе врача и снижает качество работы.

Показатели эффективности плановой санации полости рта должны учитываться при достижении максимального охвата санацией всего прикрепленного контингента, высокого процента санированных из нуждающихся и соблюдении кратности санации по степени активности кариеса.

Эффективность плановой санации следует оценивать по следующим показателям: 1. Охват санацией детей ( учет производится по формуле Н.И.Колегова 1959 г.):

Число санированных + число не нуждающихся в санации (здоров, ранее санирован) Охват санацией детей =  ---------------------------------------------------------------------

Кол-во обслуживаемых детей по списку, утвержденному отд. нар-го образования

2.  Процент санированных из нуждающихся.

3.  Количество случаев осложненного кариеса на 1000 детей: во временных зубах, в постоянных зубах.

4.  Количество отсутствующих постоянных зубов на 1000 детей.

5.  Количество условно-трудовых единиц (УЕТ), выработанных врачом в день.

Данные, полученные во время осмотра и санации полости рта, являются основой для формирования групп детей для диспансерного наблюдения и составления плана диспансеризации детей участка в последующие годы.

Первую группу диспансеризации составляют:

1)  здоровые и практически здоровые дети (1 и 2 группы здоровья), не имеющие заболеваний зубов, пародонта, аномалий прикуса;

2)  здоровые и практически здоровые дети, имеющие один или несколько следующих признаков:

    компенсированную форму кариеса;

гингивиты, обусловленные негигиеническим содержанием полости рта, отсутствием функции зубов, некачественными пломбами и другими местными факторами;

пороки развития в виде аномалии уздечек губ, языка, мелкое преддверие полости рта и др.;

состояние после травматического повреждения челюстно-лицевой области, исключая случаи повреждения зубов с ^сформированными корнями. Первую группу осматривают и санируют 1 раз в год. Вторую группу диспансеризации составляют:

1)  дети с хроническими заболеваниями внутренних органов, не имеющие заболевания зубов, пародонта, аномалий прикуса;

2)  здоровые и практически здоровые дети, имеющие:

    субкомпенсированную форму кариеса; ■    гингивиты, обусловленные аномалиями прикуса, для устранения которых

необходимо ортодонтическое лечение;

    зубы, леченые по поводу осложнений кариеса (в период реабилитации);

3)  дети, перенесшие:

    воспалительные процессы челюстно-лицевой области (остеомиелит, одон-тогенный лимфаденит);

    операцию удаления сверхкомплектного зуба;

    операцию удаления доброкачественного новообразования;

3) лети, находящиеся на ортодонтическом лечении (по договоренности и спискам, представленным ортодонтом). Вторую группу детей осматривают и санируют два раза в гол.

Третью группу диспансеризации составляют:

1) дети с хроническими заболеваниями внутренних органон (4 и 5 группы здо-

ровья) с суб- или декомпенсированной формой кариеса;

2) здоровые и практически здоровые дети, имеющие: декомпенсированную форму кариеса;

все формы очаговой деминерализации тканей и начальные формы кариеса,

диагностированные специальными методами;

локализованный или генерализованный пародонтоз или пародонтит;

     заболевания краевого пародонта, обусловленные заболеваниями внутренних органов (пародонтальный синдром);

травматические повреждения зубов с ^сформированными корнями; активно действующие причины развития аномалий прикуса (нарушения функций глотания, дыхания, жевания, речи, вредные привычки);

     находящиеся в ретенционном периоде после окончания ортодонтического лечения;

находящиеся на комплексном лечении стоматологических заболеваний с патологией, протекающей в тяжелой форме: •    суб- или декомпенсированное течение кариеса, заболеваний краевого пародонта, деформаций прикуса, дети, нуждающиеся в хирургических методах коррекции аномалий и др.;

находящиеся на диспансерном наблюдении в онкологическом учреждении. Третью группу осматривают и санируют 3 раза в год (через 3-4 мес). Таким образом, в заключение группировки детей для диспансерного наблюдения будет выделено фактически четыре группы: три группы в школе и одна группа в дошкольном учреждении, ее можно назвать четвертой группой диспансеризации.

После того как закончено формирование диспансерных групп детей на следующий год, врач проводит анализ своей работы и заполняет график-календарь исходными данными для планирования работы на следующий учебный год, соблюдая периодичность осмотров диспансерных групп.

Третий этап — осуществление плана диспансеризации: осмотр и санация полости рта детям в соответствии со сроками диспансеризации, проведение индивидуальных и массовых мероприятий профилактического характера.

На четвертом этапе работы при изменении у ребенка стоматологического или общего статуса осуществляют перевод его из одной группы в другую. Кроме того, этот этап диспансеризации наряду с полным объемом лечебной работы, дифференцированным по степени активности кариеса, характеризуется внедрением профилактических мероприятий на групповом или индивидуальном уровне.

Пятый этап включает в себя изучение эффективности диспансеризации и выводы. Критерии оценки эффективности диспансеризации: 1. Полнота охвата всех детей в диспансеризации:

Число санированных+число не нуждающихся в санации (здоров, ранее санирован)

ПОД =    ----------------------------------------------------------------------------------

Количество обслуживаемых детей (прикрепленное детское население) по списку, утвержденному в РОНО.

2.  Определение числа санированных детей.

3.  Определение процента нуждающихся в санации.

4. Определение процента санированных детей от числа нуждающихся (этот по-

казатель должен приближаться к 100%).

5. Определение количества случаев осложненного кариеса на 1000 детей участка.

6.  Определение числа отсутствующих, удаленных зубов на 1000 детей участка.

7.  Определение прироста кариеса и количества поставленных пломб на одного

человека (в норме эти два показателя должны совпадать).

8. Определение процента детей с неудовлетворительным состоянием полости рта.

На каждого ребенка заводится карта диспансерного наблюдения (форма № 30) и санационная карта (форма № 267). В школе к вышеперечисленным документам добавляется паспорт класса.

Устранение недостатков в работе, решение новых проблем специальности должно служить решению главной цели — полному обеспечению детского населения РФ высококвалифицированной стоматологической лечебной и профилактической помощью. Решению этой проблемы должны быть подчинены все частные вопросы специальности. В связи с этим необходимо расширить объем знаний детского стоматолога по своей специальности и педиатрии, увеличить перечень практических навыков по всем разделам детской стоматологии. В порядке эксперимента предлагается начать подготовку детских стоматологов на специальных отделениях стоматологических факультетов по специальному учебному плану.

Учебный план и программа подготовки детских стоматологов должны предусматривать: расширение теоретической подготовки по всем разделам специальности, большой объем мануальных навыков по терапии, хирургии, ортодон-гии, овладение опытом работы в поликлинике, школе, детском дошкольном учреждении и стационаре общего и стоматологического профиля, расширение и углубление знаний основных разделов педиатрии. Детский стоматолог должен сочетать в себе знание основных разделов педиатрии и навыки стоматолога.

Несмотря на все проблемы и сложности настоящего периода развития детской стоматологии, стоматология детского возраста имеет большой научный потенциал, который постоянно растет и совершенствуется. Задача состоит в эффективном использовании этого потенциала, в быстрейшем развитии актуальных исследований и оперативном внедрении их результатов в практику здравоохранения. На данном этапе необходима четкая интеграция всех разделов детской стоматологии, консолидация сил в научных исследованиях.

Один из путей ускорения научно-технического прогресса — развитие международного научного сотрудничества. Необходимо шире использовать эти возможности и планировать мероприятия по сотрудничеству, расширять его на основе контактов и путем создания международных научных коллективов с целью повышения эффективности такого сотрудничества и ускорения внедрения результатов совместных исследований в практическое здравоохранение. Положительный опыт этих контактов есть. Широкое внедрение достижений медицинской науки и передового опыта в практику здравоохранения представляет собой комплекс организационных, нормативных и технических мероприятий, направленных на практическое освоение и систематическое использование медицинскими учреждениями и специалистами здравоохранения эффективных методов и средств профилактики и диагностики заболеваний, лечения и медико-социальной реабилитации больных, а также организационных форм работы с целью дальнейшего совершенствования здравоохранения.

 

 

Источник: stomfak.ru