Рекомендация
Студентам
Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта
Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно
Редактировать статью?!
Скачать статью в формате PDF
Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)
Категории статей
Фрагменты выступления профессора Рогинского В. В. На торжественной конференции, посвященной 20-летию кафедры детской хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии в МГМСУ
29 октября 2010 года на торжественной юбилейной конференции, посвященной 20-летию кафедры детской хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии МГМСУ, в конференц-зале стоматкомплекса на ул. Вучетича, собрались известнейшие врачи Москвы и Московской области из ведущих лечебных и научно-исследовательских институтов и стоматологических клиник. Помимо руководителей МГМСУ, заведующих, ведущих преподавателей и сотрудников детских кафедр, смежных хирургических кафедр, кафедры лучевой диагностики на юбилей пришли гости из ЦНИИС и ЧЛХ – Рогинский В. В., Иванов А. Л.; из Первого МГМУ им. И.М. Сеченова – Мамедов Ад. А.; из МОНИКИ – Никитин А. А., Егорова М. В.; из РГМУ – Бельченко В. А. (также представляющий Научно-практический центр медицинской помощи детям с пороками развития черепно-челюстно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы, г. Москва), Хелминская Н. М.; из СК «Крафтвей» – Супрунов С. Н., из других учреждений. В до отказа заполненном зале вместе с ветеранами, опытными врачами и почетными гостями собралось много молодых людей – аспирантов, ординаторов, студентов – с искоркой в глазах, и тех, кто пришел на праздник по зову сердца.
Ключевой темой, вызвавшей широкий резонанс, стало становление новой детской дисциплины и отсутствие в номенклатуре врачебных специальностей позиции «детский челюстно-лицевой хирург». Особенно остро эта тема прозвучала во время выступления профессора Рогинского В. В. Фрагменты его презентации мы приводим ниже. Хотелось бы, чтобы сказанное этим ведущим детским хирургом, было услышано теми, в чьих силах и возможностях повлиять на реальное рождение новой специальности.
1. Здесь уже успели не один раз сказать о светлом будущем специальности «детский челюстнолицевой хирург». Мы забываем, что предмет изучения есть, дисциплина тоже есть, а специальности до сих пор нет. Опираясь на конвенцию о правах детей, в очередной раз хочется сказать об особенностях нашей работы. Ведь ребенок – это не маленький взрослый, каким его многие хотят видеть. Ребенок – это личность, со своими проблемами и трудностями, которые призваны решать и детские врачи. Давайте посмотрим на Запад – в Европе только в 1990 году появился такой врач, как «детский стоматолог», и до сих пор есть страны, где про них не слышали вообще. В СССР такой специалист появился в 1984 году, и с того года началась славная история развития нашей дисциплины. Опять все замыкается на детях, ведь пока взрослые решают проблему внедрения специальности, на периферии имеется огромная нехватка врачей. На одном из последних стоматологических съездов выступал профессор Боровский Е. В., который сказал замечательную фразу, охватывающую проблемы современной стоматологии, которая углубилась в научные исследования микропроблем: «Не надо ничего выдумывать нового, надо пользоваться хорошо тем, что есть». И действительно, программу профилактики мы разрабатывали совместно с финскими стоматологами, но у них кариес практически побежден, а у нас до сих пор на всех графиках КПУ зашкаливает. Проблемы ведь не во врачах, проблемы в обществе, которое плохо идет на контакт. Решение проблем в детстве предопределяет здоровый стоматологический статус взрослого человека.
2. Все началось в 1963 году. Основоположники создания детских кафедр: проф. Колесов А. А., 1963; проф. Каспарова Н. Н.; проф. Симановская Е. Ю., 1972; проф. Соловьев М. М., 1973; проф. Новоселов Р. Д.; доц. Чупрынина Н. М.; проф. Каломкаров Х. А., доц. Лысенко Н. В.; проф. Виноградова Т. Ф., 1969; доц. Винниченко А. В.; проф. Морозова Н. В.; проф. Дьякова С. В. и многие дрeubt.
3. ВОЗ координирует вопросы международного здравоохранения, считает приоритетными задачи защиты прав матери, ребенка и подростка.
4. Состояние детской стоматологии в СССР.
1963 г. – организована первая в нашей стране кафедра стоматологии детского возраста в ММСИ.
1984 г. – благодаря усилиям и инициативе Колесова А. А., была создана новая дисциплина; в номенклатуре врачебных специальностей появилась позиция «стоматолог детский» (приказ №670 от 12.06.1984 «Об улучшении стоматологической помощи населению»). Заработала триада детской стоматологии: учебный процесс ↔ практика ↔ наука.
1990 г. – начало деления специальности:
В ММСИ создается первая в стране кафедра детской хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Первая заведующая – доц. Дьякова С. В.
1991 г. – организован Московский центр детской челюстно-лицевой хирургии. Руководитель – проф. Рогинский В. В. (приказ №304 МЗ СССР).
5. Состояние детской стоматологии в Европе:
1990 г. – создана Европейская академия детской стоматологии (EAPD). Одна из целей создания – «признание специальности „детская стоматология” во всех странах Европы».
6. Реалии и перспективы становления специальности «детская челюстно-лицевая хирургия».
7. Детская челюстно-лицевая хирургия и ее междисциплинарные грани.
8. Детская хирургия ↔ педиатрия ↔ травматология ↔ офтальмология ↔ отоларингология ↔ онкология ↔ ортодонтия ↔ рентгенология ↔ нейрохирургия ↔ детская стоматология.
Новая дисциплина предполагает наличие таких позиций, как: предмет (больные); специалисты; стационары (койки); ассоциация; спецлитература; методы лечения; научные направления.
9. Научные направления.
Клинико-экспериментальная разработка, совершенствование и внедрение методов реабилитации детей с врожденными пороками развития и приобретенными дефектами и деформациями черепночелюстно-лицевой области.
Таблица состояния по специальности |
Страна | Существует ли специальность | Год признания специальности |
Швеция | Да | 1958 |
Болгария, Словения, Хорватия, Сербия | Да | 1971 |
Польша | Да | 1975 |
Норвегия | Да | 1979 |
Исландия | Да | 1985 |
Великобритания | Да | 1996 |
Литва | Да | 1999 |
Италия | Да | 2006 |
Венгрия, Словакия | Да | – |
Ирландия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария | Частично: специализация возможна для работы в академических и государственных структурах | – |
Греция | Частично: специальность принята министерством образования, но не министерством здравоохранения, то есть действительна только для академических структур | – |
Дания, Кипр, Мальта | Вопрос рассматривается в настоящее время. | – |
Австрия, Франция, Германия, Испания, Люксембург, Португалия, Эстония, Латвия, Румыния | Нет. | – |
Таблица состояния по потребности в стоматологах |
Страна | Количество детских стоматологов | Необходимое количество из расчета 1:20000 (1-16 лет) |
Болгария | 120 | 78 |
Великобритания | 800 | 500 |
Италия | 500 | 450 |
Польша | 202 | 390 |
10. Наша концепция. Помощь детям должна быть: доступной, ранней, поэтапной, комплексной.
11. Проблемы:
От 40% до 60% детей рождаются с аномалиями зубочелюстной системы.
10% из них нуждаются в комплексной ортодонтическо-хирургической коррекции.
количество детей, нуждающихся в лечении – не менее 60 тыс. человек в год.
Общее число детей от 0 до 18 лет, нуждающихся в лечении или реабилитационных мероприятиях после лечения (диспансерный регламент) – около 1 млн человек в год.
12. Состояние проблемы.
Хирургическая помощь:
амбулаторная – имеется во всех регионах РФ;
стационарная – специализированная (выделенные койки, отделения, центры) имеется менее чем на 1/3 нашей территории.
13. Кто смог бы помочь: Правительство, Минздрав, облздравы, губернаторы, муниципалитеты, образовательные ведомства, общественные организации, родители, врачи.
14. Надо осознать, что решение проблем в детстве предопределяет здоровый стоматологический статус взрослого человека. Условия оказания помощи:
наличие адекватного детскому населению количества квалифицированных научных и врачебных кадров, среднего и младшего персонала;
наличие педагогического корпуса, обеспечивающего подготовку детских челюстно-лицевых хирургов.
15. Существует потребность в мультипрофильных центрах.
Один центр на каждые 30-40 млн населения (таковы данные потребности, рассчитанные для Америки и Европы).
16. Для России предлагается трехуровневая система центров:
региональные центры по реабилитации детейинвалидов и подростков с врожденной черепночелюстно-лицевой патологией в каждом регионе;
межтерриториальные центры (СанктПетербург, Тверь, Волгоград, Пермь, Краснодар, Екатеринбург, Чита, Хабаровск, Ставрополь, Самара, Уфа);
два федеральных центра:
Федеральный центр по реабилитации детей с врожденной и приобретенной патологией челюстнолицевой области (МГМСУ).
Федеральный центр по реабилитации детей и подростков с черепно-челюстно-лицевой патологией (ЦНИИС и ЧЛХ Минздравсоцразвития России).
17. 1995 г.: выделена специальность «ортодонтия».
18. Детская стоматология. Организация работы:
смещение акцентов на профилактику;
работа в организованных детских коллективах;
постоянное обучение и совершенствование врачей;
научный анализ работы;
контакты со смежными специалистами;
ответственность за стоматологическое здоровье ребенка;
дальнейшее разделение специальности;
материальное поощрение труда детских стоматологов.
19. Необходим, в первую очередь, тандем «государство–общество–здравоохранение».
В заключении своего выступления Рогинский В. В. рассказал, что в настоящее время продолжается работа по подготовке к открытию на территории ЦНИИС и ЧЛХ новой клиники детской челюстно-лицевой хирургии и стоматологии. Уже идет составление штатного расписания в новом детском центре.
Материал подготовила Галина МАСИС
Источник: www.dentoday.ru