Рекомендация
Студентам
Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта
Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно
Редактировать статью?!
Скачать статью в формате PDF
Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)
Категории статей
Инновационные формы оценки теоретических знаний выпускников МГМСУ по специальности «стоматологи я» на этапе итоговой государственной аттестации – итоговое междисциплинарное тестирование
О.О. Янушевич, А.В. Митронин, Э.М. Кузьмина, С.Н. Куденцова
Московский государственный медико-стоматологический университет
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.01.2010 №163/10/2-486 образовательным учреждениям предложено планирование и проведение тестового этапа итоговой государственной аттестации осуществлять самостоятельно. Учитывая преимущества электронного тестирования, целесообразно проводить его при итоговой государственной аттестации выпускников стоматологического факультета с помощью специализированного программного обеспечения
1 июня 2010 года состоялся первый этап итоговой государственной аттестации выпускников МГМСУ по специальности «стоматология» – итоговое тестирование, подготовка тестов для которого в этом году впервые легла на плечи вузов. Для формирования пакета контрольноизмерительных материалов и создания тестов нового типа приказом ректора МГМСУ заслуженного врача РФ проф. Янушевича О. О. была сформирована рабочая группа (руководитель – декан стоматологического факультета проф. Митронин А. В., заместитель руководителя – проф. Кузьмина Э. М.).
Выпускники выполняют тест
Члены ГАК контролируют процесс компьютерного тестирования
Первоочередной задачей явилась разработка структуры теста. Было принято решение его логического построения от простого к более сложному, от гуманитарных и медико-биологических дисциплин – к дисциплинам специальности.
Традиционно итоговый тест состоял из 100 тестовых заданий, 30% которых включали вопросы блока гуманитарных, естественно-научных, медико-биологических и общеклинических дисциплин и представляли собой тестовые задания с одним правильным ответом.
В 70% заданий, где представлены профессиональные стоматологические дисциплины, присутствовали вопросы возрастающей сложности: в 40% случаев они были достаточно простыми, с одним правильным ответом, 20% заданий – в большей степени интегрированные, требующие решения некоторых клинических ситуаций, поэтому могли иметь несколько ответов. Наиболее сложные 10% заданий профессионального блока требовали определения правильной последовательности, алгоритма выполнения лечебнопрофилактических манипуляций.
Процент заданий в тесте, затрагивающий стоматологические дисциплины и компетентности выпускника МГМСУ, зависел от количества общих часов, заложенных в учебном плане по специальности «стоматология».
Вторая задача, поставленная перед рабочей группой, заключалась в определении формы проведения самого процесса тестирования. Современные информационные технологии требуют новых форм его осуществления, а именно – компьютерного тестирования. Ранее на стоматологических факультетах вузов страны проводили федеральное тестирование, при котором выпускники выполняли задания в тестовой форме, составленные по эмпирическому принципу – всего 10 вариантов на бумажных носителях. Постоянно высокий процент правильных ответов по результатам тестирования студентов диктовал необходимость разработки новых форм и подходов, позволяющих более объективно выявлять знания выпускников.
Рабочей группой по подготовке контрольноизмерительных материалов был сформирован новый объемный пакет инновационных тестов в количестве, превышающем число выпускников, а компьютерная выборка в трех тестах позволила формировать неповторяющийся набор заданий для многочисленных вариантов (в электронных и бумажных версиях).
В целях демократизации при переходе на новые инновационные формы контроля теоретических знаний выпускников было принято решение о проведении тестирования двумя способами – бумажным и электронным, причем право выбора оставили за студентом.
Для решения третьей задачи, заключающейся в использовании специализированного программного обеспечения этапа тестирования, был привлечен отдел прикладного программного обеспечения управления информационных технологий МГМСУ.
В рамках инновационного проекта №6 с целью создания единого информационного пространства и развития образовательной деятельности университетом были приобретены:
– портал дистанционного образования;
– средство для создания интерактивного учебного материала (электронного курса) Websoft CourseLab;
– комплексная информационная система «Вектор».
На базе данного прикладного программного обеспечения формировалось создание вариантов тестов и система их проверки.
Для определения количества студентов, желающих пройти тестирование в той или иной форме, был организован опрос на портале дистанционного образования МГМСУ. Кроме того, членами ГАК принимались заявления и в письменном виде. Результаты показали, что 60% студентов выразили желание пройти тестирование на бумажных носителях, 40% – участвовать в электронном тестировании.
Ответственная и трудоемкая работа по созданию тестов легла на плечи ведущего профессорско-преподавательского состава кафедр факультета, и всего было предложено 2500 заданий. Скорректировать их помогло пробное электронное тестирование выпускников, проведенное на кафедре медицинской информатики в апреле-мае 2010 года. Такой вид самоподготовки студентов позволил сделать некоторые выводы и продемонстрировал ряд преимуществ компьютерного тестирования:
– динамику роста обновления знаний студента по мере его подготовки к экзаменационному тестированию;
– свободное владение приемами и навыками работы с порталом дистанционного образования;
– четкое представление студента о структуре теста;
– самостоятельное ознакомление с материалами тестирования;
– проведение анализа заданий теста;
– самостоятельную работу студента в удобное для него время;
– удаление барьера между студентом и компьютером;
– проверку работоспособности программного обеспечения.
Доступ на портал дистанционного образования МГМСУ был открыт для студентов своевременно. Каждый пятикурсник под своим логином и паролем мог попасть на страницу выпускника, где были представлены три пробных теста, и проверить свои силы. Все материалы, используемые для тестирования, были представлены для ознакомления студентов.
Результаты деятельности рабочей группы по созданию тестов по специальности «стоматология» контролировались ректором МГМСУ проф. Янушевичем О. О. и неоднократно заслушивались на заседаниях ректората.
Первый этап итоговой государственной аттестации выпускников – тестирование – прошел в торжественной обстановке. Перед началом экзамена с напутственными словами перед выпускниками выступили: ректор МГМСУ заслуженный врач РФ проф. Янушевич О. О., президент МГМСУ академик РАМН проф. Юшук Н. Д., председатель ГАК проф. Давыдов Б. Н., декан стоматологического факультета проф. Митронин А. В. Студентам зачитали инструкцию по заполнению контрольного листа и пожелали удачи.
Каждый студент, проходивший тестирование на бумажных носителях, получал индивидуальный тест. На тестирование было отведено 100 мин.
Несмотря на легкую систему проверки, существенной оказалась нагрузка на профессорско-преподавательский состав комиссии ГАК, от которого требовались предельное напряжение, внимание и ответственность. Анализ полученных результатов пришлось выполнять вручную.
Компьютерное тестирование проводили на кафедре медицинской информатики. Приветственные слова студентам произнесла заместитель председателя ГАК проф. Кузьмина Э. М. Им также зачитали инструкцию о порядке прохождения электронного тестирования, имеющего свои особенности. Для прохождения теста было выделено 100 мин. Тишина, торжественность и доброжелательность отмечены в течение всего времени тестирования. Сбоев технического и программного характера не было. Экзамен организован и проведен на высоком уровне.
Все студенты последовательно прошли первый этап тестирования. По его окончании был сформирован пользовательский отчет, представлявший процент правильных ответов на каждый логин студента. Благодаря новым технологиям для проверки результатов тестирования не потребовалось большого числа членов ГАК, не было потрачено время на получение итоговых опенок, исключен человеческий фактор ошибки.
После окончания тестирования на портале дистанционного образования МГМСУ были выложены его результаты. По результатам тестирование выпускников пять студентов получили оценку «не зачтено». Анализ итогов первого этапа показал правильность подхода и выбора методов итогового тестирования выпускников.
Каждый студент, имея свой логин и пароль, мог ознакомиться с результатами своего тестирования.
По нашему мнению, учитывая преимущества электронного тестирования целесообразно данный этап итоговой государственной аттестации выпускников стоматологического факультета проводить с помощью специализированного программного обеспечения.
Декан стоматологического факультета МГМСУ профессор Митронин А.В.
Источник: www.dentoday.ru