Рекомендация
Студентам
Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта
Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно
Редактировать статью?!
Скачать статью в формате PDF
Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)
Категории статей
Опыт учебы в американской стоматологической школе мичиганского университета, г. Анн-арбор
Рассказывает врач-ортодонт Елена Гугнина, прошедшая годовой курс постдипломного обучения в ортодонтическом отделении Университета Мичигана, США.
Наша газета уже знакомила читателей с уникальной биографией Елены Гугниной: стажировка и работа после окончания Ташкентского университета в Южной Корее и Китае, совместное со своим руководителем профессором Кимом участие в рабочей программе Всероссийского ортодонтического конгресса в Санкт-Петербурге. Мы рассказывали и о том, как все это интересным образом переплелось с именем и авторитетом корифея отечественной ортодонтии Февралины Яковлевны Хорошилкиной (подробнее – см. статью «Ортодонтия нас объединила...» в газете «Стоматология сегодня» № 7/2003).
Елена постоянно совершенствуется в своей профессии. Мы попросили ее рассказать немного о себе и о недавней учебе в американской школе Мичиганского университета, в студенческом городке Анн-Арбор. На наш взгляд, этот рассказ интересен и может оказаться полезным для стоматологов всех специальностей.
Мое детство, юность, годы учебы прошли в Ташкенте, столице Узбекистана. По окончании стоматологического отделения медицинского института и последующей клинической ординатуры на кафедре ортодонтии училась и работала общим стоматологом и ортодонтом в Стоматологическом центре всех наций, основанном специалистами из Южной Кореи. После трех лет работы была приглашена на год в эту страну на стажировку, а сразу после нее – на работу в Китай, где провела около трех лет, преподавая технику Твида-Меррифильда. Теперь, прожив короткое время в Лондоне, переехала в Москву. Но прежде чем возобновить свою деятельность в области ортодонтии, я решилась на еще одно путешествие для прохождения стажировки в стоматологической школе Мичиганского университета, в городе Анн-Арбор.
Сегодня напряженный учебный год 2008/2009 позади, за плечами еще один интересный опыт.
Об истории и преподавателях стоматологической школы Мичиганского университета
Сентябрь 2008 года. Я впервые поднимаюсь по лестнице стоматологической школы Мичиганского университета в городе Анн-Арбор. Эта школа находится на почетном втором месте в десятке лучших в США, она была основана в 1923 году и является самой первой школой, начавшей подготовку специалистов в области ортодонтии. С ней связаны имена известных всему ортодонтическому миру специалистов, среди которых – доктор Грабер, на книгах которого выросло не одно поколение ортодонтов. Сегодня здесь работает сильный преподавательский состав, который возглавляет заведующий кафедрой доктор Сунил Капила. В школе уже долгие годы работает доктор МакНамара, вошедший в историю ортодонтии, благодаря разработанному им одноименному методу цефалометрического анализа.
Под крышей одного здания находятся все отделения специализации стоматологии. Отделение ортодонтии занимает первый этаж. Сюда принимаются на учебу только самые лучшие студенты курса. Интересно, что на втором месте по сложности поступления стоит отделение эндодонтии.
Об учебном процессе в ортодонтическом отделении
Учебная программа в ортодонтическом отделении рассчитана на 36 месяцев. Начинается в начале июля и заканчивается тремя годами позже, в середине июня. За это время будущие специалисты должны освоить разнообразные ортодонтические техники, используемые в современной практике, а также получить опыт проведения научного исследования в ходе работы над диссертацией и приобрести навыки преподавания.
Учебное утро ортодонтического резидента (так в Америке называют клинических ординаторов)
С 8 утра и до 12 дня проходят разнообразные лекции и семинары. Для резидентов каждого года обучения продумана своя программа. Но иногда происходят совпадения, и тогда в библиотеке Джарабака собирается большая шумная компания. Эта библиотека была создана при участии еще одного корифея ортодонтии – доктора Джарабака, выпускника Мичиганского университета и создателя одноименной ортодотической техники. Конечно, для лекций отведены и большие аудитории, но в них в основном проходят фундаментальные лекции для резидентов первого года, такие например, как молекулярная генетика, биохимия; здесь же рассказывают о последних достижениях в этой области применительно к ортодонтии.
Среди многочисленных лекций и семинаров со временем у меня появились любимые, хотя интересными были, безусловно, все. Не могу не отметить еженедельный семинар под руководством докторов МакНамары и Букуолтера. На их занятиях каждый резидент представлял интересные на его собственный взгляд истории лечения пациентов в виде презентаций. В начале семинара его участникам демонстрировались только те материалы, что были собраны до начала лечения пациента (фотографии, рентгеновские снимки, модели), затем каждый из участников должен был предложить свой собственный обоснованный план лечения. Далее свое мнение высказывали преподаватели. Завершив такое обстоятельное совместное обсуждение, все с интересом смотрели продолжение слайдов, показывающих, как именно был вылечен пациент, и полученный результат. Это был очень увлекательный процесс, цель которого – выработать клиническое мышление и заложить основы правильной диагностики и планирования успешного лечения.
Еще одним понравившимся семинаром был междисциплинарный, где обсуждались вопросы комплексного лечения пациентов с комбинированными проблемами зубочелюстной системы, с участием резидентов смежных кафедр – ортопедии, имплантологии, пародонтологии и хирургии. В начале курса преподаватели кафедр проводят лекции о последних достижениях в каждом из направлений стоматологии. Позднее презентации готовят сами резиденты. Кульминацией каждого занятия становится совместная дискуссия, в результате которой у каждого участвующего обновляются знания и создается более полное представление о современных возможностях смежных специальностей, а значит, и о том, как грамотно спланировать и провести комплексное лечение пациента со сложной патологией.
Запомнились также великолепный курс по биомеханике; специальный курс по лечению пациентов, требующих совместного ортодонтического и хирургического вмешательства; отдельный курс, посвященный лечению пациентов с челюстно-лицевыми аномалиями (такими как расщелины губы и неба), лечению детей с различными синдромами. Для резидентов третьего года проводились весьма полезные лекции, касающиеся экономических и юридических вопросов создания и ведения собственной ортодонтической практики.
Лечебная работа в клинике
После обеда начинается самое интересное. Все приходит в еще большее движение, комната ожидания наполняется пациентами, резиденты облачаются в халаты, и с 13 до 17 часов проходит клинический прием. Резиденты первого года весь осенний семестр заняты набором первичных пациентов в количестве 30-40 человек. В дополнение им также передаются некоторые пациенты резидентами третьего года, которых те не успевают долечить по тем или иным причинам. Таким образом, в общей сложности каждый резидент ведет около 100 пациентов в течение своей учебы.
Спектр клинических случаев должен быть как можно более разнообразным, требующим различного подхода в лечении: направление и модификация роста челюстей с использованием функциональных аппаратов; комбинированное ортодонтическое и хирургическое лечение; лечение взрослых пациентов, требующих вмешательства одной или нескольких смежных специальностей стоматологии; лечение пациентов с сопряженными проблемами ВНЧС.
За один день клинического приема и в течение недели можно наблюдать большое разнообразие ортодонтических техник. К примеру, одновременно резиденты, сидящие за соседними креслами, могут принимать пациентов один по системе Твида, другой – по системе MBT. Соответственно, каждый день в клинике находятся высокопрофессиональные врачи-инструкторы, многие из них – бывшие выпускники этой же школы, работающие уже многие годы и в совершенстве владеющие определенной техникой. Работа резидента находится под постоянным их контролем, каждый пациент получает лечение только после обязательного предварительного осмотра и рекомендаций со стороны инструктора.
Почти все аппараты, используемые в клинике, резиденты должны попробовать сделать сами в рамках одного из курсов, а некоторые из них и не один раз, уже для своих пациентов. Поэтому им часто приходится задерживаться в лаборатории допоздна, особенно новичкам, они практически живут в отделении весь первый год своего обучения.
Один раз в неделю утром резиденты второго и третьего года принимают особую категорию пациентов, требующих наличия опыта и особого подхода, – это пациенты с расщелинами губы и неба, с различными синдромами.
Цель обучения в школе – дать будущему специалисту знания и навыки работы с большинством существующих на данный момент техник, чтобы к концу обучения каждый резидент нашел близкий именно для него подход и метод лечения пациентов.
Два раза в неделю у меня была возможность, любезно предоставленная доктором МакНамарой, посещать его клинику в центре Анн-Арбора. Здесь я могла воочию наблюдать за отлаженной и своеобразной системой менеджмента клиники и приема пациентов; увидеть на практике во всех деталях описанный в его книге подход к лечению пациентов в сменном прикусе.
Роль науки в учебном процессе
В течение всех трех лет обучения большое внимание уделяется самым последним достижениям науки в стоматологии и, в частности, в ортодонтии. С самого первого дня здесь начинают прививать желание читать научные статьи и понимать важность этого для каждого практикующего врача, а также уметь их анализировать, подвергать здоровой критике, а после – экстрагировать суть, которую можно применить в работе. Какой бы ни планировался семинар или лекция, каждый резидент был обязан прочесть определенное количество самых последних научных статей, связанных с разбираемой темой. В дополнение к этому, резиденты распределяют статьи между собой и представляют суть каждого исследования в виде небольшой презентации. Таким образом, все – и резиденты, и преподаватели – всегда находятся на острие последних достижений в ортодонтии и смежных специальностях.
Ежегодный симпозиум в честь доктора Мойерса
Раз в году, с 1974 года, в феврале в Анн-Арборе проходит большой симпозиум, получивший название в честь доктора Мойерса, заведующего кафедрой ортодонтии с 1952 года и основателя Центра по исследованиям в области человеческого роста и развития при Университете Мичигана. На несколько дней в город стекаются студенты, преподаватели, практикующие врачи и все, кто так или иначе связан со стоматологией и, главным образом, с ортодонтией, для того, чтобы услышать из уст профессионалов со всего мира о самых последних достижениях в определенной области. В 2009 году темой симпозиума было все, что касалось современных возможностей ортодонтической и хирургической стоматологии, начиная от использования в современной практике диодного лазера до вопросов апноэ, становящихся нарастающей проблемой цивилизованного мира.
Курс по технике Твида-Меррифильда
Завершающим этапом моего обучения стала поездка в апреле в Тусон (штат Аризона) на двухнедельный курс по техники Твида-Меррифильда. Сюда приезжают резиденты второго года со всех университетов США, так как прохождение этого курса является обязательной частью программы их обучения, а также практикующие врачи из стран Европы, Южной Америки, Азии. Число участников доходит до ста и больше. Первый курс был организован в 1941 году самим доктором Твидом. Две недели все усердно трудятся, вникают в философию этой техники с помощью лекций, которые читает по утрам директор курса доктор Клонтц. После обеда слушатели приобретают практические навыки изгибания дуг, проводят лечение четырех-пяти случаев на типодонте при поддержке инструкторов.
В свободное время в небольшом студенческом городке Анн-Арбор можно найти все, чем только увлекается современная молодежь, и в первую очередь – все, что связано с футболом. И все же ортодонтические резиденты – будущие творцы совершенных улыбок – не очень частые посетители зрелищ: уж слишком они пока заняты.
Материал подготовила Галина МАСИС
Источник: www.dentoday.ru