В сфере оказания услуг стоматология давно стала рыночным полем. Здесь полноценно действуют рыночные законы, правила и установки. И как любая сфера потребления, стоматология сталкивается с выяснением отношений между теми, кто услугу предоставляет и теми, кто ею пользуется. К сожалению, регулирование этого вопроса на уровне законов в нашей стране пока оставляет желать лучшего. На уровне нормативов до сих пор не прописаны порядки оказания данного вида медицинской помощи, не установлены критерии качества этих услуг… Больше того — до сих пор не определен понятийный аппарат!
Однако в масштабах государства конфликтные ситуации в этой сфере возникают каждый день. Как их решать? Возможно ли не допускать? Что обязана предпринять клиника? И как обязан вести себя врач? В чем персональная ответственность каждого, кто пришел к дантисту? Одним словом — как защитить свои права пациента? Разбираемся.
Положение дел
При подготовке материала мы пообщались с врачами, со специалистами юриспруденции, проанализировали нормативно-правовую базу, регламентирующую экспертизу качества медицинской помощи, изучили последние исследования в этой области. Выводы неутешительны.
На данный момент нет в правовом поле стоматологии однозначного трактования основополагающих терминов. Таких, как: «медицинская услуга», «стандарт качества медицинской услуги», «стандарт качества оказания медицинских услуг (протокол ведения больных)», «экспертиза качества оказания медицинских услуг», «контроль качества оказания медицинских услуг», «врачебная ошибка»… Следовательно, говорить о грамотной системе управления качеством оказания стоматологических услуг пока рано.
Система контроля, существующая сегодня (и ведомственного, и вневедомственного) не отвечает требованиям объективности и независимости. То есть контроль неэффективен. Необходим иной механизм оценки качества — независимая экспертиза. Однако и тут ловушки — нет нормативно-правовой базы, которая регламентировала бы механизм независимой экспертизы. Итак, пациенты автоматически и априори ущемлены в реализации своих законных, по идее, прав на получение качественной стомпомощи.
Расхожие мнения
Две трети россиян не доверяют официальной медицине и не верят в возможность получить качественную бесплатную медицинскую помощь, гарантированную Конституцией. Таковы данные всероссийского опроса. Отношение это сформировалось не просто так. Система, унаследованная из советского прошлого, часто не оставляла пациенту никакой возможности отстоять себя и получить положенное. Сегодня ситуация, по идее, должна была измениться. Однако во многом лишь теоретически… Область данная развивается настолько стремительно, что законодательство за ней просто не успевает.
Все не раз слышали совет: «Не повезло с врачом или лечением — идите в суд!» А кто-нибудь пробовал обращаться туда? Кто пробовал, расскажет, что: судебно-медицинскую экспертизу вам могут назначить в учреждении, которое заинтересовано, чтобы вы оказались виноватыми (тут речь идет о государственных клиниках) судебные дела требуют уйму времени и нередко затягиваются на месяцы
при разрешении спора о качестве стоматологической услуги важнейшее значение приобретают содержание письменной формы договора на оказание стоматологических услуг, и содержание медицинской карты. Кто-нибудь из пациентов может проконтролировать правильность заполнения медицинской карты или договора? Чаще всего — нет.
Такового понятия как «врачебная ошибка» в юридическом языке не существует. До сих пор не определено единое толкование сочетания этих слов. Например, с точки зрения врача — это добросовестные заблуждения доктора, основанные на несовершенстве современной науки без элементов халатности. А юрист врачебную ошибку понимает как вредоносные последствия медицинской помощи и неблагоприятный исход заболевания.
Размеры материальной компенсации не отличаются щедростью, более того — часто они совершенно не адекватны лечению, его последствиям, потраченным времени и нервам…
Обо всем том мы еще поговорим. А пока — как выбрать клинику и врача — честных, юридически культурных и грамотных? Разбираем по пунктам.