Рекомендация
Студентам
Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта
Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно
Редактировать статью?!
Скачать статью в формате PDF
Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)
Категории статей
Ранний детский аутизм
Ранний детский аутизм
Впервые ранний детский аутизм (РДА) описан Л.Каннером в 1943 г. и ИАспергером в 1944 г.
Распространенность - 30-40 случаев на 100 000 детей, у мальчиков встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
Аутистические расстройства относятся к группе общих расстройств психического развития, характеризующихся качественными аномалиями в социальном взаимодействии и общении, ограниченным, стереотипно повторяющимся набором интересов и деятельности. Выделение этой группы расстройств в качестве самостоятельной до настоящего времени остается дискутабельным. Требуется проведение дифференциальной диагностики с ранними детскими формами шизофрении и ядерными формами расстройств личности (аутистической или шизоидной психопатией). Раннее начало детского аутизма и его клинические проявления типичны для врожденных задержек психического развития, а отсутствие в большинстве случаев выраженных позитивных симптомов и явной прогредиентности, а также частичная компенсация к возрасту 6 лет служат основанием для отнесения детского аутизма (синдрома Каннера) к нарушениям развития, протекающим по типу асинхронного дизонтогенеза.
Проявления РДА имеются в первые 3 года жизни, при этом обычно не бывает предшествующего периода нормального психического развития. Синдром детского аутизма приобретает наиболее завершенную форму в возрасте 3-5 лет. В большинстве случаев к этому времени определяются окончательная задержка развития инстинктивной жизни, моторики, особенно тонкой, нарушения речевого развития, игровой, эмоциональной сферы, которые и формируют аугистическое поведение в целом. Особенностями РДА являются относительная сохранность абстрактных форм познания действительности, которые в этих случаях сочетаются с примитивными протопатическими формами, т.е. познанием с использованием преимущественно тактильного, обонятельного и вкусового рецепторов, особенно в первичных ориентировочных реакциях. Такие реакции на звуковые и световые раздражители в раннем возрасте могут отсутствовать или быть резко извращенными. Отсутствие указанных реакций дает повод подозревать у аутичных детей глухоту и даже слепоту.
Всегда выявляются качественные нарушения социального взаимодействия, вызванные отсутствием у ребенка адекватных эмоциональных реакций на эмоции окружающих и серьезными затруднениями в общении. Это проявляется в отсутствии социального использования имеющихся речевых навыков и уклоняющемся поведении при попытках окружающих вступить в контакт.-Поведение стереотипное, отмечается стремление устанавливать раз и навсегда заведенный порядок в привычках и играх. Детям с аутизмом не хватает инициативности и творчества в организации досуга.
После достижения ребенком возраста 5-6 лет проявления синдрома аутизма частично компенсируются и сглаживаются, но это менее всего касается нарушений умственного развития. У детей нередко формируется выраженный олигофреноподобный дефект с аутистическими формами поведения. Иногда на фоне основных проявлений синдрома аутизма возникают неврозоподобные, аффективные, кататонические или полиморфные расстройства, которые утяжеляют прогноз. Отмечаются страхи, нарушения сна и приема пищи, возможны вспышки раздражения и гнева. Имеет место склонность к самоповреждениям (кусание рук, особенно запястий), чаще наблюдаемая при умственной отсталости.
К., 4 года 7 мес, страдает ранним детским аутизмом. Речь отсутствует, инструкции не выполняет. Преобладает отрицательный фон настроения. При невыполнении ее желаний начинает кричать. Симбиотическая связь с мамой. Навыки самообслуживания отсутствуют. Трудности с горшком, сама в туалет не просится. Ложкой не пользуется, из чашки пьет. В игрушки не играет, обнюхивает предметы, скрипит зубами. При дискомфорте наблюдается аутоагрессия: стучит головой о стену, кусает кулаки или бьет ими по голове.
М., 7 лет, страдает тяжелой формой раннего детского аутизма. Поведение отличается крайней дезорганизованностью, хаотичностью, отсутствием произвольной, спонтанной деятельности, практической невозможностью произвольного сосредоточения. Экспрессивная речь отсутствует, импрессивная речь доступна; может выполнять простые инструкции. Большое количество моторных и звуковых стереотипии (раскачивание тела назад и вперед, маховые движения руками, хлопанье в ладоши, бормотание). Навыки самообслуживания практически отсутствуют. Существует симбиотическая связь с отцом, в его присутствии и при его поддержке может писать и читать, при этом проявляя высокие интеллектуальные способности, хорошую память и способность анализировать собственное состояние. С 6 лет с мальчиком проводилась психологическая коррекционная работа по эмоциональному и интеллектуальному развитию, принесшая заметные результаты, однако уровень его социально-бытовой адаптации до сих пор крайне низок. Предоставленный сам себе, он слоняется по комнатам, раскачивается, засовывает в рот попадающиеся под руку предметы.
Проявления дефекта при аутизме меняются в зависимости от возраста ребенка, но и в зрелом возрасте сохраняются социальные проблемы, проявляющиеся в трудностях общения и ограниченности интересов. При аутизме наблюдаются разные уровни умственного развития, но в 3/4 случаев выявляется умственная отсталость.
Выделяют атипичный аутизм, который отличается возрастом начала и отсутствием одного из признаков (социального взаимодействия, общения, ограниченного стереотипного повторяющегося поведения). Атипичный аутизм возникает у детей с глубокой умственной отсталостью.
Выделяют органический вариант раннего детского аутизма. Очерченные проявления этого аутизма наблюдаются в раннем и дошкольном возрасте.
Синдром Ретта - прогрессирующая энцефалопатия, встречающая¬ся почти исключительно у девочек; описана А.Реттом в 1966 г. Распространенность 1:10 000-15 000 детского населения.
При синдроме Ретта после периода нормального развития в раннем возрасте появляется парциальная или полная потеря мануальных навыков и речи. Это сопровождается замедлением роста головы. Начало заболевания приходится на 7-24-й месяцы. Социальное и игровое развитие задержано, но сохраняются социальные интересы. Диагноз основывается на отсутствии целенаправленных движений рук, замедлении роста головы, атаксии, стереотипных движениях по типу «мытья рук». Ухудшение двигательных функций в динамике подтверждает диагноз.
Синдром Аспергера клинически напоминает типичный аутизм, но отличается сохранной интеллектуальной деятельностью. Диагноз основывается на наличии качественных нарушений в социальном взаимодействии и ограниченных повторяющихся стереотипных формах поведения, интересов и занятий при достаточно сохранной интеллектуальной деятельности.
Этиология и патогенез
Общепринятой концепции этиологии и патогенеза РДА не существует. Наиболее распространенные представления о причинах его развития делятся на две группы - теории психогенеза и биологические теории.
Теории психогенеза в качестве приоритетных рассматривают взаимодействие в системе мать-ребенок, которое неразрывно связано с различными раздражителями, столь необходимыми для созревания функций ЦНС. Значение придается отсутствию в раннем детстве (со времени рождения) материнского тепла и внимания и общей аффективной положительной атмосферы. По-видимому, полностью психосоциальными взаимодействиями объяснить развитие раннего детского аутизма вряд ли возможно, однако нельзя не признать, что они, несомненно, играют значительную роль в патогенезе заболевания.
Биологические теории. В группу этих теорий входят генетические концепции, теория нарушения развития мозга, теории, связанные с действием перинатальных факторов, а также нейрохимические и иммунологические концепции. Наиболее распространенной среди них является генетическая теория. В пользу особой роли генетических факторов при раннем детском аутизме свидетельствуют данные о конкордантности по детскому аутизму в парах монозиготных близнецов. По данным разных авторов, она колеблется от 36 до 89%, в то время как в парах дизиготных близнецов равна нулю. Несмотря на наличие столь убедительных данных о существенной роли наследственных факторов в развитии раннего детского аутизма механизм наследования остается неизвестным. Допускается возможность наследования не самого заболевания, а предрасположенности к нему.
Источник: www.eurolab.ua