Фотография стоматолога из Москвы

Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве

Рекомендация


Студентам

Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта

Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно


Редактировать статью?!

Скачать статью в формате PDF


Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)


Категории статей

Состояние стоматологической помощи, проблемы и пути решения

В конце марта 2009 года в Общественной палате Российской Федерации состоялось заседание комиссии по вопросам здравоохранения. В центр внимания слушаний попала тема «Проблемы оказания стоматологической помощи в России». В мероприятии приняли участие члены Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по здравоохранению, представители Минздравсоцразвития РФ, Российской академии медицинских наук, кафедр стоматологии вузов России, научно-исследовательских институтов, профильных общественных организаций, ведущие специалисты в области стоматологии. В прозвучавших выступлениях затрагивались вопросы, представляющие сегодня наибольшую актуальность. Среди самых злободневных тем: проблемы финансирования отрасли, слабая материально-техническая база муниципальных стоматологических медицинских учреждений, соотношение платной и бесплатной стоматологической помощи, задачи кадрового обеспечения клиник, сокращение объема профилактической работы среди населения. Отдельным пунктом обсуждения стали проблемы детской стоматологии. Представляем вниманию читателей фрагменты докладов, вызвавших наибольший интерес у участников заседания.

Фрагменты выступления главного стоматолога Ульяновской области Валерия Лолльевича Козьмина на заседании комиссии по здравоохранению Общественной палаты РФ от 25.03.2009, во время слушания «Про-
блемы оказания стоматологической помощи в Российской Федерации».

За последние годы проблем в стоматологии накопилось немало, и то, что они не решаются, отрицательно сказывается на стоматологической службе, объемах и качестве оказываемой помощи.

1. Проблема финансирования.

Стоматология – один из наиболее дорогостоящих разделов медицины, а с внедрением современного оборудования и технологий она еще более дорожает. Но чтобы все население или хотя бы его большая часть получали помощь на высоком уровне, нужны соответствующие затраты.

Основой качественного оказания стоматологической помощи являются современные высокооборотные стоматологические установки, которых в районах области практически нет. До сих пор помощь в основном оказывается на старых низкооборотных установках типа УС, БЭО и пр., которые давно сняты с производства и к которым невозможно даже приобрести запчасти. Часть из них вообще не работает.

На 01.01.2009 г. в районах Ульяновской области на балансе состояло 214 различных установок.

69 установок (т. е. треть парка установок) эксплуатируются свыше 20 лет; установленный ресурс не выработало только около 20% установок.

Закупить новые установки за счет средств муниципалитетов не получается из-за отсутствия денег.

Необходимо вынести в национальный проект улучшение МТБ сельской стоматологии.

Если в каждый регион приобрести по 100 установок без кресла, то в целом по стране это составит в зависимости от уровня закупаемой техники от 900 млн до 1,5 млрд руб.

Можно произвести поставку в течение нескольких лет, но эту работу надо начинать уже сейчас.

Важная проблема сельской стоматологии: деньги, заработанные стоматологами по линии ОМС и по зубопротезированию, попадают к ним в весьма усеченном виде. Часть средств, иногда большую, главные врачи используют на другие нужды.

В городах МТБ намного лучше, но создавалась она и создается не за счет средств бюджетирования и, тем
более, средств ОМС, а за счет средств, полученных от оказания платных услуг.

Бюджет средства на оборудование, как правило, не выделяет; средства ОМС на эти цели использовать нельзя; а между тем бытует мнение, что стоматологи оказывают платные услуги на оборудовании, закупленном на бюджетные деньги.

На средства, заработанные на платном приеме, приобретается не только оборудование, но и покрывается недофинансирование из бюджета и ОМС.

На примере областной СП это выглядит так:
- бюджетные средства шли на зарплату, налоги, оплату отопления;
- средства ОМС – на зарплату, налоги и очень ограниченно – на расходные материалы;
- все остальное оплачивается из средств, заработанных на платном приеме и на зубопротезировании;

в 2008 г. израсходовано: бюджетное финансирование – 12,5%, ОМС – 19,9% (всего – 32,4%); платные услуги – 67,6% (в т.ч. 37,7% – непосредственно платные услуги и 29,9% – зубопротезирование);

в то же время объем выполненной работы в системе ОМС составил 80%, а платных услуг – 20%. Оплата одного посещения суммарно по бюджету и ОМС в 2008 г. составила 111 руб.;

этих денег в 2009 г. хватит только на зарплату. В то же время, при очень низкой стоимости 1 УЕТ на платном приеме – 65 руб. поликлиника оставалась на плаву, компенсируя недофинансирование по бюджету и ОМС. Деньги, полученные за использование импортных материалов, можно отбросить, т. к. они оплачивались пациентом по себестоимости.

В других поликлиниках объем платных услуг в деньгах поменьше, но превышает 50%.

Исходя из приведенного, следует: платные услуги в государственных и муниципальных учреждениях необ-
ходимо расширять, чтобы дать пациенту возможность выбора услуги, не запирая его в рамки территориальной программы, где для анестезии используется новокаин, а пломбы ставятся из цементов. Отказ от платных услуг приведет к тому, что часть пациентов, и немалая, пойдет лечиться в частный сектор, где материалы – современные, а классификация врачей не всегда достаточна высока, по крайней мере, там где работают один-два врача. На пользу стоматологии это не пойдет.

По нашему мнению, возможно, следует ввести потолок стоимости платной услуги, выраженной в УЕТ, в пределах которой учреждение устанавливает свои расценки в соответствии с прейскурантом. При этом расходные материалы должны оплачиваться пациентам по себестоимости.

Значение платных услуг еще более возрастает, потому что падает объем зубопротезирования, от которого в поликлиники поступало немало средств. Так, за семь лет стоматологические учреждения Ульяновской области за счет сокращения числа лиц, получивших протезы, недополучили 21 млн руб.

Второй отрицательный момент в финансировании: в стране отсутствует единая система оплаты труда врачей стоматологического профиля по линии ОМС. Стоматологическая служба имеет выраженную специфику. Незаконченное лечение, сколько бы ни было сделано посещений, не дает ни одной УЕТ, т. к. нет конечного результата и в стоматологии не должно оплачиваться. Оценка и финансирование работы стоматологической службы по посещениям, как это делается по другим специальностям, ставит стоматологов в невыгодное положение. Стоимость посещения терапевта, например, и стоматолога практически одинаковы, а затраты в стоматологии выше. Значит в целом финансирование стоматологии заранее планируется в меньшем объеме.

Оказание максимума помощи в одно посещение выгодно и учреждению, и пациенту.

Для учреждения это:

сокращение непроизводительных затрат времени врача (вызов больного, подготовка рабочего места, подготовка операционного поля, работа с документацией и пр.);

сокращение времени и материальных затрат на обработку инструментов, стерилизацию их (дезсредства,
расход воды, электроэнергии и т. д.).

Для пациента это:

экономия личного и рабочего времени, затрачиваемого на дорогу, регистрацию, ожидание приема;

производительность труда медработников может возрасти на 20-25%, а больной сэкономит от 30% до 60% времени, а иногда и больше;

ставя вопросы финансирования по УЕТ, необходимо одновременно решать важнейшие вопросы по допущению использования современных материалов нового поколения (для анестезии, для пломбирования и пр.) и на современном уровне; учитывать необходимый для полного лечения временной фактор.

2. Детская стоматология. Низкая и устаревшая МТБ. В сельской местности практически все кабинеты в школах закрылись из-за отсутствия оборудования, а так называемая «централизованная плановая санация» – это обычная санация по обращаемости, не выдерживающая никакой критики. Лицензирование кабинетов в школах – высочайшая сложность.

• Санация дошкольников в детских учреждениях запрещена, т. к. ни в одном из них нет специального кабинета.

• Т.о.: дети получают стоматологическую помощь на гораздо более низком уровне, чем взрослые, тем более что на детский прием врачи идут неохотно, и явно не самые лучшие. 15% надбавка к зарплате на детском приеме – не самый лучший стимул для врачей. Особенно это катастрофично для села: половина детей не санирована.

• Необходим национальный проект по детской стоматологии.

3. Кадровая проблема.

• В городах ее практически нет.

• В районах положение ухудшается с каждым годом.

• В сельской местности штаты врачей в полтора раза меньше, чем в городах. С другой стороны, эти кадры убывают. Врачи уходят на пенсию, а притока специалистов, в т. ч. молодых, нет. За последние пять лет в районы приехал один стоматолог со стажем и пять зубных врачей. Динамика такова, что скоро врачебных кадров на селе не останется.

• Зубопротезирование. Число лиц, получивших протезы, составляет 1,8% от общей численности взрослого населения, хотя нуждается в протезировании не менее половины лиц старше 40 лет.

• В 2008 г. произошел обвал в бесплатном зубопротезировании – количество лиц, получивших протезы бесплатно, сократилось в 13 раз. Лица, имеющие на это право, льготами не воспользовались, заменяя их денежной компенсацией, что вынудило нас вести активную разъяснительную работу в этом направлении в СМИ.

• В то же время пенсионеры льгот не имеют, а многие из них хотели бы вставить зубы, но средств не хватает. Видимо, нужно предусматривать льготы для пенсионеров, возможно не для всех.

4. Трудности с закупками материалов.

5. Отсутствие федеральных стандартов качества.

6. Учет объемов финансирования (возможны конфликты с экспертами страховых компаний).

7. Проблемы с постдипломным обучением врачей и особенно зубных техников.

8. Проблемы лицензирования врачей, в т.ч.: юридические права для работы в лечебных стоматологических учреждениях (в городах и на селе); интернатура, приобретение узкой специализации, курсы усовершенствования; положение с бывшими зубными врачами, получившими высшее образование.

Заключение: стоматология на сегодняшний день, сохранив свой государственный характер, сделав большой скачок в вопросах внедрения современных технологий в больших городах, так и не стала доступной для значительной части населения в полном объеме, и это не может не вызывать тревогу.


Источник: www.dentoday.ru