Выбор помещения и места расположения стоматологической клиники
Правильно выбранное помещение с учетом места расположения - половина успеха стоматологической клиники. И наоборот, на ошибки в выборе помещения и расположения Вы будете наталкиваться всю жизнь. Если не брать критические ошибки, ставящие под сомнение само существование стоматологического бизнеса, то неудачный выбор в любом случае скажется на экономических показателях. Попросту говоря, вы будете больше других тратить денег на привлечение пациентов, ведь неудобно расположенная стоматология требует от клиентов против их собственного желания каких-то дополнительных усилий, чтобы прийти. Например, пациенту не удобно, если для того, чтобы пройти в клинику требуется выписывать пропуск, или проехать лишнюю остановку на общественном транспорте, или перейти магистраль по длинному подземному переходу. Вы можете сказать, что это не столь значимо, и если у вас в клинике хорошо лечат зубы пациенты придут в любом случае. Но поверьте, есть много клиник, где это тоже лечат совсем неплохо. Конечно, если ваш стоматологический бизнес расположен монопольно, например один-единственный в закрытом военном городке, то можете не придавать большого внимания расположению своей клиники - и то, до поры. Потому что в целом конкуренция на рынке стоматологических услуг весьма жесткая и продолжает усиливаться с каждым днем.
Есть много критериев выбора помещения под клинику:
нормативные - подходит ли помещение по нормам СЭС, пожарников и других контролирующих инстанций
технические - есть ли достаточное количество площади, чтобы разместить все задуманное, достаточно ли электроэнергии, возможно ли подвести в кабинеты воду, воздух от компрессора, вентиляцию и т.п.
конкурентное окружение - как разложился пасьянс предложений стоматологических услуг в данном районе
инфраструктурные - есть ли по соседству торговые, сервисные и т.п. предприятия похожего ценового сегмента, как они себя ощущают в данном районе, есть ли перспектива наладить с ними взаимоотношения по обмену клиентами
клиентские потоки - сколько проживающих, сколько работающих и сколько мигрирующих по данному району. Какие они?
сервисные - есть ли парковка, отдельный вход,
городские - как планируется развиваться район, что появится, что исчезнет в будущем.
кадровые - найдется ли в данном районе персонал достаточной квалификации, или будут ли они ездить в данный район на работу
рекламные - есть ли возможность разместить заметную вывеску и другую наружную рекламу
Оценка по каждому из критериев может решить судьбу будущей клиники - быть ей или не быть в данном месте. А для того, чтобы полноценно и правильно ответить на эти и другие (список не окончен) вопросы в любом случае, прежде чем искать помещение и оценивать его на предмет того, подходит оно или нет, требуется разработать концепцию клиники. А иначе как можно примерять будущее место расположения к своей клинике, если тщательно продуманного описания будущей клиники не существует?
В любом случае, не первый год работая над созданием стоматологических клиник, можем поделиться своими выводами. По крайней мере, по Московскому рынку стоматологических услуг:
Подходящих по всем параметрам помещений в свободном доступе уже давно нет. Практически все подходящие места уже заняты чьими-то стоматологиями. Поэтому приходится выбирать из тех вариантов, которые содержат меньше всего минусов.
Приходится одним за другим отвергать многие варианты, подходящие по нормативным и техническим критериям, но имеющие серьезные сомнения в отношении коммерческой перспективности.
Чаще всего, чем труднее достается помещение, тем эффективней оно будет работать
В связи с тем, что многие стоматологические клиники открываются на арендных площадях, а хорошие варианты помещений не надолго задерживаются в предложениях риэлтерских фирм (желающих много - и это не только те, кто ищут место для стоматологии, но и новички салонного, торгового, развлекательного бизнеса), то предлагаемые варианты требуется оценивать быстро. То есть проводить экспресс-оценку потребительской, конкурентной и городской среды в режиме "блиц". Здесь не обойтись без профессионалов, которые умеют это делать не только быстро, но и с пониманием задач. То есть без консалтеров.
Не огорчайтесь и не переживайте, если консалтер говорит "нет" при оценке помещения и его месторасположения, этим он вас спасает от крупных материальных затрат и напрасных потерь. Но не ждите однозначного "да" - таких стопроцентно подходящих помещений крайне мало. Вот если услышите от нас "скорее да, чем нет" - этого уже достаточно, чтобы инвестиционные риски были минимальными.