Рекомендация
Студентам
Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта
Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно
Редактировать статью?!
Скачать статью в формате PDF
Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)
Категории статей
Визитка - ТОПОЛЬНИЦКИЙ ОРЕСТ ЗИНОВЬЕВИЧ
Топольницкий Орест Зиновьевич – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой детской хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава,» действительный член европейской Ассоциации черепно-челюстно-лицевых хирургов, член диссертационного совета по специальности 14.01.14., член ученого совета стоматологического факультета МГМСУ, член координационного совета МЗСР РФ по стоматологической помощи детскому населению РФ, член аттестационной комиссии при МЗ РФ, председатель Российского благотворительного фонда «Здоровый ребенок».
Уважаемый Орест Зиновьевич! Взять у Вас интервью – совсем не простая задача, и уж точно за один день ее решить практически невозможно. Разговор у нас получается всегда пунктиром. Объяснения – самые что ни на есть медицинские: ежегодно, помимо насыщенной текущей учебной университетской работы, Вы и коллектив, руководимый Вами – сотрудники кафедры и клинического отделения вместе с младшим медицинским персоналом, обеспечиваете консультационное и бесплатное операционное обслуживание, лечение и реабилитацию около восьми тысяч ребятишек со всех уголков России и не только. Большинство в коллективе – настоящие самоотверженные энтузиасты, люди большой души. Их участие в судьбах маленьких пациентов не вписывается во временные рамкина. Для многих родителей Ваше непосредственное присутствие вселяет веру и дарит надежду. И все же, постараемся следовать нашему формату. Как судьба привела Вас в стоматологию, в детскую челюстно-лицевую хирургию?
Родился я 26 октября 1960 года в Тернопольской области Украины. В нашей семье было четверо детей, я старший. Окончив восемь классов, поступил в медицинское училище в Ивано-Франковске. После получения диплома успел два месяца поработать фельдшером в поселке и был призван в ряды Советской армии. Служил в Германии, в медсанбате. Там были замечательные врачи. В приемном покое, где проходила моя служба, приходилось проводить амбулаторные операции у солдат и членов их семей. Работал с дежурным врачом, а часто и самостоятельно. Особенно мне нравились экстренные случаи, когда решения надо принимать быстро и решительно. Со временем стал замечать, что интереснее всего работать с ранами в области лица. Тогда я и принял решение стать врачом, точнее – челюстно-лицевым хирургом. Выяснил, что получить эту специальность можно в Московском медицинском стоматологическом институте.
Москва, центр Вселенной! Здесь очень быстро можно затеряться. Но я везучий! Мне всю жизнь везло на хороших людей, начиная со школьной скамьи и до сегодняшнего дня. Вот и в приемной комиссии меня встретил декан подготовительного отделения Николай Дмитриевич Ющук. Он по-отцовски и очень по-доброму выслушал меня, понял твердость моих намерений, и я стал студентом подготовительного отделения. Здесь мне снова повезло: всех студентов вечернего отделения направляли на работу в ММСИ. Я попал на кафедру стоматологии детского возраста, в отделение ортодонтии. Заведовал кафедрой профессор Александр Александрович Колесов. Коллектив очаровывал своей сплоченностью, самоотверженностью и доброжелательностью. Я видел маленьких пациентов, детей с различными патологиями. Все это вызывало у меня огромное желание остаться на кафедре, влиться в этот коллектив. После поступления на 1 курс, я устроился в стационар постовым медбратом, работал вечерами и по выходным. На втором курсе решил заниматься в студенческом кружке, моим руководителем стала доцент Светлана Владимировна Дьякова. Тогда ни она, ни я еще не знали, что я стану первым ее учеником, а впоследствии и приемником.
В 1988 году окончил стоматологический факультет ММСИ. С 1988-го по 1991 год работал хирургом-стоматологом детской поликлиники кафедры детской хирургической стоматологии с анестезиологией. Занимался оказанием помощи детям и подросткам с врожденными пороками развития в челюстно-лицевой области, с врожденными и приобретенными дефектами и деформациями костей лицевого скелета, с заболеваниями височно-нижнечелюстного сустава и другими патологиями. Желание как можно эффективнее помогать этим несчастным ребятишкам, уменьшать их боль, чувство горечи, страдания родителей; видеть счастливые детские улыбки и радость на лицах их родных двигало стремлением к совершенствованию своих знаний, к разработке новых реабилитационных методов.
В 1991 году поступил по конкурсу в аспирантуру на кафедру детской хирургической стоматологии с анестезиологией ММСИ. Под руководством замечательных врачей и педагогов, профессоров ММСИ Светланы Владимировны Дьяковой и Александра Ильича Воложина выполнил кандидатскую диссертацию на тему «Обоснование выбора вида и размера аллотрансплантата при костной пластике нижней челюсти у детей» и защитил ее в октябре 1994 года.
В 1996 году был назначен на должность руководителя Центра детской и подростковой пластической хирургии и имплантологии ММСИ.
В 1997 году прошел стажировку в медицинском институте города Эрлангена (Германия) по реконструктивно-восстанови-тельной хирургии.
В 2002 году защитил докторскую диссертацию на тему «Костная пластика нижней челюсти у детей и подростков композитными материалами на основе акрилатов».
Еще в 2006 году, при жизни нашего многоуважаемого Учителя – заслуженного врача России, доктора медицинских наук, профессора Светланы Владимировны Дьяковой, долгие годы возглавлявшей кафедру детской хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии МГМСУ, пользовавшейся безграничным авторитетом среди коллег и учеников, по согласованию с руководством Университета, я возглавил эту кафедру.
Какова структура Вашего подразделения?
В учебно-лечебные подразделения нашей кафедры входят: поликлиническое отделение, стационар, анестезиологическое отделение, операционный блок, блок интенсивной терапии, Федеральный лечебно-консультационный центр диспансеризации детей с врожденной и наследственной патологией челюстно-лицевой области, созданный в 1977 году. В настоящее время он называется Лечебно-консультационный центр высоких технологий для детей с врожденной и наследственной патологией челюстно-лицевой области, где действует и Центр пластической хирургии и имплантологии для детей и подростков. Совместная учебно-лечебная работа поликлинического отделения и ФЛКЦ осуществляется на 12 креслах. В среднем за год на лечении в поликлиническом отделении находятся 12 000-13 000 детей. Ежегодно проводятся 1000-1200 амбулаторных операций. Лечение под общим обезболиванием –600 детей в год. Наш стационар располагает 60 койками, ежегодно в клинике на стационарном приеме находятся до 600 пациентов и проводятся более 400 высокотехнологичных операций.
Дьякова С. В. всегда прививала нам, своим ученикам, стремление к совершенствованию в своей профессии, активную жизненную позицию с характерными качествами твердости, требовательности и кристальной преданности профессиональным идеалам при принятии бескомпромиссных решений всех задач и проблем в пользу детей.
Хотя Светланы Владимировны не стало в 2009 году, светлая память о ней постоянно жива в стоматологическом сообществе. Вспоминается день открытия III Колесовских чтении,й в сентябре 2009 года, когда был впервые показан тонкий трогательный памятный фильм о ней.
Да, для этого торжественного дня коллектив нашей кафедры специально подготовил показ фильма о своем Учителе. Он был смонтирован ее учеником, доцентом Ивановым А. В. из уникальных фотографий, запечатлевших ее в разные минуты жизни, фильм шел под песню Булата Окуджавы «Настоящих людей так немного». У многих на глазах были слезы.
Работе с детьми посвящают себя те, кто их по-настоящему любит, способен сопереживать детским страданиям. Лечить ребенка намного сложнее, чем взрослого, тем более в хирургии. От лечащего врача требуются благородство души, высокая ответственность. Про самоотверженных хирургов, проводящих сложнейшие многочасовые реконструктивно-восстановительные операции, часто говорят, что они – наместники Создателя на Земле, исправляющие его торопливые ошибки.
Какие там наместники, просто пытаемся по мере сил своих заглянуть осторожно (дети ведь), но терпеливо, достаточно настойчиво вглубь, в тайные мастерские матушки-природы, используя передовые мировые достижения в различных направлениях медицины. Для оказания современной хирургической помощи больным по нашему профилю детишкам в клинике необходимо многое. Помимо отслеживания современных научных мировых достижений, исследовательской деятельности на кафедре, проведения необходимых мероприятий, связанных с обменом опытом между коллегами в нашей стране и за рубежом, нам постоянно приходится преодолевать материальные трудности в приобретении всего необходимого для оказания хирургической помощи – оборудования, инструментария, расходных материалов, медикаментов, средств для оснащения лечебно-диагностических площадей для дальнейшей реабилитации прооперированных детей. Мы всегда заинтересованы в грамотном медперсонале в различных областях, особенно для восстановительного этапа, ведь лечение наших пациентов требует междисциплинарного подхода, когда нужна помощь многих специалистов – ортодонта, отоларинголога, логопеда, психолога, рентгенолога и других профильных врачей. Еще пациентам в восстановительном периоде очень нужна физиотерапия, лечебная физкультура и пр. Это исключительный ансамбль специалистов, объединенных единой целью – решением проблем лечения и реабилитации детей с врожденными и приобретенными дефектами головы, лица, шеи. Безусловно, нам нужна поддержка от всех, кто может быть нашим союзником. И государства, и медиков, и спонсоров, и благотворителей, и добровольцев. Родители наших маленьких пациентов – большая сила, это добровольцы-волонтеры – сиделки и санитары. Они обихаживают и своих, и чужих ребятишек, а ведь их при этом надо где-то размещать, помогать с жильем. Студенты – тоже наши помощники, наше будущее. Они «санитарят», совмещая учебу с работой в клинике. Надо сказать, что среди сегодняшних студентов, интернов, клинических ординаторов и аспирантов много увлеченных нашей нелегкой профессией молодых талантливых ребят. Это подтверждают и работы студентов, и результаты участия в конкурсах во время университетской студенческой олимпиады по детской стоматологии в МГМСУ, в которой мы впервые приняли участие в прошлом году. Это и участие в конференциях молодых ученых, где наши молодые хирурги занимают призовые места, проявляя высокий уровень профессионального интеллекта, широкий кругозор в знаниях и умениях. У нас не бывает случайных людей, к нам идут только увлеченные студенты, прошедшие кружок, ночные дежурства в стационаре, помогавшие в операционной.
Студенты какого курса приходят к Вам на кафедру? Есть ли специальная литература, по которой они готовятся к занятиям?
Знакомиться с нашей кафедрой студенты начинают с 4 курса дневного и 5 курса вечернего стоматологических факультетов, а прощаемся мы с ними при получении диплома.
Для подготовки к теоретической части занятия студенты используют большое количество пособий, учебников и методических разработок, большая часть которых написана профессорско-преподавательским составом нашей кафедры. Нашей гордостью является недавно вышедший учебник по детской хирургической стоматологии под редакцией Дяковой С. В. Готовится к изданию иллюстрированный атлас по нашей специальности. Но, мне кажется, самые ценные знания студенты получают от преподавателей – на семинарах и лекциях, наблюдая за приемом пациентов, ассистируя своему учителю.
Коллектив Вашей кафедры является учредителем регионального благотворительного общественного фонда «Здоровый ребенок». Приближается 10-летний юбилей фонда. Расскажите о его миссии и деятельности за это время.
Действительно, 17 октября 2000 года в основном сотрудниками кафедры детской хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии МГМСУ был учрежден региональный благотворительный общественный фонд «Здоровый ребенок» в поддержку развития системы комплексной реабилитации детей с патологией ЧЛО различного происхождения. Основными задачами Фонда, как и прежде, являются привлечение средств на организацию медицинской помощи и социальной реабилитации детей с патологией ЧЛО; на проведение профилактической и просветительной работы среди пациентов детского возраста и их родителей; на популяризацию в обществе идей необходимости помощи детям, страдающим этой патологией.
На начальном этапе деятельности Фонда основным источником его финансирования было американское благотворительное общество Russian Children’s Welfare Society. В дальнейшем активным партнером Фонда стала благотворительная организация The Smile Train. И сейчас мы, хотя и с трудом, но находим благотворителей – отечественных и зарубежных. Не зря говорят: мир не без добрых людей. Важно только, чтобы души людей не черствели, за суетностью дел помнилось, в какой беде оказываются и как нуждаются в помощи общества семьи, где имеются такие детишки.
За время существования Фонд безвозмездно передал лечебным учреждениям Иркутска, Краснодара, Саратова, Уфы, Москвы, занимающимся лечением детей с патологией ЧЛО, множество расходных материалов, компьютеров, оргтехники и различного медицинского оборудования.
Фонд принимал участие в ремонте отделения интенсивной терапии стоматологического комплекса МГМСУ, в оборудовании музея нашей кафедры. При финансовой поддержке Фонда осуществлены масштабные благотворительные акции в Иркутске, Туле, Краснодаре, Саратове, Уфе с привлечением ведущих специалистов МГМСУ для консультаций, осмотров, сложных хирургических операций детям с патологией ЧЛО, а также для мастер-классов врачам челюстно-лицевым хирургам в этих регионах.
Фонд принимал активное участие в организации проведения первой (2002), второй (2006) и являлся генеральным спонсором третьей (2009) научно-практической конференции «Врожденная и наследственная патология головы, лица, шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения».
На заседаниях собирались наши коллеги – известные врачи и ведущие специалисты, гордость России и стран ближнего зарубежья – из Екатеринбурга, Хабаровска, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Волгограда, Краснодара, Перми, Казани, Нальчика, Ярославля, Воронежа, Омска, Саратова, Москвы, Алма-Аты, Баку, Бишкека, Киева, Минска, и др. городов. Приезжали почетные гости и специалисты из дальнего зарубежья – Польши, Дании, Германии.
Какова значимость проведения этих мероприятий?
Значимость этих мероприятий трудно переоценить, это уникальная «пища» для последующего осмысления всего услышанного, увиденного; для внедрения новых методов в практику лечения наших пациентов. В обсуждениях принимают участие и авторитетные опытные специалисты с большим стажем работы, и молодые, начинающие, но уже овладевшие современными знаниями, наращивающие свой практический потенциал. У человека должна быть длинная память – нельзя рубить связь времен, должна быть эстафета поколений. Это наш долг перед нашими достойными Учителями. Обмен опытом для специалистов совершенно необходим, тем более сейчас, когда революционно внедряются новые передовые технологии – и мировые, и отечественные, обуславливая новые направления в профилактике, диагностике и лечении детей с врожденными и приобретенными пороками развития мягких тканей и костей лицевого скелета. Сегодня остро ставятся вопросы оценки качества лечения и реабилитации детей инвалидов детства.
Наша кафедра относится к группе учреждений, которым поручено проводить высокотехнологичные операции, используя современные методы исследования – клинические, лабораторные, рентгенологические (в том числе КТ), эхографические, МРТ, иммунологические, функциональные (электромиографический, энцефалографический и др.), генеалогические, статистические. Мы используем лазерную стереолитографческое биомоделирование, осваиваем новые технологии в экспансии тканей, дистракционных и пластических методах, в лечении деформаций методами реконструкционной ортогнатической хирургии. Сотрудниками нашей кафедры углублены некоторые методы в области пластической хирургии – рубцовые деформации при помощи тканевого растяжения (дерматензии); разделы детской хирургической стоматологии в области сосудистых новообразований (в том числе методами СВЧ-криодеструкции, ангиоокклюзии и др.). Появились новые взгляды на диагностику и методы лечения сосудистых опухолей, пороков развития; в направлении костной реконструктивной хирургии с применением новых материалов, в том числе композитных, из которых изготавливаются различные эндопротезы костей лицевого скелета. Разработан полинаправленный остеосинтез костей челюсти с использованием новой конструкции компрессионно-дистракционных аппаратов. Созданы оригинальные междисциплинарные программы по комплексной реабилитации детей с врожденными патологиями – расщелины губы и неба, имеющих синдромы (до 600 видов), с использованием методик визуализирующей эндоскопической диагностики; методик, направленных на развитие коммуникативных образов. Введена в практику подростковой челюстно-лицевой хирургии ортогнатическая хирургия зубочелюстной системы. В амбулаторной практике внедрены оригинальные методы лечения детей с пороками слизистой полости рта. Многие научные результаты наших исследований защищены патентами, внедрены в детские клиники городов Перми, Иркутска, Саратова, Владимира, Челябинска, Москвы. Многое из сделанного в нашем коллективе вошло в учебник «Стоматология детского возраста». Сотрудничеством мы связаны с различными организациями – РГМУ, ЦНИИ стоматологии и ЧЛХ, Центральным госпиталем МВД, РУДН, Институтами элементоорганических соединений им. Н.А. Несмеянова РАН, проблем лазерных и информационных технологий РАН (г. Шатура), иммунологии РАМН, ЦИТО МЗ РФ, НИИ графита, медицинскими университетами г. Майнца и г. Эрланген (Германия). Мы активно сотрудничаем со многими отечественными производственными фирмами. Половина операций, проводимых сотрудниками нашей кафедры, опирается на многолетний опыт, на наработки в хирургии с использованием оригинальных методик высоких технологий. В программе научных конференций, посвященных нашему авторитетнейшему российскому Учителю, хирургу-онкологу Колесову А. А., по чьей инициативе был создан первый учебник по детской стоматологии, мы стараемся охватывать все последние достижения по проблемам лечения и реабилитации патологий ЧЛО.
Помогает ли руководство МГМСУ Вашему коллективу в его учебно-лечебной деятельности?
Наш ректор, заслуженный врач РФ, профессор Янушевич О. О. является главным внештатным специалистом по стоматологии при Минздраве. Это позволяет оперативно и конструктивно проводить в жизнь важные моменты, в первую очередь связанные с разработкой и внедрением порядка оказания всех видов услуг, в том числе по детской челюстно-лицевой хирургии, а также с созданием стандартов всех видов услуг. Следует сказать, что за последние годы заметно улучшилось финансирование по закупкам расходных материалов, по обновлению парка медицинского оборудования и доплате высококвалифицированным специалистам, которые проводят высокотехнологичные операции. Руководство университета создает все условия, для того чтобы на его базе внедрялись новейшие методы лечения, обязательно сопровождающиеся образовательным процессом. Такой симбиоз образования и лечебной деятельности позволяет готовить специалистов и оказывать хирургическое лечение пациентам на мировом уровне.
Говоря о Вашей научной школе, будет справедливым назвать Ваших ведущих докторов.
Это профессор Ульянов С. А., доценты Вашкевич В. П., Фролова А. И., Ильина С. В., Абрамов В. А., Тутаева Т. А., Першина М. А., Гургенадзе А. П., Шорстов Я. В., Ерадзе П. Е., Фабелинская И. В., ассистенты Москаленко Г. Н., Гальперина Р. Л. У нас подрастает талантливая молодежь – ассистент кафедры Федотов Р. Н., аспиранты Трофимов А. Э., Баташвили Ш. М., заведующий отделением поликлиники Черняев С. Е. Некоторые ученики нашей кафедры продолжают общее дело в различных регионах России и за ее пределами.
Несколько слов о Вашей семье.
Я очень люблю свою семью, по возможности стараюсь баловать моих девочек, проводить с ними свободное время. Старшая дочь учится в нашем университете и, надеюсь, продолжит дело отца.
Ваше хобби?
Как большинство мужчин, я люблю охоту, рыбалку, но не часто нахожу на это время. Предпочитаю активный отдых, уважаю дачные работы, особенно когда надо что-нибудь творчески смастерить своими руками.
Что для Вас и Вашего коллектива значат газета «Стоматология сегодня» и журнал «Стоматология детского возраста и профилактика»?
Газета и особенно журнал – это трибуна, где специалисты междисциплинарного профиля, детские стоматологи, педиатры могут освещать свои достижения, обмениваться опытом, учиться и познавать. Это та арена, где происходит мотивация и совершенствование. Именно здесь простой врач из районной поликлиники может узнать много нового и рассказать о своем опыте. Думаю, что это сравнимо с первым учебником по стоматологии детского возраста. Спасибо Вам за огромный вклад в развитие специальности!
Источник: www.dentoday.ru