Юридическое сопровождение в стоматологии.
Стоматологическая клиника в своей работе сталкивается с большим количеством ситуаций в которых требуется юридическое сопровождение. Даже без детального разбора только для описания всех необходимых договоров, медицинской, налоговой документации, подводных камней понадобится целая книга. Но мы попробуем в рамках статей рассмотреть вкратце основные юридические документы. В этой статье поговорим о самых первых документов с которыми сталкивается пациент при обращении в клинику – это договор на оказание услуг и лист информированного согласия. И в конце статьи приведем пример из нашей практики.
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, возникающих между пациентом и Клиникой при оказании медицинской помощи. Письменного оформления договора требует действующее законодательство РФ. Не стоит забывать, что оказание стоматологической помощи — это соглашение, в котором отношения сторон должны быть закреплены юридически. Но при оказании медицинской (стоматологической) услуги договорные отношения возникают в момент, когда пациент соглашается на оказание медицинской помощи и садится в стоматологическое кресло, независимо оттого, подписан договор или нет. С этого момента на отношения, возникшие между клиникой (врачом) и пациентом, распространяются все правила, права и обязанности, предусмотренные действующим гражданским законодательством.
Но надо помнить, что обязанность письменно оформлять договор вытекает из действующего законодательства. Но эта обязанность очень выгодна клинике. Почему спросите вы? Все очень просто, в договоре абсолютно законно можно прописать положения отличающиеся от общих положений гражданского кодекса, которые не противоречат ему. Не стоит забывать, что договор является и гарантом оплаты пациентом полученных услуг. Следовательно, договор является основным документом подтверждающим, что пациент обращался в клинику и ему оказали услуги, которые подлежат оплате. Поэтому, подписывать договор с пациентом клиника должна еще до начала лечения, когда пациент у стойки администратора клиники. Пациент вместе с договором на оказание услуг получает для полписания и лист информированного согласия.
Итак, зачем же нужен этот лист? Необходимость оформления Листа информированного согласия прописана в ст.32 “Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан” в которой говорится, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. К сожалению зачастую ни администратор, ни врач стоматолог не в состоянии объяснить пациенту написанное в данном листе. Это происходит из-за того что персонал клиники зачастую даже не читали данный лист, а документ составлен сложным не понятным языком для пациента. В результате теряется время на совместное прочтение листа информированного согласия пациентом и врачом. За время работы со стоматологическими клиниками мы столкнулись с негативный осадком у пациента от которого отмахиваются давая подписать очередную не понятную бумагу. Поэтому данный лист должен быть оформлен в доступной для понимания пациентом форме. В документе отражается информация о предстоящем медицинском вмешательстве, в чем оно будет заключаться, каковы возможные осложнения и вероятность их возникновения, что может произойти при отказе от данного вмешательства. Информация подается так, чтобы у пациента не возникало ощущение, что врач и медицинский персонал хочет сложить с себя ответственность, а информация предоставляется только для возможности сделать осознанный выбор. Хоть лист информированного согласия не снимает с врача ответственности за причинение вреда жизни или здоровью пациента при выполнении не качественного лечения, но грамотно оформленный лист является мощной защитой клиники и врача при обращении пациентом в суд.
Теперь приведем пример из нашей практики. Наша компания представляла в суде интересы стоматологической клиники у которой ранее наши специалисты проводили экспертизу правовых документов, составили договор на оказание услуг и лист информированного согласия, а так же провели работу с врачами клиники на предмет заполнения медицинских карточек. Итак какова бала причина иска поданного пациентом? Пациент К. обратился в стоматологическую клинику с острой болью и абсцессом в области 36 зуба. Боль появилась несколько дней назад и на момент обращения в клинику пациент К. уже настрадался от зуба, мало спал. Обратился он к врачу со словами: ”Доктор сделайте что-нибудь не могу больше”. Врач приняв во внимание степень воспаления, разрушенность коронковой части зуба, обширное разряжение периапикальных тканей предложил удалить зуб. Что он и сделал получив одобрение плана лечения пациентом. В результате на следующий день пациент К. пришел с претензией в клинику и не найдя там понимания обратился в суд. Суть претензии была в том, что врач удалил зуб вместо лечения и объяснил пациенту суть того что он собирается сделать. Почему возникла эта претензия сказать сложно. Возможно врач действительно плохо разъяснил суть своих действий, возможно длительное время страдавший от боли и бессонницы пациент плохо понял смысл сказанного. А может быть речь шла о так называемом “потребительском терроризме”, когда клиент хочет не просто получить услугу, но и нажиться. В своей претензии пациент К. ссылался на ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровье граждан в которой есть пункт говорящий что у пациента есть право на получение информации о своих правах и обязанностях, о состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация об их здоровье. Такой же пункт (Право на получение полной и достоверной информации об услуге) есть и в законе «О защите прав потребителей» под действие которого он попадает как потребитель услуги. Пациент настаивал, что врач не объяснил ему всю суть заболевания, варианты лечения и в чем они заключаются. Поэтому пациент К. требовал осуществить его право на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи прописанное в той же статье 30. Но так как все документы включая лист информированного согласия были подписаны пациентом, а врач грамотно оформил медицинскую документацию, то отстоять интересы клиники в суде не составило труда.
Напомню, что сотрудничество нашей ассоциацией с клиникой велась еще до обращения пациентом в суд и позволила обезопасить в юридическом плане всю работу клиники. Этот пример демонстрирует, что даже один выигранный судебный процесс стоимостью в несколько десятков тысяч рублей оправдывает все затраты на оформление документации. И заключение договора на обслуживание со специализирующимся на медицинском праве юридической фирмой способно предотвратить поток таких исков. А ежедневное оформление документов после консультаций и составления образцов заполнения той же медицинской документации входит в привычку и уже не отнимает большого количества времени у врача и организует и дисциплинирует лишний раз любого работника. В конце статьи дадим практический совет: если к вам в клинику обратился пациент с претензией не стоит давать ответ по претензии сразу, а уж тем более в письменной форме. Следует провести тщательный анализ требований и только если они правомерны и пациент сможет доказать в суде их обоснованность тогда стоит пытаться решить проблему с помощью внесудебного урегулирования. Если же требования не правомерны, то судебное разбирательство выгоднее стоматологической клинике.
Именно в связи со сложностью юридического оформления документации, все чаще появляющимися конфликтными ситуациями, судебными разбирательствами и необходимостью использования в работеврача маркетинговыми стратегиями мы – врачи стоматологи, юристы, маркетологи объединились в ассоциацию юридической помощи стоматологическому бизнесу.
Авторы: Генеральный директор Ассоциации юридической помощи стоматологическому бизнесу, врач стоматолог Алексеев Д.В.
Коммерческий директор ассоциации юридической помощи стоматологическому бизнесу юрист Папков Д.А.