Этапы становления частной системы здравоохранения
Долгалев Александр Александрович, председатель правления НП «Организация частной системы здравоохранения Ставропольского края»
Наличие в РФ частной системы здравоохранения пока ещё лишь декларировано в 14-й статье Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Практически же никакой системы не существует. Имеются лишь разрозненные субъекты частной медицинской практики, в лучшем случае, в некоторых регионах, объединённые в различные, практически безвластные, общественные объединения. И это закономерно, т.к. никакая система не может родиться на пустом месте, без должной законодательной базы, без длительной и кропотливой работы, возникновения объективной необходимости её возникновения.
На первом этапе некая категория медицинских работников выразила желания выйти из-под юрисдикции государственных органов управления здравоохранением. Изменившаяся политическая структура вполне допускала, если даже не приветствовала эти шаги. Таким образом, шёл период количественного накопления субъектов предпринимательской деятельности в медицине.
Затем у предпринимателей появилось осознание того, что соблюдение всех требований и условий к медицинской деятельности требуют не только профессиональных знаний и умений, но и знаний в разделах медицинского права, организации здравоохранения, навыков соблюдения санитарно-эпидемиологических режимов, т.е. всего того, что в государственной системе исполняют специальные отделы или ответственные лица. Теперь же все эти виды работ упали на плечи одного предпринимателя.
Возникла острая необходимость каких-либо структур, владеющих соответствующей информацией и способных оказывать консультативные услуги по острым вопросам предпринимательской деятельности. В этот период стали появляться Ассоциации частной медицины. Надо отдать должное ОО «Первая общероссийская ассоциация врачей частной практики», которая стала пионером в объединении врачей частной системы здравоохранения, став прообразом единой системы.
Но с течением времени стала ощущаться острая нехватка законодательной базы для функционирования полноценной системы частного здравоохранения. Ассоциации не имели каких-либо полномочий на осуществление контроля за действиями своих членов, законодательно закреплённой возможности представления их интересов в различных структурах. Поэтому на смену ассоциациям пришли Некоммерческие партнёрства, где полномочий было уже несколько больше, а ответственность членов партнёрств выросла.
Но этого оказалось явно недостаточно. Государство, проводя политику поддержки развития малого и среднего предпринимательства, тоже ощутило это. И в декабре 2007 году был принят Федеральный закон № 315 «О саморегулируемых организациях».
Саморегулируемые организации – это совершенно новый тип общественных объединений, наделённый уже целым рядом государственных функций. Внутри такой организации уже существуют целый ряд правил и требований, обязательных для исполнения членами. У самой организации возникают право контроля за исполнением этих требований, с принятием административных мер к нарушителям.
Право разработки стандартов деятельности, аттестация своих членов на квалификационные категории, аккредитация членов организации, защита их профессиональных и имущественных интересов – всё это делает такие организации притягательными для участников рынка медицинских услуг.
Но есть существенный момент, который делает такие организации жизненно необходимыми для становления частной системы здравоохранения. Это вопросы безопасности пациентов, их защищённости.
Прежде всего, это конечно, контроль за соблюдением стандартов в деятельности члена организации. Ежедневная, кропотливая работа, которая, безусловно, принесёт свои плоды. Но у саморегулирумых организаций имеется ещё механизм защиты пациентов – страхование профессиональной ответственности медицинских работников. Эта норма детально прописана в Законе №315 «О саморегулируемых организациях».
Более того. При незначительных законодательных поправках в законодательство об обязательном медицинском страховании, члены саморегулируемых организаций могут стать участниками этой системы и активно участвовать в реализации государственных гарантий по охране здоровья граждан РФ. Коллективная ответственность, появляющаяся при создании объединений такого типа позволит Фондам обязательного медицинского страхования без опаски заключать с ними соответствующие договора.
При реализации этого этапа в Российской федерации возникнет стройная система национального здравоохранения, в которой все три её ветви будут работать по одним правилам и решать единые задачи. При этом функции координатора всей этой системы остаются за Министерством здравоохранения и социального развития, что и декларируется сегодня пунктом 16 статьи 5 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
По нашему мнению, именно так должна выглядеть основа концепции реформирования системы здравоохранения в РФ.
Что же необходимо сделать, что бы вся эта система заработала?
Оказывается совсем немного. Законодательная база уже существует, хотя и требует небольшой коррекции.
1. Необходимо во всех регионах РФ создать условия для организации некоммерческих партнёрств, объединяющих субъекты частной медицины.
2. Запустить механизм реализации Федерального закона № 315 «О саморегулируемых организациях». Для этого необходимо на Правительственном уровне определить орган, регистрирующий данные объединения и ведущий соответствующий реестр.
3. Внести поправки в законодательство об обязательном медицинском страховании об участии в системе ОМС и ДМС субъектов частной медицины – членов саморегулируемых организаций.
4. Ввести в действие пункт 2 статьи 5 Федерального закона № 315, в котором сказано, что «могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности». Нам кажется, что субъекты частной медицинской деятельности, осуществляющие социально значимый и несущий определённые риски для здоровья и жизни населения, напрямую подходят под действие этого пункта. А так как количество саморегулируемых организаций в каждом регионе никто числом не ограничивает, то антимонопольное законодательство не должно усмотреть в этом нарушения прав предпринимателей, ибо они будут иметь возможность выбора организации, членом которой могут стать.
5. Создание Союза (Ассоциации) саморегулируемых организаций России, для полноценного диалога с органами власти на федеральном уровне, вплоть до Президента РФ, для решения вопросов законодательных инициатив, в соответствии с требованиями ФЗ №315.
Мы считаем, что реализация предложенного плана станет реальным шагом в создании полноценной системы Национального здравоохранения Российской Федерации.