Рекомендация
Студентам
Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта
Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно
Редактировать статью?!
Скачать статью в формате PDF
Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)
Категории статей
Долговременная программа профилактики стоматологических заболеваний среди школьников ЦАО Москвы и ее результаты
Л.И. ЛАПТЕВА, к.м.н., асе. кафедры профилактики стоматологических заболеваний МГМСУ
Современная медицина выдвигает концепцию взаимосвязи состояния полости рта с качеством жизни человека. Во всех развитых странах этой концепции уделяется большое внимание. Сегодня человек стремится иметь не только хорошее физическое здоровье, но и привлекательную внешность, включая возможность красиво улыбаться. Уровень стоматологического здоровья напрямую связан с уровнем общего здоровья индивидуума, и между ними существует взаимовлияние.
Наиболее распространенными заболеваниями полости рта (ПР) являются кариес зубов и воспалительные заболевания десен. Основной причиной их возникновения справедливо считают низкий уровень гигиены полости рта. Еще в 1890 году американский ученый У.Д. Миллер в своей книге «Микроорганизмы в ротовой полости человека» сообщил, что углеводы пищи и микроорганизмы способствуют разрушению эмали зубов за счет образования кислоты в ПР. Современная наука подтверждает многочисленными исследованиями, что наличие бактериального налета является наиболее важной причиной возникновения кариеса и воспаления десен. Регулярный уход за ПР с применением широко представленных сейчас средств гигиены способствует снижению риска возникновения основных стоматологических заболеваний. Научить человека принципам рациональной гигиены ПР и питания необходимо еще в периоды его детства. Разработка и внедрение профилактических программ для детей и подростков является актуальным вопросом стоматологии в нашей стране, учитывая достаточно высокие показатели заболеваемости.
В связи с этим оценка эффективности школьной программы профилактики, проводимой сотрудниками кафедры профилактики стоматологических заболеваний МГМСУ более 10 лет в школе №1270 Москвы, крайне актуальна.
Долговременная (проводимая более 10 лет) программа профилактики является комплексной и состоит из образовательной программы по стоматологическому просвещению и комплекса профилактических мероприятий.
Образовательная программа
была разработана на кафедре профилактики стоматологических заболеваний совместно с кафедрой психологии и педагогики Московского государственного медико-стоматологического университета. При составлении образовательной программы были использованы психолого-педагогические принципы, учитывающие особенности разных периодов детского возраста и закономерности восприятия новой информации школьником.
Начиная с первого класса, дети становятся участниками профилактической программы.
В рамках образовательной программы с детьми проводят уроки по стоматологическому просвещению и гигиеническому воспитанию. В целях повышения эффективности программы к участию в ней привлекают педагогов школы и родителей, с которыми проводят беседы и лекции.
В комплекс профилактических мероприятий программы включаются методы местной фто-ридпрофилактики: чистка зубов фторидсодержащими зубными пастами и покрытие зубов фторла-ком. Начиная с 7-летнего возраста, школьникам проводят профессиональную гигиену ПР и герметизацию фиссур постоянных зубов.
Каждый год сотрудники кафедры проводят мониторинг уровня стоматологического здоровья школьников;
фиксируя оценочные данные осмотра детей в учебном году по трем возрастным группам: 1 группа - школьники 6-7 лет,
2 группа - школьники 12 лет,
3 группа - школьники 15 лет. При этом:
- распространенность кариеса определяют как соотношение количества детей с теми или иными проявлениями кариеса зубов к общему количеству осмотренных детей, выраженное в процентах;
- интенсивность кариеса зубов оценивают по индексу КПУз;
- оценку гигиенического состояния ПР осуществляют по индексу OHI-S (Green J.S., Vermillion J.K., 1964);
- состояние тканей пародонта исследуют по индексу CPI с помощью пуговчатого зонда.
Для оценки качества мануальных навыков по уходу за ПР используют оценочные критерии (в баллах):
- 0 баллов - отсутствие навыков;
- 1 балл - умение правильно держать в руках зубную щетку,
- 2 балла - очищение режущего края и жевательных поверхностей зубов,
- 3 балла - очищение губных и щечных поверхностей зубов,
- 4 балла - очищение язычных и небных поверхностей зубов,
- 5 баллов - выполнение необходимого количества очищающих движений каждого зубного сегмента.
В группы сравнения включаются дети, не принимавшие участия в профилактических мероприятиях.
(Полученные данные по профилактической программе учебного года 2006/2007 будут приведены в одном из ближайших номеров журнала «Стоматология детского возраста и профилактика». Там же будут приведены литературные источники.)
Практически по всем ежегодным наблюдениям и оценочным данным программы, проводимой в школе №1270, можно сделать следующие выводы:
- осуществляемая профилактическая программа для детей и подростков показала свою эффективность в улучшении у них гигиенического состояния ПР, снижении прироста кариеса зубов и уменьшении воспалительных явлений в тканях пародонта;
- полученные начальные знания строения зубочелюстной системы, принципов профилактики и лечения современной стоматологии снижают для детей риск стрессовых нагрузок при стоматологическом лечении;
- применение психолого-педагогических принципов в работе с детьми и подростками делает процесс обучения гигиеническим навыкам интересным и эффективным, в условиях психологического комфорта, а также формирует активное отношение пациента к сохранению собственного здоровья в союзе с врачом.
Наши читатели могут подробнее познакомиться с мероприятиями, проводимыми в рамках долговременной программы профилактики стоматологических заболеваний у школьников, а также с неформальными интересными стоматологическими уроками и праздниками, проводимыми в московской образовательной школе ЦАО №1270 (в которых приняла участие наша редакция), по материалам, опубликованным в этом и предыдущих номерах издания «Стоматология Сегодня Плюс» в рубрике «Стоматологические уроки в школе».
Источник: www.dentoday.ru