Описание упражнения | Методические указания |
Одновременное и попеременное надувание щек | На пораженной стороне должна быть надута щека, но не чрезмерно. При необходимости методист корригирует руками смыкание рта. Исключить одновременное закрывание глаз. |
Пофыркивание | Губы должны мелко вибрировать. При затруднении произносится "тпру". |
Произношение звука "п"
| Звук произносится глухо, с последующим удлиненным выдохом. До произношения звука плотно сомкнуть губы. При необходимости методист помогает руками. |
Из и.п. лицом вниз производятся небольшие покачивания головой из стороны в сторону | Методист одновременно производит поглаживание щек, губ, лба
|
Упражнения в произношении отдельных звуков |
Произношение гласных: а, о, у, и | Нижняя челюсть свободно опускается вниз. Мышцы рта работают симметрично |
Произношение согласных: б, ц, с, ч, к, т | Синкинезии должны быть исключены. Внимание больного обращено на движение губ |
Упражнения, воспроизводящие мимические движения |
Одновременное и попеременное приподнимание бровей | При одновременном приподнимании обращают внимание на симметричность движения. Темп медленный. Амплитуда бровей умеренная. При попеременном- амплитуда максимальная. Во время движения на пораженной стороне методист придерживает пальцами бровь на сохранной половине лица |
Одновременное и попеременное закрывание глаз | При необходимости методист помогает плотно закрыть глаза на стороне поражения. Во время закрывания глаз больной старается смотреть вниз, вверх, вправо и т.д. |
Нахмуривание бровей
| Свести брови вместе и образовать над переносицей вертикальную складку
|
Приоткрыть и показать зубы | Следить за симметричностью движения. Исключать синкинезии |
Наморщить спинку носа | Предварительно методист оттягивает вниз кожу спинки носа с обеих сторон и затем дает штриховую индикацию по ходу движения. Допускаются симметричные синкинезии, которые облегчают основное движение |
Сложить губы трубочкой,подуть на зажженную спичку | Следить за симметричностью движения. При необходимости помочь руками. Обратить внимание на то, чтобы больной мог управлять выдыхаемой струей воздуха (пламя должно колебаться). Можно предложить больному дуть в трубочку, опущенную в стакан с водой |
Сомкнув губы, одновременно надуть щеки. Выпустить воздух через левый угол рта. Повторяя упражнение, выпустить воздух через правый угол рта. | Обратить внимание на необходимость плотного смыкания губ и последующего локального расслабления области левого, а затем правого угла рта |
Наморщить кожу подбородка и выпятить вперед губу | Следить за симметричностью движений |
Оттянуть углы рта в стороны | Осуществляется при сильно сомкнутых зубах и напряжении жевательной мускулатуры. При одновременном оттягивании углов рта в стороны обратить внимание на симметричность движения. При попеременном движении максимальная амплитуда должна быть на пораженной стороне. |
Оттянуть углы рта вниз | Движение осуществляется при одновременном поднимании и небольшом вытягивании нижней губы. Следить за симметричностью мимики. |
Поднять углы рта вверх | Тщательно подбирается амплитуда движений для максимального исключения асимметрии. В большей части случаев необходима помощь методиста |
Раздувание ноздрей | Упражнение выполняется на вдохе. В начальной фазе вдоха методист сжимает ноздри больного и быстро их отпускает |
Приподнимание вверх нижнего века | Движение выполнять максимально изолированно. Полностью устранить синкинезии. При одновременном движении следить за симметрией лица. Исключить зажмуривание |