Марианна Евгеньевна Зорич: «Задача родителей – обеспечить здоровую психологическую атмосферу»
Материал подготовила Ирина Передрий
О методиках лечения врожденных зубо-челюстных аномалий у детей, работе кафедры, влиянии психологии на стоматологическое здоровье рассказала нам заведующая кафедрой детской стоматологии Белорусской медицинской академии последипломного образования Зорич Марианна Евгеньевна.
Родилась в семье военнослужащих в городе Дрездене (ГДР). В 1988 году окончила стоматологический факультет Минского государственного медицинского института. С 1988 по 1990 год работала врачом-стоматологом в Минске, после в Бобруйске (до 1994 года). В 1994-1996 годах проходила клиническую ординатуру кафедры челюстно-лицевой хирургии БелГИУВ, в 1999 окончила аспирантуру той же кафедры. В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Разработка и обоснование аппарата с внутрикостной фиксацией для раннего ортодонтического лечения детей с врожденными расщелинами губы и неба». До 2005 года была ассистентом кафедры челюстно-лицевой хирургии БелМАПО. С 2005 года является заведующей кафедрой детской стоматологии.
- Марианна Евгеньевна, чем Вы увлекались в студенческие годы, что было наиболее интересным?
Вне учебы занималась пантомимой и спортом. На самом деле спортом я занимаюсь и сейчас: велоспорт, лыжи, дайвинг. В студенчестве же интересовало очень многое. Причем мне не хотелось заниматься исключительно стоматологией, всегда старалась разобраться в системном понимании организма с точки зрения врача. Например, любопытны были дежурства в клиниках, занятия в морге, конференции, не связанные со стоматологией.
- Наверное, Вы с детства хотели быть врачом?
Да, я не видела себя в другой профессии. Моя мама была амбулаторным хирургом в гарнизоне. В хирургию я не пошла именно потому, что знала, как это сложно для женщины. Очень мало времени на общение с детьми, постоянное напряжение и бесконечная работа. Но медицина сама по себе видится мне отраслью, где человек может реализовать свои амбиции. Она заставляет чувствовать себя востребованным, держит в форме, заставляет развиваться. Заниматься же стоматологией меня вдохновила наш гарнизонный стоматолог.
- Вы сначала работали на кафедре челюстно-лицевой хирургии. Как Вы пришли в детскую стоматологию?
В 2005 году создавались две новые кафедры БелМАПО: общей и детской стоматологии. Мне предложили возглавить последнюю, конечно, я не могла отказаться. Но я никогда и не жалела о своем выборе: с детьми очень интересно работать, они искренние. И когда врач вкладывает душу и энергию, он практически 100% получает желаемый результат. При условии помощи родителей, безусловно. Очень радостно видеть детей, которым удалось помочь, наблюдать за их развитием. Вы понимаете, что наши болезни в какой-то степени следствие и наших психологических проблем. У детей же еще отсутствует негативный опыт, рамки, комплексы, их достаточно немного подтолкнуть к выздоровлению. Но здесь очень важна обстановка в семье в целом. Если дома нездоровая психологическая атмосфера, у ребенка гарантированно будут проблемы со здоровьем, которые сложно решить, не устраняя первопричину. Я часто по состоянию детского организма в целом и полости рта в частности могу сделать вывод о взаимоотношениях внутри семьи.
- Чем занимаются сотрудники кафедры в настоящее время?
Главное направление нашей деятельности – устранение врожденных и приобретенных дефектов у детей. Здесь мы работаем совместно с хирургами. Моя задача – подготовить пациента к операции, сделать все модели для хирурга. Также мы занимаемся комплексной послеоперационной реабилитацией этих детей. Совместно с НИИ травматологии разрабатываем методики устранения врожденных и приобретенных деформаций лица и челюстей. И за несколько лет нам удалось сделать многое. Мы первые в Беларуси ввели новую методику, которой наши хирурги и ортодонты овладели в Италии. Также очень много работаем с детьми из домов-интернатов. Вы понимаете, лечение этих детей – сложный и долговременный процесс, который мы стараемся контролировать на протяжении нескольких лет. У нас на кафедре только пять человек, но коллектив сложился очень интересный, мы действительно понимаем друг друга с полуслова. При этом у нас одинаковое видение учебной работы: на лекциях все выкладываются, пытаются найти обратную связь с аудиторией. На нашей маленькой кафедре очень серьезная нагрузка: мы ведем две специальности, детскую стоматологию и ортодонтию. И работаем с очень большим количеством специалистов каждый год.
- Почему новые методики устранения врожденных и приобретенных дефектов не были применены ранее? Сказалось отсутствие необходимой материально-технической базы?
Основная проблема была не в этом. Просто хирурги должны были «дорасти» до этого уровня, научиться чувствовать ткани, ортодонтам нужно было глубже понять технологию изготовления гипсовых заготовок, процесс послеоперационной реабилитации. Дело в том, что хирург во время операции формирует кости именно по этим заготовкам. И нужно быть уверенным, что все сделали правильно, потому что осложнения исправить очень проблематично. Когда же врачи психологически готовы к новому уровню, достаточно съездить на стажировку и постоять за спиной во время операции. А потом повторить это здесь. Сейчас мы говорим о том, что белорусам больше не нужно ехать в другие страны для проведения сложных операций. Пройдет немного времени, и мы сами сможем открыть полноценный учебный центр для коллег.
- Каковы основные причины возникновения деформаций лица и челюстей у детей?
Факторов очень много, это может быть банальный стресс матери в первом триместре беременности, вирусная инфекция, соматические заболевания. Проблема в том, что многие родители при рождении ребенка с аномалиями лица и челюстей впадают в панику. Это очень тяжело психологически, поэтому ни в коем случае нельзя переживать это в одиночку. Нужно сразу обращаться к нам, получить консультацию, прогноз, сразу назначить лечение. Наши хирурги и ортодонты работают с детьми до постоянного прикуса. Если у ребенка есть такие проблемы, родители всегда могут звонить мне по телефону +37529-6517331.
- Что могут сделать родители, чтобы предотвратить проблемы в полости рта у детей?
В первую очередь женщинам нужно заботиться о своем здоровье, организм должен быть сбалансирован и гармоничен. Потому что формирование зубо-челюстной системы происходит задолго до рождения, от протекания беременности зависит очень многое. А уже после рождения нужно уделять внимание стоматологическому здоровью. И привести ребенка к детскому стоматологу еще до того, как появятся какие-то проблемы. Врач расскажет о профилактических приемах, проведет необходимые манипуляции, например, запечатывание первых моляров. И после этого приходить с ребенком на осмотр каждые четыре месяца. Все это позволит сохранить здоровье. А ведь часто бывает так, что родители приводят ребенка только тогда, когда у него уже что-то болит. Появляется страх перед стоматологом вплоть до необходимости лечения под общим наркозом. Если ребенка после прорезывания первого зуба регулярно водить к стоматологу, то к 3-4 годам он будет совершенно спокойно и осознанно воспринимать необходимость лечения и осмотра.