Фотография стоматолога из Москвы

Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве

Рекомендация


Студентам

Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта

Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно


Редактировать статью?!

Скачать статью в формате PDF


Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)


Категории статей

Особенности строения некоторых органов и систем ребенка

 Нервная система. Основными функциями нервной системы — центральной, периферической, вегетативной, координируемыми корой головного мозга, являются регуляция всех физиологических процессов растущего организма и непрерывная адаптация его к меняющимся условиям внутренней и окружающей среды. Нервная система закладывается на самых ранних этапах эмбриональной стадии развития (2—3-я неделя), и в течение всего срока беременности отмечается ее интенсивное развитие. Ребенок рождается с большим по объему, но морфологически и функционально незрелым мозгом, дальнейшее совершенствование и диф-ференцировка которого происходят под воздействием внешней и внутренней среды до 20—25-летнего возраста.
Головной мозг. Размеры и масса мозга при рождении относительно велики — около 400 г, что составляет %, общей массы тела (у взрослого — у40). К 20 годам он увеличивается в 4—5 раз. У новорожденного корковые клетки, нервные центры, стриарное тело, пирамидные пути развиты недостаточно. Серое и белое вещество плохо дифференцированы. Миелинизация отдельных клеток и проводящих путей заканчивается в разные сроки: внутричерепных нервов к 3—4 мес, черепных (за исключением блуждающего) — к I году, пирамидальных путей — к 2—3 годам.
Спинной мозг к моменту рождения имеет более законченное строение, к 2 годам он почти соответствует спинному мозгу взрослого и функционально более совершенен, чем головной.
Периферическая нервная система у новорожденного представлена редкими, недостаточно миелинизи-рованными и неравномерно распределенными пучками нервных волокон, миелинизация которых заканчивается на 2—4-м году жизни.
Вегетативная нервная система функционирует уже у новорожденного. К 3—4 годам устанавливается центральная регуляция деятельности органов дыхания и кровообращения. У детей раннего возраста физиологичной является симпати-котония, на 3—4-м году сменяющаяся ваготонией; затем устанавливается равновесие двух систем, а в пубертатном периоде нередко возникает вегетососудистая дистония на фоне гормональной перестройки.
К моменту рождения периферические отделы анализаторов — органы чувств — структурно сформированы, однако функционируют недостаточно в связи с незрелостью корковых центров.
Оценивая высшую нервную деятельность ребенка и соответствие развития ЦНС его возрасту, необходимо помнить следующее: I) дифференцировка нервных клеток, миелинизация проводящих путей и нервных стволов происходят в определенной последовательности; 2) образование условных рефлексов возможно лишь в результате многократного повторения раздражения и его подкрепления (в раннем детском возрасте — пищевая доминанта); 3) структурное совершенствование коры идет параллельно развитию функции, причем последняя при правильном воспитании (направленная выработка положительных и отрицательных условных связей) может опережать формирование морфологических субстратов и способствовать ему.
Клинически недостаточная сфор-мированность нервной системы проявляется в определенных закономерностях. Дети младшего возраста склонны к более резким, генерализованным реакциям в ответ на любое воздействие: инфекцию, интоксикацию, болевую и психическую травму. Местные специфические признаки заболевания часто бывают сглажены, и на первый план выступают общие симптомы: повышение температуры тела, рвота, понос. Ребенок раннего возраста с трудом определяет болезненный участок.
В раннем возрасте превалирует общесоматическая реакция на заболевание, которая снижает значимость местных проявлений в ЧЛО, что затрудняет своевременную постановку диагноза и задерживает оказание специализированной помощи ребенку. Особенно важно об этом помнить при остро протекающих воспалительных заболеваниях ЧЛО у новорожденных и детей первых лет жизни.
У детей, подвергшихся грубым, не щадящим психику манипуляциям без адекватного обезболивания и выключения сознания (насильственное лечение и удаление зубов, удушье и возбуждение при вводном эфирном наркозе и др.), значительно чаще наблюдается нарушение психоэмоционального состояния на длительный период. В подготовке таких больных к лечению стоматологических заболеваний необходимо участие клинического психолога. Подобная реакция ребенка (как особенность функции ЦНС) является одним из важных факторов, расширяющих показания к проведению премедикационных мероприятий и абсолютных показаний к хирургическому и терапевтическому лечению, а также к выполнению многих стоматологических манипуляций под наркозом.
Сердечно-сосудистая система. Закладка сердца и крупных сосудов происходит на 3-й неделе эмбриональной фазы. Мозг и печень получают насыщенную кислородом кровь в большем объеме, а нижние конечности — в меньшем.
Сердце у новорожденного относительно большое, составляет приблизительно 0,8 % массы тела. Наиболее интенсивное увеличение массы и объема сердца отмечается в первые годы жизни и подростковом возрасте. Однако во все периоды детства увеличение объема сердца отстает от роста тела в целом. Кроме того, отделы сердца увеличиваются неравномерно: до 2 лет наиболее интенсивно увеличиваются предсердия, с 2 до 10 лет — все сердце, после 10 лет — преимущественно желудочки.
Коронарные сосуды до 2 лет распределяются по рассыпному типу, с 2 до 6 лет — по смешанному, после
 w JI^I -- nu влрослому, магистральному, типу. Увеличиваются просвет и толщина стенок (за счет интимы) основных сосудов, а периферические ветви редуцируются.
В первые 2 года жизни происходят интенсивный рост и дифферен-цировка миокарда: мышечные волокна утолщаются в 1,5 раза, к 10 годам гистологическая структура его аналогична таковой у взрослых. Иннервация сердца осуществляется через поверхностные и глубокие сплетения, образованные волокнами блуждающего нерва и шейных симпатических узлов. До 3—4 лет сердечная деятельность регулируется в основном симпатической нервной системой, что отчасти объясняет наличие у этих детей физиоло-гической тахикардии в первые годы «изни.
У новорожденных сердечно-сосу-щстая система наиболее развита. Частота сердечных сокращений у [етей больше, чем у взрослых, а АД шже. Объем крови у детей колеб-[ется от 80 до 150 мл на 1 кг массы ела (у взрослых 60 мл/кг). Ско-юсть кровотока в младшем возрас-е также примерно в 2 раза выше, ем у взрослых, большая часть кро-и циркулирует в центральных со-удах внутренних органов, а пери->ерическое кровообращение сни-:ено, барорецепторы развиты пло-о. Дети очень чувствительны к ровопотере и ортостатическим наущениям. Потеря 50 мл крови у оворожденного соответствует по-:ре 600—1000 мл ее у взрослого, ледовательно, даже небольшая эовопотеря крови у ребенка млад-его возраста должна быть полно-ъю возмещена по объему и каче-ву.
Функции органов кровообраще-1Я — доставка кислорода и пита-льных веществ ко всем органам и аням; удаление и выведение угле-[слого газа и других продуктов об-:на осуществляются в тесном аимодействии с органами дыхания, пищеварения и выделения при регулирующем влиянии ЦНС, вегетативной и эндокринной систем. Рост, структурное и функциональное совершенствование органов кровообращения продолжаются в течение всего периода детства и происходят неравномерно, при неодновременном созревании отдельных частей, а интенсивно текущие у ребенка процессы обмена предъявляют высокие требования к их деятельности.
Система органов дыхания. Дыхательные пути, которые делятся на верхние (от отверстия носа до голосовых связок) и нижние (гортань, трахея, долевые и сегментарные бронхи, включая внутрилегочные разветвления бронхов), к моменту рождения ребенка морфологически несовершенны, что влияет на функциональные особенности дыхания. Интенсивный рост и диффе-ренцировка дыхательных органов продолжаются в течение первых месяцев и лет жизни. Формирование органов дыхания заканчивается в среднем к 7 годам, и в дальнейшем увеличиваются только их размеры.
Все дыхательные пути у ребенка имеют значительно меньшие размеры и более узкие просветы, чем у взрослого. Особенности их физиологического строения у детей первых лет жизни: тонкая, нежная, легкоранимая сухая слизистая оболочка с недостаточным развитием желез, сниженной продукцией секреторного IgA; развитая сосудистая сеть подслизистого слоя, представленного преимущественно рыхлой клетчаткой и содержащего мало соединительнотканных элементов; мягкость и податливость хрящевого каркаса дыхательных путей, отсутствие в них и легких эластической ткани.
Эти особенности дыхательных путей снижают барьерную функцию слизистой оболочки, способствуют более легкому проникновению инфекции и создают предпосылки к сужению дыхательных путей вследствие быстро возникающего отека или сдавления извне (вилочковой железой, аномально расположенными сосудами, увеличенными трахео-бронхиальными лимфатическими узлами), могут быть причиной ла-рингоспазма, асфиксии (аспирации слизью просвета трахеи и бронхов).
Глотка у детей раннего возраста относительно широкая, небные миндалины отчетливо видны, но не выступают из-за хорошо развитых дужек. Их крипты и сосуды развиты слабо. К концу первого года нередко наблюдается гиперплазия лимфоидной ткани миндалин, в том числе носоглоточной (аденоиды). Барьерная функция их в этом возрасте низкая, как и у лимфатических узлов. В разросшейся лимфоидной ткани скапливаются вирусы и другие микроорганизмы, вследствие чего развиваются очаги хронической инфекции — аденои-дит и тонзиллит. У детей наблюдаются частые ангины, ОРВИ, нередко нарушается носовое дыхание, изменяется лицевой скелет и формируется «аденоидное лицо». Аде-ноидиты и хронические тонзиллиты у некоторых больных создают сложные условия для проведения интубационного наркоза и требуют санации в период предоперационной подготовки больного.
Надгортанник тесно связан с корнем языка. У новорожденных он относительно короткий и широкий. Неправильность положения и мягкость его хряща могут быть причинами функционального сужения входа в гортань и появления шумного (стридорозного) дыхания. Эти особенности строения важны для анестезиологов и реаниматологов.
Гортань у детей находится выше, чем у взрослых, и с возрастом опускается. Она очень подвижна, имеет воронкообразную форму с отчетливым сужением в области подсвязоч-ного пространства, ограниченного ригидным перстневидным хрящом. Диаметр гортани в этом месте у новорожденного 4 мм и увеличивается медленно (6—7 мм в 5—7 лет, I см к 14 годам), расширение ее невозможно. Узкий просвет, обилие нервных рецепторов в подсвязоч-ном пространстве, легко возникающий отек подслизистого слоя могут вызвать тяжелые нарушения дыхания даже при небольших проявлениях респираторной инфекции и после интубации. Особенности строения гортани требуют специальных приемов при интубации ребенка для проведения анестезиологического пособия.
Щитовидные хрящи у детей младшего возраста имеют тупой закругленный угол, который после 3 лет становится у мальчиков более острым. С 10 лет формируется уже характерная мужская гортань. Истинные голосовые связки у детей короче, чем у взрослых. Этим объясняются высота и тембр детского голоса, что должно учитываться в логопедической практике.
Трахея у детей первых месяцев жизни воронкообразная, в более старшем возрасте может иметь цилиндрическую или коническую форму. Верхний конец ее расположен у новорожденных значительно выше, чем у взрослых (на уровне Civ И CVI позвонков соответственно), и постепенно опускается, как и уровень бифуркации трахеи (от "Пи у новорожденного до Ту—Tvi в 12—14 лет). Каркас трахеи состоит из 14—16 хрящевых полуколец, соединенных сзади фиброзной перепонкой (вместо эластической замыкающей пластины у взрослых). В перепонке содержится много мышечных волокон, сокращение или расслабление которых изменяет просвет органа. Трахея ребенка очень подвижна, что наряду с изменяющимся просветом и мягкостью
ХОЯШеЙ ИНОГЛЯ ппивппит v
 
видному спадению ее на выдохе (коллапс) и является причиной экспираторной одышки или стридора (его симптомы исчезают к 2 годам, когда хрящи становятся более плотными).
Бронхиальное дерево к моменту рождения сформировано, число ветвей и их распределение в легочной ткани не изменяются. Размеры бронхов интенсивно увеличиваются на первом году жизни.
В связи с особенностями строения грудной клетки новорожденного и ребенка первых лет жизни диафрагма играет большую роль в механизме дыхания — она обеспечивает глубину вдоха. Слабостью ее сокращений частично объясняется поверхностное дыхание новорожденного. Любые процессы, затрудняющие движения диафрагмы (газовый пузырь в желудке, метеоризм, парез кишечника, увеличение паренхиматозных органов, интоксикация и др.), уменьшают вентиляцию легких, способствуя развитию дыхательной недостаточности. Физиологические особенности органов дыхания у детей:
• глубина дыхания и абсолютная величина минутного объема дыхания меньше, чем у взрослого, а относительная величина минутного объема дыхания (на 1 кг массы тела) значительно больше;
• частота дыхания тем больше, чем моложе ребенок. Она компенсирует малый объем каждого дыхательного акта и обеспечивает кислородом организм ребенка;
• газообмен у детей осуществляется более энергично, чем у взрослых. В то же время функция внешнего дыхания у маленького ребенка нарушается очень быстро из-за недостаточных экскурсий легких и расправления альвеол.
У маленького ребенка отмечается недостаточность проходимости дыхательных путей, так как они значительно уже, а слизистая оболочка более рыхлая и склонна к отеку. Сопротивление дыхания у ребенка выше, чем у взрослого, а уменьшение диаметра гортани или трахеи даже на 1 мм еще значительнее повышает его сопротивление. Относительно большой язык, увеличенные миндалины и лимфатический аппарат усугубляют опасность нарушения проходимости дыхательных путей. Слизистая оболочка дыхательных путей ребенка более чувствительна к раздражению, в частности к ингаляционным анестетикам, поэтому во время наркоза у детей быстро накапливается слизь в дыхательных путях, нарушающая их проходимость. Функция дыхательного эпителия и кашлевой дренаж у детей также снижены. В младшем возрасте имеется отчетливая лабильность дыхательного центра, заключающаяся в быстрой утомляемости, повышенной чувствительности к анестетикам и анальгетикам.
Необходимо подчеркнуть, что у детей есть всегда риск развития осложнений во время проведения наркоза, угроза развития послеоперационных нарушений дыхания. Угроза ларингоспазма и обтурации верхних дыхательных путей слизистым секретом с развитием грубейших нарушений дыхания возможны в раннем возрасте не только при проведении наркоза, но и как сопутствующие осложнения любых заболеваний и повреждений в период детского возраста, особенно младшего (до 6—7 лет), и требуют глубоких знаний анатомо-физиоло-гических особенностей развития системы органов дыхания, их функции. Нужно помнить, что эти возрастные характеристики дыхательной системы диктуют врачу-стоматологу расширение показаний к лечению детей младшего возраста в стационаре, определяют показания к наркозу, требуют знания экстренных мероприятий интенсивной терапии и реаниматологии.
 
Периферические лимфатические узлы представляют собой часть лимфатической системы, включающей вилочковую железу, селезенку, лимфатические фолликулы во всех органах, и циркулирующие лимфоциты.
Закладка лимфатических узлов происходит на 2-м месяце внутриутробной жизни. С этого же времени и до конца жизни осуществляется их кроветворная функция — продукция лимфоцитов. К моменту рождения структурное и функциональное развитие лимфатических узлов не закончено и продолжается до 12—14 лет с последующей инволюцией в периоде полового созревания. Лимфатические узлы новорожденного и ребенка первых месяцев жизни состоят из паренхиматозной (лимфоидной) ткани с крупными синусами и ограничены очень нежной и тонкой капсулой. Элементы ретикулярной и соединительнотканной стромы узла (трабе-кулы, перегородки) и капсулы практически отсутствуют. В связи с этим пальпация лимфатических узлов у детей младшего возраста удается не всегда. Плохо осуществляется и защитная (барьерная) функция. Это связано как с несовершенством механического барьера, так и недостаточной дифференцировкой иммунокомпетентных клеток лимфатических узлов. Возбудители инфекционных заболеваний, как правило, беспрепятственно проходят через такой узел в кровь, не вызывая видимой его реакции. В некоторых случаях (внутриутробный сепсис) хроническое раздражение лимфоидной ткани инфекцией ведет к тотальному увеличению и уплотнению лимфатических узлов, что обнаруживается после рождения ребенка. В возрасте 1—3 лет лимфатические узлы имеют уже довольно плотную соединительную капсулу, содержат отдельные ретикулярные клетки, хорошо пальпируются. При внедрении инфекции они могут
 служить механическим барьером, отвечают на ее воздействие развитием островоспалительного, гнойного или казеозного процесса. В связи с этим в предшкольном периоде часты острые лимфадениты. К 7—8 годам развитие лимфатического узла приближается к завершению: образуются ретикулярная строма, трабекулы, перегородки, более узкими становятся синусы. Появляется возможность местного иммунологического подавления инфекции. В связи с этим возникает реакция лимфатического узла на инфекцию в виде увеличения его размера, сочности, болезненности. Однако еще неполные функциональные возможности узла способствуют гибели части его паренхимы, вследствие чего развиваются различные формы лимфаденита: острые — серозные, серозно-гной-ные, гнойные и аденофлегмоны; хронические — гиперпластические и гнойные. Процесс чаще всего локализуется в ЧЛО: поднижнечелю-стной области, верхних отделов шеи, околоушно-жевательной, надчелюстной, щечной. Более чем в 50 % случаев лимфаденит сопровождает одонтогенное воспаление, менее чем в 50 % — мультифакто-риальные (инфекционные заболевания, травмы, аллергические реакции, оториноларингологические и
ДР-)-
К 12—13 годам строение и функция лимфатических узлов соответствуют таковым взрослого человека. Они задерживают и подавляют проникшую в них патогенную флору без видимых изменений или кратковременно увеличиваются, а в дальнейшем нормализуются.
Пищеварительная система. У новорожденных и детей первых лет жизни наблюдается низкая секреторная функция железистой ткани желудка, выделяющей малое количество пищеварительных соков с низким содержанием ферментов. Эти особенности затрудняют переваривание пищи, если последняя не соответствует возрасту ребенка, снижают барьерную функцию желудочно-кишечного тракта, приводят к частым заболеваниям и создают предпосылки к общей системной реакции на любое патологическое воздействие. У них отмечается более продолжительное опорожнение желудка. Примерно у половины детей содержимое из желудка эвакуируется в течение 8 ч, что создает опасность аспирации при рвоте во время наркоза и операции. Этому же способствуют слабое развитие кардиального сфинктера и предрасположенность к спазму пилориче-ского жома. Число опорожнений кишечника у грудных детей может быть различным. В старшем возрасте стул у большинства детей бывает 1 раз в сутки.
Печень у детей имеет относительно большие размеры, масса ее у новорожденных составляет 4—6 % массы тела (у взрослых — 3 %). Паренхима печени малодифференци-рована, дольчатость строения выявляется только к концу 1-го года жизни, она полнокровна, вследствие чего быстро увеличивается при различной патологии, особенно при инфекционных заболеваниях и интоксикациях. К 8-летнему возрасту морфологическое и гистологическое строение печени такое же, как и у взрослых.
Печень выполняет разнообразные и очень важные функции: 1) вырабатывает желчь, которая участвует в кишечном пищеварении, стимулирует моторную деятельность кишечника и санирует его содержимое; 2) депонирует питательные вещества, в основном избыток гликогена; 3) осуществляет барьерную функцию, ограждая организм от экзо- и эндогенных патогенных веществ, токсинов, ядов, и принимает участие в метаболизме лекарственных препаратов; 4) участвует в обмене веществ и преобразовании витаминов A, Bi2, D, С, в период внутриутробного развития является кроветворным органом.
Недостаточные функциональные возможности печени у детей младшего возраста способствуют нарастанию интоксикации организма ребенка при воспалительных, травматических и других стоматологических заболеваниях. Часто интоксикация становится основной формой общесоматической реакции ребенка. Это состояние требует незамедлительной коррекции любым из известных способов (обильное питье, парентеральное введение изотонического раствора натрия хлорида и специальных коктейлей).
Кровь и кроветворение. В период внутриутробной жизни плода выделяют 3 периода кроветворения, которые постепенно сменяют друг друга. Соответственно различным периодам кроветворения — мезоб-ластическому, печеночному и костномозговому — существует три разных типа гемоглобина: эмбриональный (НЬР), фетальный (HbF) и гемоглобин взрослого (НЬА). К году фетального гемоглобина остается 15 %, а к 3 годам количество его не должно превышать 2 %. Уровень содержания гемоглобина в крови ребенка опережает степень интоксикации. Это очень важный тест, обеспечивающий течение наркоза при ряде стоматологических заболеваний и последующей коррекции состояния больного.
Основным источником образования всех видов клеток крови, кроме лимфоцитов, у новорожденного является костный мозг. В этот период плоские и трубчатые кости заполнены красным костным мозгом. С первого года жизни начинается частичное превращение красного костного мозга в жировой (желтый), а к 12—15 годам (как и у взрослых) кроветворение сохраняется в костном мозге только плоских костей.
Лимфоциты в период внеутроб-ной жизни вырабатываются в лимфатических узлах, селезенке, солитарных фолликулах, групповых лимфатических фолликулах (пейе-ровы бляшки) кишечника и других лимфоидных образованиях. Моноциты образуются в ретикулярных клетках стромы костного мозга, селезенке, лимфатических узлах.
Ни одно из лабораторных исследований не проводится в медицинской практике так широко, как анализ крови. При выявлении тех или иных изменений клеточного состава крови гемограмма в совокупности с клиническими проявлениями заболеваний приобретает диагностическое значение.
Наиболее часто у детей развиваются анемии. Они бывают нормо-хромными, что чаще наблюдается после острой кровопотери. В практической деятельности нередко приходится наблюдать железодефи-цитные анемии. Они занимают основное место среди гипохромных анемий и имеют различную природу. Увеличение числа эритроцитов в периферической крови отмечается при всех видах гипоксии. Развитие эритроцитоза возможно при обезвоживании. Изменение количественного состава крови — свидетельство изменения процессов кроветворения. Появление в периферической крови незрелых клеток красного ряда может быть физиологическим только в ранний период новорожденное™, а в дальнейшем рассматривается как показатель чрезмерно усиленной работы костного мозга под влиянием патологических раздражителей. Базо-фильная зернистость эритроцита — признак патологической регенерации и встречается при отравлениях. Наличие пойкилоцитов, микроци-тов при сниженном количестве ре-тикулоцитов свидетельствует о пониженной регенерации красной крови.
Белая кровь. Для оценки картины белой крови имеет значение лейкоцитарная формула — соотношение между отдельными формами
 лейкоцитов, выраженное в процентах по отношению ко всем лейкоцитам. Лейкоцитоз и лейкопения возможны как сопутствующие реакции при разнообразных заболеваниях и физиологических состояниях организма. Нейтрофильный лейкоцитоз возникает при гнойно-воспалительных процессах.
В стоматологической практике наиболее выраженные изменения гемограммы наблюдаются при воспалительных заболеваниях, острой кровопотере при травмах и оперативных вмешательствах, спонтанных кровотечениях из гемангиом.
Все железы внутренней секреции, обладая индивидуальной функцией, взаимосвязаны между собой и ЦНС, обеспечивают единство нейрогуморальной регуляции роста и развития ребенка.
Вилочковая (зобная) железа. У детей от рождения до 2 лет происходит ее максимальное развитие, затем постепенная инволюция, а ее функция переходит к половым железам. Считают, что внутриутробно и в первые годы жизни вилочковая железа контролирует структурное и функциональное совершенствование других эндокринных желез, а после 2 лет эта роль выполняется симпатоадреналовой системой.
Вилочковая железа является центральным органом иммунной системы, участвует в процессах тканевой дезинтоксикации, образовании антител, продукции лимфоцитов, регулирует нуклеиновый, кальциевый, водно-солевой обмен, ускоряет рост и развитие костей, влияет на мышечный тонус. Гипертрофия вилочковой железы проявляется снижением иммунитета, недостаточностью симпати-ко-адреналовой системы. При проведении любого оперативного вмешательства у детей после установления диагноза клиническими, рентгенологическим и эхографи-ческим методами требуется специальная подготовка.
Гиперфункция вилочковой железы часто сопровождается увеличением всего лимфатического аппарата. При сочетании этих признаков формируется клиническая картина лимфатико-гипопластического диатеза [Карташова В.И., 2000].
Щитовидная железа. К 6-му месяцу жизни ее масса может несколько уменьшиться и отмечается снижение уровня тиреоидных гормонов. В последующем до 5— 6-летнего возраста железа быстро растет, затем темпы ее роста замедляются вплоть до препубертатного периода, когда размеры и масса железы вновь быстро увеличиваются. Окончательное гистологическое строение щитовидная железа приобретает после 15 лет.
Основные жизненные функции человека зависят от функции щитовидной железы, так как ее гормоны влияют на активность всех органов и систем. Наиболее выражены активация симпатико-адре-наловой и сердечно-сосудистой систем, что обусловливает гипердинамическое состояние кровообращения. Тиреоидные гормоны оказывают большое влияние на функцию высших отделов ЦНС, в частности на психические процессы; они воздействуют на кроветворение (стимулируют гемопоэз), пищеварительную систему — усиливают сокоотделение и повышают аппетит, влияют на скелетную мускулатуру, печень, другие эндокринные железы (половые, надпочечники), а также служат мощными им-муномодуляторами.
Почки являются мочеобразующи-ми органами. Мочевыделительная система состоит из мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала. Почками из организма выводятся конечные продукты обмена, регулируется объем жидкости в организме, выполняется эндокринная функция — поддерживается тонус сосудов, почечный кровоток и др.
 
Почки формируются с 5-й недели эмбрионального развития. В них происходит сложный процесс образования мочи. У новорожденного анатомическая структура и функция почек еще не совершенны. Наиболее интенсивно почки развиваются на первом году жизни и в пубертатный период. В течение первого года жизни концентрационная способность почек снижена. Следовательно, почки у детей младшего возраста должны работать «на пределе», так как в этот период жизни повышен обмен веществ. Окончательная зрелость коркового вещества почек наступает к 7 годам.
Несовершенство выделительной функции проявляется нарастанием отеков, способностью задерживать лекарственные препараты, солевые растворы, что определяет качественно различный состав мочи (появление альбуминов, эритроцитов) при ряде стоматологических заболеваний и носит транзиторный характер.
В стоматологической практике наиболее важно учитывать эти особенности при инфузионной, антибактериальной (антибиотики) и другой лекарственной терапии.
При хронической одонтогенной инфекции возможно поражение почек как сопутствующее заболевание (пиелонефриты). Функциональное состояние почек у детей раннего возраста необходимо учитывать при проведении анестезиологического пособия (наркоза). Анализ мочи является одним из основных лабораторных методов исследования состояния почек, когда оценивается их функция (в совокупности с другими клиническими признаками стоматологических заболеваний) и определяется необходимость углубленного обследования у нефролога.
Система теплорегуляции. В первые недели и месяцы жизни ребенка система теплопродукции и теплоотдачи окончательно не сформирована. Опасность нарушения теплообмена усиливают такие факторы, как относительно большая поверхность тела, высокая теплопроводность из-за отсутствия подкожной жировой клетчатки, недостаточное потоотделение, слабое развитие мускулатуры и других тканей, обеспечивающих теплопродукцию. Озноб, чрезмерное укутывание быстро приводят к гипо- и гипертермии новорожденных.
Иммунологическая защита. Новорожденный сразу встречается с патогенной или условно-патогенной микрофлорой, перед которой он беззащитен. Из-за физиологической недостаточности иммунитета патологические процессы у детей раннего возраста активно вызываются бактериальной флорой. Незрелость защиты организма, обусловленная возрастом, способствует генерализации инфекционного процесса с развитием разлитых, динамично развивающихся форм вплоть до проявления сепсиса. У старших детей и взрослых чаще наблюдаются ограниченные формы воспаления.
Из неспецифических факторов защиты организма основным является фагоцитарная реакция макрофагами и нейтрофилами с участием лизоцима, миелопероксидазы и других белков. Эта функция активна с первых месяцев внутриутробного развития. К моменту рождения более зрелой является поглотительная способность макрофагаль-ных клеток и нейтрофилов, завершающая фаза фагоцитоза снижена, а во второй половине первого года жизни ребенка более выражена.
Помимо возрастной незрелости, нарушения фагоцитоза могут быть первичными (врожденными) и вторичными, возникающими под влиянием многочисленных токсикант-ных воздействий, длительность, сила действия и инвазивность которых различна.
 

Специфическая защита в первые месяцы жизни осуществляется иммуноглобулинами (антителами). Ребенок получает их во внутриутробном периоде от матери через плаценту. Однако плацентарный барьер проходим только для IgG, a IgM и IgA через плаценту не проникают. После рождения эти иммуноглобулины в небольшом количестве поступают в пищеварительный тракт. Полученные от матери защитные антитела разрушаются к концу первого полугодия жизни. В этот период выработка собственных иммуноглобулинов недостаточна. Именно поэтому ребенок первых месяцев жизни очень подвержен таким инфекционным заболеваниям, которые менее свойственны детям последующих периодов жизни. Значительное число пациентов у детского стоматолога составляют дети с одонтогенными формами воспаления, постинфекционным лимфаденитом. Постепенное нарастание продукции антител достигает максимума к 14—16 годам.
Определяющее значение в развитии системы иммунологических реакций после рождения ребенка имеет состояние вилочковой железы, которая является центральным органом иммунитета. Она продуцирует Т-лимфоциты (тимусзависимые лимфоциты) и секретирует гормо-ноподобный фактор — тимозин, действие которого способствует созреванию Т-лимфоцитов. Иммуно-компетентными органами являются также лимфатические фолликулы (пейеровы бляшки), располагающиеся в подслизистом слое стенки тонкого кишечника, костном мозге, лимфатических узлах, селезенке.
Началом иммунной реакции является генерация из стволовых клеток костного мозга двух типов лим-фоидных клеток. Затем из одного типа клеток развиваются в тимусе Т-лимфоциты трех популяций: Т-помощники, Т-эффекторы, Т-су-прессоры, из другого — костномоз-
 говые В-лимфоциты, способствующие накоплению плазматических клеток и являющиеся продуцентами антител — иммуноглобулинов 3 основных классов: А, М, G.
Система комплемента — комплекс белков и гликопротеинов крови. Она осуществляет функцию естественного иммунитета. Активизация этой системы приводит к различным биологическим реакциям: лизису сенсибилизированных антителами клеток и микроорганизмов, активации и регуляции течения воспалительных процессов, усилению фагоцитоза бактерий, дрожжей, сенсибилизированных антителами эритроцитов. У новорожденных активность комплементарной системы снижена по сравнению со взрослыми, но впоследствии эти отличия стираются.
Нарушение работы любого иммунного механизма приводит к развитию иммунодефицитного состояния (первичные и вторичные имму-нодефицитные реакции).
Первичный иммунодефицит обусловлен генетическим фактором развития Т- и В-лимфоцитов (нарушение выработки или отсутствие иммунных глобулинов — антител в ответ на антигенную стимуляцию). Это дефект клеточного иммунитета или фагоцитоза.
Клиническая картина характеризуется низкой сопротивляемостью инфекциям, повышением частоты развития гнойно-воспалительных заболеваний и др. Дефект клеточного иммунитета сопровождается склонностью к вирусным инфекциям, грибковым поражениям слизистых оболочек и др.
Вторичные иммунодефицитные состояния могут быть вызваны истощением, интоксикацией, авитаминозами, тяжелыми инфекционными заболеваниями и иногда рассматриваются как аутоиммунные заболевания, развивающиеся в результате недостаточной функции Т-супрессоров или снижения активности Т-помощников. Наиболее часто встречается транзиторный синдром дефицита антител у новорожденных и грудных детей вследствие временной недостаточности синтеза гамма-глобулина.
Среди детей с заболеваниями ЧЛО вторичный иммунодефицит характерен для больных с хроническими воспалительными заболеваниями, врожденной расщелиной губы и неба и другими синдромами.


 

Источник: stomfak.ru