Рекомендация
Студентам
Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта
Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно
Редактировать статью?!
Скачать статью в формате PDF
Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)
Категории статей
Совещание деканов и заведующих кафедрами стоматологических факультетов медицинских вузов РФ
Клинико-диагностический центр ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» 12 февраля 2010 года
В соответствии с распорядительным письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.01.2010 за №16-3\10\2-142 12 февраля 2010 года в конференцзале Клинико-диагностического центра ГОУ ВПО МГМСУ состоялось совещание деканов и заведующих кафедрами стоматологических факультетов медицинских вузов РФ.
Участников представительного совещания (около 150 человек) приветствовали члены президиума, во главе с главным внештатным специалистом МЗСР РФ – главным специалистомстоматологом, ректором МГМСУ, засл. врачом РФ Янушевичем О. О., начальником отдела развития медицинского образования, засл. работником здравоохранения РФ Пивоваровым А. Н., деканом стоматологического факультета МГМСУ, проф. Митрониным А. В.
Первыми были заслушаны актуальнейшие и принципиальные для развития и перспектив российской стоматологии выступления Янушевича О. О. и Пивоварова А. Н. (в прошлом – челюстно-лицевого хирурга), отражающие вопросы повышения качества подготовки кадров в вузах в соответствии со сформированными и находящимися в настоящее время на утверждении в МЗСР Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) третьего поколения. (В декабре 2009 г. процесс обсуждения на сайте МЗСР был завершен). Акцент был сделан на вопросах изменений в планировании учебной программы, в расписаниях при подготовке студентов; на повышении требований к уровню подготовленности абитуриентов на приемных экзаменах по профилирующим конкурсным дисциплинам; на вопросах учета последовательности и программной стыковки преподаваемых смежных дисциплин, значимости самоподготовки студентов, предъявления более жестких требований по результатам достигаемых компетентностей. Шла речь о необходимости создания в достаточном количестве современно оборудованных клинических баз, о повышении роли навыков и умений во время пропедевтических курсов. Рассматривались вопросы значимости подготовленности выпускников вузов к реальной практической деятельности непосредственно после вручения им государственных дипломов врача-стоматолога. Говорили и о том, насколько целесообразна в сегодняшних условиях интернатура. Размышляли о вопросах по структуре и формам организации последипломного образования, о проблемах согласования и координации в решении задач между Минздравсоцразвития, Минобрнауки и вузами.
С развернутым докладом «О разработке примерных учебных программ в рамках подготовки федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности „стоматология”» выступил декан стоматологического факультета МГМСУ, проф. Митронин А. В. Были отражены исторические аспекты модернизации ВМПО, в том числе стоматологического, начиная от момента присоединения в 2003 году к Болонскому процессу, включая Московскую международную конференцию (1-2 апреля 2006 года) по актуальным вопросам модернизации и повышения качества высшего стоматологического образования. Обсуждались этапы совершенствования стоматологического образования в академическом и профессиональном сообществах, этапы разработки проектов ФГОС и задач по подготовке медицинских и фармацевтических кадров. Говорили об отчете о посещении экспертов ЕАСО (11-14 ноября 2007 года), обсуждали проблемы и задачи на этапе формирования ФГОС третьего поколения. Были освещены предварительные заседания комиссии и рабочих групп, прошедших с 13 по 25 января 2010 года. Рассмотрены результаты анализа компетенций по дисциплинам специальности «стоматология», требований по материалам ФГОС третьего поколения с учетом того, что подготовка специалиста должна быть направлена на удобство, качество обучения и готовность выпускника, получающего диплом врача-стоматолога, работать в первичном звене оказания стоматологической помощи – на стоматологическом территориальном участке.
26 января 2010 года под председательством ректора МГМСУ проф. Янушевича О. О. состоялось расширенное учебно-методическое совещание профессорско-преподавательского состава стоматологического факультета с участием заведующих учебными частями, профессоров и доцентов стоматологических профильных и межфакультетских кафедр додипломного и последипломного образования МГМСУ (подробности на сайте www.msmsu.ru).
Было подчеркнуто, что для додипломного образования целесообразно увеличить объем профессионального цикла приобретения необходимых знаний и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной деятельности. В докладе были приведены важнейшие пункты из резолюций проведенных совещаний: просить МЗСР РФ «сохранить одноуровневую систему высшего профессионального образования подготовки врачей по специальности 060105.65 – „стоматология” в рамках специалитета», «согласовать с Министерством образования и науки России сохранение для медицинских и фармацевтических вузов объема базовой составляющей содержания образовательных программ в размере 85%». Отмечено, что на сегодня ФГОС «Стоматология» прошел предварительную экспертизу у представителей работодателей и получил положительную оценку; что в период обсуждения поступали и в основном учтены рекомендации и предложения от многих вузов страны.
В докладе отмечалось:
– Учебная образовательная программа включает базовую часть (общую для всех); в результате изучения дисциплин базовой части цикла студент должен «знать», «уметь», «владеть». Вариативная часть (знания, умения, навыки, определяемые основной образовательной программой (ООП) вуза) включает дополнительные лекции, практические занятия, элективы – для более углубленного изучения отдельных разделов дисциплины. (Государственный образовательный стандарт второго поколения включал федеральный компонент, региональный компонент и вузовский компонент).
– В новых условиях получения образования совершенствование стоматологического образования основано на следующих принципах:
• Студент должен быть не только объектом, но и субъектом учебного процесса с сокращением аудиторной занятости и усилением самостоятельной работы.
• Каждый вуз будет обязан пересмотреть рабочие программы, обеспечить освоение ООП и иметь определенные свободы.
• Индивидуальная траектория обучения.
– Для реализации ООП вузы обязаны способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участия обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
– Перед ректорами и деканами вузов стоит задача подготовки примерных ООП, включающая этапы согласования содержания идентичных примерных учебных программ специальности, проведение экспертизы учебных программ, подготовки материалов как методического, так и материально-технического обеспечения реализации учебного процесса по дисциплинам ФГОС.
В рамках совещания было заслушано важнейшее выступление начальника отдела методического обеспечения МГМСУ Уткиной Т. Б. Она представила участникам методический документ, аккумулировавший огромную работу, проведенную в МГМСУ, – «Разработка ООП в соответствии с ФГОС». Был акцентирован модульный принцип преподавания дисциплин: организационнометодическая структура учебных дисциплин, ее составляющие, предполагающие использование клинических рекомендаций, основанных на протоколах ведения больных и доказательной медицине. В выступлении была представлена структура примерной учебной программы.
Следует подчеркнуть, что уже с 2011 года планируется введение в действие новых ФГОС, что потребует формирования и новых ООС, пересмотра методического обеспечения вузов. Нововведения коснутся и прозрачности информационного библиотечного фонда. Неудивительно, что представленный Уткиной Т. Ю. документ вызвал резонансный интерес со стороны всех участников совещания.
Проректор по науке МГМСУ, проф. Лебеденко И. Ю. представил в своем выступлении «Итоги 1-й Всероссийской студенческой стоматологической научной конференции „Стоматология XXI века”, 2009 год». (Об этой конференции заинтересованный читатель найдет материал в нашей газете).
Об итогах VI Межвузовской студенческой олимпиады с Международным участием по детской стоматологии рассказала зав. кафедрой детской терапевтической стоматологии МГМСУ, проф. Кисельникова Л. П. (Об этой олимпиаде вы тоже можете прочесть в нашей газете).
В качестве сюрприза в рамках совещания состоялся сеанс видеосвязи в онлайн-режиме между собравшимися в конференц-зале участниками совещания и профессором стоматологического образования Патрицией Рейнольдс – директором IVIDENT – Международной стоматологической виртуальной школы при Лондонском королевском колледже (Великобритания). На базе колледжа организованы дистанционные образовательные центры непрерывного обучения E-learning динамично развивающегося 3D-виртуального образовательного мира по многим дисциплинам. IVIDENT является международным центром дистанционной интеграции учащихся по стоматологии с единой комплексной базой данных по документации, информационному библиотечному фонду и пр. Обучающиеся курсы и видеоконференции для учащихся осуществляются на различных языках и доступны всем желающим.
В завершении отметим, что спонсорами проведения этого важнейшего знакового совещания были компании Colgate и Procter & Gamble. Участникам были вручены презентационные пакеты и от этих спонсоров, и от МГМСУ, и от нашего издательства «Поли Медиа Пресс». При содействии компании Procter & Gamble состоялся дружеский банкет, на котором в неофициальной обстановке были продолжены обсуждения, формировались намерения о сотрудничествах и пр.
Хочется от души пожелать, чтобы предлагаемые меры и нововведения в области медицинского, в частности стоматологического, образования не только подняли бы международный рейтинг отечественных вузов, но и положительно повлияли бы на здоровье и настроение наших граждан, что во многом определяется их стоматологическим здоровьем.
Материал подготовила Галина МАСИС
Источник: www.dentoday.ru