Фотография стоматолога из Москвы

Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве

Рекомендация


Студентам

Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта

Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно


Редактировать статью?!

Скачать статью в формате PDF


Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)


Категории статей

Тандем «Качество жизни – качество лечения»

«РАЗБОР ПОЛЕТОВ» МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ КОМИССИЕЙ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ КАЧЕСТВА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗУБНЫХ ПРОТЕЗОВ.

Так уж сложилось, что поднимая в на­шем издании, и неоднократно, вопрос о КАЧЕСТВЕ ЖИЗНИ – интегральном показателе, который без обеспечения человека качественной медицинской помощью (в том числе и стоматологи­ческой) превращается в профанацию (от латинского – осквернение святыни), в искажение изначального понимания самой идеи, мы побывали на «Разбо­ре полетов» -жалоб пациентов на Ка­чество изготовления зубных протезов, направленных в адрес Департамента Здравоохранения Правительства Мо­сквы. Для консультативного разбора сложившихся клинических ситуаций жалобы были направлены в Городскую Комиссию по экспертизе качества из­готовления зубных протезов. Комис­сию возглавляет заслуженный врач РФ, к.м.н., доцент кафедры факультетской ортопедической стоматологии МГМСУ Ирошникова Екатерина Сергеевна. Она переняла эстафету из рук свое­го Учителя – отечественного корифея стоматологии, Алексея Ивановича Дойникова. Ранее именно он разби­рал подобные конфликтные ситуации, находя оптимальные и справедливые для обеих сторон решения. (Читайте в этом же номере газеты поздравле­ние для Е.С. Ирошниковой в связи с только что прошедшим ее Юбилеем). От организационно-методического от­дела Департамента Здравоохранения в работе Комиссии принимала уча­стие зав. ОМО по стоматологии Нина Алексеевна Лапшина. Сразу хочется отметить, что присутствовали мы на таком мероприятии не для слабонерв­ных впервые (24.11.2010), а подвигнул на этот приход отвратительный фильм вызывающий чувство брезгливости «Скрежет зубовный», показанный на TV в октябре, явно демонстрировавший определенную персональную месть всем стоматологам за свое неудовлет­ворительное лечение.

Критика работы существует и долж­на быть в любом деле – это нормально, к сожалению – ошибки бывают у всех. Но критика должна быть продуктив­ной, полезной для дела, разбирать ошибки и делать выводы по их искоре­нению; если их авторы заслуживают порицания или наказания – то и это, но не быть контрпродуктивной, нано­сящий вред – в данном случае всей профессии и репутации тех врачей, которые спасают своих пациентов и не только от боли, а возвращают им здо­ровье, позволяя вернуться и достойно существовать в обществе, радоваться жизни. Врач всегда остается начеку для своего пациента, осознавая, что «здоровье не есть отсутствие болез­ней, а способность переносить их без стойких последствий».

Последняя ремарка – материал готовился в день 200 -летия нашего великого соотечественника -Николая Ивановича Пирогова, который счи­тал: «Преподаватель должен иметь своего рода внутреннюю потребность возможно скорее обнародовать свои ошибки, чтобы предостеречь от них других людей, менее сведущих».

Рассмотрение 15 жалоб от 15 паци­ентов с 15 жизненными драмами. «Раз­бор полета» – в лечебном зале кафедры факультетской ортопедической стома­тологии МГМСУ, заведующий кафедрой – д.м.н., проф. А.Ю. Малый. Именно по его инициативе Комиссия работает не в отдельном кабинете, а в кафедральной клинике, чтобы коллеги, педагоги и со­трудники кафедры, ординаторы и аспи­ранты могли принимать участие в раз­боре и поучиться, чтобы видеть - как не надо лечить, и вместе обсуждать – как можно помочь пострадавшему пациен­ту. Реально в процессе работы Комис­сии поддерживается атмосфера добро­желательности, искреннего сочувствия к пациенту и объективного отношения к тем, кому они обязаны своим приходом.

На разбор полетов («на ковер») па­циенты приглашаются вместе со сво­ими лечащими врачами, в основном -это врачи-ортопеды. Кто-то пришел и из хирургов, были и заведующие клиниками, где проводилось лечение. Доктора – это представители и госу­дарственных клиник, и частных. Для поддержки многие пациенты (возраст которых колебался в широком диапа­зоне, молодых конечно, значительно меньше) пришли с самыми близкими. Комиссии были предоставлены меди­цинские карты, диагностические мо­дели, ортопантомограммы и пр.

Помогая снять стресс, выслушивая жалобы пациентов, расспрашивая -в чем они заключаются, шел ускоренный устный сбор анамнеза и объективный осмотр клинической ситуации, и не только в полости рта («все в организме энергетически взаимосвязано»). И что же выясняется сразу?

А выясняется самое страшное: во многих бедах и последующих кон­фликтах с обеих сторон оказываются виноватыми сами стоматологи, даже еще не начав оказывать лечение па­циентов, допуская многие ошибки, о которых их Педагоги постоянно преду­преждали еще во времена учебы в ин­ституте (ох, как же тяжело приходится отвечать за ошибки, которые могли бы и не быть вовсе):

В анамнезе (личной медицинской карте) не указаны, или указаны не пол­ностью, общесоматические патоло­гии, присутствие посттравматических патологических ситуаций в челюстно­лицевой области и пр. А, следова­тельно, не учитываются доминантные факторы, связанные со сниженным иммунным статусом пациента и, как факт, с обреченностью на осложнения и неудачи в лечении при проведении любого стоматологическом лечения, если нет предварительной корригиру­ющей или поддерживающей терапии, междисциплинарного взаимодей­ствия между врачами, адекватной мо­тивации пациента на взаимосотрудни­чество с врачом.

В большинстве разбираемых случа­ев в карте отсутствует формулировка диагноза на день первичного осмотра своего пациента.

Нет предварительных рентгеноло­гических данных (или есть, но недо­статочные по информативности) и ре­зультатов их исследований.

Нет результатов лабораторных ис­следований по показаниям.

Нет информированного согласия со стороны пациента на план лече­ния; нет зафиксированного согласия на определенные риски, связанные с тем, что лечащий врач уступает поже­ланиям пациента и пр.

Соглашаясь на сложное протези­рование, тем более с использованием метода дентальной имплантации, во­прос решает один человек, чаще -хи­рург, к которому обратился пациент, а не команда; по крайней мере, в кар­те отсутствуют направления на кон­сультации к смежным специалистам­стоматологам, нет учета их мнений. Это определяет несогласованность действий, последующие осложнения в лечении и реабилитации пациента, его недовольство оказанным лечением, конфликтными ситуациями и далее … по схеме возмущения.

В большинстве случаев – принесен­ные пациентами модели челюстей ха­рактеризовали сложные клинические случаи, связанные с дизокклюзией – с патологическим прикусом, со стирае­мостью поверхностей зубов, с атрофи­ей отдельных участков альвеолярного отростка и, как следствие, с нарушения­ми в работе ВНЧС. Перед составлением плана лечения и принятием решения о плане лечения гнатологический анализ для них был показан в обязательном порядке. (Существует достаточно со­временная европейская статистика: 12­14% пациентов, приходящих к стомато­логу по вопросам протезирования – это головная боль для профессионалов. Им рекомендована предварительная кор­рекция у остеопата. 5% пациентов сто­матолог вообще уже не может помочь.)

Е.С. Ирошниковой с коллегами при­шлось разбирать сложнейшие «букеты» из заболеваний пациентов, о которых те даже часто и не подозревали; направ­лять на дообследования и консульта­ции к различным специалистам, в т.ч. и к стоматоневрологу, психоневрологу; давать заключения по поводу повторно­го лечения; находить профессиональ­ные решения, способные обнадежить и удовлетворить пациента, исправить результаты нерационального протези­рования; предлагались ключи решения ортопедической проблемы; но были случаи, когда предлагалось решить во­прос в суде. Суть критики заключалась в том, что докторам не следует браться за лечение, которое им «не по плечу»; нельзя идти на поводу своего кармана, также как и на поводу у пожеланий паци­ента. Есть показания, а есть и противо­показания. На сиюминутный неоправ­данный «авось» врач -профессионал идти не имеет права. Жизнь Человека, Качество его жизни – превыше всего.

Возможно, что это не удивительно, но недовольство пациентов было вы­сказано не столько о материальных потерях, сколько о катастрофическом для них Качестве нынешней жизни, в неоправдавшихся надеждах. В описы­ваемый день разбора жалоб на недо­статочную (мягко сказано) фиксацию протезов – представилась возмож­ность присутствовать на осмотрах пациентов, страдающих глоссалгией, красным плоским лишаем; многие си­туации были осложнены гипертонией, заболеваниями диабета, перенесен­ной травмой и пр. Форма высказыва­ния претензий со стороны пациентов безусловно определяла степень со­противляемости лечащих врачей­стоматологов, но большинство из них реально хотели исправить свои ошиб­ки и сгладить конфликт. Пациентам, помимо Заключений комиссии, да­вались необходимые рекомендации, приглашения на повторные дообсле­дования. К сожалению, отмечались случаи и малоэтичного поведения са­мих пациентов. Общение с ними – наи­более тяжелая функция членов Комис­сии. Вопрос о гигиене полости рта во время проведения лечения и в после­дующее время был болевой точкой для многих из разобранных случаев.

В заключении хочется сказать, что каждый разбор жалобы – клиническо­го случая -был своеобразным мастер­классом, «экспрессдиагностикой», работой над ошибками. Действие глав­ного эксперта Комиссии оправданы и подтверждены многолетним опытом, знаниями, профессиональным чутьем и человеческим тактом.

Не удивительно, что вокруг кресла, в котором обследовался пациент, собира­лось много коллег-стоматологов, кото­рые просили разрешения прийти послу­шать и поучиться на следующий «разбор полета» и «работу над ошибками».

Удивительно, что до сих пор орга­низаторы стоматологических меро­приятий, владеющие мощным мульти­медийным потенциалом, до сих пор не организуют интерактивные открытые «разборы полета» на своих площадках в близком по эквивалентности форма­те. Наверняка, меньше будет тогда на­реканий к деятельности стоматологов.

Материал подготовила Галина Масис


Источник: www.dentoday.ru