Фотография стоматолога из Москвы

Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве

Рекомендация


Студентам

Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта

Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно


Редактировать статью?!

Скачать статью в формате PDF


Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)


Категории статей

Принципы профилактики зубо-челюстных аномалий и деформаций

 Для осуществления основных задач профилактики ЗЧА необходимо уметь устанавливать однозначную связь между морфологическими особен-ностями и функциональными признаками физиологического прикуса, уметь соотносить физиологический прикус с различными этапами его формирования.
Прикус — соотношение зубных рядов (зубов) при их смыкании с наибольшим количеством контактов. Следовательно, норма — это понятие о правильном положении зубов, форме зубных рядов и соотношении челюстей соответственно виду прикуса и периоду его развития до полного формирования постоянного прикуса.
Содержание профилактических мероприятий определяется наличием клинических признаков и активно действующих причин, ведущих к развитию аномалий прикуса.
Профилактические мероприятия подразделяются на пре-и постнатальные.
Мероприятия по пренатальной профилактике проводятся в женской консультации путем оздоровления организма беременной женщины.
Задачами профилактики ЗЧА в этот период являются устранение профессиональных вредностей, установление рационального режима дня и питания женщины, лечение инфекционных заболеваний, борьба с токсикозом, санация полости рта, стоматологическое просвещение. В этот период возможно выявление ряда наследственных факторов, однако методы влияния на процессы наследственности находятся на стадии исследований.
Постнатальная профилактика осуществляется с момента рождения ребенка и ее содержание зависит от возраста.
От рождения до прорезывания первых молочных зубов (0-6 мес.)
- выявление врожденной патологии в челюстно-лицевой области;
- профилактика острых гнойных заболеваний у новорожденного;
- рассечение укороченной уздечки языка;
- правильное искусственное вскармливание ребенка (поза, подбор соски);
- выявление преждевременно прорезавшихся зубов и определение пока-заний к их удалению.
Период формирования молочного прикуса (6 мес. — 3 года)
- наблюдение за прорезыванием зубов (сроки и последовательность, парность, количество, симметричность, форма, положение, тип смыкания);

- пластика укороченной уздечки языка;
- профилактика кариеса и его осложнений;
- сбалансированное питание, использование при жевании жесткой пищи;
- предупреждение соматических заболеваний;
- санация дыхательных органов;
- профилактика вредных привычек (сосания пальцев, пустышки, соски, посторонних предметов);
- наблюдение за функцией языка при глотании (зубные ряды сомкнуты, кончик языка располагается в области верхних передних зубов с небной стороны).
Период сформированного молочного прикуса (3 года — 6 лет)
- пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка;
- профилактика кариеса зубов и его осложнений;
- присутствие в рационе жесткой пищи;
- вьывление и удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов;
- профилактика деформаций зубных рядов при дефектах зубного ряда (первичная адентия или удаление зубов по клиническим показаниям) путем протезирования;
- наблюдение за ростом челюстных костей (появление физиологических трем и диастем к 5—6-летнему возрасту ребенка);
- избирательное пришлифовывание нестершихся бугров молочных зубов (чаще клыков);
- наблюдение за соотношением зубных рядов, формой зубных дуг;
- выявление нарушений характера речевой артикуляции;
- комплексы миогимнастики - для нормализации смыкания губ, располо-жения нижней челюсти и языка в покое и во время функции.
Период смены зубов (6 - 12 лет)
- профилактика кариеса зубов и его осложнений;
- наблюдение за резорбцией корней молочных зубов;
- наблюдение за прорезыванием постоянных зубов (сроки, последова-тельность, парность, количество, симметричность, форма, положение, тип смыкания);
- удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов;
- определение показаний для проведения хирургического лечения, связан-ного с низким прикреплением уздечки верхней губы, которая явилась причи-ной диастемы, короткой уздечки нижней губы, языка и мелкого преддверия полости рта;
- восстановление разрушенных коронок первых постоянных моляров и/или резцов путем протезирования после их травмы, кариозного поражения или гипоплазии эмали;
- замещение отсутствующих зубов, в том числе при аден-тии, путем протезирования;
- устранение вредных привычек (сосания губ, щек, языка, посторонних предметов);
- избирательное пришлифовывание нестершихся бугров молочных клыков и моляров;
- миогимнастика для нормализации смыкания губ, носового дыхания, осанки.
Период формирующегося постоянного прикуса (12- 18 лет)
- лечение челюстно-лицевых аномалий с целью снижения их степени тяжести;
- профилактика кариеса зубов и его осложнений;
- профилактика болезней пародонта;
- удаление отдельных зубов по ортодонтическим показаниям;
- удаление прорезавшихся или ретинированных сверхкомплектных зубов, одонтом, кист;
- рациональное протезирование;
- пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка, губ, углубление мелкого преддверия полости рта.
Период сформированного постоянного прикуса (18 лет и старше)
- санация полости рта и соблюдение основ гигиены;
- восстановление коронок разрушенных зубов;
- замещение отсутствующих зубов путем протезирования;
- устранение парафункций (бруксизм);
- шинирование зубов при заболеваниях пародонта;
- предупреждение перегрузки опорных зубов при протезировании;
- сохранение тканей протезного ложа.
В клинике мы чаще всего встречаемся с сочетанными аномалиями прикуса. Диагностика ранних симптомов связана с выявлением этиологических факторов, определяющих их клиническую характеристику и прогноз развития патологии.
Для развития зубо-челюстной системы большое значение имеет функциональное состояние мышц челюстно-лицевой области, которое либо способствуют нормальному развитию прикуса, либо нарушает его. Искусственное вскармливание детей на первом году жизни не создает необходимой функциональной нагрузки. У детей при таком способе вскармливания преобладает глотательная, а не сосательная функция.
Для профилактики ЗЧА, связанных с искусственным вскармливанием, рекомендуют широкий выбор сосок для младенцев различных возрастов от 0 до 12 мес, которые имитируют сосок груди матери. Форма соски зависит от ее предназначения, поэтому для воды, молока, сока, каши их выпускают разными. Специальные соски предназначены для кормления детей с врожденной патологией.
Учитывая разное состояние мышц челюстно-лицевой области во время сна и бодрствования, пустышки бывают дневные и ночные. Каждое кормление ребенка способствует тренировке жевательных, мимических мыщц и росту нижней челюсти в длину, т. е. формированию физиологического соотношения челюстей.

Восстановление нормальной функции мышц достигается с помощью специальной гимнастики. Принцип профилактики ЗЧА с помощью миогимнастики заключается в тренировке слаборазвитых мышц, которая позволяет нормализовать функцию мышц антагонистов и синергистов.
Гимнастические упражнения для мышц, окружающих зубные ряды, как метод ортодонтической профилактики были предложены Rogers еще в 1917 г.
Упражнения выбирают с учетом возраста ребенка. Они должны быть не слишком трудными, понятными, желательно превращать их в игру. Дети могут заниматься гимнастикой как индивидуально, так и коллективно, в детских садах и школах. Контроль за выполнением упражнений возлагается на родителей или воспитателей и медицинский персонал.
Комплекс миогимнастических упражнений
1. При нарушении осанки и для тренировки правильного способа дыхания — утренний гимнастический комплекс;
2. Для нормализации глотания:
  а) губы сомкнуты, зубы сжаты, язык поднят вверх - прижать его к переднему участку твердого неба в области зубных бугорков верхних передних зубов, а затем проглотить слюну;
  б) то же упражнение с глотком воды;
  в) цокание;
  г) зевота;
  д) полоскание горла;
3. Тренировка круговой мышцы рта:
  а) при сомкнутых губах надуть щеки, затем медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы;
  б) сомкнуть губы, одновременно препятствуя этому мизинцами в углах рта;
  в) игра на детских духовых инструментах;
  г) свист;
  д) упражнения с приспособлениями:
  — вестибулярной пластинкой Шонхера;
  — активатором Дасса;
  — диском Фриэля (межгубным);
  — ручной вертушкой.
4. Упражнения для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть:
  — нижнюю челюсть медленно переместить вперед до резцового перекрытия;
  — то же с поворотом головы вправо, влево.
5. Упражнения для мышц, поднимающих нижнюю челюсть:
  — губы сомкнуты, зубы сжаты, усилить давление на зубы сокращением жевательных мышц в центральной окклюзии;
  — то же с сопротивлением (палочка, ластик). В сочетании с лечебной гимнастикой благотворно действует массаж, посредством которого в области альвеолярного отростка и неправильно расположенных зубов можно установить их в зубной ряд при наличии соответствующего места. Массаж альвеолярного отростка в области ретинированных зубов стимулирует их прорезывание.
Обследование стоматологического статуса детей первого года жизни и в периоды формирования временного и постоянного прикуса необходимо для объективной оценки и конкретных рекомендаций по профилактике и раннему лечению аномалий прикуса.






 

Источник: stomfak.ru