Фотография стоматолога из Москвы

Надент — Универсальная стоматология Натальи Хворостиновой в Москве

Рекомендация


Студентам

Вы можете использовать данную статью как часть или основу своего реферата или даже дипломной работы или своего сайта

Просто перейдите по ссылке ниже, редактируйте статью, все картинки тоже доступны, все бесплатно


Редактировать статью?!

Скачать статью в формате PDF


Сохраните результат в MS Word Docx или PDF, делитесь с друзьями, спасибо :)


Категории статей

Цвет в эстетической стоматологии

На современном этапе развитии стоматологии все большее количество пациентов предъявляет жалобы на эстетические дефекты изготавливаемых реставраций. Причем часто в функциональном отношении они достаточно состоятельны. В вопросе эстетики есть наиболее проблемные аспекты, одним из которых является воспроизведение цвета зубов. Даже если врач идеально восстановил анатомию, но «не попал в цвет», реставрация не будет эстетичной. Таким образом, для достижения высококачественного конечного варианта стоматолог должен иметь четкие представления о толщине слоев твердых тканей восстанавливаемого зуба, а также об особенностях отражения, преломления и прохождения света в этих слоях.

Поговорим об этом аспекте подробнее. В спектре отраженного от поверхности эмали света содержатся лучи любой длины волны, т. е. все основные цвета. Следовательно, эмаль обладает способностью отражать весь спектр, что характерно для белых поверхностей. Поэтому превалирующий оттенок эмали белый. Диффузное отражение света от поверхности эмали в любой возрастной группе выше, чем дентина. Меньшая величина коэффициента диффузного отражения дентина соответствует известному факту: вещества с более плотной упаковкой частиц (эмаль) отражают света больше, чем пористые (дентин).

Особенности строения эмали придают ей способность рассеивать лучи. Самая высокая величина рассеянного излучения наблюдается в области ЭДС. Рассеивание лучей света снижает блеск эмали и цветность, повышает тем самым белизну коронки зуба, характерную для молодых людей. Таким образом, основной цвет эмали - белый, поскольку она не содержит пигментов, отражает весь спектр цвета и диффузно рассеивает лучи. Матовость связана с рассеивающими способностями микрошероховатостей на поверхности эмали, а также внутренних микропор, заполненных водой, органическими и минеральными компонентами.

Внутреннее рассеивание света эмалью придает свойство опалесценции - внутренних переливов цвета и света. При прохождении падающего света через прозрачную эмаль наблюдается повышение интенсивности коротковолновой составляющей светового луча, вероятно, оно зависит от органических компонентов эмали, а также микропорами и зубным ликвором. Высушивание эмали приводит к потере этого качества. Рассеивание света дентином гораздо больше чем эмали. Важно учитывать и преломляющую способность эмали, обусловленную кристаллами апатитов. Несоответствие этого показателя с таковым композита приводит к видимости границы пломба - зуб.
 Эмаль зуба, будучи светопроницаемой позволяет оценить цвет подлежащего дентина. На отдельных участках эмаль зуба не имеет подлежащего дентина и воспринимается как прозрачная. В отличие от дентина и пульпы интактная эмаль не содержит пигменты, однако она может влиять на цвет зуба, например, посредством изменения степени светопроводимости. Так, истончение слоя эмали способствует просвечиванию дентина. Коэффициент пропускания света дентином всегда ниже, чем эмали. Снижение характеристики светопроводимости при прочих равных условиях связаны со структурой дентина. Таким образом, опаковость, непрозрачность дентина зависит от рассеивания им света и низкой светопроводимости, как результата неоднородности структуры и состава.

Важной световой характеристикой дентина является флуоресценция, т. е. способность поглощать энергию света и излучать ее обратно в другом спектральном диапазоне. Чистое ультрафиолетовое излучение или та часть его спектра, которая входит в состав солнечного света, проходя через слои эмали, проникает в дентин и вызывает его флуоресценцию, которая проявляется в виде излучения преимущественно белого или светло голубого света.

Качественными характеристиками цвета зуба также могут служить тон, светлота, и насыщенность. Воспринимаемые визуально тона или оттенки, можно охарактеризовать как белые, желтые, серые, голубые, коричневые. По светлоте тона различают следующим образом: желтые - варьируют; серый, го¬лубой бывают светлыми; коричневые - очень светлыми. По насыщенности можно выделить следующие градации: желтые тона - варьируют; для серых, голубых характерна низкая насыщенность, для коричневых оттенков - очень низкая. Буквенно-цифровое обозначение параметров в клинике позволяет определить шкала цветов VITA 3D - MASTER.


Основные тона зуба, их интенсивность (светлоту и насыщенность) можно объяснить особенностями структуры и состава зуба (или совокупностью свойств эмали, дентина, пульпы). Так, максимальное отражение всех цветных лучей поверхностью, а также рассеивающие способности эмали обуславливают белый цвет. Кроме того, обладая склонностью к внутреннему рассеиванию света, эмаль придает голубые опенки цветовой гамме.

 

Цвет дентина обнаруживается благодаря светопроницаемости эмали. От тол¬щины эмалевого слоя зависит степень преломления и отражения падающего света лежащим глубже дентином. Область режущего края не имеет дентина, поэтому кажется прозрачнее. Срединная часть зуба чаще содержит основную массу желтоватого дентина, который и определяет цвет зуба в целом. Однако этот оттенок средней части может отличаться преобладанием не только желтого, но оранжевого, голубого и серого тонов.

Пришеечный участок зуба имеет слой эмали тоньше, поэтому цвет лежащего под ней дентина выражен более четко.

Благодаря свойству эмали частично пропускать, а частично рассеивать свет, к цвету зуба примешивается видимость объема. Опаковость дентина придает глубину восприятия.

С возрастом цвет зуба меняется, однако оттенок может оставаться прежним, увеличивается его насыщенность и снижается светлота. Цвет склерозированного и вторичного дентина желто - коричневый или прозрачно - серый, поэтому стареющие зубы темнее или более серые, в первую очередь на участках высокой стираемости, особенно по режущему краю. Потемнение усиливают пигменты, легко проникающие в обнаженный дентин. Пигментация эмали и дентина может развиваться как результат проникновения красителей в прежизненные трещины зуба.
 

Природный цвет зубов, следовательно, определяется комбинацией отраженного, пропускаемого и рассеянного поверхностью эмали света, а также отраженных от ЭДС и различных слоев дентина лучей, где оно, кроме того, подвергаются внутреннему рассеиванию, а также частично поглощаются.

Тем не менее, по сравнению с изготовлением металлокерамических реставраций при использовании современных композитных материалов стоматологу значительно проще подобрать цвет реставрации во многом благодаря меньшему количеству наноси¬мых слоев и, следовательно, их большей толщине. Кроме того, при изготовлении реставраций из композитов с большим успехом используются специальные интенсивные красители, которые позволяют более точно воспроизвести яркость и насыщенность цветов натуральных тканей восстанавливаемого зуба, а также его локальные цветовые феномены.

Очень часто эстетические характеристики композитных реставраций оценивают в зависимости от их прозрачности: чем прозрачнее, тем эстетичнее. При этом речь идет не о том, чтобы материал был как можно прозрачнее, а о том, чтобы изготовленная из него реставрация оказалась абсолютно незаметной для постороннего взгляда. Для достижения такого эффекта необходимо добиться оптимального соотношения прозрачности и опаковости композитов. Опаковость пломбировочному материалу совершенно необходима для формирования определенной глубины цвета, а также для того, чтобы темный фон полости рта не просвечивал сквозь изготовленную реставрацию.

Прозрачность же необходима для проявления так называемого эффекта хамелеона, который позволяет обеспечить гармоничный переход от материала реставрации к окружающим тканям зуба. Совершенно очевидно, что в одном слое пломбировочного материала невозможно совместить эти два взаимно исключающие условия. Поэтому в большинстве случаев используют технику послойного нанесения как минимум двух различных масс. Какие же массы следует наносить. Многие рекомендуют комбинировать массы основного оттенка со средней опаковостью и прозрачные массы для режущего края (такая рекомендация присутствует практически во всех инструкциях по применению композитных материалов, однако крайне редко адекватно воспроизводится на практике). Чистые прозрачные массы также используются крайне редко: не более чем в 5-10% слу¬чаев, когда режущий край натуральных зубов пациента отличается повышенной прозрачностью. В большинстве случаев для адекватного воспроизведения структуры режущего края более чем достаточно нанести в этой области тонкий слой стандартной или универсальной массы основного опенка цвета средней прозрачности. Однако, довольно часто, опаковости таких масс оказывается недостаточно для формирования требуемой глубины цвета и маскирования темного фона полости рта. Поэтому при использовании двухс¬лойной технологии изготовления реставраций чаше всего наносят слои стандартных или универсальных масс основного опенка цвета в сочетании с соответствующими опаковыми массами. Именно такая комбинация в настоящее время признана универсальной. В тех случаях, когда использование прозрачных масс является совершенно необходимым, двухслойная техника превращается в трехслойную. Другим примером реализации этой концепции является материал Venus, опаковость которого значительно превышает величины, характерные для большинства классических пломбировочных материалов.
 

При восстановлении небольших дефектов в области передних зубов, как правило, наносится только один слой универсального композита. При этом есть возможность выбора между обычными универсальными композитами и специально разработанными так называемыми эстетическими композитными материалами. Если в состав обычных универсальных композитов в дополнение к стандартной палитре входят массы 2 или 3 опаковых цветов, то в состав эстетических композитов наряду с основными опенками, как правило, входит более широкий набор масс различного цвета. Со специально подобранными к ним опаковыми цветами, а также несколько прозрачных масс различных опенков, которые используются исключительно в тех случаях, когда режущий край натуральных зубов пациента отличается повышенной прозрачностью. Однако, следует помнить, что в подавляющем большинстве случаев дополнительные массы не используются, а стоимость таких наборов значительно выше, чем стоимость традиционных универсальных композитов.

Большое значение, придаваемое способности композитных материалов полироваться до зеркального блеска, объясняется, во-первых, улучшением эстетических характеристик реставраций, особенно в области передних зубов, а, во-вторых, созданием условий, препятствующих образованию и закреплению бактериального налета на гладкой поверхности реставраций. Тем не менее, из-за большего размера частиц наполнителя качество полированной поверхности, даже лучших представителей универсальных гибридных композитов, не может сравниться с качеством поверхности реставраций, изготовленных из микронаполненных композитных материалов.

Для обеспечения эстетического совершенства изготавливаемых реставраций необходимо адекватно оценить ряд общих физических характеристик твердых тканей зуба. А также индивидуальные особенности их сочетания в полости рта пациента. Речь идет, прежде всего, об оттенках цвета, насыщенности, яркости, прозрачности, опалесценции и флуоресценции. Если некоторым правилам оценки каждого из этих параметров еще можно научить, то адекватной интерпретации индивидуальных особенностей их взаимного наложения научить невозможно - это скорее сродни искусству. Именно поэтому эстетическое совершенство реставраций определяется не только объективными (качество используемых материалов и строгое соблюдение технологии их нанесения и полимеризации), но и субъективными (опыт и индивидуальные особенности цветового восприятия.
 

Источник: stomfak.ru